Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 05:58, курсовая работа
Цель исследования – развитие быстроты у волейболистов 12-13- летного возраста.
Объект исследования – учебно-тренировочный волейболистов 12-13-летнего возраста.
Предмет исследования – средства и методы развития быстроты волейболистов на этапе углубленной специализации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИ-ТИЯ БЫСТРОТЫ
Быстрота и ее значение в спортивной деятельности……………
Средства и методы развития быстроты в волейболе……………
1.3 Требования уровня быстроты на разных этапах подготовки……
Выводы по первой главе………………………………………………
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИ-МЕНТА ПО РАЗВИТИЮ БЫСТРОТЫ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 12-13-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, ИХ АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ
2.1 Результаты констатирующего эксперимента по оценке уровня развития быстроты……………………………………………………………..
2.2 Методика и специальные комплексы упражнений на развитие быстроты………………………………………………………………..................
2.3 Результаты педагогического эксперимента, направленного на развитие быстроты волейболистов 12-13-летнего возраста ……………………
Выводы по второй главе…………………………………………..……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А……………………………………………………………..
Приложение Б…………………………………………………………….
В лабораторных условиях время реакции на свет, звук определяют с помощью хронореф-лексометров, определяющих время реакции с точностью до 0,01 или 0,001 с. Для оценки времени простой реакции используют не менее 10 попыток и определяют среднее время реагирования [39; 41].
При измерении
простой реакции можно
В соревновательных условиях время простой реакции измеряют с. помощью контактных датчиков, помещаемых в стартовые колодки (легкая атлетика), стартовую тумбу в бассейне (плавание) и т.д. [32, c. 108].
Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны (такие реакции свойственны преимущественно играм и единоборствам). Зарегистрировать время такой реакции в соревновательных условиях весьма трудно. В лабораторных условиях время реакции выбора измеряют так: испытуемому предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуациями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием [41, c. 275].
Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движений. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры [31; 32].
Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты движений в разных суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теппингтестов. Регистрируется число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 5–20 с.
Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие показатели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдельных фаз движения [31; 32; 39; 45].
В волейболе для оценки скоростных способностей Беляев А. В. применял следующие контрольные упражнения для определения уровня развития быстроты у волейболистов:
1 Повторный бег на 15 м с интервалом в 5 с – 20 пробежек (высчитывается среднее время в секундах).
2 Бег на 30, 60, 100 метров.
3 Тест 9-3-6-3-9 (цифры означают дистанцию бега по волейбольной площадке).
Старт от лицевой линии – коснуться рукой средней линии; коснуться рукой линии нападения на «стартовой» стороне площадки; коснуться рукой линии нападения на противоположной стороне площадки; коснуться рукой средней линии и рывок до лицевой линии противоположной месту старта.
4 Челночный бег между лицевой и линией нападения с касанием разметки 5 раз.
5 Регистрация фотофинишной установкой пробегания отрезков 3, 6, 9 м и быстроты стартовой реакции.
6 Бег к четырем точкам из центра площадки. Два набивных мяча стоят в углах, ограниченных лицевой и боковыми линиями, два других мяча – в углах, ограниченных боковыми линиями и линией нападения. Старт из центра прямоугольника, где также стоит набивной мяч. Маршрут движения: в зону 4 – коснуться рукой мяча – и к месту старта, с касанием центрального мяча; в зону 2 – коснуться мяча – и к месту старта, с касанием центрального мяча; далее в зону 1 и в зону 5 [10, c. 145].
Выводы по первой главе
1 Физическое качество «быстрота» имеет большое значение в спортивной деятельности в целом и в игровых видах спорта в частности. В волейболе весьма важную роль играет быстрота движений, уровень развития которой во многом определяет эффективность атакующих и защитных действий волейболистов во время игры. От уровня развития данного физического качества зависит способность к быстрому реагированию на мяч, действия партнеров и соперников; способность к быстрому началу движений и быстрому выполнению технических приемов и их элементов; способность к быстроте перемещений
2 Высокий уровень быстрота передвижения и выполнение приемов игры с мячом во многом определяет результативность выступления юных волейболистов в соревнованиях, их техническое и тактическое мастерство. Быстрота специализированных движений юных спортсменов может быть существенно улучшена в процессе возрастного развития и тренировки.
3 Анализ специальной литературы показывает, что при развитии быстроты следует тщательно соблюдать следующие положения правильного планирования учебно-тренировочного занятия, подбирать средства и методы развития быстроты, их компоненты нагрузки (продолжительность упражнения, интенсивность, количество повторений, интервалы отдыха, характер отдыха, сложность упражнений). Для оценки уровня развития быстроты подходит следующий набор педагогических тестов: «бег 30 м, с», «бег 30 м (5х6 м), с», «Бег 92 м «елочкой», с изменением направления, с», «бег 9х3х6х3х9 м, с», «имитация: удар, блок, кувырок».
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ БЫСТРОТЫ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 12-13-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, ИХ АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ
2.1 Результаты
констатирующего эксперимента
В ноябре 2011 года нами проведен констатирующий педагогический эксперимент, в ходе которого была проведена оценка уровня развития быстроты у волейболистов 12-13 летнего возраста.
В качестве тестов используются нормативы по физической подготовленности, приведенные в Программе для СДЮСШОР. Результаты представлены в таблицах 1-2.
Таблица 1 – Результаты оценки уровня развития быстроты у волейболистов контрольной группы (12-13 лет, n=12)
Ф.И.О |
Бег 30м/с |
Оценка |
Бег 30м(5х6 м/с) |
Оценка |
Бег 92 м, с изменением направления, елочка, с |
Оценка |
Бег 9х3х6х3х9 м, с |
Оценка |
Удар, блок, кувырок |
Оценка |
Коптев А. |
5,5 |
В |
12,1 |
Вс |
26,8 |
Вс |
7,0 |
В |
11,6 |
В |
Шумков П. |
6,1 |
Ср |
12,5 |
Ср |
27,2 |
Вс |
8,9 |
Вс |
14,0 |
Ср |
Гуржа Ю. |
6,2 |
Ср |
12,5 |
Ср |
27,9 |
Ср |
9,0 |
Ср |
14,2 |
Ср |
Шулепов Ж. |
5,8 |
Вс |
12,3 |
Вс |
27,6 |
Ср |
8,6 |
Вс |
12,5 |
Вс |
Толмачев С. |
6,2 |
Ср |
12,6 |
Ср |
28,0 |
Ср |
9,2 |
Ср |
14,6 |
Вс |
Попов С. |
5,9 |
Вс |
12,4 |
Вс |
27,5 |
Ср |
9,4 |
Ср |
12,8 |
Ср |
Брылен П. |
6,4 |
Нс |
12,5 |
Нс |
27,6 |
Ср |
9,8 |
Ср |
14,1 |
Ср |
Смолин С. |
6,8 |
Нс |
12,8 |
Нс |
28,1 |
Ср |
9,7 |
Ср |
14,4 |
Ср |
Смирнов Э. |
6,3 |
Нс |
12,8 |
Нс |
28,5 |
Ср |
9,4 |
Ср |
14,4 |
Ср |
Мищириков Е. |
5,9 |
Вс |
12,2 |
Вс |
27,2 |
Вс |
7,5 |
Вс |
14,8 |
Ср |
Фодеев М. |
5,9 |
Вс |
12,7 |
Ср |
27,4 |
Вс |
10,0 |
Ср |
15,0 |
Ср |
Жирнов С. |
6,4 |
Нс |
13,0 |
Нс |
29,0 |
Нс |
9,6 |
Ср |
14,5 |
Ср |
Х ср. |
6,2 |
Ср |
12,5 |
Ср |
27,9 |
Ср |
9,0 |
Ср |
13,9 |
Ср |
Примечание: оценка Вс – выше среднего; В – высокий результат; Ср – средний результат; Нс – ниже среднего. |
Из таблицы 1 видно, что в тесте «бег 30м, с» четыре волейболиста показали результат ниже среднего, три игрока – средний результат, три волейболиста – выше среднего, и лишь один занимающийся показал высокий результат.
В тесте «Бег 30 м (5х6 м), с» средний результат по группе составил 12,5 с, что соответствует средней оценке. В данном тесте результат ниже среднего отмечен у четырех игроков, а высокий результат не показал ни один игрок.
В следующем тесте «Бег 92 м, с изменением направления, елочка, с» занимающиеся показали следующие результаты: выше среднего четыре человека, средний результат семь человек, и всего один волейболист показал результат ниже среднего.
В тесте «Бег 9х3х6х3х9 м, с» из всех выделился Коптев А. который показал высший результат, а Шумков П., Шулепов Ж., Мищириков Е. показали результат выше среднего. Восемь игроков показали средние результаты, что соответствует общей средней оценке по группе.
В пятом последнем тесте «Удар, блок, кувырок» также отличились Коптев А., Шулепов Ж.., Толмачев С., которые показали хорошие результаты, а спортсмены Шумков П., Гуржа Ю., Попов С., Брылен П., Смолин С., Смирнов Э., Мищириков Е., Фодеев М., Жирнов С. показали средний результат.
В таблице 2 приведены нормативы и результаты, показанные спортсменами экспериментальной группы.
Таблица 2 – Результаты оценки уровня развития быстроты у волейболистов экспериментальной группы (12-13 лет, n=12)
Ф.И.О |
Бег 30м, с |
Оценка |
Бег 30м (5х6 м, с) |
Оценка |
Бег 92 м, с изменением направления, елочка, с |
Оценка |
Бег 9х3х6х3х9 м, с |
Оценка |
Удар, блок, кувырок |
Оценка |
Мелихов Г. |
6,1 |
Ср |
12,8 |
Ср |
27,4 |
Вс |
9,3 |
Ср |
14,4 |
Ср |
Чижов Е. |
5,4 |
Вс |
12,2 |
Ср |
26,3 |
Вс |
6,9 |
В |
12,5 |
Вс |
Никитин М. |
5,4 |
Вс |
12,5 |
Ср |
27,2 |
Вс |
8,2 |
Вс |
13,0 |
Вс |
Юрин В. |
6,0 |
Ср |
12,7 |
Ср |
28,5 |
Ср |
9,0 |
Ср |
14,2 |
Ср |
Звонарев А. |
6,0 |
Ср |
12,6 |
Ср |
28,6 |
Ср |
9,4 |
Ср |
14,2 |
Ср |
Камалов Р. |
6,3 |
Нс |
12,6 |
Ср |
28,1 |
Ср |
9,2 |
Ср |
14,8 |
Ср |
Бородин О. |
6,2 |
Ср |
12,8 |
Ср |
28,4 |
Ср |
9,8 |
Нс |
14,9 |
Ср |
Огуй О. |
6,1 |
Ср |
12,5 |
Ср |
28,0 |
Ср |
9,6 |
Нс |
15,0 |
Ср |
Михайлюк В. |
5,9 |
Нс |
12,4 |
Вс |
27,0 |
Вс |
7,8 |
Вс |
13,2 |
Вс |
Рубцов Г. |
5,6 |
Вс |
12,3 |
Вс |
28,3 |
Ср |
7,6 |
Вс |
12,8 |
Вс |
Трошин С. |
5,9 |
Вс |
12,4 |
Вс |
26,9 |
Ср |
8,4 |
Вс |
14,9 |
Ср |
Лукашев А. |
6,2 |
Ср |
12,9 |
Нс |
27,8 |
Ср |
9,6 |
Ср |
14,0 |
Ср |
Х ср. |
6,2 |
Ср |
12,6 |
Ср |
27,7 |
Ср |
8,7 |
Ср |
14,0 |
Ср |
В таблице 2 в тесте «бег 30м, с» мы видим, что два занимающихся показали результаты ниже среднего, четыре выше среднего и шесть средний результат, что и отразилось на общей оценке теста – средний.
В тесте «Бег 30м(5х6 м/с)» следует отметить трех волейболистов: Михайлюк В., Рубцов Г., Трошин С., которые показали результат выше среднего, восемь игроков показали средний результат, и лишь один игрок показал результат ниже среднего.
В следующем тесте «Бег 92 м, с изменением направления, елочка, с» видно, что общий результат группы - средний: восемь волейболистов показали средний результат и лишь четыре из них выше среднего.
В тесте «Беге 9х3х6х3х9 м, с» выделился Чижов Е., который пробежал за 6,9 с, что соответствует высокой оценке. Ну а также мы видим два результата ниже среднего, которые показали Огуй О. и Бородин О.. Четверо занимающихся показали результат выше среднего, это Никитин М., Михайлюк В., Рубцов Г., Трошин С., и четверо показали средний результат – это Мелихов Г., Юрин В., Звонарев А., Камалов Р., Лукашев А.
В последнем тесте «Удар, блок, кувырок» нет ни одного высокого результата, тем не менее, имеется четыре результата выше среднего, остальные восемь волейболистов показали средний результат.
Таблица 3 – Статистические различия между экспериментальной и контрольной группами до педагогического эксперимента (ноябрь 2011 г.)
Тесты |
КГ x1 |
ЭГ x2 |
КГ Ω |
ЭГ Ω |
t |
Р |
Бег 30м, с |
6,0 |
6,2 |
0,315 |
0,306 |
0,9 |
>0,05 |
Бег 30 м (5х6 м), с |
12,5 |
12,6 |
0,261 |
0,2 |
1,05 |
>0,05 |
Бег 92 м, с изменением направления, елочка, с |
27,9 |
27,7 |
0,61 |
0,63 |
0,6 |
>0,05 |
Бег 9х3х6х3х9 м, с |
9,0 |
8,7 |
0,92 |
0,83 |
0,08 |
>0,05 |
Удар, блок, кувырок |
13,9 |
14,0 |
1,04 |
0,86 |
0,26 |
>0,05 |