Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 05:58, курсовая работа
Цель исследования – развитие быстроты у волейболистов 12-13- летного возраста.
Объект исследования – учебно-тренировочный волейболистов 12-13-летнего возраста.
Предмет исследования – средства и методы развития быстроты волейболистов на этапе углубленной специализации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИ-ТИЯ БЫСТРОТЫ
Быстрота и ее значение в спортивной деятельности……………
Средства и методы развития быстроты в волейболе……………
1.3 Требования уровня быстроты на разных этапах подготовки……
Выводы по первой главе………………………………………………
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИ-МЕНТА ПО РАЗВИТИЮ БЫСТРОТЫ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 12-13-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, ИХ АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ
2.1 Результаты констатирующего эксперимента по оценке уровня развития быстроты……………………………………………………………..
2.2 Методика и специальные комплексы упражнений на развитие быстроты………………………………………………………………..................
2.3 Результаты педагогического эксперимента, направленного на развитие быстроты волейболистов 12-13-летнего возраста ……………………
Выводы по второй главе…………………………………………..……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А……………………………………………………………..
Приложение Б…………………………………………………………….
Для простых реакций характерен значительный перенос быстроты: тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции, а люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, будут быстро реагировать и в других.
При напряженной мышечной работе у хорошо тренированных людей наблюдается уменьшение времени простой двигательной реакции и повышение возбудимости нервно-мышечного аппарата (НМА); у менее тренированных - время реакции ухудшается, происходит снижение возбудимости ЦНС и функционального состояния НМА. После интенсивной кратковременной мышечной работы может происходить уменьшение времени реакции и за счет ослабления тормозных процессов в связи с перевозбуждением ЦНС [41; 45].
Встречаются утверждения, что быстрота – качество врожденное, что нельзя, например, стать бегуном на короткие дистанции, если нет соответствующих природных данных. Однако практика подтверждает, что в процессе систематической многолетней тренировки спортсмен может развить качество быстроты в очень большой мере [42, c. 121].
Наиболее успешно быстрота развивается в 10-12-летнем возрасте. Поскольку быстрота движений зависит от силы мышц, поэтому эти качества развивают параллельно. Как известно, чем меньше внешнее сопротивление движениям, тем они быстрее. Уменьшить вес снаряда, установленный правилами соревнований, нельзя. Также невозможно уменьшить вес тела без вреда для здоровья. Но можно увеличить силу. Возросшая сила позволит спортсмену легче преодолевать внешнее сопротивление, а значит, и быстрее выполнять движения [41, c. 273].
Быстрота двигательной
реакции имеет большое
В волейболе весьма важную роль играет быстрота движений, уровень развития которой во многом определяет эффективность атакующих и защитных действий волейболистов во время игры. Специальная быстрота волейболиста – это способность игрока выполнять с требуемой, обычно очень большой, скоростью технические приемы, способы и отдельные действия [18, c. 32].
Формами проявления специальной быстроты в волейболе являются:
- способность к быстрому реагированию на мяч, действия партнеров и соперников;
- способность к быстрому началу движений;
- способность
к быстрому выполнению
- способность к быстроте перемещений [32, c. 85].
Быстрота реакции отражает способность игрока понять намерения и действия партнеров и соперников, а также определить направление полета мяча и реагировать на них соответствующим образом.
К быстроте начала движения можно отнести стартовое ускорение игрока.
Быстрота выполнения технических приемов и элементов характеризуется максимальной скоростью бьющей руки при выполнении нападающего удара и т.д.
Быстрота перемещения зависит от способности игрока максимально быстро преодолевать отрезки от 3 до 15 м, а также преодолевать небольшие отрезки с изменением направления [30; 31; 32].
Специальная быстрота, особенно максимальная, чрезвычайно специфична. При этом следует отметить, что все случаи проявления быстроты определяются сочетанием предложенных форм, и в практике обычно имеет место комплексное проявление быстроты. Известно, что быстрота в различных видах имеет свою специфику. В волейболе она обусловлена тем, что проявление ее происходит в непрерывно изменяющихся ситуациях, с систематическим чередованием различных сторон быстроты и их сочетаний при наличии сбивающих факторов – помех. В этих условиях характерными для игровой деятельности являются реакции с выбором и реакции на движущийся мяч, неоднократные стартовые ускорения для выполнения нападающего удара, блока и передачи, а также ускорения со сменой направления перемещения при приеме мяча в защите и, наконец, выполнение технических приемов игры и осуществление тактических комбинаций в максимально быстром темпе.
Многолетняя практика показывает, что воспитание быстроты движений в зрелом возрасте чрезвычайно сложный и малоэффективный процесс. Наиболее благоприятны для этого детские и юношеские годы [21, c. 46].
Проблема скоростной подготовки юных волейболистов разработана недостаточно и практически требует научного подхода при изучении не только динамики данного физического качества, его структуры, но и методики воспитания в зависимости от возраста и пола.
Результаты исследования уровня скоростной подготовленности юных волейболистов свидетельствуют, что все без исключения показатели скоростных качеств, характеризующие различные формы проявления быстроты у девочек и мальчиков в период от 10 до 17 лет, изменяются с естественным развитием организма и его систем, а вот темпы прироста отдельных показателей различны.
Наибольшие сдвиги отмечаются в развитии стартовой реакции, время которой в период от 10 до 13 лет уменьшается у девочек на 3,4%, у мальчиков на 6,6%. Далее этот показатель стабилизируется.
Таким образом, наиболее высокий темп раз вития зрительной моторной реакции у волейболистов отмечается в возрасте 1013 лет [21; 30; 31; 32].
Что же касается скоростной подготовленности юных волейболистов и волейболисток, то следует отметить, что наилучшим периодом для воспитания качества быстроты у волейболистов является возраст до 14 лет, затем улучшение этого качества замедляется. Таким образом, наиболее благоприятные периоды развития быстроты у юных волейболистов можно считать от 10 до14 лет и от 16 до 18 лет. В период от 14 до 16 лет происходит ухудшение показателей у девочекволейболисток.
На основании вышеизложенного, можно констатировать, что у юных волейболистов (как у девочек, так и у мальчиков) происходит неравномерное развитие скоростных качеств. Отдельные показатели этого физического качества уже в детском возрасте достигают величин, приближающихся к показателям взрослых. Так, скоростные показатели юных волейболистов 14 лет составляют 80% от аналогичных показателей мастеров спорта. Бурные темпы развития быстроты у юных волейболистов объясняются высокой пластичностью их организма, подвижностью нервных процессов, относительной легкостью образования условно-рефлекторных связей. Результаты исследований говорят о том, что организм детей и подростков хорошо приспосабливается к скоростным нагрузкам, и поэтому период этот является благоприятным для развития быстроты и скорости. Важно не упустить эти возможности. Целенаправленный тренировочный процесс позволит в значительной мере уменьшить возрастные задержки в развитии быстроты на отдельных этапах подготовки юных волейболистов [17; 18; 19].
Одним из очень важных моментов развития быстроты является воспитание быстроты реакции. Различают простую и сложную реакцию. При воспитании простой реакции наиболее распространенный метод заключается в повторном, возможно более быстром реагировании на внезапно появляющийся сигнал или на изменение окружающей ситуации, например, изменение направления движения по сигналу, выход под мяч (с последующим приемом или передачей), который бросает тренер в разных направлениях и т.д.[17; 18; 24].
Особенности воспитания быстроты сложной реакции можно рассматривать на примере двух сложных реакций:
1) на движущийся объект;
2) реакции выбора [6, c. 35].
Первый наиболее типичен для спортивных игр и в том числе для волейбола. Так, например, волейболист во время приема мяча должен увидеть мяч, определить направление и скорость его полета, выбрать план дальнейших действий, начать его осуществлять. Из этих четырех элементов складывается в данном случае скрытый период реакции. Реакция на движущийся объект при внезапном его появлении занимает от 0,25 до 1с [21; 26; 27].
Экспериментально показано, что основная доля этого времени приходится на первый элемент – фиксацию движущегося предмета (мяча) глазами. Таким образом, основное значение имеет умение видеть предмет, перемещающийся с большой скоростью и следить за ним. Развитию именно этой способности и необходимо уделять особое внимание. Для этого в тренировочном процессе тренеру надо применять упражнения, игры с реакцией на движущийся предмет. В этом случае очень полезны различные игры с маленькими мячами (детскими, теннисными и т.д.). Здесь приобретает большое значение умение предугадывать направление и скорость полета мяча по действию партнеров или соперников во время игры.
Точность ответного действия на движущийся мяч совершенствуется параллельно с развитием быстроты реакции. Волейболистам следует объяснить, что выполнение ответных действий должно как бы опережать движущийся мяч (выбор места, ответного действия и т.д.). Реакция выбора связана с выбором нужного (самого рационального в каждом конкретном случае) двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнеров и соперников.
Тренерам в своей работе при совершенствовании реакции выбора необходимо менять условия игры и внешние условия выполнения. Как уже говорилось, наиболее благоприятным периодом воспитания и совершенствования быстроты реакции являются группы начальной подготовки [17; 18; 19].
1.2 Средства и методы развития быстроты в волейболе
Спортивные достижения и связанные с ними предельные усилия организма требуют высокого уровня общей и специальной подготовки спортсмена. Данные науки и практика показывают, что высокий уровень физической подготовки является тем фундаментом, на котором строится мастерство спортсмена. Поэтому процесс развития двигательных качеств в спортивной тренировке в целом является ведущим, но осуществляется он в неразрывном единстве с процессом технической подготовки [8; 11; 35]. История развития спорта показывает, что только оптимальное сочетание общей и специальной физической подготовки в соответствии с особенностями спортсмена обеспечивает выдающиеся спортивные результаты многим нашим спортсменам. Например, исключительно высокой и разносторонней физической подготовкой обладал Брениль и др. Однако в ряде случаев физическая подготовка все еще недооценивается, а для её воспитания зачастую используется лишь узким кругом чисто специальных физических упражнений данного вида спорта. Такая относительно напряженность физической подготовки не способствует достижению высоких спортивных результатов и в отдельных случаях может причинить ущерб здоровью спортсмена [21; 22; 27].
Так, например, по данным Л.П. Матвеева, одностороннее увлечение силовыми и скоростно-силовыми упражнениями в тренировке метателей может вызвать повышение артериального давления. Поэтому разносторонняя физическая подготовка крайне необходима при специальной тренировке спортсмена и с гигиенической точки зрения [32, c. 114].
Разностороннюю физическую подготовку нельзя понимать, как средство чрезмерного развития всех двигательных качеств. Нельзя иметь выносливость марафонца, быстроту спринтера, силу штангиста. В настоящее время в связи с развитием быстроты затрагиваются вопросы соотношения общего и специального развития этого качества, соотношение быстроты с техникой спортивных достижений. Степень силы раздражителей (степень воздействия применяемых упражнений) при развитии быстроты. Средствами специальной подготовки служат упражнения, направленные на развитие отдельных мышечных групп и тех качеств, которые характерны для избранной деятельности [31; 32; 34].
Средства общей физической подготовки должны развивать комплекс таких качеств, которые постоянно содействуют развитию специальных качеств и в то же время, как бы уравновешивают однонаправленное влияние средств специальной подготовки. Нужно так же иметь ввиду, что двигательные качества спортсмена проявляются не изолированно друг от друга, а в определенном комплексе при определенном их взаимодействии. Поэтому по мере роста мастерства приходится совершенствовать применяемые методы физической подготовки в целом. В специальных упражнениях различают две группы упражнений, которые помогают совершенствовать элементы техники движений.
К специальным средствам тренировки, направленной на развитие двигательных качеств, относятся:
а) упражнения, имеющие соответствия основными динамическими фазами спортивного упражнения не только по характеру нервно-мышечных усилий и режиму работы организма в целом, но и по структуре движений;
б) упражнения, направленные на развитие отдельных мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении спортивного упражнения в соответствии с динамикой развиваемых усилий по фазе движения [31; 32; 49].
По существу
это сопряженный процесс