Изучение половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 12:08, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить половые и возрастные особенности отношения к спорту во взаимосвязи с психологическими особенностями.
Задачи:
определить структуру отношений с целью изучения ее применительно к спортивной деятельности;
изучить половые и возрастные особенности отношения людей к спорту в соответствии с выделенной структурой и определить их психологические особенности (самоотношение и уровень субъективного локус контроля);
раскрыть взаимосвязь половых и возрастных особенностей отношения людей к спорту и их психологических особенностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ отношений……………………………………..5
1.1. Понятие отношение……………………………………………………….5
1.2. Структура отношений…………………………………………………….9
1.3. Развитие отношений……………………………………………………..17
Глава 2. Экспериментальное исследование половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту…………………………20
2.1. Программа исследования………………………………………………..20
2.2. Анализ экспериментальных данных……………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 319.50 Кб (Скачать документ)

Существуют значимые различия в общей интернальности между студентами и работающими  гражданами (на 5% уровне), между юношами  и девушками (на 1% уровне). Различия высчитывались с помощью критерия Манна-Уитни, так как изучались две неравные по численности выборки. Студенты, по сравнению с работающими гражданами, считают себя менее ответственными за свою жизнь. Они полагают, что мало могут влиять на события своей жизни, не могут их контролировать. Все зависит от случая или от других людей. То же самое можно сказать о девушках относительно юношей.

Далее проводилось корреляционное исследование. У юношей-студентов обнаружена корреляция между активностью в спорте и интернальностью в области здоровья и болезни (на 1% уровне, -0,721). Чем больше они занимаются спортом, тем меньше считают себя ответственными за свое здоровье. У работающих граждан и девушек-студенток такой зависимости не обнаружено.

У девушек-студенток выявлена корреляция между активностью в  спорте и самопониманием, между активностью и отношением окружающих людей (на 5% уровне). Чем больше они занимаются спортом, тем лучше понимают себя и тем лучше, по их мнению, к ним относятся окружающие. У девушек также обнаружены корреляции между удовлетворенностью их спортивной деятельностью и:

    • глобальным самоотношением – интегральное чувство «за» и «против» собственного «Я» (5% уровень), то есть с возрастанием удовлетворенности спортивной деятельностью растет позитивное отношение к себе;
    • самоуважением – отношение к своим способностям, вера в свои силы (1% уровень), то есть с возрастанием удовлетворенности спортивной деятельностью растет уважение к себе;
    • самоинтересом – интерес к своим мыслям и чувствам, уверенность в собственном интересе для других (5% уровень), то есть с возрастанием удовлетворенности спортивной деятельностью растет интерес к себе;
    • самоуверенностью (1% уровень), то есть с возрастанием удовлетворенности спортивной деятельностью растет уверенность в себе;
    • отношением других (5% уровень), то есть с возрастанием удовлетворенности спортивной деятельностью растет, по их мнению, положительное отношение к ним окружающих;
    • самопринятием (1% уровень), то есть с возрастанием удовлетворенности спортивной деятельностью растет принятие себя;
    • саморуководством (5% уровень), то есть с возрастанием удовлетворенности спортивной деятельностью растет степень руководства над собой;
    • самопониманием (1% уровень), то есть с возрастанием удовлетворенности спортивной деятельностью растет понимание себя;
    • мерой ответственности за свои достижения (5% уровень), то есть с возрастанием удовлетворенности спортивной деятельностью растет принятие на себя ответственности за свои достижения.

Выводы по экспериментальному исследованию:

1) Из 49 испытуемых, среди которых были работающие граждане и студенты обоего пола, большинство занимаются спортом со средней активностью, имеют средне выраженную потребность заниматься и удовлетворенность своими занятиями на уровне выше среднего. Таким образом, нет существенных различий в спортивной активности между полами и разными возрастами.

2) Студенты чаще, чем  работающие граждане, смотрят спортивные  соревнования по телевизору, чаще  читают о них и посещают. При этом большинство испытуемых привлекает в занятиях спортом стремление иметь привлекательный внешний вид, возможность улучшить самочувствие, активность, настроение и здоровье.

3) В целом все испытуемые чем больше занимаются спортом, тем больше хотят заниматься. Студенты считают себя менее ответственными за свою жизнь, чем работающие граждане. А юноши себя более ответственными за свою жизнь, чем девушки.

4) Чем больше юноши-студенты  занимаются спортом, тем меньше  считают себя ответственными  за свое здоровье, в отличие  от девушек и работающих граждан. У девушек обнаружен ряд корреляционных связей между активностью в спорте, удовлетворенностью ею и некоторыми шкалами методик МИС и УСК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

1) В данной работе  рассматривалось понятие «отношение»  и в частности отношение к  спорту. Отношения являются неотъемлемой  частью человеческого общества, они распространены повсеместно, поскольку одним из их признаков является наличие субъекта, коим является человек. Отношения предполагают активность, не всегда внешнюю, проявляющуюся в деятельности, но, по крайней мере, внутреннюю, мыслительную. Отношения имеют определенную структуру, их элементами можно считать познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Они проявляются в характере, темпераменте и способностях человека. Отношения не постоянны, они развиваются в течение жизни человека и вместе с человеком. Субъектность отношений означает, что необходим также и объект, в качестве которого может выступать бесконечное множество явлений и вещей окружающего мира, в том числе и спортивная деятельность. Именно она рассматривается в экспериментальной части данной работы, которая призвана дать более полное представление о частном случае отношений человека, отношении к спорту.

2) В соответствии с поставленной целью были изучены такие категории населения, как студенты (юноши и девушки) и работающие граждане. Исследовалось их отношение к спорту в соответствии с его структурой (активность, потребность, удовлетворенность) и психологические особенности (самоотношение и локус контроля). При этом последовательно решались все поставленные задачи. Из трех выдвинутых гипотез две не подтвердились: студенты по сравнению с работающими гражданами и юноши по сравнению с девушками с одинаковой активностью занимаются спортом. Третья гипотеза подтвердилась частично, только у юношей-студентов: чем больше они занимаются спортом, тем меньше считают себя ответственными за свое здоровье.

3) Полученные результаты  могут представлять интерес для  исследователей проблемы отношений,  а также для тех, кто работает  со спортсменами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1) Андреева Г.М. Социальная психология. – М.:Аспект-Пресс, 2001.378с.

2) Дикая Л.Г., Махнач  А.В. Отношение человека к неблагоприятным  жизненным событиям и факторы  его формирования.// Психологический  журнал. 1996. Т.17. №3. С.137-148.

3) Ковалев В.И. Мотивационная  сфера личности как проявление совокупности общественных отношений.// Психологический журнал. 1984. Т.5. №4. С.3-13.

4) Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией.// Вопросы психологии. 1996. №4. С.55-62.

5) Майерс Д. Социальная  психология. – СПб.: Питер, 2000.688с.

6) Мартенс Р. Социальная  психология и спорт. – М.: ФиС, 1979.176с.

7) Мясищев В.Н. Психология  отношений. – М., 2003.324с.

8) Нейрофизиологические  механизмы психической деятельности  человека. Труды международного симпозиума. – Л.: Наука, 1974.248с.

9) Отношение учащейся молодежи к образованию и производительному труду. Сборник научных трудов. – М.: Педагогика, 1991.117с.

10) Отношение школьников  к природе. – М.: Педагогика, 1988.127с.

11) Проблемы психологии. – Л.: Наука, 1948.227с.

12) Фенько А.Б. Психологический  анализ отношения москвичей к  деньгам.// Психологический журнал. 2004. №2. С.34-42.

13) Ясвин В.А. Исследование  структурных характеристик личностного  отношения к природе.// Психологический журнал. 1995. Т.16. №3. С.70-73.

 

 

 

Приложения.

Приложение 1.

Анкета

1) Как часто Вы принимаете участие в следующих мероприятиях (отметьте знаком «+» в соответствующей графе; по одному   признаку в каждом разделе)

 

 

        Вид занятий

Каждый

день

 4 – 6           раз

в неделю

2 – 3 раза  в

неделю

Каждую

неделю

 

От случая к случаю

Не 

участвую

Утренняя гимнастика
           

Производственная  гимнастика

           

Общефизическая  подготовка

           

Походы выходного  дня

           

Дни здоровья

           

Легкая атлетика (бег, прыжки)

           

Восточные единоборства

           

Лыжный спорт

           

Баскетбол

           

Волейбол

           

Футбол

           

Единоборства (бокс, борьба …)

           

Теннис

           

Настольный  теннис

           

Плавание

           

Технические виды спорта

           

Аэробика

           

Шахматы, шашки

           

Стрельба

           

Рыболовство, охота

           
Туризм, альпинизм
           

Массаж

           

Закаливание

           

Атлетическая  гимнастика (гиревой спорт, тренажеры …)

           

Шейпинг

           

Нетрадиционные  виды спорта (боулинг, бильярд и др.)

           

Уроки физической культуры

           

Прочее (что  именно?):

__________________________

           

 

 

 

 

 

 

 

2) Как часто Вы хотели бы принимать участие в следующих мероприятиях (отметьте знаком «+» в соответствующей графе)

 

 

Вид занятий

Каждый

 день

 

4 - 6

раз в

 неделю

2 - 3 раза в  неделю

Каждую неделю

От случая к случаю

Не 

участвую

Утренняя  гимнастика

           

Производственная  гимнастика

           

Общефизическая  подготовка

           

Походы выходного  дня

           

Дни здоровья

           

Легкая атлетика (бег, прыжки)

           
Восточные единоборства
           

Лыжный спорт

           

Баскетбол

           

Волейбол

           

Футбол

           

Единоборства (бокс, борьба ...)

           

Теннис

           

Настольный  теннис

           

Плавание

           

Технические виды спорта

           

Аэробика

           

Шахматы, шашки

           

Стрельба

           

Рыболовство, охота

           

Туризм, альпинизм

           

Массаж

           

Закаливание

           

Атлетическая  гимнастика (гиревой спорт, тренажеры ...)

           

Шейпинг

           

Нетрадиционные  виды спорта (боулинг, бильярд и др.)

           

Прочее (что именно?):

___________________________

           

 

3) Что привлекает Вас в занятиях физической культурой и спортом?

Мнение

Это не так 

Пожалуй, так

Верно

Совершен-

но верно

Добиться  высоких спортивных результатов

       

Привлекает  сам процесс занятий

       

Улучшение здоровья

       

Стремление  стать сильным,

выносливым, ловким и пр.

       

Стремление  иметь привлекательный внешний вид

       

Воспитать волю, характер и др. качества

       

Улучшить  самочувствие,

активность, настроение

       

Привлекает  общение с друзьями

       

Показать  пример, приобщить членов семьи

       

Стремление  к лидерству, к

авторитету

       

Материальная  выгода от занятий

спортом

       

Что еще?

_________________________

       

 

4) Если Вы занимаетесь одним из видов физической культуры и спорта, то ответьте: Удовлетворены ли Вы этими занятиями? (подчеркните ответ, соответствующий Вашему мнению):

 

Очень удовлетворен

Удовлетворен

Почти удовлетворен

Безразличен

Не удовлетворен

 

5) Чем именно Вы довольны или не довольны в этих занятиях? (Отметьте знаком «+» в соответствующей графе).

 

Удовлетворен

элементами занятий:

Очень

доволен

 

Доволен

Почти

доволен

Безразличен

Не

доволен

месторасположением

         

содержанием занятий

         

ростом спортивного  мастерства

         

укреплением здоровья

         

заданиями и советами тренера

         

совместимостью в группе

         

спортивным инвентарем

         

оптимальностью нагрузок

         

стабильностью спортивных

результатов

         

самочувствием от занятий

         

взаимопониманием с  тренером

         

взаимовыручкой в группе

         

расписанием занятий

         

разнообразием занятий

         

своим спортивным достижением

         

формированием положительных

черт личности

         

вниманием тренера

         

характером общения  с группой

         

Информация о работе Изучение половозрастных и психологических особенностей отношения к спорту