Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 05:58, курсовая работа
Цель исследования – развитие быстроты у волейболистов 12-13- летного возраста.
Объект исследования – учебно-тренировочный волейболистов 12-13-летнего возраста.
Предмет исследования – средства и методы развития быстроты волейболистов на этапе углубленной специализации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИ-ТИЯ БЫСТРОТЫ
Быстрота и ее значение в спортивной деятельности……………
Средства и методы развития быстроты в волейболе……………
1.3 Требования уровня быстроты на разных этапах подготовки……
Выводы по первой главе………………………………………………
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИ-МЕНТА ПО РАЗВИТИЮ БЫСТРОТЫ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 12-13-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, ИХ АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ
2.1 Результаты констатирующего эксперимента по оценке уровня развития быстроты……………………………………………………………..
2.2 Методика и специальные комплексы упражнений на развитие быстроты………………………………………………………………..................
2.3 Результаты педагогического эксперимента, направленного на развитие быстроты волейболистов 12-13-летнего возраста ……………………
Выводы по второй главе…………………………………………..……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А……………………………………………………………..
Приложение Б…………………………………………………………….
РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 12-13-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИ-ТИЯ БЫСТРОТЫ
1.3 Требования уровня быстроты на разных этапах подготовки…… Выводы по первой главе……………………………………………… ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИ-МЕНТА ПО РАЗВИТИЮ БЫСТРОТЫ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 12-13-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, ИХ АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ 2.1 Результаты констатирующего
эксперимента по оценке уровня
развития быстроты………………………………… 2.2 Методика
и специальные комплексы 2.3 Результаты педагогического эксперимента, направленного на развитие быстроты волейболистов 12-13-летнего возраста …………………… Выводы по второй главе…………………………………………..…… ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А……………………………………………… Приложение Б……………………………………………………………... |
3
9 15 24 27
28
21
37 39 41 42
47 48 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В волейболе весьма важную роль играет быстрота движений, уровень развития которой во многом определяет эффективность атакующих и защитных действий волейболистов во время игры. Специальная быстрота волейболиста – это способность игрока выполнять с требуемой, обычно очень большой скоростью технические приемы, способы и отдельные действия [5; 9; 34].
Быстрота реакции отражает способность игрока понять намерения и действия партнеров и соперников, а также определить направление полета мяча и реагировать на них соответствующим образом [17, c. 56].
Многолетняя практика показывает, что воспитание быстроты движений в зрелом возрасте чрезвычайно сложный и малоэффективный процесс. Наиболее благоприятны для этого детские и юношеские годы [5, c. 10].
Проблема скоростной подготовки юных волейболистов разработана недостаточно и практически требует научного подхода при изучении не только динамики данного физического качества, его структуры, но и методики воспитания в зависимости от возраста и пола.
Результаты исследования уровня скоростной подготовленности юных волейболистов свидетельствуют, что все без исключения показатели скоростных качеств, характеризующие различные формы проявления быстроты у девочек и мальчиков в период от 10 до 17 лет, изменяются с естественным развитием организма и его систем, а вот темпы прироста отдельных показателей различны [41, c. 269]. Возрастающие требования к воспитанию быстроты у волейболистов 12-13-летнего возраста делают тему исследования актуальной.
Цель исследования – развитие быстроты у волейболистов 12-13- летного возраста.
Объект исследования – учебно-тренировочный волейболистов 12-13-летнего возраста.
Предмет исследования – средства и методы развития быстроты волейболистов на этапе углубленной специализации.
Гипотеза – предполагалось, что разработка и внедрение в учебно-тренировочный процесс специальных комплексов упражнений позволит повысить уровень развития быстроты у волейболистов 12-13-летнего возраста на этапе углубленной специализации.
Доказать правомерность этих выводов и актуальность решения данной проблемы предпринимается в данной работе.
Задачи исследования:
1 Изучить основные возрастные особенности и формы проявления быстроты у юных волейболистов, средства и методы развития быстроты, требования к уровню развития быстроты на этапе углубленной специализации.
2 Оценить уровень развития быстроты у волейболистов учебно-тренировочной группы первого года обучения.
3 Разработать и апробировать специальные комплексы упражнений для развития быстроты у волейболистов 12-13-летнего возраста.
В работе применялись следующие методы исследования: анализ изучение научной и учебно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Изучение литературных источников осуществлялось на протяжении всего исследования. При этом главное внимание уделялось значению быстроты учебно-тренировочном процессе волейболистов, средствам и методам развития быстроты, изучались нормативные требования к уровню развития быстроты волейболистов 12-13-летнего возраста.
Педагогическое тестирование. Испытания проводились для определения уровня развития быстроты у юных волейболистов до после педагогического эксперимента. За основу была взята программа тестов, предложенная Ю.Н. Клещевым [9, с. 11]. Все нормативы, использованные в работе, приведены в приложении Б.
1 «Бег 30 м».Спортсмен находится у стартовой линии и по сигналу начинает бег от контрольной до конечной линии. Время засекается секундомером.
2 «Бег 92 м «ёлочкой». Бег в пределах
волейбольной площадки (рису-нок1). На волейбольной
площадке располагаются семь набивных
мячей, мяч №7 на расстоянии 1 м от лицевой
линии, по три мяча на боковых линиях, на
расстоянии 3-х м. друг от друга. Спортсмен
находится у седьмого мяча, по сигналу
начинает бег, касаясь мячей по одному
№7-№1-№7-№2-№7-№3-№7-№4-№7-№5-
№6
№4
№2
Рисунок – 1 Схема теста «Бег 92 м «елочкой», с»
3 «Бег 30 м с изменением направления (6х5м)». На расстоянии 5 метров чертятся две линии - стартовая и конечная. По зрительному сигналу занимающийся бежит, преодолевая расстояние 5 метров шесть раз. При изменении направления движения, обе ноги испытуемого должны пересечь линию. Время засекается секундомером.
4 «Бег с имитациями «удар, блок, кувырок». Испытуемый стоит у трехметровой линии в зоне №4, по сигналу он как можно быстрее выполняет имитацию нападающего удара, имитацию блока, оттягивается спиной вперед за трехметровую линию, делает имитацию приема снизу с падением через плечо, поднимается, и то же самое делает в зоне №3, №2. Время засекается по секундомеру (рисунок 2).
Рисунок 2 – Схема теста «Бег с имитациями «удар, блок, кувырок»
5 «Челночный» бег 9-3-6-3-9». Старт от лицевой линии – коснуться рукой средней линии, коснуться рукой линии нападения на «стартовой» стороне площадки, коснуться рукой линии нападения на противоположной стороне площадки, коснуться рукой средней линии и рывок до лицевой линии площадки, противоположному месту старта. Время засекается по секундомеру (рисунок 3).
Рисунок 3 – Схема теста «челночный бег 9-3-6-3-9, с»
Педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента исследовались две группы мальчиков 12-13 лет в количестве 24 человек. По 12 человек в экспериментальной и контрольной группе. Занятия проводились три раза в неделю, продолжительность одного занятия 135 минут. Были разработаны комплексы физических упражнений, направленных на повышение скоростных способностей, по которым занималась экспериментальная группа.
Методы математической статистики. Для установления статистической значимости использовались формулы. Сначала вычислялось значение средней арифметической величины по формуле (1):
где: x - средняя арифметическая величина.
∑- знак суммирования.
хi - результаты измерений.
n – объем выборки (количество измерений).
Вторым шагом было вычисление среднего квадратического отклонения по формуле (2):
где σ – среднее квадратическое отклонение (сигма).
Третьим шагом было определение статистической значимости по формуле (3):
Где: σ1-2 – средние квадратические отклонения,
X1-2 – результаты измерений,
n1-2 – количество испытуемых.
Также для определения достоверности и статистической значимости использовалась таблица Стьюдента.
Организация исследования. Исследование проводилось в Челябинске в течение шести месяцев на базе МУДОД СДЮСШОР по волейболу. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа. На первом этапе (2010-2011 гг.) изучалась и анализировалась научная и учебно-методическая литература. Формулировался понятийный аппарат, подбирались методы исследования.
На втором этапе (сентябрь 2011, декабрь 2011 – февраль 2012) проводился констатирующий педагогический эксперимент по оценке уровня развития быстроты у волейболистов 12-13-летнего возраста. Разрабатывались специальные комплексы упражнений для повышения уровня развития быстроты, которые были внедрены в учебно-тренировочный процесс волейболистов экспериментальной группы (12 человек), контрольная группа (12 человек) занималась по общепринятой программе и методике СДСЮШОР по волейболу. У обеих групп проводилось по три учебно-тренировочных занятия в неделю, продолжительность 135 минут. Тестирование уровня развития быстроты проводилось в дни, свободные от учебно-тренировочных занятий.
На третьем этап (март-апрель 2012 г.) осуществлялись обсуждение и анализ данных, полученных в ходе педагогического эксперимента, выполнялось оформление работы. Подготовлены две научные работы по результатам исследования.
Практическая значимость работы заключается в разработке специальных комплексов упражнений, направленных на развитие быстроты волейболистов 12-13-летнего возраста. Данные комплексы внедрены в учебно-тренировочный процесс МБУДОД СДЮСШОР по волейболу г. Челябинска (приложение А).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ
Скоростные характеристики движений и действий объединены под общим названием – быстрота. В самых общих чертах она характеризует способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Матвеев Л.П. дает следующее определение быстроте – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата [32, с.63]. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека [36, c. 29].
Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:
Выделяемые
формы проявления быстроты относительно
независимы друг от друга и слабо
связаны с уровнем общей
Быстрота двигательной реакции, как ответ на внезапно появляющийся сигнал определенным движением или действием, имеет большое значение для рукопашного боя. В условиях поединка может быть один или несколько одновременных или последовательных раздражителей (действий противника), поэтому и выделяют простую и сложную реакции (реакция на движущийся объект или реакция выбора соответственно).
В простой реакции выделяют два ее компонента:
1 Латентный (запаздывающий), обусловленный задержками, накапливающимися на всех уровнях организации действия в ЦНС. Латентное время простой двигательной реакции не поддается тренировке, не связано со спортивным мастерством и не может приниматься за характеристику быстроты человека.
2 Моторный, за счет совершенствования, которого в основном и происходит сокращение времени реакции [41, c. 272].