1. Функции физической
культуры – это объективно
присущие ей свойства воздействовать
на человека или человеческие
отношения, удовлетворять и развивать
определенные потребности личности
и общества. 4 типа функций физической
культуры, тесно связанных с материально-производственной,
социальной, политической и духовной сферами
жизнедеятельности общества. Материально-производственная
функция подразделяется на более конкретные:-
оздоровительную, благодаря которой физическая
культура способствует сохранению и повышению
общего состояния здоровья людей; - рекреативную,
назначение которой восстанавливать физические
и психические силы человека с помощью
средств физического воспитания. физическая
рекреация – использование игровых и
других элементов физической культуры
для активного отдыха. - лечебную, в соответствии
с которой с помощью средств физической
культуры восстанавливают разрушенные
органы и функции человеческого организма;
б) профессионально-прикладная, назначение
которой – обучение и совершенствование
профессиональных навыков и умений работников
различных специальностей посредством
физических упражнений. Она включает:-
функцию совершенствования профессиональных
навыков и умений работников различных
сфер производства;- производственно-профилактическую,
- производственно-стимулирующую. Социальные
функции – это функции, которые характеризуют
особенности функционирования физической
культуры и спорта применительно к различным
социальным группам. Ее разновидности:
- социализирующая, - коммуникативная,
функция межличностных отношений, - интегративная,
в соответствии с которой происходит объединение
людей в различные социальные группы,
- зрелищная, - семейно – бытовая – физическая
культура и спорт оказывают воздействие
на семью, - воспитательная. - престижная
– дух состязательности помогает самоутвердиться
как личности. Политические функции. -
военно – прикладная – связана с совершенствованием
профессиональных навыков и умений военнослужащих;-
классовая – зависимость от интересов
классов и слоев общества, которые она
выражает;- агитационно – пропагандистская,
- управленческая (регуляторная), - сотрудничества
– укрепление сотрудничества между спортивными
представителями различных стран посредством
соревнований, обмена тренерами и спортсменами.
Духовные функции:-мировоззренческая,
- творческая – способность принимать
решение в экстремальной ситуации, - информационная,
- нормативная и оценочная, - эстетическая
– формирование эстетических способностей.
Специфические функции – это те, в которых
выражаются особенности, отсутствующие
у других сторон культуры. К ним относятся:
- специально-образовательные;- прикладные,
- развивающие, - спортивные, - рекреативные,
- реабилитационные. - развивающие функции
выражены в расширении функциональных
возможностей организма, воспитании физических
качеств при регулярных занятиях физическими
упражнениями; - прикладные функции выражены
при использовании физической культуры
в системе специальной подготовки к труду
в качестве фактора профессионально- прикладной
физической подготовки;- спортивные функции
выражены в области спорта высших достижений.
- рекреативные функции выражены при использовании
средств физической культуры при организации
досуга для повышения дееспособности
организма; - реабилитационные - для восстановления
утраченных функциональных возможностей
(использование физической культуры в
лечебных целях). в базовой физической
культуре выделяют основные виды (разновидности)
физической культуры: - это «школьная физическая
культура» и «базовый спорт». Спорт как
компонент физической культуры. Основу
спорта составляет соревновательная деятельность.
Выделяют «спорт высших достижений» и
«базовый спорт». Профессионально-прикладная
физическая культура. Оздоровительно-реабилитационная
физическая культура, представляющая
собой относительно самостоятельное направления
использования физической культуры в
качестве средства лечения заболеваний
и восстановления функций организма, нарушенных
вследствие заболеваний, травм, переутомления.
Выделяют следующие виды оздоровительно-реабилитационной
физической культуры: лечебная физическая
культура и спортивно-реабилитационная
физическая культура. Фоновая физическая
культура. Под этим условным названием
объединены гигиеническая физическая
культура
2. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ - представляет собой социальную
организацию, направленную на формирование
физической культуры личности. Под СИСТЕМОЙ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ подразумевают
совокупность социальных и педагогических
подсистем, функционирование которых
основано на общих закономерностях и направлено
на достижение цели физического воспитания.
Система физической культуры включает
мировоззренческие, теоретико-методические,
программно-нормативные и организационные
основы, обеспечивающие
физическое совершенствование людей
и формирование здорового образа
жизни. ЦЕЛЬ систематизирующий компонент
функционирования системы, подразумевающий
те конечные результаты, которых желательно
достичь в некотором отдаленном будущем.
Особенности и цели той или иной системы
физической культуры определяются особенностями
социально-экономического и общественно-политического
государственного устройства конкретного
общества. ЦЕЛЬЮ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ – является формирование физической
культуры личности. Физическая культура
личности включает целый ряд элементов,
которые тесно связаны между собой, дополняют
и обуславливают друг друга.
К образовательным задачам относят: - формирование
и доведения до необходимой степени совершенства
разнообразных двигательных умений и
навыков;- овладение целостной системой
знаний, необходимых для укренления и
сохранения здоровья средствами физической
культуры, для сознательного освоения
двигательных умений и навыков, для физического
совершенствования и развития двигательных
способностей и др. Задачи физического
развития включают: - оптимальное развитие
физических качеств (способностей) - кондиционных
(силовых, скоростных, выносливости, гибкости)
и координационных; - совершенствование
телосложения и гармоническое физическое
развитие; - укрепление и сохранение здоровья,
закаливание, восстановление работоспособности
после болезней и травм: - многолетнее
сохранение высокого уровня работоспособности.
К воспитательным задачам относятся:
- формирование мировоззрения, убеждений,
установок, потребностей, мотивов, интересов,
активного и осознанного отношения к деятельности,
определенной сферой физической культуры
- формирование нравственных, эстетических,
волевых свойств и качеств личности, обуславливающих
ее физкультурно-спортивную активность.
3. ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА - это часть общей культуры
личности и общества, представляющая
собой совокупность материальных и духовных
ценностей, создаваемых и используемых
для физического совершенствования людей.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - это педагогический
процесс, направленный на формирование
здорового, физически совершенного, социально
активного человека, включающий в себя
обучение движениям (двигательным действиям)
и воспитание (управлении развитием) физических
качеств. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
– это процесс формирования двигательных
навыков и развития физических способностей
(качеств), необходимых в конкретной профессиональной
или спортивной деятельности ФИЗИЧЕСКОЕ
СОВЕРШЕНСТВО – это исторически обусловленный
идеал физического развития и физической
подготовленности человека, оптимально
соответствующий требованиям жизни. Общество
в его историческом развитии предъявляло
различные требования к физическому совершенствованию
человека. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – процесс
изменения естественных морфофункциональных
свойств организма в течение индивидуальной
жизни. СПОРТ – специфическая форма культурной
деятельности человека и общества, направленная
на раскрытие двигательных возможностей
человека в условиях соперничества.
4.СРЕДСТВАМИ
в физической культуре называют
совокупность предметов, форм
и видов деятельности, используемых
людьми с целью физического совершенства.
В настоящее время выделяют следующие
группы средств физической культуры:
физические упражнения;естественные силы
природы; гигиенические факторы;
специально изготовленный инвентарь,
технические средства и тренажерные устройства;
идеомоторные, психогенные и аутогенные
средства. Предметом гигиены физического
воспитания и спорта как науки является
изучение процесса взаимодействия организма
человека с различными факторами физической
культуры и спорта. Основная задача гигиены
физического воспитания и спорта состоит
в разработке мероприятий для предупреждения
возможного неблагоприятного влияния
различных факторов физической культуры
и спорта, улучшения состояния здоровья,
физического развития, повышения общей
и спортивной работоспособности лиц, занимающихся
физической культурой и спортом. К основным
гигиеническим средствам, применяемым
для этого, относятся:- оптимизация условий,
режимов и содержания, форм и средств,
применяемых в процессе занятий физическими
упражнениями;- рациональное питание;
- оптимизация физических нагрузок в процессе
занятий физическими упражнениями;- закаливание.1.2
Физические упражнения. физическое упражнение
рассматривается, с одной стороны, как
конкретное двигательное действие, с другой
-- как процесс многократного повторения.Эффект
физических упражнений определяется прежде
всего содержанием. Содержание физических
упражнений -- это совокупность физиологических,
психологических и биомеханических процессов,
происходящих в организме человека при
выполнении данного упражнения (физиологические
сдвиги в организме, степень проявления
физических качеств и т.п.). В физическом
упражнении выделяют три фазы: подготовительную,
основную (ведущую) и заключительную (завершающую).1.3
Оздоровительные силы природы оказывают
существенное влияние на занимающихся
физическими упражнениями. Изменения
метеорологических условий (солнечное
излучение, воздействие температуры воздуха
и воды, изменения атмосферного давления
на уровне моря и на высоте, движение и
ионизация воздуха и др.) вызывают определенные
биохимические изменения в организме,
которые приводят к изменению состояния
здоровья и работоспособности человека.
1) как сопутствующие факторы, создающие
наиболее благоприятные условия, в которых
осуществляется процесс физического воспитания.
Они дополняют эффект воздействия физических
упражнений на организм занимающихся.
Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют
активизации биологических процессов,
вызываемых физическими упражнениями,
, повышают общую работоспособность организма,
замедляют процесс утомления и т.д.;
2) как относительно
самостоятельные средства оздоровления
и закаливания организма (солнечные,
воздушные ванны и водные процедуры).
5. ФИЗИЧЕСКОЕ
УПРАЖНЕНИЕ - двигательная активность
человека, организованная в соответствии
с закономерностями физического воспитания.
Из всего перечня представленных выше
средств физической культуры, самым специфичным
и наиболее широко используемым средством,
является физическое упражнение. Обусловлено
это следующими причинами 1. Физические
упражнения наиболее полно удовлетворяют
потребность человека в двигательной
активности.2. Физические упражнения воздействуют
не только на морфофункциональное состояние,
но и на личность занимающегося. 3. Физические
упражнения как системы движений выражают
мысли и эмоции человека, его отношение
к окружающей действительности. 4. Физические
упражнения – это один из способов передачи
общественно-исторического опыта в области
физической культуры, его научных и практических
достижений. Классифицировать физические
упражнения -- значит логически представлять
их как некоторую упорядоченную совокупность
с подразделением на группы и подгруппы
согласно определенным признакам. 1. Классификация
физических упражнений по признаку исторически
сложившихся систем физического воспитания.
Исторически в обществе сложилось так,
что все многообразие физических упражнений
постепенно аккумулировалось всего в
четырех типичных группах: гимнастика,
игры, спорт, туризм. В нашей системе физического
воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм
дают возможность:- во-первых, обеспечить
всестороннее физическое воспитание человека;
- во-вторых, удовлетворить
индивидуальные запросы и интересы
многих людей в сфере физического
воспитания;
- в-третьих, охватить
физкультурными занятиями людей
практически на протяжении всей жизни
-- от элементарных детских подвижных игр
до занятий упражнениями из арсенала лечебной
физической культуры в пожилом возрасте.
2. Классификация
физических упражнений по их
анатомическом признаку. По этому
признаку все физические упражнения
группируются по их воздействию на мышцы
рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д.
С помощью такой классификации составляются
различные комплексы упражнений (гигиеническая
гимнастика, атлетическая гимнастика,
разминка и т.п.). 3. Классификация физических
упражнений по признаку их преимущественной
направленности на воспитание отдельных
физических качеств. Здесь упражнения
классифицируются по следующим группам:
скоросно - силовые виды упражнений, характеризующиеся
максимальной мощностью усилий (например
бег на короткие дистанции, прыжки, метания
и т.п.); 2) упражнения циклического характера
на выносливость (например, бег на средние
и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание
и т.п.); 3) упражнения, требующие высокой
координации движений (например, акробатические
и гимнастические упражнения, прыжки в
воду, фигурное катание на коньках и т.п.);
4) упражнения, требующие комплексного
проявления физических качеств и двигательных
навыков в условиях переменных режимов
двигательной деятельности, непрерывных
изменений ситуаций и форм действий (например,
спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).
Классификация физических упражнений
по признаку биомеханической структуры
движения. По этому признаку выделяют
циклические, ациклические и смешанные
упражнения.
Классификация
физических упражнений по признаку физиологических
зон мощности. По этому признаку различают
упражнения максимальной, субмаксимальной,
большой и умеренной мощности. Классификация
физических упражнений по признаку спортивной
специализации. Все упражнения объединяют
в три группы: соревновательные, специально
подготовительные и обще подготовительные.
6. СОДЕРЖАНИЕ
ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это
совокупность процессов (психологических,
биологических, биохимических, и
др.), сопровождающих выполняемое
движение и вызывающих изменения в
организме занимающегося. Результатом
этих процессов является способность
человека к двигательной деятельности,
выражающихся в физических и психических
качествах. Эффект физических упражнений
определяется прежде всего
его содержанием.
ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – представляет
собой их внешнюю и внутреннюю организацию,
согласованность, упорядочение. К внутренней
форме относится взаимосвязь и согласованность
тех
процессов, которые
обеспечивают основные функции при
выполнении данного упражнения. Например,
взаимосвязь процессов (нервно-мышечной
координации, биологических, психических
и др.) при беге будет иной, нежели при плавании.
Внешняя форма упражнений представлена
видимой стороной движения, двигательного
действия, совокупностью его частей, соотношением
пространственных, временных и динамических
характеристик (техникой).
Факторы определяющие
эффективность: 1. Индивидуальные
особенности занимающихся (возрастные,
половые, уровень умственной, нравственной,
физической и моральной подготовленности).
Одно и то же физическое упражнение в зависимости
от индивидуальных особенностей производит
различный эффект на занимающихся.
2. Научные факторы. Чем больше научных
исследований и внедрений их в практику,
тем эффективней можно использовать физические
упражнения. 3. Методические факторы.
Среди них особого внимания заслуживают
такие как оптимальная дозировка и учет
явлений последствия. Эффект от выполнения
упражнений может быть срочным, который
возникает после одного или серии упражнений
в одном занятии; отставленным, появляющийся
после нескольких занятий; кумулятивный
(суммарный), который проявляется после
серии занятий. 4. Гигиенические
факторы являются решающими в реализации
принципа оздоровительной направленности.
Нарушение режима дня, питания не приводит
к положительному результату от использования
физических упражнений. 5. Метеорологические
факторы. В зависимости от условий окружающей
среды (температура, осадки, атмосферное
давление и др.) должны изменяться состав
используемых упражнений и параметры
использования нагрузок. 6. Материальные
факторы. Использование более качественного
оборудования, инвентаря, специальной
одежды, обуви способствует повышению
эффективности воздействия физических
упражнений.