Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 08:35, курсовая работа

Описание

Цель: исследовать влияние подвижных игр на развитие ловкости у детей 6-7 лет.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
1)провести теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
2)выявить уровень развития ловкости у детей 6-7 лет;
3)подобрать и апробировать комплекс подвижных игр для развития быстроты и ловкости у детей 6-7 лет.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста на основе подвижных игр
1.1 Сущностная характеристика ловкости, как психофизического качеств
1.2. Подвижная игра как средство развития психофизических качеств
Вывод по 1 главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста на основе подвижных игр
1. Изучение уровня развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
2. Методика развития ловкости у детей старшего возраста в подвижных играх
3. Сравнительный анализ результатов исследования
Вывод по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсова №1.doc

— 403.50 Кб (Скачать документ)

     При разделении игроков на соревнующиеся  группы руководитель должен учитывать  соответствие характера игровых  действий физической подготовленности детей, а результаты действий каждого игрока за свою команду выявлять немедленно. Преимущественное место занимают игры с короткими перебежками врассыпную, по прямой, по кругу, с изменением направлений, игры с бегом типа «догоняй – убегай» и с увертыванием; игры с подпрыгиванием на одной или двух ногах, с прыжками через условные препятствия (начерченный «ров») и через предметы (невысокую скамейку); игры с передачей, бросанием, ловлей и метанием на дальность и в цель мячей, шишек, камешков, игры с разнообразными движениями подражательного или творческого характера. Каждая игра состоит в основном из одного-двух вышеперечисленных видов движений, причем обычно они применяются обособленно или попеременно и лишь изредка - в сочетаниях. 
 
 
 
 
 

     Вывод по 1 главе

     При подготовке к работе над курсовой работой был изучен ряд основных методических материалов (методик) по развитию физических качеств детей старшей группы. Несмотря на то, что физическое воспитание занимает одно из центральных мест в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, в современных программах данный раздел содержит лишь перечень двигательных навыков, которые следует прививать детям. Поэтому необходимо составлять конспекты занятий, которые были бы ориентированы не только на двигательное развитие детей, но и на их общее и речевое развитие, формирование психики, интеллекта, таких анализаторных систем, как зрительные, слуховые.

     При развитии ловкости необходимо учитывать  возрастные особенности учащихся. Дети очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений.

     При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности. 

     Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь совершенствования всех ее компонентов. Не следует также забывать, что в подвижных играх, воспитывающих ловкость, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха. 
 
 

     Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста на основе подвижных игр

     1. Изучение уровня  развития ловкости  у детей старшего  дошкольного возраста

     Цель  констатирующего эксперимента –  определить уровень развития ручной ловкости у детей контрольной и экспериментальной групп.

     При проведении констатирующего этапа  эксперимента мы поставили перед  собой цель – дать оценку физического  развития и определить уровень развития ловкости .

     В диагностическом исследовании ловкости приняло участие 32 ребенка: 18 мальчиков и 14 девочек.

     Исходя  из анализа теоретических источников по данной теме, нами были сделаны выводы о том, что развитие любого психофизиологического  качества, в том числе ловкости, обусловлено особенностями физического  развития ребенка. Поэтому нами были составлена дана оценка физического развития каждого ребенка на данном возрастном этапе.

     Для оценки физического развития дошкольников были взяты нормативы Г.А. Шорина. [17, стр. 152]

     При определении физического  развития детей нами были получены следующие результаты:

     В контрольной группе

     Высокий уровень физического развития имеют 2 человека (13 %)

     Уровень выше среднего имеют 8 человек (50 %)

     Средний уровень физического развития отмечается у 6 человек (37 %)

     В экспериментальной группе

     Высокий уровень физического развития имеют 2 человека (12 %)

     Уровень выше среднего – 7 человек (44 %)

     Средний уровень отмечает у 7 человек (44 %)

     Таким образом, из данных обследования видно, что обе группы имеют примерно одинаковый уровень физического  развития.

     Исследование  ручной ловкости проводилось  по методике М.А. Руновой  и включало тесты  на определение уровня развития ловкости и координации движений:

     1) Челночный бег 3*10 метров

     2) Отбивание мяча от пола.

     3) Подбрасывание и ловля мяча.

     Тест  «Челночный бег 3*10 метров».

     Цель: определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге на 10 метров.

     Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу  «Марш!» (в этот момент педагог включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 штук). Ребенок должен обежать каждый кубик, не задев его.

     Фиксируется общее время бега.

     Тест  «Определение ручной ловкости при подбрасывании  мяча».

     Цель: оценить ловкость при подбрасывании и ловле мяча.

     Ребенок принимает исходное положение: ноги на ширине плеч и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15-20 см как можно выше большее количество раз. Из двух попыток фиксируется лучший результат.

     Тест  «Отбивание мяча от пола»

     Цель: оценить ловкость, скорость реакции, устойчивость позы при отбивании мяча от пола.

     Ребенок стоит в исходном положении ноги на ширине плеч и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз. При выполнении задания не разрешается  сходить с места. Из двух попыток  засчитывается лучший результат.

     По итогам проведения тестирования мы получили следующие результаты:

     Экспериментальная группа

     Челночный бег 3*10 метров

     Высокий уровень – 0 %

     Средний уровень – 63 %

     Низкий  уровень – 37 %

     Подбрасывание мяча

     Высокий уровень – 12 %

     Средний уровень – 44 %

     Низкий уровень – 44 %

     Отбивание мяча

     Высокий уровень – 0 %

     Средний уровень – 63 %

     Низкий  уровень – 37 %

     В среднем по всем параметрам были получены следующие  результаты:

     Высокий уровень – 0 %

     Средний уровень – 56 %

     Низкий  уровень – 44 %

     Контрольная группа

     Челночный бег 3*10 метров

     Высокий уровень – 12 %

     Средний уровень – 44 %

     Низкий  уровень – 44 %

     Подбрасывание мяча

     Высокий уровень – 0 %

     Средний уровень – 56 %

     Низкий  уровень – 44 %

     Отбивание мяча

     Высокий уровень – 6 %

     Средний уровень – 56 %

     Низкий  уровень – 38 %

     В среднем по всем параметрам были получены следующие результаты:

     Высокий уровень – 6 %

     Средний уровень – 50 %

     Низкий  уровень – 44 %

     В целом по группам необходимо отметить, что более 40 % детей, принимавших  участие в диагностике, имеют  средний и низкий уровни развития телесной и ручной ловкости.

     Основной  причиной низких показателей является, на наш взгляд, отсутствие планомерной, целенаправленной работы по развитию ловкости, индивидуальные особенности  детей, отсутствие у некоторых детей  интереса к физкультурным занятиям.

     Таким образом, мы считаем, что существует необходимость создания определенной системы работы по развитию ручной и телесной ловкости старших дошкольников, подбор наиболее эффективных средств  и методов, методическое просвещение  педагогов и родителей по данной проблеме.

     Поэтому, мы считаем необходимым с детьми экспериментальной группы организовать кружок «Школа мяча» и основным направлением его работы выбрать развитие ручной и телесной ловкости.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Методика развития  ловкости у детей  старшего возраста в подвижных играх

     Цель  формирующего этапа эксперимента –  повышение уровня развития ручной ловкости у детей экспериментальной группы посредством подвижных игр и  игровых упражнений с мячом.

     Для достижения цели данного  этапа эксперимента мы поставили перед собой ряд задач:

     1. С детьми экспериментальной группы  организовать кружок по обучению  детей умению действовать с  мячом «Школа мяча».

     2. Составить календарный план работы  кружка, определив задачи работы, характер упражнений и содержание  подвижных игр с мячом большой и малой подвижности на каждое занятие.

     3. Составить перспективный план  распределения подвижных игр  с мячом в течение года во  всех формах физкультурно-оздоровительной  работы.

     4. Оформить обучение для педагогов и родителей на тему: «Особенности развития ловкости в старшем дошкольном возрасте».

     5. Подобрать подвижные игры и  игровые упражнения на развитие  телесной и ручной ловкости.

     После проведения исследования уровня развития ручной ловкости у старших дошкольников нами был создан кружок «Школа мяча».

     План  работы кружка был составлен на основе методических рекомендаций. Она проводилась  один раз в неделю в вечернее время.

     Перспективный план включал определение основных задач на каждый месяц, а также  распределение подвижных игр  с мячом в течение всего года.

     Календарный план включал определение задач  на каждое занятие и в соответствии с задачами подбор подвижных игр  и упражнений с мячом, их включение  в структуру занятия в зависимости  от содержания и степени подвижности.

     Работа  кружка была построена таким образом, что каждое занятие строилось по традиционной структуре: вводная, основная и заключительная часть.

     Во  вводной части детям давались разнообразные упражнения для рук  и ног с целью разогрева  и подготовки для дальнейшей работы определенных групп мышц (в частности, мышц рук и плечевого пояса).

     Основная  часть включала общеразвивающие  упражнения с мячом, а также упражнения, направленные на формирование умения действовать с мячом: отбивание, ведение мяча, передача друг другу  мяча в парах разными способами, броски мяча в корзину и тому подобное.

     В заключительной части занятия с  детьми проводились игры с мячом  разной подвижности: большой и малой. Каждая игра разучивалась с детьми, закреплялась и совершенствовалась. Подвижные игры включали такие упражнения с мячом, которые разучивались детьми на занятии.

Информация о работе Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре