Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:35, курсовая работа

Описание

Цель: исследовать влияние подвижных игр на развитие ловкости у детей 6-7 лет.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
1)провести теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
2)выявить уровень развития ловкости у детей 6-7 лет;
3)подобрать и апробировать комплекс подвижных игр для развития быстроты и ловкости у детей 6-7 лет.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста на основе подвижных игр
1.1 Сущностная характеристика ловкости, как психофизического качеств
1.2. Подвижная игра как средство развития психофизических качеств
Вывод по 1 главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста на основе подвижных игр
1. Изучение уровня развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
2. Методика развития ловкости у детей старшего возраста в подвижных играх
3. Сравнительный анализ результатов исследования
Вывод по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсова №1.doc

— 403.50 Кб (Скачать документ)

     Провели подбор подвижных игр, развивающих названные качества.

     В формирующей части эксперимента с детьми проводились занятия, состоящие  из подвижных игр способствующих развитию ловкости.

     Затем были повторно проведены тестовые задания, с помощью которых мы смогли увидеть, что на контрольном этапе, после проведённой работы, был отмечен значительный прирост всех показателей психофизического развития.

     Из  всего этого можно сделать  вывод, что подвижная игра способствует развитию у детей дошкольного  возраста названных физических качеств.

     Таким образом, подвижную игру можно назвать  важнейшим воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и  методов развития физических качеств  – важная сторона повышения эффективности  физического воспитания. 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

  1. Бауэр, О.П. Подвижные игры [Текст]: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. – СПб.: ВВМ, С.331-332.
  2. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Е.Н.Вавилова. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с.
  3. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду[Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез. 2007. – 240 с.
  4. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: метод. пособие / Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин. - М.: Владос, 2000. - 262 с.
  5. Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста [Текст] / Н.И.Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. - 2003. - Т-1. - С. 230-232.
  6. Демчишин, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / А.А.Демчишин, В.Н.Мухин, Р.С.Мозола. – К.: Здоровья, 1998. – 168 с.
  7. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста [Текст] / М.А.Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С.10-14.
  8. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки [Текст] / М.Н.Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С.29-33.
  9. Ковалевский, А.К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста [Текст]: дис. канд. пед. наук / А.К.Ковалевский Екатеринбург: УГПУ, 2007. - 138 с.
  10. Кожухова, Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников [Текст] / Н.Кожухова // Дошкольное воспитание. - 2000. - №3. - С.52.
  11. Кособуцкая, Г.В. Организация физической подготовки старших дошкольников [Текст]/ Г.В. Кособуцкая // Дошкольное воспитание. - 2009. - №12. – 39 с.
  12. Кузнецов, В.С. Физическое упражнения и подвижные игры[Текст:] метод. пособие / В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2006. - 151 с.
  13. Мащенко, М.В. Физическая культура дошкольника [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / М.В.Мащенко, В.А.Шишкина. - Мн.: Ураджай, 2000. - 156 с.
  14. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей [Текст]: кн. для учителя / Р.М.Миронова. - Минск: Нарасвета, 1989. - 176 с.
  15. Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е.А.Сагайдачная, Т.Л.Богина, Т.С.Яковлева// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007. - №3. - С.16-28.
  16. Пензулаева, Л.И. Анатомо-физиологические особенности детей [Текст]: учеб. пособие для студентов / Л.И.Пензулаева; сост. Г.М.Лямина. - М.: Педагогика, 1984. – 190 с.
  17. Рунова, М.А. Особенности организации занятий по физической культуре / М.А.Рунова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №9. – С.42-52.; №10. – С.56-63.
  18. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / М.А.Рунова. - М.: Мозаика-синтез, 2000. - 212 с.
  19. Спатаева, М.Х. Методика дифференцированного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста II и III групп здоровья. Автореферат [Текст]:дис. канд. пед. наук / М.Х.Спатаева - Омск, 2006. – 21 с.
  20. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учеб.пособие / Э.Я.Степаненкова. - М.: Воспитание дошкольника, 2006. - 368 с.
  21. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Практикум [Текст]: учеб. пособие для студ. / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 556 с.
  22. Тарасова, Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А.Тарасова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 175 с.
  23. Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / С.О.Филиппова, Г.Н.Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004. - С.101-108.
  24. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Д.В.Хухлаева. - М.: Просвещение, 1984. - 207 с.
  25. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / В.Н.Шебеко и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
  26. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств [Текст]: учебник для высших учеб. заведений / под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2004. - 368 с.

Приложение 1

     КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Формулировки  задач занятий Наименование  игр
Разучивание и закрепление различных построений (в шеренгу, колонну, круг и др.) «Быстро по местам», «Карусель», «Класс, смирно!»
Общеразвивающие упражнения в игре «Запрещенное  движение», «Делай, как я»
Выработка быстроты реакции на сигнал. Развитие внимания и слуха «Три, тринадцать, тридцать», «Слушай сигнал», «Ритмичная эстафета»
Развитие  умения ритмично ходить, внезапно прекращать движения и возобновлять их по сигналу «Соревнование скороходов», «Совушка», «Быстрые и  ловкие», «Пятнашки с приседанием», «День и ночь», «Паук и мухи», «Мы физкультурники», «Фигуры», «Стоп!»
Выработка быстроты и прямолинейности бега «Вызов номеров», «День и ночь»
Совершенствование умений: а) ритмично ходить; б) быстро бегать; в) делать перебежки с уворачиванием для развития координационных способностей «Наступление», «Гуси-лебеди», «Олемба», «Бег командами», «Кто быстрее», «Пустое место», «Пятнашки  с домом», «У медведя во бору», «Пятнашки», «Челночок и догонялка»
Закрепление навыков организованно и быстро совершать перебежки группами «Лес, озеро, болото», «Перемена мест»
Обучение  и закрепление умений в бросании и ловле малого мяча «Семерочка», «Постарайся  поймать», «Мяч в стенку»
Развитие  меткости при метании мяча в цель «Метко в  цель», «Лови – не лови», «Мячом в  цель», «Передал – садись», «Метатели», «Снежками в круг»
Совершенствование навыка в бросании и ловле малого мяча «Точный удар», «Кто дальше бросит», «Быстрые и меткие», «Снежками в круг»
Выработка умения точно и быстро передавать мяч и другие предметы «Передача мяча по кругу», «Быстрее к цели», «Мяч –  соседу», «Гонка мячей», «Не давай  мяча водящему»
Закрепление умения в бросании, ловле и передаче большого мяча «Мяч сквозь обруч», «Мяч среднему», «Мяч через веревку», «Мяч в воздухе», «Точный удар», «Быстрее к цели»
Разучивание общеразвивающих упражнений с короткой скакалкой «Чемпионы скакалки», «Удочка»
Закрепление техники подпрыгивания и прыжка в глубину «Попрыгунчики – воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры»
Совершенствование правильной осанки и навыка в равновесии (сохранения устойчивости) «Лиса и куры», «Эстафета с равновесием и  подлезанием», «Ходьба по начерченной  линии», «Не теряй равновесия», «Ходьба и бег с картоном на голове»
Закрепление навыков лазанья, перелезания «Эстафета с  лазаньем и перелезанием», «Альпинисты», «Перелет птиц», «Эстафета с лазаньем, перелезанием и подлезанием»
Выработка умения сочетать разбег с толчком  одной ногой при прыжках в высоту с разбега «Эстафета с  прыжками через гимнастическую скамейку», «Эстафета с бегом, прыжками и  метанием», «Перебежки с прыжками и  переменой мест», «Прыгни через  шнур»
Формирование  умения расслабляться, развитие гибкости «Игровые упражнения по заданию», «Танцевальные движения», «Гномики в домики», «Сквозь обруч»
Обучение  переступанию на лыжах. Игровые задания  для освоения элементарной лыжной техники «Солнышко», «Быстрый лыжник», «Танки», «Перебежки», «Не  ходи на гору», «Кто дальше (на лыжах)»
Развитие быстроты, координации движений. Игры с большой интенсивностью движений «Вызов», «Успей занять место», «Приглашение», «Мышеловка», «Иголка, нитка, узел», «Ледяная дорожка»
Развитие  умения выполнять подражательные движения «Море волнуется  – раз», «Лыжник с горки», «Штангист», «Дровосек» и др.
Коррекция (переключение и распределение) внимания «Что изменилось?», «Запретное движение»
Психофизическое восстановление Дыхательные упражнения, задания на расслабление (аутогенная тренировка)
 

Приложение 2

     ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ВЫНОСЛИ-ВОСТЬ СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ БЫСТРОТА КООРДИ-НАЦИОН-НЫЕ КОМПЛЕКС-НЫЕ
Мяч от стены Создавай круг Накорми птиц Загони шайбу Косарь
Опасная прогулка Отними ленту! Угадай погоду Бросай первым Карусели
Прыжок  за прыжком Кто больше осилит! Кому, что надо Попади в  цель Конек-горбунок
Догони! Помоги, друг! Чего не бывает Два капитана Нора лисы
Кто быстрее! Создавай пару! Угадай, что  это Кто первый Дровосек
Регулировщик Будь готов! Кузнечики Кто дальше Погреемся
Колобок Салки в круге Хитрый лис Попади в  корзину Радуга Силач
Казаки-разбойники Лабиринт Снегири Мяч водящему Пружинка
Кто найдет Борьба за мячами Кто быстрее Мячи в корзину Лестница
Кит Занимай место! Лучший снайпер Прогулка с  мячом Стоп
Гуси-лебеди Гонка мячей Лишний в  кругу С горки вниз Горячий мяч*
Заблудились Передачи по кругу Партизаны Лови комара Большие-маленькие
Охота за мячом Передача мяча Картошка Медведь Ель, елка, елочка
Ловля рыбы     Червяк Пойди, не упади
 

Приложение 3

     Перечень  показателей развития двигательных навыков и качеств детей 5–7 лет, рекомендованных для оценки физической подготовленности в образовательных программах

Образовательные программы Показатели  развития (базовые  и дополнительные)
“Детство”, 1995 г. Бег на 30 м.

Прыжок в длину с места.

Прыжок в длину  с разбега.

Прыжок в высоту с разбега.

Прыжок вверх  с места.

Прыжок в глубину (с поверхности выше уровня пола).

Метание предметов  весом 250, 80 г.

Метание набивного  мяча

“Истоки”, 2001 г. Основные  задания:

Бег на 10 м с  хода.

Челночный бег (10 м ? 3).

Подбрасывание и ловля мяча.

Сохранение статического равновесия.

Наклоны вперед из положения стоя.

Прыжок в длину  с места.

Бросок набивного  мяча.

Дополнительные  задания:

Отбивание мяча от пола.

Бег на 30 м со старта.

Прыжок вверх  с места.

Прыжок в длину  с разбега.

Бросок теннисного мяча ведущей рукой.

Бег на выносливость, дистанция от 500-1500 м.

Подъем туловища из положения лежа на спине

“Из детства  – в отрочество”, 2002г. Бег на 10 м со старта, с ходу.

Бег на 30 м со старта.

Челночный бег (10 м ? 3).

Бег трусцой  со средней скоростью.

Непрерывные подскоки.

Прыжок в длину  с места и с разбега.

Прыжок в высоту с разбега.

Метание на дальность.

Метание в цель.

Оценка силы и выносливости мышц спины и живота.

Вис на согнутых руках на перекладине.

Наклоны туловища из положения стоя

“Примерная  общеобразовательная программа  воспитания, обучения и развития детей  раннего и дошкольного возраста”, 2004 г. Сохранение  статического равновесия.

Подбрасывание и ловля мяча двумя руками.

Прыжок в длину  с места.

Бег на 30 м.

Бросание теннисного мяча удобной рукой

“Программа  воспитания и обучения в детском  саду”, 2005 г. Прыжки с  высоты до 40 см.

Прыжки в длину  с места, с разбега; в высоту с  разбега; через скакалку.

Перебрасывание  набивного мяча, бросок предметов в вертикальную и горизонтальную цель.

Метание правой и левой рукой в движущуюся цель.

Плавание произвольным способом на расстояние 15 м

 

     Приложение 4

     ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

     Умение  контролировать уровень достигнутых  ребенком результатов – необходимое условие грамотного процесса физического воспитания. Каждому человеку, работающему с детьми, чрезвычайно важно владеть элементарными приемами, (тестами), позволяющими судить об уровне развития, состояния здоровья и физической подготовленности воспитанников.

     Тестирование  позволяет выявить реальный уровень  подготовленности ребенка и степень  его соответствия возрастным нормам, а также определить недостатки. Результаты диагностики являются точкой отсчета  для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов педагогического воздействия, которое будет наиболее адекватным.

     Безусловно, глубокий и разносторонний анализ развития ребенка осуществляется специалистами  соответствующего профиля. Данные методические рекомендации призваны вооружить интересующихся экспресс-методами, позволяющими контролировать как развитие детей, так и, в определенной мере, результаты своего педагогического труда. Предлагаемые здесь приемы и методы диагностики, с одной стороны, позволяют получить статистически достоверные, надежные результаты, а с другой стороны, доступны, не требуют дополнительной специальной подготовки. 

     Приложение 5

     ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОРЕВНОВАНИЯ

     Успей поймать. Играющие (5-6 детей) стоят в небольшом кругу, у каждого в руках мяч и камешек. Подбросив мяч, надо выбежать из круга, положить как можно дальше от него камешек на землю и, вернувшись в круг, успеть поймать мяч, отскочивший от земли. Кто сумеет положить камешек дальше всех и при этом не уронит мяч, тот и выигрывает.

     Усложнение: бросить мяч, положить камешек, выбежав из круга, затем вернуться, быстро поймать мяч на лету (мяч не должен упасть на землю).

     Бери  скорее. Играющие стоят посередине площадки в двух шеренгах напротив друг друга на расстоянии 2 м. По сторонам площадки на расстоянии 10-15 м за каждой шеренгой обозначаются ограничительные линии. Между каждой парой на землю кладется небольшой предмет (кубик, камешек, шишка). Дети принимают одно из исходных положений — сидя, лежа, в упоре на коленях. По сигналу воспитателя каждый стремится быстро подняться, схватить предмет и убежать за ограничительную линию. Тот, кто не успел взять предмет, догоняет. Выигрывает успевший взять предмет и убежать с ним.

Информация о работе Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре