Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:31, курсовая работа
Цель исследования. Определить воздействие занятий спортивным ориентированием на показатели уровня развития выносливости у школьников 10-11 классов.
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1 Анализ научно-методической литературы………………………5
1.1Общая характеристика выносливости…………………………….......5
1.2 Средства и методы спортивной тренировки………………………….8
1.3 Развитие общей выносливости……………………………………….23
1.4 Развитие специальной выносливости………………………………..31
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования…………………36
2.1 Задачи исследования………………………………………………….36
2.2 Методы исследования……………………………………………...…36
2.3 Организация исследования…………………………………………...39
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение……………………40
3.1 Разработанная методика развития выносливости у школьников
10-11 классов на этапе базовой подготовки…………………………….40
3.2 Результаты эксперимента…………………………………………….50
Выводы…………………………………………………………………….53
Список использованной литературы…………………………………….54
Приложение 1……………………………………………………………..56
Приложение 2 …………………………………………………………….57
Чем ниже мощность работы в циклических упражнениях, тем менее результат в ней зависит от степени совершенства двигательного навыка и больше - от аэробных возможностей человека. При очень низкой мощности работы (медленный бег, свободное передвижение на лыжах и т. п.) значение аэробных возможностей становится настолько большим, что выносливость в работах такого типа приобретает своеобразный - «общий» характер». «Общая выносливость» - выносливость по отношению к продолжительным работам умеренной мощности, включающим функционирование большей части мышечного аппарата. Как следует из сказанного выше, физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности человека.
1.4. Развитие специальной выносливости
Выносливость по отношению к определенной деятельности называют специальной выносливостью.
В этом смысле говорят, например, о специальной выносливости бегуна, прыгуна, выносливости по отношению к силовым упражнениям и т. п. Строго говоря, видов специальной выносливости может быть очень много. Однако случаи физического утомления можно разделить на относительно небольшое число групп. Такая классификация, хотя и не является полной, включает большую часть наиболее важных в практическом отношении случаев.
Прежде всего, в зависимости от объема мышечных групп, участвующих в работе, выделяют (Шеррер и Моно, 1960):
- локальное (местное) утомление - когда в работе принимает участие менее 1/3 общего объема мышц тела;
- региональное утомление - в работе участвуют мышцы, составляющие от 1/3 до 2/3 мышечной массы;
- глобальное - при работе свыше 2/3 мышц тела.
Локальная работа не связана со значительной активизацией сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Причины утомления здесь кроются в тех звеньях нервно-мышечного аппарата, которые непосредственно обеспечивают выполнение движения. Основное значение, по-видимому, имеют процессы охранительного торможения соответствующих нервных центров, а также блокирование нервно-мышечных синапсов. При работе, в которой участвует более 2/3 мышц тела, расход энергии обычно велик. Это предъявляет высокие требования к системам энергетического метаболизма, в частности к органам дыхания и кровообращения.
Здесь нередко ограничивают работоспособность недостаточные функциональные возможности именно этих систем организма. Механизмы выносливости в локальной и глобальной работах во многом различны. Наличие высокой выносливости в каких-либо локальных упражнениях не означает столь же высокой выносливости в глобальной работе. Можно, например, очень большое число раз (до 150-200) приседать на одной ноге и быть сравнительно плохим лыжником или стайером (В. М. Зациорский, 1965).
В физическом воспитании, в частности в спорте, чаще всего приходится сталкиваться с глобальным утомлением. В таких упражнениях, как бег, плавание передвижение на лыжах, гребля, участвуют почти все мышцы тела. Последующее изложение касается в основном воспитания выносливости по отношению к упражнениям, требующим функционирования большей части мышечного аппарата.
Одно и то же упражнение можно выполнять с разной интенсивностью. В соответствии с этим предельное время его выполнения будет меняться от нескольких секунд до нескольких часов. Механизмы утомления (а, следовательно, и выносливости) в этих случаях будут различными. Поэтому полезно провести классификацию физических упражнений по их интенсивности. Основой классификации служит анализ зависимости между скоростью передвижения и предельным временем выполнения какого-либо движения (так называемая зависимость скорость – время).
Выносливость человека определяется многими причинами, в частности свойствами и деятельностью центральной нервной системы.
Можно рекомендовать ориентироваться при воспитании аэробных возможностей на следующие характеристики компонентов нагрузки:
1) интенсивность работы - она должна быть выше критической, примерно на уровне 75-85 % максимальной. Более высокая интенсивность приводит к тому, что активизировавшийся гликолиз угнетает дыхание
(так называемый «обратный пастеровский эффект») и величина потребления кислорода уменьшается. Скорость подбирается с таким расчетом, чтобы к концу работы частота пульса равнялась примерно 180 уд/мин.
Нагрузки низкой интенсивности, вызывающие частоту пульса ниже 130 уд/мин, не приводят к существенному увеличению аэробных возможностей.
2) длина отрезков - подбирается такая длина, чтобы длительность работы не превышала примерно 1,5 мин. Только в этом случае работа проходит в условиях кислородного долга и максимум потребления кислорода
наблюдается в период отдыха;
3) интервалы отдыха - выбирают интервалы, позволяющие начать работу при сохранившихся благо приятных изменениях после предшествующей работы. Если ориентироваться на величины систолического объема крови, то интервал должен быть равен примерно 45-90 сек. Наибольшая интенсификация дыхательных процессов (определяемая по величине потребления О2) также наблюдается на 1-2-й минуте восстановления. Во всяком случае интервалы отдыха не должны быть больше 3-4 мин., так как к этому времени происходит сужение расширившихся во время работы кровеносных капилляров в мышцах, из-за чего в первые минуты повторной работы кровообращение будет затруднено;
4) характер отдыха - если интервалы отдыха заполнить малоинтенсивной работой (медленное свободное плавание и т. п.), то это принесет ряд дополнительных преимуществ: облегчится переход от покоя к работе и, обратно, несколько ускорятся восстановительные процессы и пр. Все это даст возможность выполнить больший объем работы, дольше поддерживать «своеобразное устойчивое состояние». Поэтому при воспитании аэробных возможностей переменный метод несколько предпочтительнее повторного;
5) число повторений - оно определяется возможностями занимающихся поддерживать «своеобразное устойчивое состояние», т. е. работать в условиях стабилизации потребления кислорода на достаточно высоком уровне. При наступлении утомления понижается уровень кислородного потребления: прежняя интенсивность работы некоторое время поддерживается еще за счет анаэробных источников, после чего скорость начинает снижаться. Обычно это снижение и служит сигналом к прекращению повторной работы.
При воспитании аэробных возможностей увеличение числа повторений не должно приводить к росту так называемого «пульсового долга», т. е. к повышению числа сокращений сердца в послерабочем периоде. Для контроля за пульсовой суммой (в частности, за пульсовым долгом) в последние годы используют портативные приборы - сумматоры пульса.
Особенности воспитания выносливости в работах различной интенсивности. Утомление при работах, максимальной интенсивности определяется быстротой исчерпания анаэробных ресурсов, в частности КрФ, а также торможением нервных центров, развивающимся в результате их большой активности. При воспитании выносливости в работах максимальной интенсивности стоят 2 задачи:
1) повышение уровня анаэробных возможностей (в равной мере как фосфокреатинового, так и гликолитического механизмов);
2) увеличение дееспособности нервных центров в специфических условиях работы максимальной интенсивности.
Для решения второй задачи используют прохождение соревновательной дистанции с предельной скоростью. Во избежание появления «скоростного барьера» этот вид работы нельзя повторять часто.
В зоне максимальной интенсивности мы встречаемся с единственным случаем, когда для воспитания выносливости систематически используются отрезки, равные или даже большие, чем соревновательная дистанция. При воспитании выносливости в работах субмаксимальной, большой и умеренной мощности основным средством является преодоление отрезков меньших, чем соревновательная дистанция.
Выбор относительно коротких отрезков вызван стремлением приучить занимающегося к передвижению на более высоких скоростях, чем он это в состоянии сделать сейчас. Поскольку он не может сохранять эту более высокую скорость длительное время, то дистанцию делают короче. Однако однократное прохождение такой короткой дистанции окажет слишком малое воздействие на организм. Поэтому эту дистанцию проходят в тренировке несколько раз, добиваясь большего тренировочного эффекта.
Конкретные особенности воспитания выносливости в работах субмаксимальной, большой и умеренной интенсивности определяются спецификой требований к организму, предъявляемых в каждой из зон. Чем короче дистанция, тем большую роль играют анаэробные процессы, тем более важна способность выполнять работу в условиях недостатка кислорода. Наоборот, с увеличением дистанции возрастает значение аэробных реакций, совершенной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При воспитании выносливости в каждой из этих зон стоят три основные задачи: повышение анаэробных возможностей (главным образом их гликолитического компонента); улучшение аэробных возможностей (в частности, совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем); повышение физиологических и психологических границ устойчивости по отношению к сдвигам внутренней среды, вызванным напряженной работой.
В зависимости от длины дистанции меняется удельный вес средств и времени, отводимых на решение этих задач. Чем длиннее дистанция, тем большее внимание уделяется воспитанию аэробных возможностей. Наоборот, чем короче дистанция, тем больше надо работать над совершенствованием анаэробных механизмов.
Современные методы воспитания выносливости, используемые в тренировке квалифицированных спортсменов, связаны с выполнением очень большого объема работы как в одном занятии, так и в годичном цикле.
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования
2.1 Задачи исследования
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Определить уровень развития выносливости у учащихся 10-11 классов.
3. Разработать методику развития выносливости у учащихся на этапе базовой подготовки.
4. Определить степень эффективности разработанной методики.
2.2 Методы исследования
1. Анализ научной методической литературы.
2. Анализ документальных материалов.
3. Контрольные испытания.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики.
Для решения задач были поставлены следующие методы:
1. Анализ научной методической литературы.
Данный метод применялся нами для изучения научной методической литературы. Изучалась специальная литература по теме исследования, в которой говорилось о развитии выносливости на различных этапах и периодах многолетней подготовки учащихся.
Особое внимание уделялось планированию нагрузок, направленных на развитие выносливости в процессе спортивной тренировочной деятельности.
2. Анализ документальных материалов.
При анализе документальных материалов, целью которых было получение информации от тренеров Ульяновской области и спортсменов, занявших призовые места в различных соревнованиях по спортивному ориентированию, в период с августа 2003 года по ноябрь 2004 года нами было изучено 9 протоколов тестирования по развитию выносливости у спортсменов – ориентировщиков на этапе базовой подготовки.
Анализ документов проводился традиционным способом, основываясь на понимании текста.
3. Контрольные испытания.
С целью эффективности разработанной нами методики на этапе базовой подготовки для учащихся 10-11 классов были определены и исследованы следующие контрольные испытания:
1) определить общую выносливость.
Для определения общей выносливости проводился контроль за временем в беге на дистанции 100 м, 1000 м, 1500 м. Оценка выносливости осуществляется временем.
2) Определение специальной выносливости.
Это испытание характеризовало уровень развития данного качества у ориентировщиков, прохождением контрольных отрезков и взятием контрольных пунктов. Для этого расставлялись контрольные пункты на местности. Оценка осуществлялась путем прохождения дистанции по времени. Чем быстрее по времени проходилась дистанция, тем больше оценка. Дистанции с прохождением и взятием контрольных пунктов были приблизительно следующие: 3 км, 5 км.
Показатели в данном тесте тесно связаны с уровнем анаэробной (100-400 м), аэробно-анаэробной (400-800 м) и аэробной производительности (800 м и выше).
4. Педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент проводился с целью эффективности разработанной нами методики по развитию выносливости у школьников 10-11 классов в учебно-тренировочной деятельности.
В эксперименте принимали участие школьники 10-11 классов в группе 12 человек (юноши). Были также организованы группы, специализированные на различных дистанциях (спринтерские – до 5 км), (стайерские от 5 км и выше). Сроки проведения эксперимента (сентябрь – ноябрь 2004 года).
Данный эксперимент является преобразующим, т.е. для разработки нового в практике.
Учебно-тренировочные занятия в экспериментальной группе проводились три раза в неделю по 2,5 часа в день. По субботам проводилась самостоятельная работа бег-кросс 50-60 минут в среднем темпе.
Урок проводился по общей схеме: подготовительная, основная, заключительная часть.