Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:31, курсовая работа
Цель исследования. Определить воздействие занятий спортивным ориентированием на показатели уровня развития выносливости у школьников 10-11 классов.
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1 Анализ научно-методической литературы………………………5
1.1Общая характеристика выносливости…………………………….......5
1.2 Средства и методы спортивной тренировки………………………….8
1.3 Развитие общей выносливости……………………………………….23
1.4 Развитие специальной выносливости………………………………..31
Глава 2 Задачи, методы и организация исследования…………………36
2.1 Задачи исследования………………………………………………….36
2.2 Методы исследования……………………………………………...…36
2.3 Организация исследования…………………………………………...39
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение……………………40
3.1 Разработанная методика развития выносливости у школьников
10-11 классов на этапе базовой подготовки…………………………….40
3.2 Результаты эксперимента…………………………………………….50
Выводы…………………………………………………………………….53
Список использованной литературы…………………………………….54
Приложение 1……………………………………………………………..56
Приложение 2 …………………………………………………………….57
В конце марта мы рекомендуем провести тест-бег на 15 км для мужчин и 8 км для женщин. Занимавшиеся зимой в основном беговой подготовкой, увеличивают дистанцию до 24-30 км. Как правило, при хорошо проведенном подготовительном периоде результаты спортсменов улучшаются в сравнении с предшествующим годом. Если погода не позволяет осуществить тест-бег в марте, его переносят на апрель, после чего, отдохнув 2-3 дня, переходят к так называемой комплексной горной тренировке, направленной на развитие силы и эластичности мышц ног. Этой тренировке придается больше значение, иногда ориентировщики высшего класса выделяют ее же в самостоятельный период.
В комплексной тренировке объем аэробной работы уменьшается, но возрастает объем анаэробной, а также работы на развитие эластичности и силы мышц ног. Совершенствуются скоростные качества, утраченные в зимнее время. Развитие эластичности мышц обеспечивает более экономное расходование сил, что позволит потом улучшить результаты. Повышение эластичности и силы мышц достигается тренировками на горах, болоте. Из разновидностей такой тренировки остановимся на «беге в гору» и горной тренировке, рекомендуемой А. Лидьярдом.
«Бег в гору» выполняется в 2 вариантах:
преодоление в очень сильном темпе подъема 150 м; в промежутке между каждым ускорением равномерный бег 1 км по равнине; пульс на подъеме 180-200 уд/мин; количество повторений 8-15;
преодоление в среднем темпе подъема 100 м и возвращение
обратно; пульс 170-180 уд/мин; количество повторений 30-40.
«Горная тренировка» А. Лидьярда - более целенаправленна. После согревающей разминки (бег 3-5 км) ориентировщик преодолевает не очень крутой подъем длиной 200-700 м. Шаг пружинистый, подчеркиваются подниманием коленей и расслаблением верхней части туловища. Закончив подъем, спортсмен продолжает без напряжения бежать по равнине в медленном темпе 1000 м, при том быстро движется по склону, полностью расслабляясь. Внизу пробегает по ровному участку 2-3 отрезка от 100 до 300 м в полсилы (например, 2х200, 3х100 или 3х300 м). Лучше, если подъем и спуск находятся в разных местах. Каждая серия выполняется от 1 до 5 раз. По окончании – 3-5 км легкого бега. Общий объем бега (включая разминку) - 15 км.
На специальном этапе подготовительного периода общефизическая подготовка осуществляется круговым методом дважды в неделю. Ритм недельных нагрузок - 1:1. При этом наибольшая нагрузка ложится на опорно-мышечный аппарат. Хорошо 2-3 раза в неделю применять массаж или более доступный самомассаж, а также прогревать мышцы ног. Желательна баня.
В последний месяц подготовительного периода осуществляется переход к технической подготовке на летней местности.
Соревновательный период (май-сентябрь)
Главная задача соревновательного периода - развить и закрепить результаты подготовки, достигнутой в подготовительном периоде, с целью показать на важнейших состязаниях сезона лучшие результаты. Спортсмен должен быть готов не только в физическом, но и в моральном и волевом отношении к максимальной мобилизации всех сил на соревнованиях. Для решения этих задач применяются соревновательные нагрузки в тренировке и участие в соревнованиях, которым теперь отводится основная роль. Не снижая значительно объема работы в аэробных условиях, надо снизить интенсивность тренировочных нагрузок во время частых соревнований. Особое внимание уделяется специальным упражнениям, направленным на совершенствование технических и тактических навыков.
Основное назначение этапа - восстановление физических и психических сил, чтобы предотвратить снижение результатов и создать базу для последующих выступлений. После этого с помощью специально направленных тренировок и оптимальной частоты участия в соревнованиях спортсмен повышает результаты и обретает спортивную форму.
Тренировочные планы в соревновательном периоде
В этом периоде происходит уменьшение объема анаэробной работы и возрастание аэробной. По сравнению с предшествующими месяцами темповая работа и работа на скоростную выносливость снижается вдвое, но увеличивается время на техническую подготовку. В недельном цикле предусматривается участие в подготовительных соревнованиях с сохранением полной нагрузки непосредственно до дня соревнований. Оптимальный вариант распределения нагрузок выбирается на основе анализа предшествующих лет подготовки с учетом индивидуальных особенностей ориентировщика. Средства тренировки: все применявшиеся в подготовительном периоде, а также специальная техническая подготовка на местности и соревнования по ориентированию.
В соревновательный период важное значение приобретает сохранение спортивной формы, для чего вводятся восстановительные микроциклы продолжительностью 7-10 дней.
Задачи микроциклов: улучшить двигательные качества, которые не поддерживаются на достаточно высоком уровне основными средствами тренировки ориентировщика; обеспечить организму отдых и физическую свежесть после высоких нагрузок, сохранить спортивную форму.
Во время восстановительного микроцикла используются все виды спорта, способствующие развитию быстроты, координации движений, гибкости, ловкости. При этом каждый спортсмен должен найти оптимальный для себя ритм выполнения упражнений.
Психологическая подготовка к соревнованиям
Психологическая подготовка ориентировщиков - новая, малоизученная область. Одна из наиболее интересных проблем в ней - выбор оптимального режима поведения во время соревнований, принятие решения в соревновательной ситуации.
Приводим следующую общую для всех видов спорта систему звеньев психологической подготовки к соревнованиям (по А.Ц. Пуни): сбор достаточной и достоверной информации об условиях предстоящего соревнования и, в особенности, о противниках; пополнение и уточнение информации о тренированности, возможностях спортсмена или команды к началу соревнования; правильное определение и формулировка цели участия в соревновании; формирование общественно значимых мотивов выступления в соревновании.
Переходный период (октябрь-ноябрь)
Переходный период завершается годовым или полугодовым циклом тренировки и ставит следующие задачи: постепенное снижение нагрузки, поддержание тренированности на оптимальном уровне, восстановление организма после напряженного сезона, настройка на предстоящие тренировки. Средства тренировки: продолжительный легкий бег, походы, общеразвивающие упражнения, спортивные игры, все средства восстановления.
Спортсменам старших разрядов и мастерам спорта желательно
проводить восстановительный микроцикл, иногда называемый лечебно-оздоровительным. Цель его - лечение травм, полученных в течение года, улучшение состояния здоровья.
В переходный период совершенствуется техническое мастерство спортсмена; основным средством служит здесь работа по корректировке карт на местности.
Основа успеха молодых – многолетние напряженные тренировки и эффективное управление развитием спортивной формы. Однако не следует бросаться из одной крайности в другую. Перед началом сезона надо взвесить свои возможности, наметить главные соревнования, составить план подготовки и стараться выдержать его до конца.
На рис. 1 показан пример годичного планирования тренировки с учетом соревнований для мастеров спорта мужчин.
Предусматривается постепенное увеличение объема беговых тренировок в течение 3 недель и значительное сокращение на 4-й. Но все равно объем этой недели выше, чем в начале предыдущего месяца. В течение такого месячного цикла происходит попеременное воздействие процессов утомления и восстановления, оказывающих влияние на мышечный аппарат, связки, суставы. Во время 4-ой недели спортсмен имеет возможность полнее удовлетворить личные интересы. Кино, театры, лекции – необходимая часть тренировочного процесса, снижающая психологическую усталость.
темповая тренировка непрерывная тренировка
интервальная тренировка соревнования
Рис. 1 Годичное планирование тренировки
3.2 Результаты эксперимента
Перед проведением педагогического эксперимента нами было проведено первичное тестирование экспериментальной группы.
Протоколы тестирования представлены в приложении 1, 2. Результаты тестирования представлены в таблице 5.
Таблица 5
Показатели физического развития испытуемых экспериментальной
группы до педагогического эксперимента
Показатели | Экспериментальная группа | Достоверность различия (Т) | |
М | ± м | ||
Бег 1000 м | 3.15.3 | ±1 | 3,31 |
Бег 5000 м с картой | 12.11.1 | ± 1.75 | 5,6 |
Анализ результатов тестирования показал, что учащиеся 10-11 классов имеют средний уровень физического развития.
С целью определения воздействия занятий спортивным ориентированием на учащихся школьников 16-17 лет нами был проведен педагогический эксперимент. В заключение педагогического эксперимента было проведено итоговое тестирование. Протоколы тестирования представлены в приложении 1.1. Анализ результатов проведенного педагогического эксперимента представлен в таблице 6.
Таблица 6
Показатели физического развития испытуемых экспериментальной
группы после педагогического эксперимента
Показатели | Экспериментальная группа | Достоверность различия (Т) | |
М | ± м | ||
Бег 1000 м | 3.10.4 | ±1,1 | 3,31 |
Бег 5000 м с картой | 11.58.9 | ± 1.29 | 5,6 |