Изучение половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить половые и возрастные особенности отношения к спорту во взаимосвязи с психологическими особенностями.
Задачи:
определить структуру отношений с целью изучения ее применительно к спортивной деятельности;
изучить половые и возрастные особенности отношения людей к спорту в соответствии с выделенной структурой и определить их психологические особенности (самоотношение и уровень субъективного локус контроля);
раскрыть взаимосвязь половых и возрастных особенностей отношения людей к спорту и их психологических особенностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ отношений……………………………………..5
1.1. Понятие отношение……………………………………………………….5
1.2. Структура отношений…………………………………………………….9
1.3. Развитие отношений……………………………………………………..17
Глава 2. Экспериментальное исследование половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту…………………………20
2.1. Программа исследования………………………………………………..20
2.2. Анализ экспериментальных данных……………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 319.50 Кб (Скачать документ)

Потребности представляют одну сторону отношения. Мясищев  относит их к отношениям потому, что потребности объединяют субъект, объект и связь между ними. Он полагает наиболее правильным рассматривать  потребности  в системе отношений  к действительности. Потребность является основным видом отношения человека к окружающему, потому что представляет связь организма с жизненно важными объектами и обстоятельствами. Как всякое отношение, она выражает избирательную связь человека с различными сторонами окружающей действительности. Как всякое отношение, она потенциальна, то есть выявляется при действии объекта и при определенном состоянии субъекта. Кроме того, потребность характеризуется активностью. Если можно условно говорить о безразличном или пассивном отношении, то к потребностям этот термин неприменим даже условно, так как потребность или существует как активное отношение, или не существует вовсе.

В связи с этим, хотелось бы несколько скорректировать терминологию Мясищева. Нам представляется, что  потребность – есть не вид отношения, а его неотъемлемый и обязательный элемент, составная часть. При этом вполне возможно говорить о наличии отношения и отсутствии потребности, то есть потребность может быть и не быть. Но, тем не менее, она как феномен, как объект упоминания присутствует в отношении. В отношении к одному и тому же объекту у одного человека потребность может присутствовать, а у другого – отсутствовать. Поскольку потребность в принципе может иметь место в любом отношении, она является его составной частью.

С точки зрения Мясищева, на ранних стадиях развития отношения  носят еще недифференцированный характер. В процессе развития на уровне неосознаваемых отношений высокоорганизованного  животного (собака, обезьяна) вычленяется  вторая сторона отношения – эмоциональное отношение. У человека оно проявляется в привязанности, любви, симпатии и их противоположностях – неприязни, вражде, антипатии [7, с. 19]. Эмоциональная сторона отношений выражается в оценке.

Усилие в отношении  к учебным обязанностям представляет частную форму усилий человека, вытекающих из ответственного отношения к своим обязанностям. Последнее, в свою очередь, вырастая из требований родителей, учителей, становится долгом, совестью. Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами и оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, формирующихся в связи с этическими, эстетическими, юридическими и другими критериями поступков и переживаний человека [4, с. 56]. Помимо понятий, привитых обществом, существует и собственное мнение, которое в итоге формирует оценку того или иного явления. Это собственное мнение состоит из переживаний и эмоций. Моральное оценивание производится посредством приписывания людям моральных качеств, характеристик и диспозиций. В связи с этим можно говорить о моральной атрибуции как средстве интерпретации поведения человека через приписывание ему определенных моральных качеств или побуждений. Приписывая кому-либо некоторое моральное качество или оценивая выраженность этого качества, субъект подразумевает свернутый сценарий ожидаемых поступков и поведения. Здесь имеется ввиду оценка как субъективное образование, так же, как и отношение, которое не может существовать без субъекта. Понятие «объективная оценка» не отражает мнение человека. Оно показывает реальную действительность.

Мясищев рассматривает  вопрос о связи отношений и  психических функций или психических  процессов. Так, в раннем школьном возрасте формирование волевого усилия тесно связано с непосредственно эмоциональными отношениями. Усилия в примитивных условиях мобилизуются непосредственно импульсом эмоционально отношения. Рациональные мотивы необходимости или долга оказываются в этих условиях малодейственными [7, с. 26].

Оценка, являясь внешним  проявлением пристрастного, заинтересованного  отношения субъекта к внешнему предмету, выражает одновременно готовность этого  субъекта определенным образом действовать (или избегать действий) по отношению к данному предмету. В этом проявляется принципиальная и постоянная готовность оценочных отношений стать побуждающими.

Формирование оценочных  отношений субъекта к себе и окружающим помимо ситуативных задач преследует некую долгосрочную цель - формирование собственной идентичности. Инструментом моральной идентификации субъекта является формирование оценочных отношений субъекта к различным сторонам "Я", окружающим людям, особенно значимым другим. В то же время формирование морально-оценочного отношения создает установку определенным образом поступать по отношению к объекту оценивания [3, с. 10].

Предметом отношений  могут явиться самые различные  виды деятельности человека. От отвращения до страстного увлечения деятельностью  существует множество переходов, причем наряду с непосредственным отношением существует опосредованное. Непосредственное отношение определяется отношением к процессу, к цели и обстановке деятельности. Опосредованное отношение определяется местом ожидаемого результата деятельности в системе целей личности. Основными мотивами, характерными для этого отношения, являются мотивы долга или вообще нравственности – мотивы чести, отношения к лицу, ради которого осуществляется деятельность, мотивы общественной пользы, объективной необходимости или личной пользы. Таким образом, общественные отношения – это отношения к деятельности как к таковой. Опосредованные отношения становятся таковыми при появлении мотивов пользы и долга. Деятельность отодвигается на второй план.

Отношения связаны с разными подструктурами личности. Так, с точки зрения Мясищева, динамические индивидуально-психологические свойства темперамента являются формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы. Характер – это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции человека, выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способности человека находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность – это не что иное, как потребность в определенном виде деятельности, или избирательно-положительное отношение к ней. Равнодушие и страстность, устойчивость и неустойчивость проявляются в отношениях. Мысль о том, что отношения превращаются в черты характера, обозначает, что отношения, приобретая устойчивость, выраженность, большую значимость, становятся характерными для личности. В этом смысле они становятся чертами характера, оставаясь отношениями [7, с. 28].

В то время, как ряд  черт характера непосредственно  выражает отношения (принципиальность, эгоизм, добросовестность), ряд других свойств (прямота, решительность, цельность) не представляет собой отношений  в собственном смысле слова. Тем не менее, и эти свойства связаны с отношениями человека и выражают способ их осуществления, поэтому можно рассматривать характер как единство системы и способа отношений. Черты характера проявляются в отношениях: к деятельности, к себе, к окружающим, к определенным предметам и явлениям, к миру вообще. Отсутствие реакции на что-либо свидетельствует не столько о темпераменте или характере, сколько об отношении человека. На важное и значимое человек реагирует, на неважное, безразличное – не реагирует. В этом проявляется избирательность отношений.

Чтобы понять связь отношений с поведением, нужно выделить  три взаимозависимых компонента отношений: 1) познавательный (когнитивный), то есть убеждения человека, его мысли или фактическое знание об объекте или другом лице; 2) эмоциональный (аффективный), то есть представление об оценке, симпатиях человека или о его эмоциональной реакции на некоторый объект или лицо; 3) поведенческий компонент, то есть поведенческое намерение человека по отношению к лицу или объекту. Данная структура отношение перекликается со структурой установки. Некоторые исследователи дают одно определение понятиям «отношение» и «установка». Нам представляется, что развести эти понятия достаточно сложно. Однако отношение видится нам более частным и индивидуальным явлением, чем установка, которая гораздо чаще может присутствовать в одинаковом виде у нескольких людей.

Одной из характерных  черт отношения является постоянная направленность на социальные ситуации. Это значит, что из согласованности мыслей, чувств и поступков мы делаем вывод о наличии определенного отношения. Так как отношения характеризуются внутренней согласованностью, то обычно предполагают их тесную связь с поведением [10, с. 34].

В 60-70-х годах социальные психологи разработали способы измерения познавательных, эмоциональных и поведенческих компонентов отношения. Используется также семантический дифференциал. Отношение к спорту исследовалось давно, использовался для этого именно трехкомпонентный подход. В данной работе отношение к спорту также изучается с опорой на эту концепцию. А именно: компонентами отношения являются потребность в занятиях спортом, реальная занятость и удовлетворенность ею.

Р. Мартенс рассматривает формирование всех трех компонентов отношения. Познавательный предполагает классификацию событий. События с одинаковыми свойствами группируются в одну категорию, и мы реагируем на них одинаково. Это помогает упростить наш мир, но зато и увеличивает вероятность неправильного восприятия событий. Часто наблюдается тенденция «типизировать» людей и группы, чрезмерно обобщая или упрощая категории, известная под названием «стереотипии» [6, с. 135].

Эмоциональный компонент  формируется путем сопоставления  физиологических реакций с определенными представлениями. Мы испытываем радость, когда проявляется возбуждение, и объект отношения воспринимается как желательный. Мы можем быть также возбуждены, но воспринимать объект как нежелательный и при этом испытывать гнев. Эти ассоциации, по мнению Мартенса, формируются путем выработки условного рефлекса на объект отношения с помощью положительного или отрицательного подкрепления. Другой фактор, формирующий эмоциональный компонент отношений – частота предъявления объекта. Мартенс считает, что чем чаще мы видим объект, тем больше он нам нравится, хотя чрезмерный контакт может уменьшить привлекательность объекта отношения. Нам представляется, что положительное отношение зависит прежде всего от подкрепления, и совсем в небольшой степени от частоты контакта с объектом. Если человек часто сталкивается с тем или иным объектом, у него может возникнуть привыкание, даже в случае неприятия к этому объекту. Тогда негативные свойства предмета могут сглаживаться и восприниматься менее остро, как нечто неизбежное но необходимое. Однако это вовсе не означает, что человек обязательно станет испытывать к предмету симпатию. Скорее может наблюдаться обратная зависимость: чем большую симпатию человек испытывает к какому-либо объекту, тем чаще он хочет вступать с ним в контакт, взаимодействовать, проявлять в отношении его активностью.

Поведенческий компонент  в значительной мере обусловлен, по мнению Мартенса, социальными нормами  или представлениями группы людей, которая определяет, какое поведение  является адекватным и приемлемым или  неадекватным и неприемлемым. Можно добавить, что эта группа скорее всего является референтной для данного человека, выстраивающего свое отношение к чему-либо.

Триандис пишет: «Мы  усваиваем свои отношения либо на собственном опыте, либо от других людей. Собственный опыт больше всего играет роль в развитии познавательного и эмоционального компонентов, тогда как другие люди (семья и друзья) имеют наибольшее значение при формировании поведенческого компонента» [11, с. 135].

Мартенс отмечает, что  при изменении любого из трех компонентов меняется все отношение. Поскольку компоненты стремятся к согласованности, изменение одного из них повлечет за собой изменение и других. Познавательный компонент может измениться при получении новой информации; эмоциональный – под влиянием приятных или неприятных эмоций, переживаемых в присутствии объекта отношения; поведенческий – при изменении соответствующих норм или путем официального законодательства [6, с. 136].

Зная отношение человека к какому-либо объекту, мы не можем  с высокой степенью точности предсказать его действительное поведение. Отношение является не необходимой или достаточной причиной поведения, а дополнительным фактором. Поведение определяется не только отношениями, но и нормами, привычками и ожиданием подкрепления. Кроме того, поведение зависит от особенностей ситуации.

Таким образом, отношения имеют определенную структуру, то есть в них можно выделить отдельные составные части, стороны: потребности, эмоциональная оценка и деятельность. Все эти элементы присутствуют в любом отношении и составляют единое целое, исходя из анализа которого, мы можем судить об отношении человека к чему-либо. Мясищев и Мартенс используют для раскрытия структуры отношений разные термины, которые, однако, наполнены одинаковым содержанием. Каждому элементу в структуре отношений у Мясищева можно найти соответствующий элемент структуры Мартенса. Оба автора указывают на тесную взаимосвязь всех компонентов отношений. Отношения можно рассматривать как непосредственные и опосредованные, в зависимости от мотивов. Кроме того, существует достаточно тесной связи между отношениями и такими подструктурами личности, как характер, темперамент, способности. Последние объясняются и раскрываются через отношения человека.

 

1.3. Развитие отношений.

Отношения человека избирательны прежде всего в эмоционально-оценочном  смысле [13, с.70]. Отношения представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь человека с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь они образуются и формируются в процессе деятельности.

Отношения отдельного человека как его сознательные избирательные  связи являются продуктом индивидуального  развития. В сущности вопрос о развитии человека неразрывно связан с формированием  его отношений. По мнению Мясищева, отношения представляют систему, образующуюся в результате развития человека, его воспитания и самовоспитания. Подобно тому, как объекты окружающей действительности имеют разную важность для человека, в системе его отношений имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений. Эта система постоянно меняется, развивается.

Первоначальный период возрастающей, проявляющейся в разных областях избирательности можно назвать предотношением, то есть еще несформировавшимся сознательным отношением при наличии явной избирательности [7, с. 30]. В 2-3 года, как отмечает Мясищев, у ребенка появляются выраженные определенные избирательные отношения. Некоторые свойства отношений в этом возрасте выступают уже как черты характера: самостоятельность, инициативность, добросовестность, общительность. Отношения тесно слиты с поступками и реакцией. Они выражаются в поступке.

Информация о работе Изучение половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту