Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 10:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическая культура".
59. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СПОРТИВНОГО ОТБОРА И
Отбор спортсменов
как раздел работы тренера по борьбе
подразделяется на три взаимообусловленные
и в то же время относительно самостоятельные
части: 1. Спортивная ориентация (начальный
отбор детей) с целью обнаружения их потенциальных
способностей к определенным видам спорта
(в частности, к конкретному виду единоборства);
2. Комплектование сборных команд; 3. Спортивный
отбор (отбор кандидатов в сборные команды).
Для реализации задач отбора необходимо
решить частные проблемы: · Определить
идеальный тип спортсмена (модель олимпийского
чемпиона); · Сделать прогноз темпов роста
спортивных достижений (основная задача);
· Провести классификацию отбираемых
спортсменов на более и менее одарённых
спортсменов; · Выбрать орму организации
процесса отбора. (48). Этой же точки зрения
придерживается И.В. Шинелёв, В.М. Игуменов,
В.И. Харламов (53), добавляя, что система
отбора должна предполагать не отсев детей
из той или иной группы видов спорта, а
целесообразное перераспределение их
по видам, где мальчики могли бы наиболее
ярко проявить свои способности. Важнейшей
задачей отбора является прогнозирование
спортивных достижений. Реализация этой
задачи возможна с помощью серии контрольных
упражнений (тестов), которые позволили
бы с высокой точностью прогнозировать
степень одарённости детей для занятий
различными видами спортивной борьбы.
Определение состава контрольных упражнений
может быть осуществлено с помощью двух
подходов (рис. 1). Наиболее эффективный
путь отбора это изучение не феноменологических
показателей (проявляющихся внешне, например,
сила, быстрота и т.п.), а реальных морфологических,
физиологических, биохимических, биофизических
и прочих характеристик и механизмов,
определяющих индивидуальные различия
и двигательные возможности. Так ставятся
две основные задачи: 1. сколько детей следует
просмотреть 2. насколько подробно это
следует сделать
59-2
Спортивный отбор
— это комплекс мероприятий, позволяю
определить высокую степень предрасположенности
(одарен) ребенка к тому или иному роду
спортивной деятельности (виду спорта).
Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый
процесс, который может быть эффективным
лишь в том случае, если на всех этапах
многолетней подготовки спортсмена обеспечена
ком методика оценки его личности, предполагающая
исполь различных методов исследования
(педагогических, меди-биологических,
психологических, социологических и др.).
Другое определение спортивного отбора
звучит так: Спортивный отбор — это комплекс
мероприятий по выявлению спортсме, обладающих
высоким уровнем способностей, отвечающих
требованиям свецифики вида спорта. Качественно
видоизменяясь, отбор входит в систему
многолетней подготовки. Спортивный отбор
— это основанный на научном прогнозе
про принятия и реализации решения о включении
или невклю в спортивную деятельность
ее возможного участника. Итак, из вышеприведенных
определений уже можно сделать вывод о
том, что спортивный отбор, являющийся
комплексом мероприятий, применим как
к детям, не занимающимся никаким спортом,
так и к спортсменам. Спортивный отбор
проходят все участники спортивной дея:
спортсмены, тренеры, судьи, спортивные
врачи, специа из комплексной научной
группы и т. д. Часто назначение определенного
тренера сборной команды оказывает значительно
большее влияние на спортивные достижения,
чем включение в нее самого сильного спортсмена.
Уровни отбора
Вовлечение людей
в систематические занятия
данному виду спорта и склонностями к определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции и т. п.).Третий уровень—отбор для выявления спортсменов (возраст 18—20 лет) длк зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Отбор осу на основе изучения тренировочной и соревновательной деятель в детско-юношеском спортивном коллективе, тестирования и обследова во время специально проводимых для этого учебно-тренировочных сборов. Четвертый уровень — отбор для выявления спортсменов в различные сборны команды (страны, регионов, ведомств и др.), для определения участников
ответственных соревнований. С этой целью анализируется информация о трени и соревновательной деятельности спортсмена в своем клубе, в сбор команде, изучается соревновательная деятельность на национальных чем, на учебно-тренировочных сборах.
В отборе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и групп экспертов из числа ведущих специалистов данного региона.
Конкретное содержание
методики отбора обусловлено спецификой
вида спорта. Она основывается на системе
педагогических, медико-биологических
и психических показателей, имеющих высокую
прогностическую значимость (уро физических
качеств, специфичных для данного вида
спорта, уровень спо, лежащих в основе
технико-тактических действий, морфологические
данные, функциональные особенности организма,
свойства высшей нервной дея и др.). Учитываются
исходный уровень, изменение показателей
обсле с возрастом и под влиянием тренировки,
связь этих показателей со спортивными
достижениями. Качество отбора служит
важным условием успеш многолетней подготовки
спортивных резервов. В процессе многолетней
подготовки комплекс методов отбора расширяется,
сам отбор становится более углубленным,
вследствие чего количество отсеиваемых
увеличивается.
60
Ученики, отнесенные
к специальной группе, занимаются
по особой программе. В ее основу проложено
содержание общей программы, из практического
раздела которой исключены средства физического
воспитания, способные вызывать перенапряжения
организма, например, физические упражнения,
приводящие к максимальным и близким к
ним напряжениям сердечно-сосудистой
системы и опорно-двигательного аппарата.
В программе предусматриваются следующие
практические разделы: гимнастика, подвижные
игры, легкая атлетика, плавание, лыжи.
Кроме того, в учебный материал добавлены
специальные упражнения оздоровительного
характера (корректирующие осанку, дыхательные
и др.). Специальная программа не содержит
нормативных требований, хотя предусматривает
достижение уровня физической подготовленности,
обеспечивающего успешное развитие. Основное
место на занятиях отводится гимнастике,
поскольку с ее помощью можно успешно
совершенствовать основные двигательные
качества и развивать двигательные навыки.
К тому же, характер гимнастических упражнений
и методика их проведения позволяют заранее
точно определить оптимальную нагрузку
на организм занимающихся и ожидаемый
педагогический эффект, что весьма важно
в работе с СМГ. В программу введен раздел
дыхательных упражнений, которыми следует
пользоваться на каждом уроке. Обращается
особое внимание на воспитание правильной
осанки и на укрепление мышц спины и живота.
Для снижения утомления и повышения работоспособности
широко используются упражнения для расслабления
мышцу. Включены танцевальные элементы
и упражнения из художественной гимнастики.
Вместе с тем из гимнастики в СМГ полностью
исключены лазанье по канату, подтягивание
и акробатические упражнения, связанные
с натуживанием, продолжительными напряжениями,
вызывающими длительную задержку дыхания.
Из легкой атлетики особое внимание придается
строго дозированным ходьбе и бегу, т.к.
эти виды тренируют и укрепляют сердечно-сосудистую
и дыхательную системы. Прыжки в длину
и в высоту ограничиваются (с укороченного
разбега, с трех шагов, не более двух, трех
прыжков в одном занятии и т.д.). Ограничены
упражнения и на скорость, силу, выносливость.
Продолжительность игр с бегом
и прыжками, а также дистанции
бега сокращаются. Например, продолжительность
игры с бегом и прыжками не должна превышать
5 минут. От учителя во всех случаях требуется
правильная дозировка нагрузки, совмещения
бега, прыжков с умеренной ходьбой, успокаивающими
и дыхательными упражнениями при окончании
их. Наряду с образовательными, оздоровительными
задачами на занятиях решаются и задачи
воспитательные, когда средствами физкультуры
воспитываются смелость, настойчивость,
дисциплинированность, навыки культурного
поведения, чувство дружбы и товарищества.
Особенно трудно переоценить значение
подвижных игр, наличие в которых простых
и естественных движений, не вызывающих
резкого утомления (нагрузка чередуется
с моментами кратковременного отдыха),
делают их хорошим средством эмоционального
и физиологического воздействия на школьников.
61
Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно–оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.Конечно, область применения ее — всеобъемлющая, особенно в нынешних условиях жизни, когда здоровье населения в целом и особенно молодежи ухудшается катастрофически. И не только в нашей стране. Адаптивная физкультура уже получила широкое распространение во многих зарубежных странах. Хорошо подготовленных профессионалов в этой области ждут в поликлиниках и больницах, санаториях и домах отдыха, оздоровительных и реабилитационных центрах, в учебных заведениях, особенно специализированных, в спортивных коллективах .Но главное, - адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре. «Адаптивная» - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма].
Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления – методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов 1. Теория и методика адаптивной физической культуры (АФК). Основные понятия и термины адаптивной физической культуры. Сходства и различия адаптивной физической культуры и медицины, медицинской реабилитации, физической культуры, профилактической медицины. Нормативно-правовые основы АФК. Образовательное, научное, правовое и информационное пространство адаптивной физической культуры в Российской Федерации. Виды адаптивной физической культуры, их краткая характеристика. Адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная реабилитация, адаптивная физическая реабилитация, адаптивная физическая рекреация; принципы и функции адаптивной физической культуры; «пространство» проблем адаптивной физкультуры. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре. Основные теоретические концепции обучения двигательным действиям; особенности обучения двигательным действиям инвалидов различных нозологических групп. Развитие физических качеств в адаптивной физической культуре. Особенности развития основных физических качеств у инвалидов и больных различных нозологических групп. Адаптивное физическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, а также в учреждениях общего образования (специальные медицинские группы). Нормативно-правовые основы деятельности учреждений АФК и АС (оплата труда специалистов, наполняемость групп, режим занятий и т.д.).