Шпаргалка по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 10:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическая культура".

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

1. Функции физической  культуры – это объективно  присущие ей свойства воздействовать  на человека или человеческие  отношения, удовлетворять и развивать  определенные потребности личности  и общества. 4 типа функций физической  культуры, тесно связанных с материально-производственной, социальной, политической и духовной сферами жизнедеятельности общества. Материально-производственная функция подразделяется на более конкретные:- оздоровительную, благодаря которой физическая культура способствует сохранению и повышению общего состояния здоровья людей; - рекреативную, назначение которой восстанавливать физические и психические силы человека с помощью средств физического воспитания. физическая рекреация – использование игровых и других элементов физической культуры для активного отдыха. - лечебную, в соответствии с которой с помощью средств физической культуры восстанавливают разрушенные органы и функции человеческого организма; б) профессионально-прикладная, назначение которой – обучение и совершенствование профессиональных навыков и умений работников различных специальностей посредством физических упражнений. Она включает:- функцию совершенствования профессиональных навыков и умений работников различных сфер производства;- производственно-профилактическую, - производственно-стимулирующую. Социальные функции – это функции, которые характеризуют особенности функционирования физической культуры и спорта применительно к различным социальным группам. Ее разновидности: - социализирующая, - коммуникативная, функция межличностных отношений, - интегративная, в соответствии с которой происходит объединение людей в различные социальные группы, - зрелищная, - семейно – бытовая – физическая культура и спорт оказывают воздействие на семью, - воспитательная. - престижная – дух состязательности помогает самоутвердиться как личности. Политические функции. - военно – прикладная – связана с совершенствованием профессиональных навыков и умений военнослужащих;- классовая – зависимость от интересов классов и слоев общества, которые она выражает;- агитационно – пропагандистская,  - управленческая (регуляторная), - сотрудничества – укрепление сотрудничества между спортивными представителями различных стран посредством соревнований, обмена тренерами и спортсменами. Духовные функции:-мировоззренческая, - творческая – способность принимать решение в экстремальной ситуации, - информационная, - нормативная и оценочная, - эстетическая – формирование эстетических способностей. Специфические функции – это те, в которых выражаются особенности, отсутствующие у других сторон культуры. К ним относятся: - специально-образовательные;- прикладные, - развивающие, - спортивные, - рекреативные, - реабилитационные. - развивающие функции выражены в расширении функциональных возможностей организма, воспитании физических качеств при регулярных занятиях физическими упражнениями; - прикладные функции выражены при использовании физической культуры в системе специальной подготовки к труду в качестве фактора профессионально- прикладной физической подготовки;- спортивные функции выражены в области спорта высших достижений. - рекреативные функции выражены при использовании средств физической культуры при организации досуга для повышения дееспособности организма; - реабилитационные - для восстановления утраченных функциональных возможностей (использование физической культуры в лечебных целях). в базовой физической культуре выделяют основные виды (разновидности) физической культуры: - это «школьная физическая культура» и «базовый спорт». Спорт как компонент физической культуры. Основу спорта составляет соревновательная деятельность. Выделяют «спорт высших достижений» и «базовый спорт». Профессионально-прикладная физическая культура.  Оздоровительно-реабилитационная физическая культура, представляющая собой относительно самостоятельное направления использования физической культуры в качестве средства лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных вследствие заболеваний, травм, переутомления. Выделяют следующие виды оздоровительно-реабилитационной физической культуры: лечебная физическая культура и спортивно-реабилитационная физическая культура.  Фоновая физическая культура. Под этим условным названием объединены гигиеническая физическая культура 

2. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ - представляет собой социальную  организацию, направленную на формирование физической культуры личности. Под СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ подразумевают совокупность социальных и педагогических подсистем, функционирование которых основано на общих закономерностях и направлено на достижение цели физического воспитания.  Система физической культуры включает мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные

основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей  и формирование здорового образа жизни. ЦЕЛЬ систематизирующий компонент функционирования системы, подразумевающий те конечные результаты, которых желательно достичь в некотором отдаленном будущем. Особенности и цели той или иной системы физической культуры определяются особенностями социально-экономического и общественно-политического государственного устройства конкретного общества.  ЦЕЛЬЮ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ – является формирование физической культуры личности. Физическая культура личности включает целый ряд элементов, которые тесно связаны между собой, дополняют и обуславливают друг друга.    К образовательным задачам относят: - формирование и доведения до необходимой степени совершенства разнообразных двигательных умений и навыков;- овладение целостной системой знаний, необходимых для укренления и сохранения здоровья средствами физической культуры, для сознательного освоения двигательных умений и навыков, для физического совершенствования и развития двигательных способностей и др. Задачи физического развития включают: - оптимальное развитие физических качеств (способностей) - кондиционных (силовых, скоростных, выносливости, гибкости) и координационных; - совершенствование телосложения и гармоническое физическое развитие; - укрепление и сохранение здоровья, закаливание, восстановление работоспособности после болезней и травм:  - многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.   К воспитательным задачам относятся:  - формирование мировоззрения, убеждений, установок, потребностей, мотивов, интересов, активного и осознанного отношения к деятельности, определенной сферой физической культуры - формирование нравственных, эстетических, волевых свойств и качеств личности, обуславливающих ее физкультурно-спортивную активность. 

3. ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА - это часть общей культуры  личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного человека, включающий в себя обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание (управлении развитием) физических качеств.   ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – это процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности   ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО – это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни. Общество в его историческом развитии предъявляло различные требования к физическому совершенствованию человека. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни. СПОРТ – специфическая форма культурной деятельности человека и общества, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества.  

4.СРЕДСТВАМИ  в физической культуре называют  совокупность предметов, форм  и видов деятельности, используемых  людьми с целью физического совершенства. В настоящее время выделяют следующие группы средств физической культуры:   физические упражнения;естественные силы природы; гигиенические факторы;   специально изготовленный инвентарь, технические средства и тренажерные устройства;   идеомоторные, психогенные и аутогенные средства. Предметом гигиены физического воспитания и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и спорта. Основная задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом. К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:- оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;- рациональное питание; - оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;- закаливание.1.2 Физические упражнения. физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой -- как процесс многократного повторения.Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений -- это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.). В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).1.3 Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека. 1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, , повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

2) как относительно  самостоятельные средства оздоровления  и закаливания организма (солнечные,  воздушные ванны и водные процедуры). 

5. ФИЗИЧЕСКОЕ  УПРАЖНЕНИЕ - двигательная активность  человека, организованная в соответствии  с закономерностями физического воспитания.  Из всего перечня представленных выше средств физической культуры, самым специфичным и наиболее широко используемым средством, является физическое упражнение. Обусловлено это следующими причинами  1. Физические упражнения наиболее полно удовлетворяют потребность человека в двигательной активности.2. Физические упражнения воздействуют не только на морфофункциональное состояние, но и на личность занимающегося. 3. Физические упражнения как системы движений выражают мысли и эмоции человека, его отношение к окружающей действительности. 4. Физические упражнения – это один из способов передачи общественно-исторического опыта в области физической культуры, его научных и практических достижений. Классифицировать физические упражнения -- значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам. 1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм. В нашей системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность:- во-первых, обеспечить всестороннее физическое воспитание человека;

- во-вторых, удовлетворить  индивидуальные запросы и интересы  многих людей в сфере физического  воспитания;

- в-третьих, охватить  физкультурными занятиями людей  практически на протяжении всей жизни -- от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте.

2. Классификация  физических упражнений по их  анатомическом признаку. По этому  признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.). 3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам: скоросно - силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.); 2) упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.); 3) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.); 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование). Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.

Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и обще подготовительные. 

6.  СОДЕРЖАНИЕ  ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это  совокупность процессов (психологических,  биологических, биохимических, и  др.), сопровождающих выполняемое  движение и вызывающих изменения в организме занимающегося. Результатом этих процессов является способность человека к двигательной деятельности, выражающихся в физических и психических качествах. Эффект физических упражнений определяется прежде всего

его содержанием. ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение. К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех

процессов, которые  обеспечивают основные функции при  выполнении данного упражнения. Например, взаимосвязь процессов (нервно-мышечной координации, биологических, психических и др.) при беге будет иной, нежели при плавании. Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двигательного действия, совокупностью его частей, соотношением пространственных, временных и динамических характеристик (техникой).

Факторы определяющие эффективность:  1.   Индивидуальные особенности занимающихся (возрастные, половые, уровень умственной, нравственной, физической и моральной подготовленности). Одно и то же физическое упражнение в зависимости от индивидуальных особенностей производит различный эффект на занимающихся.  2.   Научные факторы. Чем больше научных исследований и внедрений их в практику, тем эффективней можно использовать физические упражнения. 3.   Методические факторы. Среди них особого внимания заслуживают такие как оптимальная дозировка и учет явлений последствия. Эффект от выполнения упражнений может быть срочным, который возникает после одного или серии упражнений в одном занятии; отставленным, появляющийся после нескольких занятий; кумулятивный (суммарный), который проявляется после серии занятий.  4.   Гигиенические факторы являются решающими в реализации принципа оздоровительной направленности. Нарушение режима дня, питания не приводит к положительному результату от использования физических упражнений.  5.   Метеорологические факторы. В зависимости от условий окружающей среды (температура, осадки, атмосферное давление и др.) должны изменяться состав используемых упражнений и параметры использования нагрузок. 6.   Материальные факторы. Использование более качественного оборудования, инвентаря, специальной одежды, обуви способствует повышению эффективности воздействия физических упражнений. 

Информация о работе Шпаргалка по "Физической культуре"