Развитие быстроты волейболистов 12-13-летнего возраста на этапе углубленной специализации с помощью специальных комплексов упражнений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 05:58, курсовая работа

Описание

Цель исследования – развитие быстроты у волейболистов 12-13- летного возраста.
Объект исследования – учебно-тренировочный волейболистов 12-13-летнего возраста.
Предмет исследования – средства и методы развития быстроты волейболистов на этапе углубленной специализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИ-ТИЯ БЫСТРОТЫ
Быстрота и ее значение в спортивной деятельности……………
Средства и методы развития быстроты в волейболе……………
1.3 Требования уровня быстроты на разных этапах подготовки……
Выводы по первой главе………………………………………………
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИ-МЕНТА ПО РАЗВИТИЮ БЫСТРОТЫ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 12-13-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, ИХ АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ
2.1 Результаты констатирующего эксперимента по оценке уровня развития быстроты……………………………………………………………..
2.2 Методика и специальные комплексы упражнений на развитие быстроты………………………………………………………………..................
2.3 Результаты педагогического эксперимента, направленного на развитие быстроты волейболистов 12-13-летнего возраста ……………………
Выводы по второй главе…………………………………………..……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А……………………………………………………………..
Приложение Б…………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 406.00 Кб (Скачать документ)

 

 

В таблице 7 игроки в тесте «бег 30м, с»  показали общий результат по группе 5,9, что соответствует выше средней оценке.

В тесте «Бег 30 м (5х6 м), с» два занимающихся показали высокий результат, семь волейболистов- выше среднего результат, и лишь три игрока показали средний результат.

В следующем  тесте «Бег 92 м, с изменением направления, елочка, с» мы видим троих отличившихся волейболистов, которые показали высокий результат, семь человек показали результат выше среднего результат, и пять игроков показали средний результат.

В тесте «Бег 9х3х6х3х9 м, с» общая оценка по группе соответствует среднему результату.

В тесте «Удар, блок, кувырок»  из всех выделился Коптев А. который показал высший результат, семь волейболистов показали выше среднего результат, а Толмачев С., Мищириков Е., Фодеев М., Жирнов С. Показали средний результат.

Таблица 8 – Результаты оценки уровня развития быстроты у волейболистов экспериментальной группы (12-13 лет, n=12)

 

Ф.И.О

Бег 30м, с

Оценка

Бег 30м

(5х6 м, с)

Оценка

Бег 92 м, с изменением направления, елочка, с

Оценка

Бег  9х3х6х3х9 м, с

Оценка

Удар, блок, кувырок

Оценка

Мелихов Г.

5,8

Вс

12,4

Вс

26,3

Вс

8,6

Вс

13,5

Вс

Чижов Е.

5,2

В

11,0

В

26,0

В

6,5

В

12,0

В

Никитин М.

5,6

Вс

12,1

Вс 

26,7

Вс

7,4

Вс

13,4

Вс

Юрин В.

5,6

Вс

12,4

 Вс

27,2

Вс

7,7

Вс

13,3

Вс 

Звонарев А.

5,7

Вс

11,2

В

27,6

Ср

8,2

Вс

13,2

Вс 

Камалов Р.

5,5

В

12,2

Вс

27,3

Вс

8,4

Вс

13,0

Вс

Бородин О.

5,7

Вс

12,5

Вс

27,8

Ср 

7,9

Вс

14,1

Ср

Огуй О.

5,6

Вс

12,2

Вс

27,1

Вс

7,8

Вс

14,0

Ср

Михайлюк В.

5,6

Вс

12,1

Вс

26,6

Вс

7,5

Вс

12,9

Вс

Рубцов Г.

5,0

В

11,0

В

27,8

Ср

7,0

В

12,0

В

Трошин С.

5,6

Вс

12,2

Вс 

26,1

Вс

7,6

Вс

14,1

Ср

Лукашев А.

6,0

Ср

12,6

Ср

27,0

Вс

9,2

Ср

13,4

Вс

Х ср.

5,6

Вс 

12,0

В 

27,0

Вс 

7,6

Вс 

13,2

Вс


 

Из таблицы 8 видно, что в тесте «бег 30м, с» отличились Мелихов Г., Камалов Р., Рубцов Г., которые показали высокий результат. Один игрок показал средний результат, и восемь человек показали выше среднего результат, что и явно выразилось на общей оценке по группе - выше среднего результат.

В тесте «Бег 30 м (5х6 м), с» следует отметить, что средний результат по группе составил 12,0 с, что соответствует высокой оценке.

В следующем  тесте «Бег 92 м, с изменением направления, елочка, с» видно, что общий результат группы - выше среднего: два волейболиста показали выше среднего результат, и лишь два из них средний результат. Выделился Чижов Е., который показал высокий результат.

В тесте «Бег 9х3х6х3х9 м, с» один волейболист показал  средний результат, девять игроков – результат выше среднего, три волейболиста – выше среднего, и лишь два занимающийся показали высокий результат.

В пятом последнем  тесте «Удар, блок, кувырок» также отличились Чижов Е., Рубцов Г., которые показали высокие результаты, а спортсмены Мелихов Г., Никитин М., Юрин В., Звонарев А., Камалов Р., Михайлюк В., Лукашев А. хорошие результаты, и три игрока показали средний результат.

Таблица 9 – Статистические различия между экспериментальной и контрольной группами после педагогического эксперимента (февраль 2012 г.)

 

Тесты

КГ x1

m1

ЭГ x2

m2

КГ Ω

ЭГ Ω

tср

Р

Бег 30м, с

5,9

0,05

5,6

0,08

0,19

0,26

3,33

<0,05

Бег 30 м (5х6 м), с

12,4

0,16

12,2

0,17

0,54

0,6

0,91

>0,05

Бег 92 м, с изменением направления, елочка, с

27,5

0,15

27,0

0,18

0,53

0,63

2,27

<0,05

Бег 9х3х6х3х9 м, с

8,5

0,17

7,6

0,22

0,59

0,75

3,21

<0,05

Удар, блок, кувырок

13,4

0,27

13,2

0,16

0,95

0,70

0,57

>0,05


 

Из таблицы 9 мы видим, что после проведенного нами эксперимента в группе есть статистические различия в трех тестах: «бег 30м, с», «бег 92 м, с изменением направления, елочка, с», «бег 9х3х6х3х9 м, с» (р<0,05). Это значит, что экспериментальная группа действительно лучше подготовлена по сравнению с контрольной группой. В тестах «бег 30 м (5х6 м), с», «удар, блок, кувырок» произошел прирост уровня развития быстроту, но результаты не являются статистически значимыми (р>0,05). Это возможно объясняется небольшой длительной педагогического эксперимента (три месяца), кроме того данные тесты и упражнения являются более специализированными и сложными для исполнения.

 

 

Выводы  по второй главе

Анализ рассматриваемых  результатов контрольно-педагогических испытаний показал, что до начала исследования экспериментальная и контрольная группы были однородны, и находились на очень низком уровне развития быстроты по следующим показателям: «бег 30м, с»; «бег 30 м (5х6 м), с»; «бег 92 м, с изменением направления, елочка, с»; «бег 9х3х6х3х9 м, с»; «удар, блок, кувырок».

Анализ результатов  контрольно-педагогических испытаний по оценке быстроты в контрольной и экспериментальной группах после проведения эксперимента (февраль 2012 г.) показал, что в экспериментальной группе произошли существенные изменения в показателях развития быстроты, а у контрольной группы произошли изменения, но не такие существенные, как у волейболистов экспериментальной группы.

Таким образом, педагогический эксперимент позволил установить, что использование в тренировочном процессе разработанных нами специальных комплексов игровых упражнений позволяет значительно улучшить скоростные способности юных волейболистов, о чем свидетельствуют полученные и обработанные цифровые данные.

Кроме того, использование игровых упражнений в качестве средств для развития быстроты, способствуют значительному эмоциональному настрою, большей заинтересованности в занятиях, лучшей адаптации функциональных показателей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Высокий уровень быстроты передвижения и выполнение приемов игры с мячом во многом определяет результативность выступления юных волейболистов в соревнованиях, их техническое и тактическое мастерство. Быстрота специализированных движений юных спортсменов может быть существенно улучшена в процессе возрастного развития и тренировки.
  2. Оценка уровня развития быстроты у юных волейболистов до начала эксперимента позволяет нам говорить о том, что у занимающихся очень низкий уровень развития скоростных качеств.
  3. Анализ специальной литературы показывает, что при развитии быстроты следует тщательно соблюдать следующие положения правильного планирования учебно-тренировочного занятия, подбирать средства и методы развития быстроты, их компоненты нагрузки (продолжительность упражнения, интенсивность, количество повторений, интервалы отдыха, характер отдыха, сложность упражнений).

Разработанные нами специальные  комплексы упражнений с использованием игрового и кругового методов тренировки, способствовали развитию физического качества быстроты в экспериментальной группе, испытуемые которой показали высокие результаты в трех тестах, результаты являются статистически значимыми. В двух тестах также произошел прирост уровня развития быстроты, но не значительный, результаты в обеих группах статистически не отличаются друг от друга.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Амбурцев, С. Н. Планирование и контроль учебной работы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе : метод. пособие для студентов УралГАФК / С. Н. Амбурцев ; УралГАФК . – Челябинск : УралГАФК, 2000. – 43 с.
  2. Анализ проведения урока физкультуры : сб. метод. материалов для учителей физкультуры, руководителей учебных заведений, методистов / авт.-сост. В. А. Муравьев, И. П. Залетаев. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 85 с
  3. Антонова, Е. В. Круговая тренировка в 5-8 классах / Е. В. Антонова, Е. Н. Чернышева, Е. М. Власова // Физическая культура в школе. – 2009. – №5. – С. 26-28.
  4. Апокин, В. В. Научно-технологическое обоснование стандартной учебно-тренировочной программы стимулируемого развития быстроты у детей младшего школьного возраста // Теория и практика физической культуры. – 2003. – №4. – С.49-61.
  5. Аруцев, А. А. Быстрота игровых перемещений юных баскетболистов и индивидуализация ее совершенствования путем внесения коррекций на основе экспресс-информации : автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук / А. А. Аруцев ; РГАФК.– М. : РГАФК, 2003.– 23 с.
  6. Балыбердин, О. А. О развитии скоростно-силовых качеств на занятиях лёгкой атлетикой / О. А. Балыбердин // Физическая культура в школе. – 201. – №5. – С. 6-9 ; 2011.– №6. – С. 35-39.
  7. Беляев, А. В. Волейбол: теория и методика тренировки / А. В. Беляев, Л. В. Булыкин. – М. : Физкультура и спорт, 2007. – 180 с.
  8. Беляев, А. В. Основные упражнения как средство развития физических качеств волейболисток // Теория и практика физической культуры. – 2004. – №4. – С. 34-35.
  9. Волейбол. Программа : примерные программы для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ, СДЮШОР / авт.-сост. Ю. Д. Железняк, А. В. Чачин, Ю. П. Сыромятников. – М. : Сов. спорт, 2002. – 110 с.
  10. Волейбол : учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. 022300 – Физ. культура и спорт: рек. УМО по образованию в обл. физ. культуры и спорта / под. общ. ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. – 3-е изд., перераб. и доп.  – М. : СпортАкадемПресс, 2006. – 358 с.
  11. Ворошилов, П. А. Круговая тренировка по баскетболу // Физическая культура в школе. – 2004. – №2. – С. 19-21.
  12. Горбачев, М. С. Комплексы упражнений круговой тренировки // Физическая культура в школе. – 2007.– №7. – С. 20-23.
  13. Грачев, О. К. Физическая культура : учеб. пособие / О. К. Грачев. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону : МарТ, 2011. – 461 с.
  14. Гуревич, И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И. А. Гуревич. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск : Высшэйша школа, 1985. – 256 с.
  15. Дихтярев, В. Я. Круговая тренировка // Физическая культура в школе. – 2005.– №5.– С.27-33.
  16. Железняк, Ю. Д. Волейбол : метод. пособие по обучению игре /  Ю. Д. Железняк, В. А. Кунянский, А. В. Чачин. – М. : Терра-спорт, 2005. – 112 с
  17. Железняк, Ю. Д. Волейбол: у истоков мастерства / Ю. Д. Железняк, В. А. Кунянский / под. общ. ред. Ю. П. Питериева. – М. : ФАИР-пресс, 2006. – 336 с.
  18. Железняк, Ю. Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе / Ю. Д. Железняк, Г. Я. Шипулин, О. Э. Сердюков // Теория и практика физической культуры : Тренер : журнал в журнале. – 2004. – №4. – С. 30-33.
  19. Железняк, Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» : учеб. пособие для вузов / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. – М. : Академия, 2004. – 269 с.
  20. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки : метод. основы развития физических качеств / Е. Н. Захаров, А. В. Карасев, А. А. Сафонов. – М. : Лептос, 1994. – 359с.
  21. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский.– М. : Сов. спорт, 2009.– 199 с.
  22. Ишмухаметов, М. Г. Физическая подготовленность учащихся 7-16 лет в зависимости от экологических особенностей среды обитания (на примере г. Перми) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004.– №5  – С. 40-43.
  23. Кагилев, Ю. В. Волейбол. Подводящие упражнения // Физическая культура в школе. – 2004. – №3. – С. 17-19.
  24. Клещев, Ю. Н. Волейбол / Ю. Н. Клещев. – М. : Физкультура и спорт, 2006. – 399 с.
  25. Кузнецов, В. С. Баскетбол: развитие скоростных способностей / В. С.Кузнецов, Г. А. Колодницкий, А. В.Кузнецов // Физическая культура в школе. – 2008.– №2. – С. 59-63.
  26. Кузнецов, В. С. Игровые упражнения для развития скоростных способностей баскетболистов /В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий, А. В.Кузнецов // Физическая культура в школе. – 2009. – №3. – С. 17-23.
  27. Легоньков, С. В. Физическая подготовка в спортивных играх : монография / С. В. Легоньков, О. Е. Лихачев ; СГАФК. – Смоленск : СГАФК, 2008.– 180 с.
  28. Луконин, Ю. В. Классификация уровней потребности в физической культуре и здоровом образе жизни / Ю. В. Луконин, А. М. Поляков, Е. И. Шеенко // Физическая культура в школе. – 2011. – №7. – С. 9-11.
  29. Любимова, З. В. Возрастная физиология : в 2 ч. / З. В. Любимова, К. В. Маринова,  А. А. Никитина. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 362 с.
  30. Матвеев, Л. П. Обобщающая теория физической культуры на текущем этапе своего становления // Теория и практика физической культуры. – 2009. – №9. – С. 16-17.
  31. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник / Л. П. Матвеев. – Изд. 5-е, испр. и доп. – М. : Сов. спорт, 2010. – 340 с.
  32. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник / Л. П. Матвеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Физкультура и спорт: СпортАкадемПресс, 2008.– 543 с.
  33. Образцы заданий для проверки достижения требований к уровню подготовки выпускников основной школы // Физическая культура в школе. – 2001.– №2.– С.32-35.
  34. Поляков, М. И. О развитии физических качеств // Физическая культура в школе. – 2002. – №1. – С. 18-20.
  35. Попов, В. А. Адаптационно развивающая физическая подготовка // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. – №2. – С. 53-54.
  36. Попов, В. Как развивать быстроту движения // Легкая атлетика. – 2000. – №4. – С. 29.
  37. Практикум по спортивной метрологии : краткий курс лекций и практических занятий / Д. А. Дятлов, Е. Д. Пушкарев, Е. Н. Шуркина, А. А. Лобашова; УралГУФК. – Изд.6-е, перераб. и доп. – Челябинск : УралГУФК, 2007.– 65 с.
  38. Рыцарев, В. В. Волейбол: попытка причинного истолкования приемов игры и процесса подготовки волейболистов / В. В. Рыцарев. – Изд. 2-е,  перераб. и доп. – М. : Физкультура и спорт, 2009. – 399 с.
  39. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология человека : (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие / М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов.– 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2002.– 438 с.
  40. Скоростно-силовая подготовка в спортивных играх и ее медицинское обеспечение : учеб. пособие / под ред. А. Д. Табарчука ; УралГАФК.– Челябинск : УралГАФК, 2002. – 51 с.
  41. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб.– Изд. 4-е, испр. и доп. – М. : Сов. спорт, 2010. – 619 с.
  42. Сосков, М. В. Воспитание скоростных качеств юных волейболисток с использованием методик педагогического внушения // Современные проблемы и развитие физической культуры и спорта : тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. / ПГУ. – 1998. – С.121.
  43. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина.– М. : Сов. спорт, 2003. – 463 с.
  44. Туманян, Г. С. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности : учеб. пособие / Г. С. Туманян. – М. : Сов. спорт, 2001.– 106 с.
  45. Уилмор, Дж. Х. Физиология спорта : учебник : пер. с англ. / Дж. Х. Уилмор, Д. Л. Костилл ; отв. ред. А. Ященко.– Киев : Олимпийская лит., 2001.– 503 с.
  46. Фейгенберг, И. М. Быстрота моторной реакции и вероятностное прогнозирование // Физиология человека. – 2008.– Т.34, №5. – С. 51-62.
  47. Фурманов, А. Г. Волейбол : пособие / А. Г Фурманов.– Мн. : Современная школа, 2009.– 227 с.
  48. Хидетоши, Кодзима. Японский волейбол – спорт для всех: международный проект / Кодзима Хидетоши, П. Н. Пасюков // Теория и практика физической культуры. – 2011.– №9.– С.60-64.
  49. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов.– 8-е изд., стер. – М. : Академия, 2010.– 479 с.
  50. Хуррамов, Ж. К. Использование упражнений для развития быстроты движений по методу круговой тренировки на уроках физкультуры у школьников младших классов / Ж. К. Хуррамов // Вестник спортивной науки. – 2010.– № 5. – С. 6.

 

Приложение  А

 

АКТ

внедрения результатов  научно-исследовательской работы

Черепанова Павла Владимировича

 

Автор разработки. Черепанов Павел Владимирович, студент 416 группы кафедры теории и методики спортивных игр ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры».

Учреждение, внедряющее разработку. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по волейболу г. Челябинска: 454007, г. Челябинск, пер. Артиллерийский, 2.

 

Название внедряемого материала

Специальные комплексы  упражнений, направленные на развитие быстроты волейболистов 12-15-летнего возраста (УТГ-1, УТГ-2, УТГ-3)

 

 

Педагогическая эффективность  внедряемого материала

  1. Повышение уровня развития быстроты волейболистов УТГ 1-3.
  2. Улучшение результатов соревновательной деятельности.

 

Сроки внедрения. Начало – декабрь 2011 г. Окончание – март 2012 г., и по настоящее время проходит использование специальных комплексов.

 

Предложения о дальнейшем использовании. Научно-исследовательские разработки Черепанова П.В. возможно использовать в учебно-тренировочном процессе волейболистов на этапе углубленной специализации.

 

 

Директор МБУДОД СДЮСШОР

по волейболу  г. Челябинска       С.Ю. Киселева

 

Ст. тренер-преподаватель 

высшей категории         Т.Л. Сыскова

 

 

Автор внедрения          П.В. Черепанов

 

Приложение Б

 

Нормативы для оценки физической подготовленности (быстрота)

юношей  – волейболистов УТГ-1

 

Тесты

Уровень

Высокий

Выше

среднего

Средний

Ниже

среднего

Бег 30м, с

5,5

и менее

5,6-5,9

6,0-6,2

6,3

и более

Бег 30 м (5х6 м), с

12,0

и менее

12,1-12,4

12,5-12,8

12,9

и более

Бег 92 м, с изменением направления, елочка, с

26,0

и менее

26,1-27,4

27,5-28,7

28,8

и более

Бег 9х3х6х3х9 м, с

7,0

и менее

7,1-8,9

9,0-10,0

10,1

и более

Удар, блок, кувырок

12,0

и менее

12,1-13,9

14,0-15,0

15,1

и более

Информация о работе Развитие быстроты волейболистов 12-13-летнего возраста на этапе углубленной специализации с помощью специальных комплексов упражнений