Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 05:58, курсовая работа
Цель исследования – развитие быстроты у волейболистов 12-13- летного возраста.
Объект исследования – учебно-тренировочный волейболистов 12-13-летнего возраста.
Предмет исследования – средства и методы развития быстроты волейболистов на этапе углубленной специализации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИ-ТИЯ БЫСТРОТЫ
Быстрота и ее значение в спортивной деятельности……………
Средства и методы развития быстроты в волейболе……………
1.3 Требования уровня быстроты на разных этапах подготовки……
Выводы по первой главе………………………………………………
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИ-МЕНТА ПО РАЗВИТИЮ БЫСТРОТЫ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 12-13-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, ИХ АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ
2.1 Результаты констатирующего эксперимента по оценке уровня развития быстроты……………………………………………………………..
2.2 Методика и специальные комплексы упражнений на развитие быстроты………………………………………………………………..................
2.3 Результаты педагогического эксперимента, направленного на развитие быстроты волейболистов 12-13-летнего возраста ……………………
Выводы по второй главе…………………………………………..……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А……………………………………………………………..
Приложение Б…………………………………………………………….
В соответствии с этим можно выделить несколько принципов, по которым можно правильно подобрать эти упражнения; упражнения ОФП должны быть родственны по характеру нервно-мышечных усилий и режиму работы организма в целом тому виду спорта, в котором специализируется спортсмен; они должны соответствовать более полному развитию специальных качеств; упражнения ОФП должны содействовать развитию общей координации движений и обогащать спортсмена такими разнообразными двигательными навыками, которые способствовали увеличению специальных навыков (игры, гимнастические упражнения, специально подобранные из других видов спорта), в группе упражнений ОФП должны быть и такие, которые могли бы переключать спортсмена на иной характер движений и этим способствовать более быстрому восстановлению состояния организма и нормализации деятельности ЦНС (подвижные и спортивные игры, медленный бег в лесу по мягкому грунту, лыжные прогулки, спокойное плавание). Круглогодичное применение средств разносторонней физической подготовки, в том числе и в соревновательном периоде, в сочетании с тренировкой в своем виде, правильное дозирование нагрузки, учет индивидуальных особенностей спортсмена - все это способствует неуклонному росту тренированности. Сочетание силовых упражнений с упражнениями на гибкость, выносливость, расслабление и ловкость, связанные с работой над техникой в избранном виде являются наиболее целесообразной методикой тренировки для воспитания спортивных качеств [31; 332; 34; 49].
Для воспитания быстроты применяют следующие виды упражнений:
- общеразвивающие упражнения на быстроту, которые спортсмен должен не только выполнять, но и превратить их в навык, чтобы в итоге волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;
- специальные упражнения «своего» вида спорта, оказывающие положительное влияние на технику и результативность основного упражнения;
- упражнения других видов спорта:
а) циклические - с возможно большей частотой;
б) ациклические - максимальной быстротой;
в) смешанные - прыжки и метание с разбега [31; 32].
Специальные упражнения ациклического типа повторяются столько раз, сколько можно выполнить их, не снижая быстроты. Изменения напряжения - первое серьезное препятствие на пути к повышению быстроты, из-за очень высоких усилий может возникнуть нарушение нервно-мышечной координации. В процессе обучения спортивной технике быстрота движений постепенно повышается до тех пор, пока не начнут возникать изменения напряжения, чтобы она была околопредельной - эта скорость для спринта будет оптимальной. При оптимальной скорости формируются и упрочняются правильные двигательные навыки. Особенно важное значение для повышения скорости движений имеет ощущение более быстрого движения. Этого можно добиться за счет уменьшения веса снаряда, дополнительного отягощения в прыжках, беге, других видах. Выполнения движения с отягощением, организму предъявляются повышенные требования. След от этой дополнительной мобилизации остается некоторое время после прекращения и выполнение работ в этот момент без отягощения способствует развитию быстроты. Быстрота реакции моет совершенствоваться даже на уровне сотых долей секунд, если речь идет о срочной информации о показаниях. Спортсмены должны регулярно сопоставлять свои ощущения с достигнутым результатом для более эффективного развития быстроты. Следует использовать путь развития быстроты с дополнительной мобилизацией других (звуковых, зрительных) анализаторов. Сочетание любого средства развития быстроты с выполнением более быстрых и нормальных движений - обязательное условие развития быстроты [49, c. 68].
Различают семь основных методов развития быстроты:
1 Повторный метод характеризуется повторным выполнением упражнений с околопредельной или максимальной скоростью. Продолжительность серии – 15-20 с, интервал отдыха между сериями – 30 с – 1 мин, количество серий – 6-8 (дозировки для упражнений на быстроту перемещения).
2 Переменный метод представляет собой относительно ритмичное чередование движений с высокой интенсивностью (выполняемых в течение 10-15 с) и движений с меньшей интенсивностью (10-20 с).
3 Интервальный метод – подобие повторного, но интервалы отдыха строго регламентированы для каждой тренировки.
4 Сопряженный метод характеризуется выполнением технических приемов и имитационных упражнений с высокой интенсивностью непродолжительное время.
5 Метод круговой тренировки – для каждой «станции» выполнение упражнений определенного тренирующего воздействия (например: на 1-й станции - развитие быстроты реакции; на 2-й – развитие быстроты одиночного движения; на 3-й – быстроты перемещений).
6 Соревновательный метод: выполнение упражнений с предельной быстротой движений и скоростью перемещения в условиях соревнования.
7 Спортивные, подвижные игры, беговые эстафеты. Для основных упражнений (нападающие удары, прием мяча, передачи, подвижный блок) продолжительность одной серии до 1,5 мин, интенсивность – высокая, паузы отдыха между сериями – до 1,5 мин, количество серий – 6-8 [49, c. 75-76].
Дозировка физических нагрузок для интервального, сопряженного, метода круговой тренировки, спортивных, подвижных игр, эстафет подбирается, исходя из методических принципов развития быстроты [10, c.115].
Ю.Н Клещев
выделяет следующие методы
Средства тренировки: имитационные упражнения, старты и спринтерские ускорения, прыжковые упражнения, упражнения, максимально приближенные по своей структуре к техническим приемам игры, спортивные игры и основные упражнения по технике игры [16; 17; 23].
Примерные упражнения для развития быстроты двигательной реакции:
1 Зеркальное выполнение упражнений, в парах стоя лицом друг к другу.
2 Стоя на скамейке друг за другом, по сигналу спрыгнуть на пол ноги врозь, снова на скамейку – на пол и сесть. Кто быстрее?
3 По сигналу (рука в сторону, назад, вперед) одноименные перемещения.
4 Бег трусцой по площадке. По сигналу – в быстром темпе менять направление бега, делать рывки с остановками.
5 Во время игры в футбол (баскетбол, гандбол) по сигналу выполнить кувырок и прыжок вверх с поворотом на 360'.
6 «Тренировка вратаря» – 5-6 игроков с расстояния 5-6 м поочередно бросают мячи (или ударом) в маркированные ворота – вратарь отбивает или ловит мячи.
7 Подвижные игры – «Охотники и утки», «День и ночь» и др.
8 Зеркальное выполнение упражнений в парах лицом друг к другу (блокирование, имитация защиты и др).
9 Передвижение вдоль сетки приставными шагами по сигналу – имитация блока.
10 Бросок теннисного мяча в прыжке через сетку – в момент замаха назвать зону броска.
11 Прием мяча, отскочившего от призматического щита.
12 Прием мяча защитником после поочередных нападающих ударов от 4-5.
игроков, стоящих полукругом на расстоянии 6-8 м от защитника.
13. Прием подач одним волейболистом, стоящим в центре площадки спиной к сетке.
14. Нападающий удар через сетку. В момент замаха назвать зону атаки.
15. Нападающий удар через сетку, далее блокирование в зоне 3, далее прием мяча в защите.
16. Блокирование нападающих ударов с различных по траектории передач [10, c. 138].
Примерные упражнения для развития предельной быстроты отдельных движений:
1 В прыжке вверх выполнить хлопок руками перед грудью и за спиной.
2 В прыжке максимальное количество касаний одной (двумя) руками
баскетбольного щита.
3 В прыжке вверх выполнить двойное касание ногой о ногу.
4 В прыжке вверх поймать набивной мяч, брошенный партнером и до приземления бросить обратно.
5 Лежа, вытолкнуть набивной мяч от груди вверх, встать и поймать его.
6 Бросок вверх-вперед набивного мяча, зажатого стопами ног.
7 Поочередная ловля и ответные броски набивных (баскетбольных) мячей, которые со всех сторон круга бросают партнеры.
8 Из и.п. лежа на спине по сигналу выполнить кувырок назад, прыжок вверх с поворотом на 360° и принять упор лежа.
9 Серия подач на скорость выполнения.
10 Серия нападающих ударов с места и после разбега.
11 Передачи сверху двумя руками в стену на скорость.
12 Прием нападающих ударов от 4-6 игроков, стоящий в шеренге (удары в защитника поочередно).
13 Имитация блока после быстрого перемещения вдоль сетки влево-вправо до 1,5 м [10, c. 140].
Примерные упражнения для развития быстроты перемещений:
1 Бег, высоко поднимая бедро, со сгибанием ног внутрь и касанием стоп одноименной рукой.
2 Бег, забрасывая голень назад, с касанием пяток одноименной рукой.
3 Бег с поворотами туловища на 360°.
4 Бег с высоким подниманием бедра (6-9 м) – рывок (6-9 м) – остановка; бег, забрасывая голень назад – рывок – остановка; бег, ноги сзади прямые – рывок – остановка и т.д.
5 Бег спиной вперед с оптимальной величиной шагов.
6 Бег зигзагом между флажками (мячами) до 10-15 м в одну сторону.
7 Бег с ускорением до 15-20 м.
8 Спортивные игры на площадках, уменьшенных размеров.
9 Перемещения правым, левым боком приставными (окрестными) шагами по прямой и по периметру площадки.
10 Бег по квадрату 9х9 м – рывок, остановка – прием (передача) мяча, поворот налево (направо) – рывок, остановка – прием мяча и т.д.
11 Челночный бег на 6 (9) м; 9-3-6-3-9 м с приемом (передачей) мяча в конце каждой дистанции.
12 Челночный бег на 6 (9) м – в конце каждой дистанции, остановка, прыжок вверх с поворотом на 360° с последующим приемом (передачей) мяча, брошенного партнером.
13 Имитация блока (с перемещением) в зонах 2,3,4.
14 В парах – удар в партнера. После приема мяча быстро обежать атаковавшего игрока и вернуться на исходную позиции.
15 И.п. игроков в парах – на линии нападения и лицевой линии. Передача мяча (после каждой передачи игрок на линии нападения касается сетки).
16 Прием поточных нападающих ударов одним защитником в зонах 1 и 5 (нападающие удары из зон 4 и 2 противоположной стороны площадки).
17 Прием нападающих ударов одним защитником в зонах 5,4,2,1 (нападающие удары поочередно из зон 4 и 2 противоположной стороны площадки) [10, c. 143-144].
При развитии быстроты необходимо учитывать следующие требования:
– упражнения выполнять после хорошей разминки и в первой половине тренировочного занятия (на фоне утомления развивается не быстрота, а выносливость);
– техника упражнений «на быстроту» должна быть освоена так, чтобы спортсмен направлял усилия не на способ, а на скорость выполнения;
– длительность одного повторения упражнения должна быть такой, при которой оно выполняется без снижения предельной скорости (10 -15с);
– число повторений должно быть таким, при котором оно каждый раз выполняется без снижения скорости (обычно 5-7 раз);
интервал отдыха между повторениями подбирается таким, чтобы следующее повторение начиналось без снижения скорости [10, с.141-142].
Осуществление большинства технических приемов в волейболе трудно представить без достаточного развития быстроты. Нужно подбирать упражнения в зависимости от того, какой из данных компонентов отстает у тренирующихся волейболистов. Рекомендуется большинство упражнений, направленных на развитие скорости, совершать по зрительному сигналу, для того чтобы способствовать не только развитию скорости движений, но и быстроты ответной реакции. Для волейбола специфичен ответ на зрительный раздражитель. Для развития скорости движений необходимо подбирать упражнения, выполняемые максимально быстро, приближенные по своей структуре к наиболее характерным для волейбола [10; 17; 18; 19].
Развитию быстроты перемещения способствуют рывки на короткие отрезки с резким изменением направления движения и резкими остановками. Развитию скорости переключения в действиях – разнообразные сочетания имитационных упражнений, выполняемые в различной последовательности [10, c. 142].
Выполняя имитационные упражнения в сочетании с упражнениями, направленными главным образом на развитие скорости перемещений, нужно, учитывая специфику волейбола, направления перемещений приближать к тем, которые чаще всего встречаются в волейболе [23, c. 17-19].
Имитируемые технические приемы должны быть связаны с направлением перемещение и местом, куда переместился игрок. Так, к примеру, после перемещения к сетке целесообразно выполнять нападающий удар, после перемещения вдоль сетки – блокирование и т.д. [10; 17; 18; 24]
1.3 Требования к уровню развития быстроты на разных этапах подготовки
В настоящее
время применяют множество