Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:35, курсовая работа

Описание

Цель: исследовать влияние подвижных игр на развитие ловкости у детей 6-7 лет.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
1)провести теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
2)выявить уровень развития ловкости у детей 6-7 лет;
3)подобрать и апробировать комплекс подвижных игр для развития быстроты и ловкости у детей 6-7 лет.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста на основе подвижных игр
1.1 Сущностная характеристика ловкости, как психофизического качеств
1.2. Подвижная игра как средство развития психофизических качеств
Вывод по 1 главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста на основе подвижных игр
1. Изучение уровня развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
2. Методика развития ловкости у детей старшего возраста в подвижных играх
3. Сравнительный анализ результатов исследования
Вывод по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсова №1.doc

— 403.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Елецкий государственный  университет им. И.А.Бунина

Факультет педагогики и психологии (дошкольной)

  Кафедра дошкольной и коррекционной  педагогики 
 
 

  КУРСОВАЯ  РАБОТА

  РАЗВИТИЕ  ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНОЙ ИГРЕ 
 
 
 

Выполнила

студентка 3 - го курса,

  группы ЛГ - 31

Сячинова  Е. Ю. 
 

  Научный руководитель:

  К.п.н., доцент

  Гамова  С.Н. 
 
 

Елец - 2011

  Содержание

  Введение 

  Глава 1. Теоретические  основы проблемы развития ловкости у детей  старшего дошкольного возраста на основе подвижных игр

  1.1 Сущностная характеристика ловкости, как психофизического качеств

  1.2. Подвижная игра  как средство развития  психофизических  качеств

  Вывод по 1 главе 

  Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста на основе подвижных игр

  1. Изучение уровня развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста

  2. Методика развития ловкости у детей старшего возраста в подвижных играх

  3. Сравнительный анализ результатов исследования

  Вывод по 2 главе 

  Заключение 

  Список  использованной литературы 

  Приложения 
 
 
 
 

     Введение

     Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.

     Анализ  показателей здоровья, физического  и двигательного развития детей  старшего дошкольного возраста в  последние годы свидетельствует  о тревожных тенденциях. По данным Е.Н.Вавиловой, НА.Ноткиной, М.А.Правдова, Ю.К.Чернышенко, В.И.Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. [9; С.6] Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф.Змановский, М.А.Рунова, СБ.Шарманова, А.И.Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

     В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает выявление  источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. По утверждению отечественных  педагогов Е.Н.Водовозовой, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Е.А.Покровского, К.Д.Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.

     Подвижные игры, построенные на движениях, требующих  большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ  в организме. Они оказывают укрепляющее  действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

     Во  время подвижных игр у детей  совершенствуются движения, развиваются  такие качества, как инициатива и  самостоятельность, уверенность и  настойчивость. Они приучаются согласовывать  свои действия и даже соблюдать определенные правила.

     В то же время целый ряд проблем, связанных с физическим воспитанием  дошкольников и их развитием, еще  не нашли своего полного разрешения. К ним мы относим, в частности, использование большего количества разнообразных подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников.

     Цель: исследовать влияние подвижных игр на развитие ловкости у детей 6-7 лет.

     Достижение  цели осуществляется решением соответствующих  задач:

     1)провести  теоретический анализ педагогической  литературы по проблеме исследования;

     2)выявить уровень развития ловкости у детей 6-7 лет;

     3)подобрать и апробировать комплекс подвижных игр для развития быстроты и ловкости у детей 6-7 лет.

     Гипотеза: развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста будет способствовать физкультурный кружок «Школа мяча» включающий общеразвивающие упражнения с мячом, а так же упражнения, направленные на формирование умения действовать с мячом и др.

     Методы  исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

     Теоретической и методологической основой явились  исследования отечественных психологов и педагогов по проблемам детской  игры.

     Глава 1.Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста на основе подвижных  игр.

     1.1. Сущностная характеристика ловкости, как психофизического качеств

     Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

     Показателем ловкости является координационная  сложность движений. Здесь учитывается  время, необходимое для овладения  сложными движениями, и степень готовности, которая достигается в данном движении после занятий физическими  упражнениями и играми.

     Ловкость развивается довольно медленно. Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 12 – 13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 2 – 8 летнего ребенка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается дифференцировочная способность зрительного анализатора. В 8 – 12 лет лабильность нервно – мышечной системы достигает уровня, близкого к уровню взрослого организма [16; С.22].

     Таким образом, дети должны выполнять как  можно больше упражнений для воспитания координации движений. При этом важно  совершенствовать мышечное чувство (умение различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц), а также чувства времени и пространства.

     При развитии ловкости необходимо учитывать  возрастные особенности учащихся. В  дошкольном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Дети очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация.

     О степени ловкости можно судить по тому, насколько успешно решается нестандартная двигательная задача, насколько выполняемые двигательные действия соответствуют сложившейся в данный момент ситуации.

     Ловкость  совершенствуют в упражнениях с  быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений. Для развития ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами, на снарядах), акробатики (прыжки с трамплина, на батуте), упражнения с большими мячами – передачи, перебрасывания, ловля и др. Используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке, и спортивные игры.

     У детей 7- 8 лет совершенствуются навыки точных движений. Этому способствуют метание в цель, упражнения с малыми мячами – удары о пол, броски в стену, подбрасывание и ловля мяча с различными дополнительными движениями, различные сложные манипуляции с другими мелкими предметами – палочками, колечками, кубиками и т. д. Эти упражнения, кстати, способствуют овладению техникой письма, рисования. В дальнейшем внимание должно быть уделено поддержанию и совершенствованию координации движений, точности. Для этого рекомендуется использовать движения и игры, направленные на совершенствование деятельности двигательного анализатора (упражнения для развития точности пространственной и временной ориентировки, согласование движений отдельных частей тела при выполнении сложных упражнений и их комплексов и т. д.).

     Уместно подчеркнуть, что неравномерность  развития отдельных систем организма может привести к скованности движений. При систематических занятиях физическими упражнениями и играми эти явления в значительной степени ослабляются. В данном периоде развития у детей усиливаются процессы торможения в коре большого мозга, что способствует развитию аналитико-синтетической деятельности коры. Дети 12 – 15 летнего возраста могут достичь высокого уровня совершенствования в сложных движениях.

     Одним из проявлений ловкости является умение сохранить равновесие тела в статическом  положении и в движении. Устойчивость тела у детей при статических позах с возрастом улучшается. Так, если у 7 – летнего ребенка средняя амплитуда колебаний тела в переднее – задней плоскости равна 4,3мм, то в 10 лет – уже 3,2 мм, а к 12 годам она уменьшается до 2,7мм, достигая почти той же величины, что и у взрослых. То же самое происходит и с динамическим равновесием. Если в 6 – 7-летнем возрасте дети при прохождении 15-метровой прямой с закрытыми глазами отклоняются в сторону в среднем на 90,9см, то в 10 лет – на 50,2см, а в 12 лет – почти на ту же величину, что и взрослые – 32,4см [6; С.26].

     Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь  совершенствования всех ее компонентов. Не следует также забывать, что  в подвижных играх, воспитывающих ловкость, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.

     К развитию ловкости приводит систематическое  разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной  системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

     Ловкость  развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения  техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур) [8; С.29].

     При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят непродолжительное время и в начале двигательной деятельности.

     В основе методики развития ловкости лежат  следующие положения [1; С.331]:

Информация о работе Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре