Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:35, курсовая работа

Описание

Цель: исследовать влияние подвижных игр на развитие ловкости у детей 6-7 лет.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
1)провести теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
2)выявить уровень развития ловкости у детей 6-7 лет;
3)подобрать и апробировать комплекс подвижных игр для развития быстроты и ловкости у детей 6-7 лет.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста на основе подвижных игр
1.1 Сущностная характеристика ловкости, как психофизического качеств
1.2. Подвижная игра как средство развития психофизических качеств
Вывод по 1 главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста на основе подвижных игр
1. Изучение уровня развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
2. Методика развития ловкости у детей старшего возраста в подвижных играх
3. Сравнительный анализ результатов исследования
Вывод по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсова №1.doc

— 403.50 Кб (Скачать документ)

     Низкий  уровень уменьшился на 12 %

     Наиболее  эффективным методом в оценке развития психофизических качеств, в том числе выносливости, служит прирост показателей за период подготовки в течение учебного года. Он показывает изменения в физической подготовленности детей под влиянием физкультурно-оздоровительных мероприятий и выражается в разнице между исходными показателями первоначального тестирования и полученными .

     Для педагогов дошкольных учреждений определение  темпов прироста показателей физических качеств рассчитывается по формуле:

     W = 100 % (V2 – V1)/ ½ (V1 + V2)

     где W – прирост показателя теста в %;

     V1 – исходный показатель тестирования;

     V2 – конечный показатель тестирования.

     Усаковым  В.И. в 1989 году была определена шкала  оценок темпов прироста физических качеств  детей дошкольного возраста, которая  дает возможность выяснить, за счет чего произошел рост исследуемого физического качества.

     Нами  были выявлены темпы прироста в развитии телесной ловкости и ручной ловкости (по результатам теста «отбивание мяча об пол» в контрольной и экспериментальной  группах.

     Сравнительные результаты таковы:

     Телесная  ловкость (бег 3*10 м)

     Неудовлетворительные  результаты показали

     В контрольной группе – 25 % детей

     В экспериментальной  группе – 25 % детей

     Удовлетворительные  результаты показали

     В контрольной группе – 44 % детей

     В экспериментальной группе – 6 % детей

     Хорошие результаты показали

     В контрольной группе – 25 % детей

     В экспериментальной  группе – 44 % детей

     Отличные  результаты были выявлены

     В контрольной группе у 6 % детей

     В экспериментальной  группе у 25 % детей

     Ручная  ловкость (отбивание мяча об пол)

     Неудовлетворительные  результаты показали

     В контрольной группе – 19 % детей

     В экспериментальной  группе – 0 % детей

     Удовлетворительные  результаты были выявлены

     В контрольной группе у 6 % детей

     В экспериментальной  группе у 0 % детей

     Хорошие результаты показали

     В контрольной группе – 44 % детей

     В экспериментальной  группе – 25 % детей

     Отличные  результаты показали

     В контрольной группе – 31 % детей

     В экспериментальной  группе – 75 % детей

     По  данным показателям можно сделать  вывод о том, что в контрольной группе прирост в развитии ловкости произошел за счет естественного роста и системы воспитания, и лишь у 30 % детей – за счет целенаправленного эффективного использования физических упражнений.

     В экспериментальной группе за счет системы  физического воспитания и целенаправленного использования физических упражнений и естественных сил природы прирост в развитии ловкости произошел, в среднем, у 70 % детей.

     В процессе работы нами было отмечено, что  развитие ручной ловкости у детей  старшего дошкольного возраста определяется типом темперамента. Так, уравновешенные дети показали высокую работоспособность при выполнении беговых упражнений и подвижных игр с мячом. У таких детей высокий прирост в развитии телесной ловкости. Дети легко возбудимые успешнее и охотнее выполняли различные упражнения с мячом на скорость, с удовольствием участвовали в играх соревновательного характера, эстафетах, у них высокие показатели в развитии ручной ловкости.

     Также необходимо отметить, что уровень  развития ручной ловкости определяется уровнем физического развития. Так, дети, у которых достаточно высокий уровень физического развития, имеют более низкий уровень развития телесной и ручной ловкости. Это связано с интенсивным ростом детей, в процессе которого происходят значительные перестройки, как в работе органов, так и в технике движений, что значительно препятствует развитию выносливости.

     Дети, имеющие средний уровень физического  развития, небольшой рост и вес, наоборот, показывают достаточно высокий показатели в развитии телесной и ручной ловкости.

     Таким образом, результаты повторной диагностики  позволяют сделать выводы о том, что проводимая нами в течение  учебного года целенаправленная работа по развитию ручной ловкости у детей  экспериментальной группы посредством  подвижных игр и упражнений с мячом оказалась эффективной. Нами отмечены достаточно высокие показатели в приросте ручной и телесной ловкости по сравнению с детьми контрольной группы, в которой кружковая работа не проводилась.

     Исходя  из полученных результатов диагностики, нами были составлены графики: уровней физического развития, динамики развития телесной ловкости, ручной ловкости, графики прироста в развитии ловкости.

     Таким образом, нами было организована опытно-экспериментальная  работа по исследованию ручной и телесной ловкости детей старшего дошкольного возраста и проведено три этапа эксперимента.

     Низкие  показатели уровня развития ручной ловкости у детей контрольной и экспериментальной  группы на констатирующем этапе эксперимента подвели нас к выводу о том, что в дошкольном учреждении, на базе которого проводилось исследование, работа по развитию данного качества недостаточно планомерна и систематична. Поэтому нами была спланирована определенная система работы по развитию ручной и телесной ловкости детей экспериментальной группы посредством целенаправленного включения в физкультурно-оздоровительную работу подвижных игр и упражнений с мячом, организации и проведения кружка «Школа мяча».

     На  формирующем этапе эксперимента нами были составлены перспективный  и календарный планы, продуманы формы работы с детьми, педагогами и родителями.

     На  контрольном этапе эксперимента нами была проведена повторная диагностика, результаты которой показали значительное повышение уровня развития ручной и  телесной ловкости детей экспериментальной  группы. Количественные данные, полученные нами, позволили сделать вывод о том, что работа, организованная нами по развитию ловкости посредством подвижных игр с мячом оказалась эффективной. Конечные результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Действительно, грамотное, систематическое включение в педагогический процесс подвижных игр и упражнений с мячом может существенно влиять на развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вывод по 2 главе.

     Во 2 главе данной работы были озвучены методы исследования физических качеств. Мы на практике выявили актуальный уровень развития ловкости. Все методы воспитания в детском дошкольном учреждении направлены на достижение всестороннего гармонического развития ребёнка, обеспечение формирования самостоятельности, инициативы, активности и других положительных качеств личности. Игры и развлечения - непременные спутники жизни детей в семье и в дошкольных учреждениях. В руках педагога игры представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребёнка.

     Основной  причиной низких показателей является, на наш взгляд, отсутствие планомерной, целенаправленной работы по развитию ловкости, индивидуальные особенности  детей, отсутствие у некоторых детей  интереса к физкультурным занятиям.

     С детьми проводились занятия в  кружке, содержание которых строилось  в соответствии с программными требованиями и перспективным планом, материал давался с постепенным усложнением. Работа в кружке позволила реализовать  принцип индивидуального подхода  к детям при формировании такого психофизического качества, как ловкость.

     В процессе работы нами было отмечено, что  развитие ручной ловкости у детей  старшего дошкольного возраста определяется типом темперамента. Так, уравновешенные дети показали высокую работоспособность при выполнении беговых упражнений и подвижных игр с мячом. У таких детей высокий прирост в развитии телесной ловкости. Дети легко возбудимые успешнее и охотнее выполняли различные упражнения с мячом на скорость, с удовольствием участвовали в играх соревновательного характера, эстафетах, у них высокие показатели в развитии ручной ловкости.

     Также необходимо отметить, что уровень  развития ручной ловкости определяется уровнем физического развития. Так, дети, у которых достаточно высокий  уровень физического развития, имеют более низкий уровень развития телесной и ручной ловкости. Это связано с интенсивным ростом детей, в процессе которого происходят значительные перестройки, как в работе органов, так и в технике движений, что значительно препятствует развитию выносливости.

     Мы пришли к выводу о необходимости постепенного, систематического развития ловкости. Для этого нужно составлять такие условия для проведения подвижных игр, которые были бы построены по следующей принципиальной схеме, а именно: через знакомство с правилами игры, ребёнок начинает приобретать опыт, который ему необходим для выработки саморегуляции. Благодаря этому подходу, возможно, укрепляя и сохраняя здоровье детей, вырабатывать у них устойчивые навыки в основных видах движений и в выполнении физических упражнений. Участвуя в подвижных играх и наслаждаясь движениями, дети приобретают привычку к здоровому образу жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В общей системе образовательной  работы ДОУ физическое воспитание детей  занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

     Развитие  двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании дошкольников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов 

     В этом аспекте, подвижные игры выступают  как эффективное средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.

     Целью нашего исследования было выявить влияние  подвижной игры на развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

     Ловкость  – это способность быстро и  точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях.

     В ходе работы была изучена научная, педагогическая и методическая литература. Многие исследователи рекомендуют включать подвижные игры, развивающие ловкость детей дошкольного возраста, в физкультурные занятия в ДОУ и в повседневной жизни детей.

     В теоретической части работы, на основе изучения специальной литературы мы рассмотрели, выявили и охарактеризовали:

  • психофизические качества детей 6-7 лет, а также ловкость, как психофизические качества;
  • требования к физическим упражнениям, развивающим ловкость;
  • подвижную игру как средство развития психофизических качеств: задачи, значение, характеристику и методику организации и проведения.

     В практической части при рассматривании данной проблемы мы провели экспериментальную  работу на базе в МДОУ №2 «Ромашка» г. Данкова Липецкой области.

     В ходе её проведения мы взяли 2 группы детей (экспериментальную и контрольную) в возрасте 6-7 лет – по 15 человек в каждой.

     В констатирующей части исследования для определения уровня развития ловкости мы провели тестовые задания, с помощью которых определили у детей уровень развития ловкости.

Информация о работе Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре