Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 05:58, курсовая работа
Цель исследования – развитие быстроты у волейболистов 12-13- летного возраста.
Объект исследования – учебно-тренировочный волейболистов 12-13-летнего возраста.
Предмет исследования – средства и методы развития быстроты волейболистов на этапе углубленной специализации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИ-ТИЯ БЫСТРОТЫ
Быстрота и ее значение в спортивной деятельности……………
Средства и методы развития быстроты в волейболе……………
1.3 Требования уровня быстроты на разных этапах подготовки……
Выводы по первой главе………………………………………………
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИ-МЕНТА ПО РАЗВИТИЮ БЫСТРОТЫ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 12-13-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, ИХ АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ
2.1 Результаты констатирующего эксперимента по оценке уровня развития быстроты……………………………………………………………..
2.2 Методика и специальные комплексы упражнений на развитие быстроты………………………………………………………………..................
2.3 Результаты педагогического эксперимента, направленного на развитие быстроты волейболистов 12-13-летнего возраста ……………………
Выводы по второй главе…………………………………………..……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А……………………………………………………………..
Приложение Б…………………………………………………………….
Из таблицы 3 видно, что между контрольной и экспериментальной группами нет статистических различий (р >0,05). До начала эксперимента обе группы находились на одинаковом уровне, спортсмены в среднем по группе демонстрировали средний результат.
2.2 Методика
и специальные комплексы
Полученные результаты после проведения констатирующего исследования подтвердили необходимость целенаправленного использования специальных средств и методов для развития быстроты у волейболистов 12-13-летнего возраста, обучающихся в учебно-тренировочной группе первого года обучения.
Комплексы упражнений на развитие быстроты представлены в таблицах 4-6.
Таблица 4 - Комплекс упражнений для развития быстроты № 1 для волейболистов УТГ-1 (20-25 мин)
Содержание |
Дозировка |
ОМУ |
Бег 9х3х6х3х9 м |
4 раза |
Старт от лицевой линии до средней, до трехметровой, до лицевой, до трехметровой, до средней, до лицевой; касаться рукой линий |
Бег 6х6 м |
4 раза 2 подхода |
Обратно спиной, отдых 30 с между подходами, отдых 1 мин после упражнения |
Бег 10 м |
3 раза |
Из различных исходных положений стоя спиной, сидя спиной и лежа на спине головой к стартовой линии, отдых 30 с после каждого подхода |
Бег 30 м |
2 раза |
Половина отрезка пробегается лицом вперед. Вторая часть с разворота спиной, отдых 20 с после подхода. |
Бег приставным шагом 9 м |
4 раза, 2 подхода |
При беге имитируем верхнюю передачу, отдых 20 с после каждого подхода. |
Бег скрестным шагом 9 м |
4 раза, 2 подхода |
Руки в стороны параллельно полу, смотреть в сторону направления бега, туловище не скручивать. |
Таблица 5 – Комплекс упражнений для развития быстроты № 2 для волейболистов УТГ-1 (25-30 мин)
Содержание |
Дозировка |
ОМУ |
Бег по залу |
4 мин |
В вдоль боковых линий бежать с ускорением, в вдоль лицевых снижать темп, по сигналу разворот на 360о |
Имитация блокирования. Игроки становятся на боковую линию возле сетки в зону 2. По сигналу игрок выполняет блок в зоне 2, затем перемещается в зону 3 и в зону 4, где также выполняет блокирование. После чего переходит на другую сторону площадки в зону 4 и выполняет тоже самое, в зонах 4, 3, 2 |
4 раза, 3 подхода |
Перемещаться приставным шагом, на скорость, руки не отпускать ниже уровня лица во время перемещения, отдых между подходами 30 с, отдых 1 мин после упражнения |
Имитация нападающего удара. Игроки становятся на линию нападения в зону 4. По сигналу игрок выполняет имитацию нападающего удара в зоне 4, затем оттягивается на линию нападения в зону 3 и 2, где также выполняет имитацию нападающего удара |
2 раза, 3 подхода |
Выполнять
с максимальной скоростью, |
Удар, блок, кувырок. Игроки становятся вдоль линии нападения и по сигналу начинают выполнять имитацию «удар-блок-кувырок». |
3 подхода по 1 мин |
Кувырок выполняется через плечо, необходимо сделать не менее 40-50 раз/мин, отдых 1 мин после каждого подхода. |
Удар, блок. Игроки становятся вдоль линии нападения и по сигналу начинают выполнять имитацию «удар-блок». |
3 подхода по 1 мин |
При выполнении нападающего удара руку отводим за голову, не менее 25-30 раз, отдых 1 мин после каждого подхода. |
Таблица 6 - Игровой комплекс для развития быстроты № 3 для волейболистов УТГ-1 (25-30 мин)
Подготовка к игре |
Содержание игры |
Правила игры |
Метод. указания | |
Место проведения: спортивный зал, Цель: развитие быстроты реакции и быстроты бега | ||||
Игроки становятся в 2-3 колонны у линии старта, у первого игрока в руках набивной мяч, натянута сетка |
Игрок, стоящий впереди колонны (команды) держит в руках набивной мяч, по сигналу он выполняет кувырок, вперед согнувшись, добегает до сетки, двумя руками перебрасывает мяч через сетку, а сам пробегает под ней, и ловит мяч. Тоже самое надо проделать на обратном пути и после кувырка мяч передать второму игроку, который продолжает игру |
Выигрывает та команда, которая первая выполнит задание. Запрещается пересекать линию старта. Обязательно поймать мяч. |
-количество повторов игры (3 раза) -вводить изменения, которые усложнят игру | |
Место проведения: спортивный зал, Цель: развитие быстроты реакции и быстроты бега с изменением направления | ||||
Все играющие становятся в 2 колонны по одному и вытягивают руки вперед, слегка касаясь плеч впереди стоящих. |
По команде «убежали» все дети разбегаются в разные стороны. По команде «быстро по местам» все должны построится в и.п положив руки на плечи впередистоящих. Проигрывает тот, кто занял место последним. |
Запрещается разбегаться без сигнала. Нельзя становится на место без сигнала |
Перемещаться по площадке в максимальном быстром темпе |
Продолжение таблицы 6
Подготовка к игре |
Содержание игры |
Правила игры |
Метод. указания | ||
3 «25 передач» Место проведения: спортивный зал, Цель: развитие быстроты реакции на внимание | |||||
Игроки делятся на две команды и располагаются на волейбольной площадке произвольно. Назначаются два капитана |
Мяч разыгрывается между капитанами команд. Потом игроки начинают передавать друг другу мяч, игрокам своей команды. Если мяч коснулся земли, то игра начинается заново. Задача игроков передать мяч игрокам своей команды, не уронив его. Побеждает команда, которая выполнила 25 передач первой. |
Потерянный мяч отдается противнику. Нельзя бить по рукам. Нельзя выходить за пределы площадки. |
-количество повторов игры (3 раза) -увеличить количество передач |
Далее приводится комплекс для развития быстроты по методу круговой тренировки.
Круговая тренировка для развития быстроты
волейболистов УТГ-1 (30-40 мин)
СТАНЦИЯ № 1. Один игрок становится в зону 4 на линию нападения. По сигналу второго игрока, начинает выполнять имитацию «блок-кувырок назад» в течение 1 мин. Подсчитывается количество раз. Затем игроки меняются заданиями, каждый выполняет по 2 подхода с перерывом.
СТАНЦИЯ № 2. Один игрок становится в зону 2 у сетки, игрок № 2 располагается на противоположной стороне. Второй игрок набрасывает мяч выше сетки в разные стороны, а первый игрок должен успеть блокировать мяч. Упражнение выполняется в течение 1 мин. Подсчитывается количество раз удачных попыток блокирования. Затем игроки меняются заданиями, каждый выполняет по 2 подхода с перерывом.
СТАНЦИЯ № 3. Два игрока становятся на боковой линии. По сигналу одного из игроков, они выполняют бег 6х9 м на опережение, 4 подхода. Отдых 30 с между подходами.
СТАНЦИЯ № 4. Один игрок становится напротив стены на расстоянии 3 м, а второй за ним на расстоянии 6 м. Второй игрок в течение 2 мин выполняет броски теннисного мяча в стену на точность, чтобы мяч отскочил от стены первому игроку в руки, туловище или ноги. Первый игрок уворачивается таким образом, чтобы мяч в него не попал. Ведется подсчет попаданий мяча в игрока, затем игроки меняются заданиями. Выполняется по 2 подхода каждым игроком.
СТАНЦИЯ № 5. Один игрок становится напротив баскетбольного щита на лицевой волейбольной площадки. Второй игрок становится за ним. Первый игрок выполняет нижнюю передачу на точность, в зону квадрата, обозначенного в углу щита, затем уходит в сторону и назад. Второй игрок выходит на мяч и выполняет тоже самое. Упражнение выполняется в течение двух минут, по 2 подхода. Ведется подсчет выполненных передач попавших в зону квадрата. Затем игроки меняются заданиями. Стараться выполнять задание без потерь мяча.
СТАНЦИЯ № 6. Первый игрок становится напротив стены на расстоянии 4 м, а второй за ним справа на расстоянии 6 м. Второй игрок выполняет нападающий удар в стену, а первый игрок должен принять, мяч двумя руками снизу или сверху. Упражнение выполняется в течение 2 мин. Ведется подсчет принятых мячей. Затем игроки меняются заданиями, каждый выполняет по 2 подхода с перерывом.
СТАНЦИЯ № 7. Первый игрок становится в зону 2 на линию нападения. По сигналу второго игрока выполняет имитацию «нападающего удара» в течение одной минуты. Подсчитывается количество раз. Выполнять не менее 40-50 раз. Затем игроки меняются заданиями, каждый выполняет по 2 подхода с перерывом.
В ходе эксперимента, нами разработано два комплекса направленного на развитие быстроты, один игровой комплекс и одна круговая тренировка для развития быстроты перемещения и специальной быстроты. Данные комплексы были внедрены в учебный тренировочный процесс волейболистов 12-13 летнего возраста группы УТГ-1 (экспериментальная группа). Апробация комплексов проводилась в течение трех месяцев (декабрь-февраль). Далее приведено расписание использования комплексов по неделям (рисунок 1).
Месяц |
Первая неделя |
Вторая неделя |
Третья неделя |
Четвертая неделя |
Декабрь |
1-комплекс 1 2- комплекс 2 3- комплекс 3 4- комплекс 4 |
1-комплекс 2 2- комплекс 3 3- комплекс 1 4- комплекс 4 |
1-комплекс 3 2- комплекс 1 3- комплекс 2 4- комплекс 4 |
1-комплекс 2 2- комплекс 3 3- комплекс 4 4- комплекс 1 |
Январь |
1-комплекс 1 2- комплекс 2 3- комплекс 3 4- комплекс 4 |
1-комплекс 2 2- комплекс 3 3- комплекс 1 4- комплекс 4 |
1-комплекс 3 2- комплекс 1 3- комплекс 2 4- комплекс 4 |
1-комплекс 2 2- комплекс 3 3- комплекс 4 4- комплекс 1 |
Февраль |
1-комплекс 1 2- комплекс 2 3- комплекс 3 4- комплекс 4 |
1-комплекс 2 2- комплекс 3 3- комплекс 1 4- комплекс 4 |
1-комплекс 3 2- комплекс 1 3- комплекс 2 4- комплекс 4 |
1-комплекс 2 2- комплекс 3 3- комплекс 4 4- комплекс 1 |
Примечание: комплекс № 1, 2 - комплексы упражнений на развитие быстроты; комплекс № 3 – игровой комплекс на развитие быстроты; № 4 – круговая тренировка, направленная на развитие специальной быстроты. |
Рисунок 1 – Расписание использования специальных комплексов для развития быстроты УТГ-1 (экспериментальная группа)
Следует отметить, что разработанные нами экспериментальные комплексы не нарушали содержание и структуру планов УТЗ на месяц, планов тренировочных занятий. Согласно планам УТЗ на декабрь-февраль, особое внимание в ходе тренировок волейболистов уделялось развитию физического качества быстроты. В ходе УТЗ развитию быстроты уделяется от 20-30 минут, что соответствует длительности и содержанию разработанных нами экспериментальных комплексов.
2.3 Результаты педагогического эксперимента, направленного на развитие быстроты волейболистов 12-13-летнего возраста
В таблицах 7-8 приведены результаты, показанные спортсменами контрольной и экспериментальной группы после проведения нами педагогического эксперимента.
Таблица 7 – Результаты оценки уровня развития быстроты у волейболистов контрольной группы по окончании эксперимента (12-13 лет, n=12)
Ф.И.О |
Бег 30м/с |
Оценка |
Бег 30м(5х6 м/с) |
Оценка |
Бег 92 м, с изменением направления, елочка, с |
Оценка |
Бег 9х3х6х3х9 м, с |
Оценка |
Удар, блок, кувырок |
Оценка |
Коптев А. |
5,3 |
В |
12,0 |
В |
26,4 |
Вс |
7,3 |
В |
11,0 |
В |
Шумков П. |
5,9 |
Вс |
12,2 |
Вс |
27,0 |
Вс |
8,4 |
Вс |
13,5 |
Вс |
Гуржа Ю. |
5,9 |
Вс |
12,3 |
Вс |
27,5 |
Ср |
8,3 |
Вс |
13,4 |
Вс |
Шулепов Ж. |
5,8 |
Вс |
11,1 |
В |
27,4 |
Вс |
7,9 |
Вс |
12,5 |
Вс |
Толмачев С. |
6,0 |
Ср |
12,5 |
Ср |
27,7 |
Ср |
8,6 |
Вс |
14,0 |
Ср |
Попов С. |
5,8 |
Вс |
12,4 |
Вс |
27,2 |
Вс |
8,5 |
Вс |
12,6 |
Вс |
Брылен П. |
5,8 |
Вс |
12,3 |
В |
27,2 |
Вс |
9,0 |
Ср |
13,6 |
Вс |
Смолин С. |
6,2 |
Ср |
12,6 |
Ср |
27,9 |
Ср |
8,8 |
Вс |
13,4 |
Вс |
Смирнов Э. |
6,0 |
Ср |
12,5 |
Ср |
28,2 |
Ср |
8,5 |
Вс |
13,8 |
Вс |
Мищириков Е. |
5,8 |
Вс |
12,2 |
Вс |
27,3 |
Вс |
7,4 |
В |
14,2 |
Ср |
Фодеев М. |
5,8 |
Вс |
12,5 |
Ср |
27,4 |
Вс |
9,0 |
Ср |
14,4 |
Ср |
Жирнов С. |
6,1 |
Ср |
12,7 |
Ср |
28,1 |
Ср |
8,9 |
Вс |
14,1 |
Ср |
Х ср. |
5,9 |
Вс |
12,2 |
Вс |
27,5 |
Ср |
8,5 |
Вс |
13,4 |
Вс |
Примечание: оценка Вс – выше среднего; В – высокий результат; Ср – средний результат; Нс – ниже среднего. |