Развитие выносливости у школьников 10-11 классов на учебно-тренировочных занятиях по спортивному ориентированию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:31, курсовая работа

Описание

Цель исследования. Определить воздействие занятий спортивным ориентированием на показатели уровня развития выносливости у школьников 10-11 классов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3



Глава 1 Анализ научно-методической литературы………………………5

1.1Общая характеристика выносливости…………………………….......5

1.2 Средства и методы спортивной тренировки………………………….8

1.3 Развитие общей выносливости……………………………………….23

1.4 Развитие специальной выносливости………………………………..31



Глава 2 Задачи, методы и организация исследования…………………36

2.1 Задачи исследования………………………………………………….36

2.2 Методы исследования……………………………………………...…36

2.3 Организация исследования…………………………………………...39



Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение……………………40

3.1 Разработанная методика развития выносливости у школьников

10-11 классов на этапе базовой подготовки…………………………….40

3.2 Результаты эксперимента…………………………………………….50



Выводы…………………………………………………………………….53



Список использованной литературы…………………………………….54



Приложение 1……………………………………………………………..56



Приложение 2 …………………………………………………………….57

Работа состоит из  1 файл

Развитие выносливости у учащихся 10-11 классов.doc

— 329.00 Кб (Скачать документ)

Чем ниже мощность работы в циклических упражнениях, тем менее результат в ней зависит от степени со­вершенства двигательного навыка и больше - от аэроб­ных возможностей человека. При очень низкой мощности работы (медленный бег, свободное передвижение на лы­жах и т. п.) значение  аэробных возможностей становится настолько большим, что выносливость в работах та­кого типа приобретает своеобразный - «общий» харак­тер». «Общая выносливость» - выносливость по отношению к продолжительным работам умеренной мощности, включающим функ­ционирование большей части мышечного аппарата. Как следует из сказанного выше, физиоло­гической основой общей выносливости являются аэроб­ные возможности человека.

 

1.4. Развитие специальной выносливости

 

Выносливость по отношению к определенной деятельности называют специальной выносливостью.

В этом смысле говорят, например, о специальной выносливости бегуна, прыгуна, выносливости по отношению к силовым упраж­нениям и т. п. Строго говоря, видов специальной вы­носливости может быть очень много. Однако случаи физического утомления можно разделить на относитель­но небольшое число групп. Такая классификация, хотя и не является полной, включает большую часть наиболее важных в практическом отношении случаев.

Прежде всего, в зависимости от объема мышечных групп, участвующих в работе, выделяют (Шеррер и Моно, 1960):

- локальное (местное) утомление - когда в работе принимает участие менее 1/3 общего объема мышц тела;

- региональное   утомление - в   работе   участвуют мышцы, составляющие от 1/3 до 2/3 мышечной массы;

- глобальное - при работе свыше 2/3 мышц тела.

Локальная работа не связана со значительной активизацией сердечно-сосудистой  и  дыхательной систем.

Причины утомления здесь кроются в тех звеньях нервно-мышечного аппарата, которые непосредственно обе­спечивают  выполнение движения.  Основное  значение, по-видимому, имеют процессы охранительного торможения   соответствующих   нервных   центров,   а   также блокирование нервно-мышечных синапсов. При работе, в которой участвует более 2/3  мышц тела, расход энергии обычно велик. Это предъявляет высокие требования к системам энергетического метаболизма, в частности  к  органам  дыхания  и  кровообращения. 

Здесь нередко ограничивают работоспособность недостаточ­ные функциональные возможности именно этих систем организма. Механизмы выносливости в локальной и глобальной работах во многом различны. Наличие высокой выносливости в каких-либо локальных упраж­нениях не означает столь же высокой выносливости в глобальной работе. Можно, например, очень большое число раз (до 150-200) приседать на одной ноге и быть сравнительно плохим лыжником или стайером (В. М. Зациорский, 1965).

В физическом воспитании, в частности в спорте, чаще всего приходится сталкиваться с глобальным утомлением. В таких упражнениях, как бег, плавание передвижение на лыжах, гребля, участвуют почти все мышцы тела. Последующее изложение касается в основном воспита­ния выносливости по отношению к упражнениям, требу­ющим функционирования большей части мышечного аппарата.

Одно и то же упражнение можно выполнять с разной интенсивностью. В соответствии с этим предельное время его выполнения будет меняться от нескольких се­кунд до нескольких часов. Механизмы утомления (а, сле­довательно, и выносливости) в этих случаях будут различными. Поэтому полезно провести классификацию физических упражнений по их интенсивности. Основой классификации служит анализ зависимости между ско­ростью передвижения и предельным временем выполне­ния какого-либо движения (так называемая зависимость скорость – время).

Выносливость человека определяется многими причинами, в частности свойствами и деятельностью центральной нервной системы.

Можно рекомендовать ориенти­роваться при воспитании аэробных возможностей на следующие характеристики компонентов нагрузки:

1)              интенсивность работы - она должна быть выше критической, примерно на уровне 75-85 % макси­мальной. Более высокая интенсивность приводит к тому, что активизировавшийся гликолиз угнетает дыхание
(так называемый «обратный пастеровский эффект») и величина  потребления кислорода уменьшается. Скорость подбирается с таким расчетом,  чтобы  к  концу работы частота   пульса равнялась примерно 180 уд/мин.

Нагрузки низкой интенсивности, вызывающие часто­ту пульса ниже 130 уд/мин, не приводят к существенно­му увеличению аэробных возможностей.

2)              длина   отрезков - подбирается такая длина, чтобы длительность работы не превышала примерно 1,5 мин. Только в этом случае работа проходит в условиях кислородного долга и максимум потребления кислорода
наблюдается в период отдыха;

3) интервалы   отдыха - выбирают  интервалы, позволяющие начать работу при сохранившихся благо­ приятных  изменениях   после предшествующей  работы. Если ориентироваться на величины систолического объ­ема крови, то интервал должен быть равен примерно 45-90 сек. Наибольшая интен­сификация дыхательных процессов   (определяемая   по величине потребления О2) также наблюдается на 1-2-й минуте восстановления. Во вся­ком случае интервалы отдыха не должны быть больше 3-4 мин., так как к этому времени происходит сужение расширившихся во время работы кровеносных капилляров в мышцах, из-за чего в первые минуты повторной работы кровообращение будет затруднено;

4) характер отдыха - если интервалы отдыха заполнить малоинтенсивной работой (медленное свободное плавание и т. п.), то это принесет ряд дополнительных преимуществ: облегчится  переход от покоя к работе и, обратно, несколько ускорятся восстановительные про­цессы и пр. Все это даст возможность выполнить боль­ший объем работы, дольше поддерживать «своеобразное устойчивое состояние». Поэтому при воспитании аэроб­ных возможностей переменный метод несколько предпочтительнее повторного;

5) число повторений - оно определяется возможностями занимающихся поддерживать «своеобразное устойчивое состояние», т. е. работать в условиях стабилизации потребления кислорода на достаточно высоком уровне. При наступлении утомления понижается уровень кислородного потребления: прежняя ин­тенсивность работы некоторое время  поддерживается еще за счет анаэробных источников, после чего скорость начинает снижаться. Обычно это снижение и служит сигналом к прекращению повторной работы.

При воспитании аэробных возможностей увеличение числа повторений не должно приводить к росту так на­зываемого «пульсового долга», т. е. к повышению числа сокращений сердца в послерабочем периоде. Для контроля за пульсовой суммой (в частности, за пульсовым долгом) в последние годы ис­пользуют портативные приборы - сумматоры пульса.

Особенности воспитания выносливости в работах различной интенсивности. Утомление при работах, максимальной интенсивности определяется быстротой исчерпания анаэробных ресурсов, в частности КрФ, а также торможением нервных центров, развивающимся в результате их большой активности. При воспитании вы­носливости в работах максимальной интенсивности стоят 2 задачи:

1) повышение уровня анаэробных воз­можностей (в равной мере как фосфокреатинового, так и гликолитического механизмов);

2) увеличение дееспо­собности нервных центров в специфических условиях работы максимальной интенсивности.

Для решения второй задачи используют прохождение соревновательной дистанции с предельной скоростью. Во избежание появления «скоростного барьера» этот вид работы нельзя повторять часто.

В зоне максимальной интенсивности мы встречаемся с единственным случаем, когда для воспитания выносли­вости систематически используются отрезки, равные или даже большие, чем соревновательная дистанция. При воспитании выносливости в работах субмаксимальной, большой и умеренной мощности основным средством является преодоление отрезков меньших, чем соревнова­тельная дистанция.

Выбор относительно коротких отрезков вызван стремлением приучить занимающегося к передвижению на более высоких скоростях, чем он это в состоянии сделать сейчас. Поскольку он не может сохранять эту более высокую скорость длительное время, то дистанцию делают короче. Однако однократное прохождение такой короткой дистанции окажет слишком малое воз­действие на организм. Поэтому эту дистанцию проходят в тренировке несколько раз, добиваясь большего трени­ровочного эффекта.

Конкретные особенности воспитания выносливости в работах субмаксимальной, большой и умеренной интен­сивности определяются спецификой требований к орга­низму, предъявляемых в каждой из зон. Чем короче ди­станция, тем большую роль играют анаэробные процес­сы, тем более важна способность выполнять работу в условиях недостатка кислорода. Наоборот, с увеличе­нием дистанции возрастает значение аэробных реакций, совершенной деятельности сердечно-сосудистой и дыха­тельной систем. При воспитании выносливости в каждой из этих зон стоят три основные задачи: повышение анаэробных  возможностей (главным образом их гликолитического компонента); улучшение аэробных возможностей (в частности, совершенствование деятельности сердечно-сосудистой  и дыхательной систем); повышение  физиологических  и   психологических границ устойчивости по отношению к сдвигам внутрен­ней среды, вызванным напряженной работой.

В зависимости от длины дистанции меняется удель­ный вес средств и времени, отводимых на решение этих задач. Чем длиннее дистанция, тем большее внимание уделяется воспитанию аэробных возможностей. Наобо­рот, чем короче дистанция, тем больше надо работать над совершенствованием анаэробных механизмов.

Современные методы воспитания выносливости, ис­пользуемые в тренировке квалифицированных спорт­сменов, связаны с выполнением очень большого объема работы как в одном занятии, так и в годичном цикле.

 

Глава 2 Задачи, методы  и организация исследования

 

2.1 Задачи исследования

 

1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.

2. Определить уровень развития выносливости у учащихся 10-11 классов.

3. Разработать методику развития выносливости у учащихся на этапе базовой подготовки.

4. Определить степень эффективности разработанной методики.

 

2.2 Методы исследования

 

1.      Анализ научной методической литературы.

2.      Анализ документальных материалов.

3.      Контрольные испытания.

4.      Педагогический эксперимент.

5.      Методы математической статистики.

Для решения задач были поставлены следующие методы:

1. Анализ научной методической литературы.

Данный метод применялся нами для изучения научной методической литературы. Изучалась специальная литература по теме исследования, в которой говорилось о развитии выносливости на различных этапах и периодах многолетней подготовки учащихся.

Особое внимание уделялось планированию нагрузок, направленных на развитие выносливости в процессе спортивной тренировочной деятельности.

2. Анализ документальных материалов.

При анализе документальных материалов, целью которых было получение информации от тренеров Ульяновской области и спортсменов, занявших призовые места в различных соревнованиях по спортивному ориентированию, в период с августа 2003 года по ноябрь 2004 года нами было изучено 9 протоколов тестирования по развитию выносливости у спортсменов – ориентировщиков на этапе базовой подготовки.

Анализ документов проводился традиционным способом, основываясь на понимании текста.

3. Контрольные испытания.

С целью эффективности разработанной нами методики на этапе базовой подготовки для учащихся 10-11 классов были определены и исследованы следующие контрольные испытания:

1) определить общую выносливость.

Для определения общей выносливости проводился контроль за временем в беге на дистанции 100 м, 1000 м, 1500 м. Оценка  выносливости осуществляется временем.

2) Определение специальной выносливости.

Это испытание характеризовало уровень развития данного качества у ориентировщиков, прохождением контрольных отрезков и взятием контрольных пунктов. Для этого расставлялись контрольные пункты на местности. Оценка осуществлялась путем прохождения дистанции по времени. Чем быстрее по времени проходилась дистанция, тем больше оценка. Дистанции с прохождением и взятием контрольных пунктов были приблизительно следующие: 3 км, 5 км.

Показатели в данном тесте тесно связаны с уровнем анаэробной (100-400 м), аэробно-анаэробной (400-800 м) и аэробной производительности (800 м и выше).

4. Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент проводился с целью эффективности разработанной нами методики по развитию выносливости у школьников 10-11 классов в учебно-тренировочной деятельности.

В эксперименте принимали участие школьники 10-11 классов в группе 12 человек (юноши). Были также организованы группы, специализированные на различных дистанциях (спринтерские – до 5 км), (стайерские от 5 км и выше). Сроки проведения эксперимента (сентябрь – ноябрь 2004 года).

Данный эксперимент является преобразующим, т.е. для разработки нового в практике.

Учебно-тренировочные занятия в экспериментальной группе проводились три раза в неделю по 2,5 часа в день. По субботам проводилась самостоятельная работа бег-кросс 50-60 минут в среднем темпе.

Урок проводился по общей схеме: подготовительная, основная, заключительная часть.

Информация о работе Развитие выносливости у школьников 10-11 классов на учебно-тренировочных занятиях по спортивному ориентированию