Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:25, реферат
Координационные способности включают в себя:
- ориентацию в пространстве;
- точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и
временным параметрам;
КС делятся на общие, специальные и специфические виды К важнейшим
специфически проявляющимся КС в предметно-практической и спортивной
деятельности человека относятся:
- способности, основанные на проприорецептивной чувствительности
(мышечном чувстве);
- способности к ориентированию в пространстве;
- способность сохранять равновесие;
- чувство ритма;
- способность к перестроению двигательных действий;
- статокинетическая устойчивость;
- способность к произвольному мышечному расслаблению
Определенное влияние на сохранение равновесия оказывает состояние дыхательной
системы.
Известно, что при форсированном дыхании колебательные движения тела
увеличиваются, что приводит к большим затратам усилий для сохранения
равновесия. Вместе с тем задержка дыхания не меньше чем на 30 секунд вызывает
снижение колебаний тела.
Одним из факторов, влияющих на способность сохранять устойчивое положение
тела, является уровень развития физических и координационных качеств,
Определенная степень развития силовых и скоростных качеств мышц позволяет
многократно повторять усилия различного характера с максимально возможной
скоростью. Усиливают проявление устойчивости тела определенные показатели
устойчивости. Чем выше уровень общей и специальной выносливости, тем быстрее
спортсмен осваивает
различные разновидности
Способность удерживать равновесие также зависит от уровня развития
подвижности в суставах. Чем выше степень подвижности (в определенной мере),
тем легче обеспечить рациональное расположение тела и его отдельных звеньев и
таким образом управлять устойчивостью.
Уровень развития гибкости также влияет на сохранение равновесия. Высокая
степень гибкости шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника
позволяет занять устойчивую позицию над опорой.
Большую роль в сохранении равновесия, особенно во вращательных и прыжковых
упражнениях, играет ловкость. Высокий уровень мышечной и внутримышечной
координации обеспечивает решение достаточно сложных двигательных задач.
Поэтому, чем сложнее спортивное упражнение, тем больше ловкости требуется для
сохранения устойчивого положения тела. В каждом виде спорта проявление
ловкости при сохранении устойчивости имеет свою специфику. Проявляется
ловкость также в целесообразном выполнении действий, времени выполнения
движений, в мгновенной правильной оценки ситуации и адекватной реакции.
Немаловажное значение имеет точность движений, обеспечивающая рациональное
расположение звеньев тела над опорой и безопорном состоянии. Точность
двигательных действий способствует их высокой экономичности, выполнению с
меньшими затратами мышечных усилий и энергии. Проявляется она в совершенной
форме (видимой стороне) движений и четкой структуре (содержании)
двигательного действия.
Ритмичность также имеет определенное значение в устойчивом положении тела,
обеспечивая равномерное
распределение и
Она обуславливает
оптимальное соотношение
действия, их непрерывность в течении заданного времени, а также характер,
согласованность
и амплитуду отдельных
определенная продолжительность во времени (темп) и закономерное распределение
усилий (динамика). Темп и динамика тесно взаимосвязаны и влияют друг на
друга. Их оптимальное сочетание обеспечивает гармонию движений. В этом случае
наблюдается чувство ритма ходьбы, бега и т.д., что невозможно без устойчивого
положения тела.
Один из факторов, повышающих способность сохранять равновесие, является
психологический
настрой и эмоциональное
психологической подготовки способствует уравновешенности нервных процессов -
важного условия устойчивого положения. Положительные эмоции также
способствуют повышению работоспособности, мышечной активности и,
следовательно, более эффективному сохранению равновесия тела и его отдельных
звеньев.
Критерии оценки устойчивого положения тела следующие:
-
пространственная оценка и
сохранении отдельной позы: в движении и в сочетании с
другими видами двигательных действий;
- степень соответствия оценки и самооценки расположения звеньев тела;
-
степень устойчивости тела
в пределах 5-10-15°;
-
степень устойчивости тела при
дополнительных движениях (
руками и т.д.);
- степень устойчивости тела в определенной позе;
-
степень устойчивости тела при
различных способах
пространстве (ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжах и др.);
- степень устойчивости тела в различных условиях опоры:
повышенная, наклонная, упругая, мягкая, жесткая и т.д.;
- степень устойчивости тела в безопорном состоянии;
- степень устойчивости тела до нагрузки (начала тренировки), в
середине занятия и после нагрузки;
- степень устойчивости тела в сочетании с другими видами
двигательных действий: вращениями, прыжками, поворотами;
- степень устойчивости
тела при балансировке
Исходя из выше изложенного, можно дать следующее определение данному ДКК:
равновесие - это
способность сохранять
звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.
Способности, основанные на проприорецептивной чувствительности.
Исследования В.И. Лях показали, что способности, основанные на
проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве - по И.М. Сеченову),
достаточно специфичны.
Это способности к
отмериванию, дифференцированию пространственных, временных и силовых
параметров движения.
Объяснить наличие довольно широкого спектра так называемых простых
способностей можно скорее всего тем, что управление движениями по различным
параметрам осуществляется
с помощью различных
Способности к воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференцированию
пространственных, временных и силовых параметров основаны преимущественно на
точности и тонкости двигательных ощущений и восприятии, выступающих нередко в
сочетании со зрительными и слуховыми способностями; при малом моторном опыте
ощущения и восприятия детей еще слишком грубы, не точны, плохо осознаваемы
ошибки в воспроизведении,
оценке или дифференцировании
временных, пространственно-временных и силовых признаков движения. По мере
приобретения опыта ощущения и восприятия параметров выполняемых движений
становятся более точными, отчетливыми и ясными.
В каждом виде физических упражнений мышечно-двигательные ощущения и
восприятия носят специфический характер.
Это зависти
от своеобразия координации
используемых снарядов. Специализированные восприятия в спортивной
деятельности иначе называют чувствами. Наиболее известные чувства: дистанции
- у фехтовальщиков и боксеров; предмета - у гимнасток; воды - у пловцов;
времени - у бегунов, велосипедистов, лыжников и т.д.
Из этого следует,
что способности к
отмериванию и оценке пространственных, временных и силовых параметров
движении, действий или деятельности в целом, основанные на точности и
тонкости, специализированных восприятий ("чувств"), весьма разнообразны,
носят специфический характер и развиваются в зависимости от особенностей
определенного вида спорта.
Вместе с тем данные способности изолированно встречаются крайне редко. К тому
же они находятся в определенных связях с другими специальными и
специфическими КС, а также с физическими и психологическими особенностями.
Эти связи обусловлены тем, что в двигательной деятельности координация
движений выступает как целостный психомоторный процесс, в котором в единстве
и тесном переплетении представлены различные ее компоненты: интеллектуальные
(программирующие и смысловые), сенсорные, сенсомоторные и моторные
(исполнительские, физические).
Способность точно воспроизводить, оценивать, отмеривать и дифференцировать
параметры движений развивается прежде всего при систематическом применении
обще- и специально-подготовительных координационных упражнений, методов и
методических приемов развития специальных КС. Для повышения эффективности
педагогического воздействия используют методические подходы, направленные на
совершенствование этих способностей. Методы развития КС основаны на системном
выполнении заданий, предъявляющих повышенные требования к точности выполнения
двигательных
действий или отдельных движений.
Различают задания
(избирательные) - на точность воспроизведения, оценки, отмеривания и
дифференцирования преимущественно одного какого-либо параметра движения
(пространственного, временного или силового) и систематические - на точность
управления двигательными действиями в целом. Понятно, что такое разделение
условно, ибо точность воспроизведения, оценки и т.п., скажем,
пространственного параметра изолированно от точности воспроизведения, оценки
и т.п. временного или силового признака движения не встречается.
В реальном процессе управления и регулирования движением эти виды точности
всегда выступают в органическом единстве. Поэтому, хотя и возможно
преимущественное дифференцированное воздействие на улучшение точности одного
какого-либо параметра движения, обязательной является установка на достижение
точности выполнения двигательного действия в целом (В.И. Лях, 1989). При
осуществлении целенаправленного развития и совершенствования КС, юные
спортсмены значительно быстрее и рациональнее овладевают различными
двигательными действиями; на более высоком качественном уровне усваивают
новое и легче перестраивают старые тренировочные программы; быстрее
продвигаются
к высотам спортивного