Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:08, курсовая работа
Цель исследования: изучить половые и возрастные особенности отношения к спорту во взаимосвязи с психологическими особенностями.
Задачи:
определить структуру отношений с целью изучения ее применительно к спортивной деятельности;
изучить половые и возрастные особенности отношения людей к спорту в соответствии с выделенной структурой и определить их психологические особенности (самоотношение и уровень субъективного локус контроля);
раскрыть взаимосвязь половых и возрастных особенностей отношения людей к спорту и их психологических особенностей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ отношений……………………………………..5
1.1. Понятие отношение……………………………………………………….5
1.2. Структура отношений…………………………………………………….9
1.3. Развитие отношений……………………………………………………..17
Глава 2. Экспериментальное исследование половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту…………………………20
2.1. Программа исследования………………………………………………..20
2.2. Анализ экспериментальных данных……………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37
Потребности представляют одну сторону отношения. Мясищев относит их к отношениям потому, что потребности объединяют субъект, объект и связь между ними. Он полагает наиболее правильным рассматривать потребности в системе отношений к действительности. Потребность является основным видом отношения человека к окружающему, потому что представляет связь организма с жизненно важными объектами и обстоятельствами. Как всякое отношение, она выражает избирательную связь человека с различными сторонами окружающей действительности. Как всякое отношение, она потенциальна, то есть выявляется при действии объекта и при определенном состоянии субъекта. Кроме того, потребность характеризуется активностью. Если можно условно говорить о безразличном или пассивном отношении, то к потребностям этот термин неприменим даже условно, так как потребность или существует как активное отношение, или не существует вовсе.
В связи с этим, хотелось
бы несколько скорректировать
С точки зрения Мясищева,
на ранних стадиях развития отношения
носят еще недифференцированный
характер. В процессе развития на уровне
неосознаваемых отношений
Усилие в отношении к учебным обязанностям представляет частную форму усилий человека, вытекающих из ответственного отношения к своим обязанностям. Последнее, в свою очередь, вырастая из требований родителей, учителей, становится долгом, совестью. Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами и оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, формирующихся в связи с этическими, эстетическими, юридическими и другими критериями поступков и переживаний человека [4, с. 56]. Помимо понятий, привитых обществом, существует и собственное мнение, которое в итоге формирует оценку того или иного явления. Это собственное мнение состоит из переживаний и эмоций. Моральное оценивание производится посредством приписывания людям моральных качеств, характеристик и диспозиций. В связи с этим можно говорить о моральной атрибуции как средстве интерпретации поведения человека через приписывание ему определенных моральных качеств или побуждений. Приписывая кому-либо некоторое моральное качество или оценивая выраженность этого качества, субъект подразумевает свернутый сценарий ожидаемых поступков и поведения. Здесь имеется ввиду оценка как субъективное образование, так же, как и отношение, которое не может существовать без субъекта. Понятие «объективная оценка» не отражает мнение человека. Оно показывает реальную действительность.
Мясищев рассматривает
вопрос о связи отношений и
психических функций или
Оценка, являясь внешним проявлением пристрастного, заинтересованного отношения субъекта к внешнему предмету, выражает одновременно готовность этого субъекта определенным образом действовать (или избегать действий) по отношению к данному предмету. В этом проявляется принципиальная и постоянная готовность оценочных отношений стать побуждающими.
Формирование оценочных отношений субъекта к себе и окружающим помимо ситуативных задач преследует некую долгосрочную цель - формирование собственной идентичности. Инструментом моральной идентификации субъекта является формирование оценочных отношений субъекта к различным сторонам "Я", окружающим людям, особенно значимым другим. В то же время формирование морально-оценочного отношения создает установку определенным образом поступать по отношению к объекту оценивания [3, с. 10].
Предметом отношений могут явиться самые различные виды деятельности человека. От отвращения до страстного увлечения деятельностью существует множество переходов, причем наряду с непосредственным отношением существует опосредованное. Непосредственное отношение определяется отношением к процессу, к цели и обстановке деятельности. Опосредованное отношение определяется местом ожидаемого результата деятельности в системе целей личности. Основными мотивами, характерными для этого отношения, являются мотивы долга или вообще нравственности – мотивы чести, отношения к лицу, ради которого осуществляется деятельность, мотивы общественной пользы, объективной необходимости или личной пользы. Таким образом, общественные отношения – это отношения к деятельности как к таковой. Опосредованные отношения становятся таковыми при появлении мотивов пользы и долга. Деятельность отодвигается на второй план.
Отношения связаны с разными подструктурами личности. Так, с точки зрения Мясищева, динамические индивидуально-психологические свойства темперамента являются формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы. Характер – это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции человека, выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способности человека находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность – это не что иное, как потребность в определенном виде деятельности, или избирательно-положительное отношение к ней. Равнодушие и страстность, устойчивость и неустойчивость проявляются в отношениях. Мысль о том, что отношения превращаются в черты характера, обозначает, что отношения, приобретая устойчивость, выраженность, большую значимость, становятся характерными для личности. В этом смысле они становятся чертами характера, оставаясь отношениями [7, с. 28].
В то время, как ряд черт характера непосредственно выражает отношения (принципиальность, эгоизм, добросовестность), ряд других свойств (прямота, решительность, цельность) не представляет собой отношений в собственном смысле слова. Тем не менее, и эти свойства связаны с отношениями человека и выражают способ их осуществления, поэтому можно рассматривать характер как единство системы и способа отношений. Черты характера проявляются в отношениях: к деятельности, к себе, к окружающим, к определенным предметам и явлениям, к миру вообще. Отсутствие реакции на что-либо свидетельствует не столько о темпераменте или характере, сколько об отношении человека. На важное и значимое человек реагирует, на неважное, безразличное – не реагирует. В этом проявляется избирательность отношений.
Чтобы понять связь отношений с поведением, нужно выделить три взаимозависимых компонента отношений: 1) познавательный (когнитивный), то есть убеждения человека, его мысли или фактическое знание об объекте или другом лице; 2) эмоциональный (аффективный), то есть представление об оценке, симпатиях человека или о его эмоциональной реакции на некоторый объект или лицо; 3) поведенческий компонент, то есть поведенческое намерение человека по отношению к лицу или объекту. Данная структура отношение перекликается со структурой установки. Некоторые исследователи дают одно определение понятиям «отношение» и «установка». Нам представляется, что развести эти понятия достаточно сложно. Однако отношение видится нам более частным и индивидуальным явлением, чем установка, которая гораздо чаще может присутствовать в одинаковом виде у нескольких людей.
Одной из характерных черт отношения является постоянная направленность на социальные ситуации. Это значит, что из согласованности мыслей, чувств и поступков мы делаем вывод о наличии определенного отношения. Так как отношения характеризуются внутренней согласованностью, то обычно предполагают их тесную связь с поведением [10, с. 34].
В 60-70-х годах социальные психологи разработали способы измерения познавательных, эмоциональных и поведенческих компонентов отношения. Используется также семантический дифференциал. Отношение к спорту исследовалось давно, использовался для этого именно трехкомпонентный подход. В данной работе отношение к спорту также изучается с опорой на эту концепцию. А именно: компонентами отношения являются потребность в занятиях спортом, реальная занятость и удовлетворенность ею.
Р. Мартенс рассматривает формирование всех трех компонентов отношения. Познавательный предполагает классификацию событий. События с одинаковыми свойствами группируются в одну категорию, и мы реагируем на них одинаково. Это помогает упростить наш мир, но зато и увеличивает вероятность неправильного восприятия событий. Часто наблюдается тенденция «типизировать» людей и группы, чрезмерно обобщая или упрощая категории, известная под названием «стереотипии» [6, с. 135].
Эмоциональный компонент
формируется путем
Поведенческий компонент в значительной мере обусловлен, по мнению Мартенса, социальными нормами или представлениями группы людей, которая определяет, какое поведение является адекватным и приемлемым или неадекватным и неприемлемым. Можно добавить, что эта группа скорее всего является референтной для данного человека, выстраивающего свое отношение к чему-либо.
Триандис пишет: «Мы усваиваем свои отношения либо на собственном опыте, либо от других людей. Собственный опыт больше всего играет роль в развитии познавательного и эмоционального компонентов, тогда как другие люди (семья и друзья) имеют наибольшее значение при формировании поведенческого компонента» [11, с. 135].
Мартенс отмечает, что при изменении любого из трех компонентов меняется все отношение. Поскольку компоненты стремятся к согласованности, изменение одного из них повлечет за собой изменение и других. Познавательный компонент может измениться при получении новой информации; эмоциональный – под влиянием приятных или неприятных эмоций, переживаемых в присутствии объекта отношения; поведенческий – при изменении соответствующих норм или путем официального законодательства [6, с. 136].
Зная отношение человека к какому-либо объекту, мы не можем с высокой степенью точности предсказать его действительное поведение. Отношение является не необходимой или достаточной причиной поведения, а дополнительным фактором. Поведение определяется не только отношениями, но и нормами, привычками и ожиданием подкрепления. Кроме того, поведение зависит от особенностей ситуации.
Таким образом, отношения имеют определенную структуру, то есть в них можно выделить отдельные составные части, стороны: потребности, эмоциональная оценка и деятельность. Все эти элементы присутствуют в любом отношении и составляют единое целое, исходя из анализа которого, мы можем судить об отношении человека к чему-либо. Мясищев и Мартенс используют для раскрытия структуры отношений разные термины, которые, однако, наполнены одинаковым содержанием. Каждому элементу в структуре отношений у Мясищева можно найти соответствующий элемент структуры Мартенса. Оба автора указывают на тесную взаимосвязь всех компонентов отношений. Отношения можно рассматривать как непосредственные и опосредованные, в зависимости от мотивов. Кроме того, существует достаточно тесной связи между отношениями и такими подструктурами личности, как характер, темперамент, способности. Последние объясняются и раскрываются через отношения человека.
1.3. Развитие отношений.
Отношения человека избирательны
прежде всего в эмоционально-
Отношения отдельного человека как его сознательные избирательные связи являются продуктом индивидуального развития. В сущности вопрос о развитии человека неразрывно связан с формированием его отношений. По мнению Мясищева, отношения представляют систему, образующуюся в результате развития человека, его воспитания и самовоспитания. Подобно тому, как объекты окружающей действительности имеют разную важность для человека, в системе его отношений имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений. Эта система постоянно меняется, развивается.
Первоначальный период возрастающей, проявляющейся в разных областях избирательности можно назвать предотношением, то есть еще несформировавшимся сознательным отношением при наличии явной избирательности [7, с. 30]. В 2-3 года, как отмечает Мясищев, у ребенка появляются выраженные определенные избирательные отношения. Некоторые свойства отношений в этом возрасте выступают уже как черты характера: самостоятельность, инициативность, добросовестность, общительность. Отношения тесно слиты с поступками и реакцией. Они выражаются в поступке.
Информация о работе Изучение половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту