Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:35, курсовая работа

Описание

Цель: исследовать влияние подвижных игр на развитие ловкости у детей 6-7 лет.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
1)провести теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
2)выявить уровень развития ловкости у детей 6-7 лет;
3)подобрать и апробировать комплекс подвижных игр для развития быстроты и ловкости у детей 6-7 лет.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста на основе подвижных игр
1.1 Сущностная характеристика ловкости, как психофизического качеств
1.2. Подвижная игра как средство развития психофизических качеств
Вывод по 1 главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста на основе подвижных игр
1. Изучение уровня развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
2. Методика развития ловкости у детей старшего возраста в подвижных играх
3. Сравнительный анализ результатов исследования
Вывод по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсова №1.doc

— 403.50 Кб (Скачать документ)

     - применение необычных исходных  положений в знакомых упражнениях:  бег из исходного положения  – сидя, лёжа, стоя на коленях  и т. д.;

     - изменение скорости и темпа  движения, использование разных  ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;

     - смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку,  прыжки на одной или двух  ногах, с поворотом;

     - использование в упражнениях  предметов, что содействует умению  распределять движения в пространстве  и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений;

     - выполнение согласованных движений  несколькими участниками: приседание, наклоны в парах, поднимать  и опускать обруч, верёвку,  держась за них по 3-4 человека;

     - более сложные сочетания основных  движений: бег змейкой, обегая  кубики, доставая в прыжке подвешенный  предмет; ходьба по гимнастической  скамейке с пролезанием в обруч  и т. д.;

     - использование упражнений, в которых  необходимо сохранять равновесие  либо восстанавливать его после потери: бег с остановками по сигналу, вращения, прыжки, приседания, стояние на одной ноге.

     Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста Вопрос о том, что представляет собой ловкость, является дискуссионным. Так Н.А. Ноткина считает, что ловкость представляет собой способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои движения в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. (Ноткина Н.А. 1993) И.В. Волков характеризует ловкость как способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно, как высшую ступень способности координировать свои движения. (Волков И.В. 1981) В.Л. Лях даёт такое определение: Ловкости – качество управления движениями, обеспечивающее правильное, быстрое, рациональное решение двигательной задачи. (Лях В.Л. 1991) Все перечисленные понятия характеризуют комплексный характер ловкости, которая точнее определяется как координационные способности многообразные и сложные. Характерно, что среди специалистов нет единого мнения в том, сколько вообще существует координационных способностей. Наиболее полный их перечень представляет В.Л. Лях, выделяя следующие составляющие: 

     1. способность к сохранению статического и динамического равновесия, т. е. к сохранению устойчивой позы в различных положениях тела или при выполнении движений; 

     2. способность к согласованности движений, т. е. умение, согласованно выполнять различные движения отдельными частями тела; 

     3 способность к реакции; 

     4. способность дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движения; 

     5. способность к ориентированию в пространстве, т. е. умение своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении. 

     (Лях В.Л. 1991) Э.Я. Степаненкова включает в понятие ловкость такие компоненты

     - быстрота реакции на сигнал; 

     - координация движений; 

     - быстрота усвоения нового; 

     - осознанность выполнения движений и использования двигательного опыта. 

     (Степаненкова Э.Я. 2001) 

     В.М. Зациорский выделяет несколько измерителей ловкости

     1. координационная сложность задания, определяемая требованиями к согласованности одновременно или последовательно выполняемых движений; 

     2. точность выполнения движений, т. е. степень его соответствия пространственным, временным и силовым характеристикам, требованиям двигательной задачи; 

     3. время выполнения движения. 

     (Зациорский В.М. 1970) 

     Так как ловкость является сложным комплексным качеством, то в каждом отдельном случае в зависимости от условий выбирают тот или иной из перечисленных измерителей. 

     Проявление ловкости – это формы управления движениями, но в высшей форме. Это связано с тем, что координационные способности в большей мере обусловлены центрально – нервными влияниями, зависят от пластичности корковых нервных процессов, от способности различать темп, амплитуду и направление движения, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки, и в меньшей мере зависят от морфологических и биологических влияний. 

     Ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх. Она соединяет в себе многие качества. Сила мышц, скоростные качества, гибкость представляют собой своеобразный субстрат ловкости. Её уровень зависит от степени развития других физических качеств, с другой стороны определяет возможности их рационального использования. 

     В методической литературе указывается на то, что воспитание ловкости складывается: во–первых, из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия, во-вторых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки, в-третьих, в воспитании повышенной точности восприятия своих движений в пространстве и времени. 

     Пути развития ловкости: 

     1. Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют. 

     2. Необходимо давать усложнения, новые сочетания знакомых движений, изменять привычные условия выполнения движения. 

     При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности. 

     В основе методики развития ловкости лежат следующие положения: 

     - применение необычных исходных положений в знакомых упражнениях: бег из исходного положения – сидя, лёжа, стоя на коленях и т. д.; 

     - изменение скорости и темпа движения, использование разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов; 

     - смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом; 

     - использование в упражнениях предметов, что содействует умению распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений; 

     - выполнение согласованных движений несколькими участниками: приседание, наклоны в парах, поднимать и опускать обруч, верёвку, держась за них по 3 – 4 человека; 

     - более сложные сочетания основных движений: бег змейкой, обегая кубики, доставая в прыжке подвешенный предмет; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч и т. д.; 

     - использовать упражнения, в которых необходимо сохранять равновесие либо восстанавливать его после потери: бег с остановками по сигналу, вращения, прыжки, приседания, стояние на одной ноге. 

     1. Для развития способности к реакции используют упражнения с быстро меняющимися заданиями, броски и ловля мяча в парах (с отскоком и без, с выполнением хлопка перед ловлей). 

     2. Для развития дифференцировки пространственных, временных и силовых параметров движения применяют прыжки на заданную длину по зрительным ориентирам, бег и прыжки по разметкам, сделанным на разном расстоянии. 

     3. Метание в цель, прокатывание мяча по коридору, челночный бег и т. д. необходимый для развития способности к ориентированию в пространстве. 

     Вавилова считала, что ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, например при обегании кегель, в другом - с хорошим чувством равновесия при ходьбе с кирпичиками на кирпичик. В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик. 

     (Е.Н. Вавилова) 

     Тарасова Т.А. в свою очередь считала, что ловкость развивается при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению восприятию собственных движений и окружающей обстановки. 

     (Тарасова Т.А. 2005) 

     Хухлаева Д.В. писала о том, что к развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движении и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. 

     Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленными; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Подвижная игра как средство развития психофизических качеств

     Значение  подвижных игр для разностороннего  воспитания ребенка велико: они являются одновременно и средством, и методом  воспитания ребенка.

     Подвижная игра как средство и как метод  характеризуется разнообразием  воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.

     В подвижных играх развиваются  и совершенствуются разнообразные  движения в соответствии со всеми  их характеристиками, направляются особенности  поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.

     Двигательные  действия в подвижных играх очень  разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях. Подвижные игры, различной направленности представлены в приложении 2.

     Как метод физического воспитания подвижная игра характеризуется многообразием используемых методов, отбираемых в соответствии с двигательным содержанием игры и ее правилами. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициативность, без которых спортивная деятельность невозможна.

     Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали  К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Е.А.Покровский, П.Ф.Лесгафт, В.В.Гориневский, Е.Н.Водовозова, Т.И.Осокина, А.В.Кенеман и др. П.Ф.Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

     Характерная особенность подвижной игры - комплексность  воздействия на организм и на все  стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

     Развитие  самостоятельности и творчества в подвижных играх предопределяется их творческим характером. Начальный  этап формирования творчества начинается с подражания. Двигательному творчеству ребенка помогает воображение, приподнятое эмоциональное состояние, проявление двигательной самостоятельности, придумывание сначала совместно с педагогом, а затем и самостоятельно новых вариантов игр. Наивысший уровень самостоятельности и творчества проявляется в умении ребенка самостоятельно организовывать и проводить знакомые ему подвижные игры.

     Во  время игр у дошкольников формируются  и совершенствуются разнообразные  навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Информация о работе Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре