графические и
учебно-трудовые. Лабораторные работы
( это проведение учащимися по
заданию учителя опытов с
использованием приборов, применением
инструментов и других технических
приспособлений, т.е. это изучение учащимися
каких-либо явлений с помощью специального
оборудования. Практические работы
проводятся после изучения крупных разделов,
тем и носят обобщающий характер. Они могут
проводиться не только в классе, но
и за пределами школы (измерения на местности,
работа на пришкольном участке).
14. Общеметодические
принципы – это отправные положения,
которыми необходимо пользоваться
преподавателю физической культуры
(тренеру), решая комплекс образовательных,
воспитательных и оздоровительных
задач. К общеметодическим принципам относятся:
принцип сознательности и активности,
наглядности, доступности и индивидуализации,
систематичности.Принцип сознательности
и активности. Назначение этого принципа
в том, чтобы сформировать у занимающихся
интерес, осмысленное отношение и потребность
к физкультурно-спортивной деятельности,
стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Принцип наглядности – обозначает привлечение
органов чувств человека в процессе познания.
Наглядность в физической культуре существует
в таких формах как зрительная, звуковая
и двигательная. Зрительная наглядность
– (демонстрация движений в целом и по
частям с помощью ориентиров, наглядных
пособий, учебных видео фильмов) содействует
главным образом уточнению пространственных
и пространственно-временных характеристик
движений. Звуковая наглядность –
(различные звуковые сигналы голосом,
аппаратурой) имеет преимущественное
значение в уточнении временных и ритмических
характеристик движений. Двигательная
наглядность – предусматривает формирование
у человека представления о физическом
упражнении за счет мышечных ощущений.
Принцип доступности и индивидуализации
– означает оптимальное соответствие
задач, средств и методов физической культуры
возможностям занимающегося. Принцип
систематичности предполагает построение
учебно- воспитательного процесса в виде
алгоритма и требует, чтобы занятия физическими
упражнениями не сводились к проявлению
эпизодических, разрозненных мероприятий.
Принцип непрерывности является одним
из важнейших принципов построения занятий
физическими упражнениями. Его реализация
предусматривает недопустимость слишком
больших и педагогически неоправданных
перерывов между занятиями, которые приводят
к снижению достигнутого уровня физической
подготовленности. Принцип цикличности
определяет упорядоченность учебно воспитательного
процесса. Его сущность раскрывается в
композиционной повторяемося отдельных
занятий и серий (циклов). В практике принято
различать микро-, мезо- и макроструктуру
воспитательного процесса.
15. ДВИГАТЕЛЬНОЕ
УМЕНИЕ – это такая степень владения двигательным
действием, при котором управление движениями
происходит при активной роли мышления.
Умение выполнять новое двигательное
действие возникает на основе следующих
предпосылок: минимума основных знаний
о технике действия; наличия двигательного
опыта; достаточного уровня физической
подготовленности, при творческом мышлении
в процессе управления движениями. Сущность
двигательного умения заключается в том,
что для него характерно постоянное совершенствование
способа выполнения действия при осмысленном
подходе в процессе управления движениями.
Характерными признаками двигательного
умения являются:⇒ Управление движениями
происходит неавтоматизировано.⇒ Сознание
ученика загружено контролем каждого
движения. ⇒ Невысокая быстрота выполнения
действия. ⇒ Действие выполняется неэкономно,
при значительной степени утомления.⇒
Относительная расчлененность движений.
⇒ Нестабильность действия. ⇒ Неточное
запоминание действия. ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ
– психофизиологический механизм построе-
ния новых движений
на базе ранее приобретенного опыта.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК – это такая
степень владения действия, при которой
управление движениями происходит автоматизировано.
Таким образом, в процессе обучения
двигательному действию изменяется
характер управления движениями. В результате
повышается уровень владения двигательным
действием. Первым (начальным) уровнем
овладения действием является двигательное
умение, вторым - двигательный навык. Процесс
совершенствования навыка бесконечен.
16. В результате
повышается уровень владения
двигательным действием. Первым
(начальным) уровнем овладения
действием является двигательное
умение, вторым - двигательный навык.
Процесс совершенствования навыка
бесконечен. В процессе обучения
двигательным действиям выделяют три
этапа, которые отличаются друг от друга
как частными задачами, так и особенностями
методики ⇒ этап начального разучивания;
⇒ этап углубленного разучивания; ⇒ этап
закрепления и дальнейшего совершенствования.
Этап начального разучивания. Целью этого
этапа является формирование умения выполнять
основу техники двигательного действия.
Основными задачами данного этапа являются:•
сформировать смысловые и зрительные
представления о двигательном действии
и способе его выполнения; • создать
двигательные представления по основным
опорным точкам (элементам действий)
• воссоздать предшествующий опыт выполнения
действий, близких по технике вновь изучаемому;
• разучить звенья основы техники, не
освоенные ранее, предупредить возникновение
грубых ошибок; • добиться выполнения
основы техники двигательного действия
в целом. Представления о технике у обучаемых
формируется в результате объяснения
упражнения преподавателем, восприятия
показываемых движений, просмотра наглядных
пособий, анализа собственных мышечных
и других ощущений, возникающих при первых
попытках выполнения движений. Этап начального
разучивания можно считать законченным,
когда обучающийся способен выполнить
двигательное действие без грубых
ошибок, искажающих
смысл осваиваемого способа решения
двигательной задачи.Этап углубленного
разучивания. Целью данного этапа является
формирование умения выполнять двигательное
действие в объеме намеченных технических
требований. Основные задачи этапа• уточнить
действие во всех основных опорных точках
как в основе, так и в деталях техники;•
добиться слитного выполнения двигательного
действия на основе сознательного контроля
пространственных, временных и динамических
характеристик; • устранить мелкие
ошибки, особенно в основном звене техники.
На данном этапе используется комплекс
разнообразных средств • физические упражнения
для укрепления мышечной системы и всего
организма с учетом особенностей изучаемого
действия • подводящие упражнения,
которые подготавливают к освоению действия
путем его целостной имитации либо частичного
воспроизведения в упрощенной форме. Этап
закрепления и дальнейшего совершенствования.
Цель данного этапа – двигательное умение
перевести в навык, обладающий возможностью
его практического применения.Основными
задачами являются: • добиться слитности
и автоматизма выполнения действия; •
довести до необходимой степени совершенства
индивидуальные черты техники; • совершенствовать
изучаемое действие в соединениях с другими
двигательными действиями; • обеспечить
вариативное использование действия в
зависимости от конкретных практических
обстоятельств.На этом этапе активно применяется
метод сопряженного воздействия, смысл
которого заключатся в том, что выполнение
действий совпадает с повышенными требованиями
к проявлению физических качеств, например,
к силе, быстроте.
17. Физическими
качествами принято называть
врожденные (унаследованные генетически)
морфо-функциональные качества, благодаря
которым возможна физическая (материально
выраженная) активность человека, получающая
свое полное проявление в целесообразной
двигательной деятельности. К основным
физическим качествам относят мышечную
силу, быстроту, выносливость, гибкость
и ловкость. Термин развитие характеризует
естественный ход изменений физического
качества, а термин воспитание предусматривает
активное и направленное воздействие
на рост показателей физического качества.
Основу двигательных способностей человека
составляют физические качества, а форму
проявления — двигательные умения и навыки.
К двигательным способностям относят
силовые, скоростные, скоростно-силовые,
двигательно-координационные способности,
общую и специфическую выносливость. Необходимо
помнить, что, когда говорится о развитии
силы мышц или быстроты, под этим следует
понимать процесс развития соответствующих
силовых или скоростных способностей.
У каждого человека двигательные способности
развиты по-своему. В основе разного развития
способностей лежит иерархия разных врожденных
(наследственных) анатомо-физиологических
задатков. — анатомо-морфологические
особенности мозга и нервной системы (свойства
нервных процессов — сила, подвижность,
уравновешенность, индивидуальные варианты
строения коры, степень функциональной
зрелости ее отдельных областей и др.);
— физиологические (особенности сердечно-сосудистой
и дыхательной систем — максимальное
потребление кислорода, показатели периферического
кровообращения и др.);
— биологические
(особенности биологического окисления,
эндокринной регуляции, обмена веществ,
энергетики мышечного сокращения и др.);
— телесные (длина тела и конечностей,
масса тела, масса мышечной и жировой ткани
и др.); — хромосомные (генные). На развитие
двигательных способностей влияют также
и психодинамические задатки (свойства
психодинамических процессов, темперамент,
характер, особенности регуляции и само
регуляции |психических состояний и др.).
Способности проявляются и развиваются
в процессе выполнения деятельности, но
это всегда результат совместных действий
наследственных и средовых факторов. Практические
пределы развития человеческих способностей
определяются такими факторами, как длительность
человеческой жизни, методы воспитания
и обучения. Для развития двигательных
способностей необходимо создавать Определенные
условия деятельности, используя соответствующие
физические упражнения на скорость, на
силу и т.д. Однако эффект тренировки этих
способностей зависит, кроме того, от индивидуальной
нормы реакции на внешние нагрузки.
18. Выполнение
любого движения или сохранения
какой-либо позы тела человека
обусловлено работой мышц. Величину
развиваемого при этом усилия принято
называть силой мышц. МЫШЕЧНАЯ СИЛА
– это способность человека преодолевать
внешнее сопротивление или противодействовать
ему за счет мышечных напряжений.
Различают следующие виды силовых способностей:
собственно- силовые, и их соединение с
другими физическими способностями (скоростно-силовые
и силовая выносливость и силовая ловкость).
Собственно-силовые способности проявляются
в условиях статического режима и медленных
движений (например, при удержании предельных
отягощений с максимальным напряжением
мышц или при перемещении предметов большой
массы).Для оценки степени развития собственно-силовых
способностей различают абсолютную и
относительную силу действия человека.
Абсолютная сила определяется максимальными
показателями мышечных напряжений без
учета массы тела человека,Относительная
сила—отношением величины абсолютной
силы к собственной массе тела, т.е. величиной
силы. Приходящейся на 1 кг собственного
веса тела. Важной разновидностью скоростно-силовых
способностей является ВЗРЫВНАЯ СИЛА
- способность проявлять большие величины
силы в наименьшее время. Силовая выносливость,
как вид силовых способностей, проявляется
в действиях, требующих продолжительного
по времени и относительно высокого по
уровню мышечного напряжения. В зависимости
от режима работы мышц говорят о статической
и динамической силовой выносливости.
Силовая ловкость – способность точно
дифференцировать мышечные усилия различной
величины в условиях непредвиденных ситуаций
и смешанных режимов работы мышц. выделяют
следующие методы развития силовых способностей:
1. Максимальных усилий.. Повторных непредельных
усилий. 3. Изометрических усилий. 4. Изокинетических
усилий. 5. Динамических усилий. 6. Ударный
метод. 7. Круговой тренировки 8. Игровой.
Метод максимальных усилий. Он основан
на использовании упражнений с субмаксимальными,
максимальными и сверхмаксимальными отягощениями.Метод
повторных непредельных усилий. Предусматривает
многократное преодоление непредельного
внешнего сопротивления до значительного
утомления или до «отказа». В каждом
подходе упражнение выполняется без пауз
отдыха. Метод изометрических усилий.
Характеризуется выполнением кратковременных
максимальных напряжений, без изменения
длины мышц. Продолжительность изометрического
напряжения обычно5-10 с. Метод изокинетических
усилий. Специфика этого метода состоит
в том, что при его использовании задается
не величина внешнего сопротивления, а
постоянная скорость движения. Этот
метод используется для развития различных
типов силовых способностей – «медленной»,
«быстрой», «взрывной» силы. Метод динамических
усилий. Предусматривает выполнение упражнений
с относительно небольшой величиной отягощений
9до 30% от максимума0 и максимальной скоростью.
Он применяется для развития скоростно-силовых
способностей. Ударный метод основан на
ударном стимулировании мышечных групп
путем использования кинетической энергии
падающего груза или веса собственного
тела (прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием
вверх, в том числе и с отягощениями). Метод
круговой тренировки. Обеспечивает комплексное
воздействие на различные мышечные группы.
Упражнения проводятся по станциям и подбираются
таким образом, чтобы каждая последующая
серия включала в работу новую группу
мышц. Игровой метод предусматривает воспитание
силовых способностей преимущественно
в игровой деятельности, где игровые ситуации
вынуждают менять режимы напряжения различных
мышечных групп и бороться с нарастающим
утомлением организма.
19. СКОРОСТНЫЕ
СПОСОБНОСТИ – это комплекс
функциональных свойств человека,
обеспечивающих выполнение двигательных
действий в минимальный для данных условий
отрезок времени. Различают элементарные
и комплексные формы проявления скоростных
способностей. К элементарным формам относятся:
1. Скорость двигательной реакции;
2. Скорость одиночного движения;
3. Частота движений (количество
движений в единицу времени). К комплексным
формам проявления скоростных способностей
относятся: 1. Способность
быстро набирать скорость на старте до
максимально возможной (стартовый разгон
в спринтерском беге, конькобежном спорте,
рывки в футболе). 2. Способность
к достижению высокого уровня дистанционной
скорости – в беге, плавании и других циклических
локомоциях.3. Способность быстро
переключаться с одних действий на другие
и т.п. Быстрота двигательных реакций может
быть простой и сложной. ПРОСТАЯ РЕАКЦИЯ
- это ответ заранее известным движением
на заранее известный, но внезапно появляющийся
сигнал (зрительный, слуховой, тактильный).
Основной метод при развитии быстроты
реакции — метод повторного выполнения
упражнения. Он заключается в повторном
реагировании на внезапно возникающий
(заранее обусловленный) раздражитель
с установкой на сокращение времени реагирования.
Быстрота одиночного движения проявляется
в способности с высокой скорость выполнять
отдельные двигательные акты. Это, например,
скорость движения ноги при ударе по футбольному
мячу, скорость движения руки при ударе
по волейбольному мячу или при метании
копья. Наибольшая быстрота одиночного
движения достигается при отсутствии
добавочного внешнего сопротивления.
С увеличение внешнего сопротивления
повышение скорости движений достигается
за счет повышения мощности проявляемых
при этом усилий. Последняя определяется
взрывными способностями мышц. В циклических
видах физических упражнений (бег, плавание
и др.) скорость передвижения зависит от
оптимального соотношения длины шага
и темпа движений (частота движений в единицу
времени). При развитии комплексных
скоростных способностей ведущим является
повторный метод с проявлением в упражнениях
максимальной скорости и «полным» интервалами
отдыха между ними. Не менее важное
значение имеет игровой и соревновательные
методы, использование которых создает
дополнительный стимул для предельного
проявления скоростных способностей за
счет повышения интереса, мотивации, эмоционального
подъема. Эффективным методом повышения
скоростных способностей является вариативный
метод, предполагающий чередование скоростных
упражнений в затрудненных, облегченных
и обычных условиях. В практике нередко
приходится наблюдать остановку в росте
результатов – «скоростной барьер».