Развитие быстроты волейболистов 12-13-летнего возраста на этапе углубленной специализации с помощью специальных комплексов упражнений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 05:58, курсовая работа

Описание

Цель исследования – развитие быстроты у волейболистов 12-13- летного возраста.
Объект исследования – учебно-тренировочный волейболистов 12-13-летнего возраста.
Предмет исследования – средства и методы развития быстроты волейболистов на этапе углубленной специализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИ-ТИЯ БЫСТРОТЫ
Быстрота и ее значение в спортивной деятельности……………
Средства и методы развития быстроты в волейболе……………
1.3 Требования уровня быстроты на разных этапах подготовки……
Выводы по первой главе………………………………………………
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИ-МЕНТА ПО РАЗВИТИЮ БЫСТРОТЫ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 12-13-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, ИХ АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ
2.1 Результаты констатирующего эксперимента по оценке уровня развития быстроты……………………………………………………………..
2.2 Методика и специальные комплексы упражнений на развитие быстроты………………………………………………………………..................
2.3 Результаты педагогического эксперимента, направленного на развитие быстроты волейболистов 12-13-летнего возраста ……………………
Выводы по второй главе…………………………………………..……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А……………………………………………………………..
Приложение Б…………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 406.00 Кб (Скачать документ)

В соответствии с этим можно выделить несколько  принципов, по которым можно правильно подобрать эти упражнения; упражнения ОФП должны быть родственны по характеру нервно-мышечных усилий и режиму работы организма в целом тому виду спорта, в котором специализируется спортсмен; они должны соответствовать более полному развитию специальных качеств; упражнения ОФП должны содействовать развитию общей координации движений и обогащать спортсмена такими разнообразными двигательными навыками, которые способствовали увеличению специальных навыков (игры, гимнастические упражнения, специально подобранные из других видов спорта), в группе упражнений ОФП должны быть и такие, которые могли бы переключать спортсмена на иной характер движений и этим способствовать более быстрому восстановлению состояния организма и нормализации деятельности ЦНС (подвижные и спортивные игры, медленный бег в лесу по мягкому грунту, лыжные прогулки, спокойное плавание). Круглогодичное применение средств разносторонней физической подготовки, в том числе и в соревновательном периоде, в сочетании с тренировкой в своем виде, правильное дозирование нагрузки, учет индивидуальных особенностей спортсмена - все это способствует неуклонному росту тренированности. Сочетание силовых упражнений с упражнениями на гибкость, выносливость, расслабление и ловкость, связанные с работой над техникой в избранном виде являются наиболее целесообразной методикой тренировки для воспитания спортивных качеств [31; 332; 34; 49].

Для воспитания быстроты применяют следующие виды упражнений:

- общеразвивающие  упражнения на быстроту, которые  спортсмен должен не только выполнять, но и превратить их в навык, чтобы в итоге волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения;

- специальные  упражнения «своего» вида спорта, оказывающие положительное влияние на технику и результативность основного упражнения;

- упражнения  других видов спорта:

а) циклические - с возможно большей частотой;

б) ациклические - максимальной быстротой;

в) смешанные - прыжки и метание с разбега [31; 32].

Специальные упражнения ациклического типа повторяются  столько раз, сколько можно выполнить  их, не снижая быстроты. Изменения напряжения - первое серьезное препятствие на пути к повышению быстроты, из-за очень высоких усилий может возникнуть нарушение нервно-мышечной координации. В процессе обучения спортивной технике быстрота движений постепенно повышается до тех пор, пока не начнут возникать изменения напряжения, чтобы она была околопредельной - эта скорость для спринта будет оптимальной. При оптимальной скорости формируются и упрочняются правильные двигательные навыки. Особенно важное значение для повышения скорости движений имеет ощущение более быстрого движения. Этого можно добиться за счет уменьшения веса снаряда, дополнительного отягощения в прыжках, беге, других видах. Выполнения движения с отягощением, организму предъявляются повышенные требования. След от этой дополнительной мобилизации остается некоторое время после прекращения и выполнение работ в этот момент без отягощения способствует развитию быстроты. Быстрота реакции моет совершенствоваться даже на уровне сотых долей секунд, если речь идет о срочной информации о показаниях. Спортсмены должны регулярно сопоставлять свои ощущения с достигнутым результатом для более эффективного развития быстроты. Следует использовать путь развития быстроты с дополнительной мобилизацией других (звуковых, зрительных) анализаторов. Сочетание любого средства развития быстроты с выполнением более быстрых и нормальных движений - обязательное условие развития быстроты [49, c. 68].

Различают семь основных методов развития быстроты:

1 Повторный  метод  характеризуется  повторным  выполнением  упражнений  с околопредельной или максимальной скоростью. Продолжительность серии – 15-20 с, интервал отдыха между сериями – 30 с – 1 мин, количество серий – 6-8 (дозировки для упражнений на быстроту перемещения).

2 Переменный метод  представляет  собой  относительно  ритмичное  чередование движений  с  высокой интенсивностью  (выполняемых  в течение 10-15  с) и движений  с меньшей интенсивностью (10-20 с).

3 Интервальный  метод  –  подобие повторного,  но  интервалы отдыха  строго регламентированы для каждой тренировки.

4 Сопряженный  метод  характеризуется  выполнением  технических  приемов  и имитационных упражнений с высокой интенсивностью непродолжительное время.

5 Метод круговой тренировки – для каждой «станции» выполнение упражнений определенного тренирующего  воздействия (например:  на  1-й станции - развитие быстроты  реакции;  на  2-й –  развитие  быстроты  одиночного  движения;  на  3-й  – быстроты перемещений).

6 Соревновательный  метод:  выполнение  упражнений  с  предельной  быстротой движений и скоростью перемещения в условиях соревнования.

7 Спортивные,  подвижные  игры,  беговые  эстафеты. Для  основных  упражнений (нападающие  удары,  прием  мяча,  передачи,  подвижный  блок)  продолжительность одной серии до 1,5 мин, интенсивность – высокая, паузы отдыха между сериями – до 1,5 мин, количество серий – 6-8 [49, c. 75-76].

Дозировка  физических  нагрузок  для  интервального,  сопряженного,  метода круговой  тренировки,  спортивных,  подвижных игр,  эстафет подбирается,  исходя  из методических принципов развития быстроты [10, c.115].

 Ю.Н Клещев  выделяет следующие методы тренировки  для воспитания быстроты в  волейболе:  повторный,  интервальный,  игровой, соревновательный [24, c. 98].

Средства  тренировки:  имитационные  упражнения,  старты  и спринтерские  ускорения,  прыжковые  упражнения,  упражнения, максимально приближенные по своей структуре к техническим приемам  игры,  спортивные  игры  и  основные  упражнения  по технике игры [16; 17; 23].

Примерные упражнения для развития быстроты двигательной реакции:

1 Зеркальное выполнение упражнений, в парах стоя лицом друг к другу.

2 Стоя  на  скамейке  друг  за  другом,  по сигналу спрыгнуть на  пол ноги  врозь, снова на скамейку – на пол и сесть. Кто быстрее?

3 По сигналу (рука в сторону, назад, вперед) одноименные перемещения.

4 Бег трусцой по площадке. По сигналу – в быстром темпе менять направление бега, делать рывки с остановками.

5 Во время игры в футбол (баскетбол, гандбол) по сигналу выполнить кувырок и прыжок вверх с поворотом на 360'.

6 «Тренировка вратаря» – 5-6 игроков с расстояния 5-6 м поочередно бросают мячи (или ударом) в маркированные ворота – вратарь отбивает или ловит мячи.

7 Подвижные игры – «Охотники и утки», «День и ночь» и др.

8 Зеркальное  выполнение  упражнений  в  парах  лицом  друг  к  другу (блокирование, имитация защиты и др).

9 Передвижение  вдоль  сетки  приставными  шагами  по  сигналу  –  имитация блока.

10 Бросок  теннисного  мяча  в  прыжке  через  сетку –  в момент  замаха  назвать зону броска.

11 Прием мяча, отскочившего от призматического щита.

12 Прием  мяча  защитником  после  поочередных  нападающих  ударов  от  4-5.

игроков, стоящих полукругом на расстоянии 6-8 м от защитника.

13.  Прием   подач  одним  волейболистом,  стоящим  в  центре  площадки  спиной  к сетке.

14. Нападающий  удар через сетку. В момент  замаха назвать зону атаки. 

15. Нападающий  удар через сетку, далее блокирование в зоне 3, далее прием мяча в защите.

16. Блокирование  нападающих ударов с различных  по траектории передач [10, c. 138].

Примерные упражнения для развития предельной быстроты отдельных движений:

1 В прыжке вверх выполнить хлопок руками перед грудью и за спиной.

2 В  прыжке  максимальное  количество  касаний  одной  (двумя)  руками

баскетбольного  щита.

3 В прыжке вверх выполнить двойное касание ногой о ногу.

4 В  прыжке  вверх  поймать  набивной  мяч,  брошенный  партнером  и  до приземления бросить обратно.

5 Лежа, вытолкнуть набивной мяч от груди вверх, встать и поймать его.

6 Бросок вверх-вперед набивного мяча, зажатого стопами ног.

7 Поочередная  ловля  и  ответные  броски  набивных  (баскетбольных)  мячей, которые со всех сторон круга бросают партнеры.

8 Из и.п.  лежа на  спине по  сигналу  выполнить  кувырок назад, прыжок  вверх  с поворотом на 360° и принять упор лежа.

9 Серия подач на скорость выполнения.

10 Серия нападающих ударов с места и после разбега.

11 Передачи сверху двумя руками в стену на скорость.

12 Прием  нападающих  ударов  от  4-6  игроков,  стоящий  в  шеренге  (удары  в защитника поочередно).

13 Имитация блока после быстрого перемещения вдоль сетки влево-вправо до 1,5 м [10, c. 140].

Примерные упражнения для развития быстроты перемещений:

1 Бег,  высоко  поднимая  бедро,  со  сгибанием  ног  внутрь  и  касанием  стоп одноименной рукой.

2 Бег, забрасывая голень назад, с касанием пяток одноименной рукой.

3 Бег с поворотами туловища на 360°.

4 Бег с высоким подниманием бедра  (6-9 м) – рывок (6-9 м) – остановка; бег, забрасывая  голень назад –  рывок –  остановка;  бег, ноги  сзади прямые –  рывок – остановка и т.д.

5 Бег спиной вперед с оптимальной величиной шагов.

6 Бег зигзагом между флажками (мячами) до 10-15 м в одну сторону.

7 Бег с ускорением до 15-20 м.

8 Спортивные игры на площадках, уменьшенных размеров.

9 Перемещения  правым,  левым  боком  приставными  (окрестными)  шагами  по прямой и по периметру площадки. 

10 Бег по квадрату 9х9 м – рывок, остановка – прием (передача) мяча, поворот налево (направо) – рывок, остановка – прием мяча и т.д.

11 Челночный  бег  на  6 (9)  м;  9-3-6-3-9  м с приемом (передачей)  мяча  в  конце каждой дистанции.

12 Челночный  бег  на  6 (9)  м –  в конце каждой  дистанции,  остановка,  прыжок вверх  с  поворотом  на  360°  с  последующим  приемом  (передачей)  мяча,  брошенного партнером.

13 Имитация блока (с перемещением) в зонах 2,3,4.

14 В парах – удар в партнера. После приема мяча быстро обежать атаковавшего игрока и вернуться на исходную позиции.

15 И.п. игроков в парах – на линии нападения и лицевой линии. Передача мяча (после каждой передачи игрок на линии нападения касается сетки).

16 Прием  поточных  нападающих  ударов  одним  защитником  в  зонах 1  и 5 (нападающие удары из зон 4 и 2 противоположной стороны площадки).

17 Прием  нападающих  ударов  одним  защитником  в  зонах  5,4,2,1  (нападающие удары поочередно из зон 4 и 2 противоположной стороны площадки) [10, c. 143-144].

 При развитии  быстроты необходимо учитывать следующие требования:

–  упражнения  выполнять после хорошей разминки  и в первой  половине тренировочного занятия (на фоне утомления развивается не быстрота, а выносливость);

 – техника упражнений «на быстроту» должна быть освоена так, чтобы спортсмен направлял усилия не на способ, а на скорость выполнения;

– длительность одного повторения упражнения должна быть такой, при которой оно выполняется без снижения предельной скорости (10 -15с);

–  число повторений  должно  быть  таким,  при  котором  оно  каждый  раз выполняется без снижения скорости (обычно 5-7 раз);

интервал  отдыха  между  повторениями  подбирается  таким,  чтобы  следующее повторение начиналось без снижения скорости [10, с.141-142].

Осуществление большинства технических приемов в волейболе трудно представить без достаточного развития быстроты. Нужно подбирать упражнения в зависимости от того, какой из данных компонентов отстает у тренирующихся волейболистов. Рекомендуется большинство упражнений, направленных на развитие скорости, совершать по зрительному сигналу, для того чтобы способствовать не только развитию скорости движений, но и быстроты ответной реакции. Для волейбола специфичен ответ на зрительный раздражитель. Для развития скорости движений необходимо подбирать упражнения, выполняемые максимально быстро, приближенные по своей структуре к наиболее характерным для волейбола [10; 17; 18; 19].

Развитию быстроты перемещения способствуют рывки  на короткие отрезки с резким изменением направления движения и резкими остановками. Развитию скорости переключения в действиях – разнообразные сочетания имитационных упражнений, выполняемые в различной последовательности [10, c. 142].

Выполняя имитационные упражнения в сочетании с упражнениями, направленными главным образом на развитие скорости перемещений, нужно, учитывая специфику волейбола, направления перемещений приближать к тем, которые чаще всего встречаются в волейболе [23, c. 17-19].

Имитируемые технические  приемы должны быть связаны с направлением перемещение и местом, куда переместился игрок. Так, к примеру, после перемещения к сетке целесообразно выполнять нападающий удар, после перемещения вдоль сетки – блокирование и т.д. [10; 17; 18; 24]

 

1.3 Требования к уровню развития быстроты на разных этапах     подготовки

 

В настоящее  время применяют множество тестов для оценки быстроты. Так, например Ю.Н. Клещев рассматривает следующие контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей. Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы: 1) для оценки быстроты простой и сложной реакции; 2) для оценки скорости одиночного движения; 3) для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах; 4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции. Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (например, при загорании лампочки отпустить кнопку, на выстрел стартера начать бег и т.д.) [24, c. 102].

Информация о работе Развитие быстроты волейболистов 12-13-летнего возраста на этапе углубленной специализации с помощью специальных комплексов упражнений