Шпаргалка по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 10:49, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Физическая культура".

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

Адаптивный спорт. Перспективные виды адаптивной физической культуры: олимпийское, паралимпийское, специальное олимпийское движения.Адаптивная двигательная рекреация. Средства и формы, культивируемые в мире. Организация адаптивной физической культуры. Внедрение адаптивной физической культуры в практику работы с лицами с отклонениями в состоянии здоровья. Государственные и общественные организации, занимающиеся проблемами инвалидов. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры. Тренажеры, технические средства; спортивные сооружения. 
 

62

Оздоровительная физкультура имеет цель повысить уровень физического и психического состояния человека до величин, которые  гарантируют стабильное здоровье. Чтобы  добиться именно оздоровительного эффекта  от тренировок, необходимо соблюдать  несколько правил.Оздоровительная физкультура подразумевает, что двигательные нагрузки на занятиях будут строго дозированы. Поэтому при занятиях оздоровительной физкультурой необходимо строго следить за темпом и длительностью выполнения упражнений, за частотой сердечных сокращений. Последняя должна соответствовать уровню, оптимальному для определенного вида упражнений и возраста человека. Иначе оздоровительная физкультура становится просто нецелесообразной, а имеет место явная спортивная направленность. Оздоровительная физкультура должна иметь циклический характер. Упражнения должны быть определенным образом составлены в циклы. Каждый цикл можете составлять одну тренировку или повторяться за одну тренировку несколько раз.В перерывах между циклами обязательно должны быть паузы. В эти паузы оздоровительная физкультура предписывает снижать нагрузку, если цикл повторяется несколько раз за одну тренировку. А если цикл упражнений и составляет тренировку, то нагрузку отменяют совсем. В эти паузы организм должен полностью восстановиться после нагрузки. Понятно, что чем больше интенсивность нагрузки, тем продолжительнее должны быть паузы. Оздоровительная физкультура – это ни в коем случае не однообразные тренировки. Ведь оздоровительная физкультура призвана воздействовать на весь организм в целом, поэтому и упражнения должны быть разнообразными. Например, ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде или лошади, гребля, лыжи, коньки и многое другое должны непременно сочетаться со специальными силовыми упражнениями. Важен эмоциональный настрой, уверенность в результате, самовнушение и отличное настроение для того, чтобы оздоровительная физкультура была действенной. Если оздоровительная физкультура для вас хуже пытки, то даже не стоит начинать занятия, будет только хуже.  Оздоровительная физкультура немыслима без закаливания и самомассажа. Подробнее о нем вы можете прочитать в специальном разделе на нашем сайте. Оздоровительная физкультура обязательно должна включать в себя дыхательные упражнения. Правильное дыхание – один из важнейших залогов отличного здоровья. Кислородное голодание приведет только к ухудшению состояния человека, но никак не к оздоровлению организма. Оздоровительная физкультура обязательно должна включать в себя специальные упражнения, способствующие развитию координации. Оздоровительная физкультура может быть разной, преследующей разные цели. Для примера рассмотрим ходьбу и бег. Занятия ходьбой относят к легкой нагрузке. Такая нагрузка приводит к улучшению настроения, самочувствия, сна. Бег, чередующийся с ходьбой – это умеренная нагрузка. Она способствует улучшению функционирования системы кровообращения, экономии и повышению возможностей сердечной деятельности, снижению частоты пульса в обычных условиях, снижению давления. А непрерывный бег – это уже тяжелая нагрузка. При тяжелой нагрузке наблюдается увеличение энергетического потенциала мышц и печени, увеличение размеров надпочечников и сердца. Важно: даже тяжелая нагрузка, если это оздоровительная физкультура, не подразумевает сильного утомления, нарушения функций дыхания и кровообращения 

63 

Профессионально-прикладное направление определяет использование  средств физической культуры и спорта в системе НОТ и  для  подготовки  к  работе  по избранной специальности  с учетом особенностей получаемой профессии. Лечебное направление заключается в использовании физических упражнений, закаливающих факторов и гигиенических мероприятий в системе лечебных мер  по восстановлению здоровья  или  отдельных  функций  организма,  сниженных  или утраченных  в  результате  заболеваний  или   травм.   Средствами   являются рациональный  режим   жизнедеятельности,   естественные   факторы   природы, закаливающие  процедуры,  лечебный  массаж,  механотерапия,  трудотерапия  и широкий  круг  разнообразных  физических  упражнений.   Применение   средств физической культуры в лечебных целях должно  сопровождаться  систематическим врачебным   контролем   и   строгим   учетом   индивидуальных   особенностей занимающихся. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.Профессионально-прикладная, или производственная, физическая культура направлена на решение задач развития и повышения профессионально значимых качеств и навыков, на совершенствование подготовки людей к конкретной деятельности. Она обусловлена влиянием на человека особенностей профессионального труда и находится в прямой зависимости от его специфики.Профессионально-прикладная физическая культура может как предшествовать занятию профессиональным трудом и осуществлять в виде организованного и целенаправленного процесса физического воспитания в ПТУ, техникумах, вузах и других специальных учебных заведениях, так и проводиться на предприятии в режиме рабочего дня (физкультпаузы, производственная гимнастика и т.п.) или в свободное от работы время (восстановительные мероприятия).Научными исследованиями установлено, что высокий профессиональный уровень специалистов требует значительной общей, а подчас и специфической физической подготовленности. Обнаружена также прямая зависимость производственных показателей от ее уровня. Так, люди, регулярно занимающиеся физкультурой и спортом, значительно реже болеют, меньше утомляются к концу рабочей недели и рабочего дня, а следовательно, производительность их труда намного выше.Одной из разновидностей профессионально-прикладной физической культуры является физическая подготовка в армии и на флоте. Несмотря на то, что для большинства военнослужащих, кроме кадровых офицеров, служба в армии не является  рофессиональной деятельностью и военнослужащие рядового и специальностям, этот вид физической культуры по ряду причин необходимо рассматривать как составную часть профессионально-прикладной физической культуры. Во-первых, подготовка к защите Отечества – одна из основных задач физической культуры. Во-вторых, служба в Вооруженных Силах – конституционная обязанность каждого гражданина мужского пола.   В-третьих, физ.подготовка в армии и на флоте имеет особую направленность, отражающую не только специфику Вооруженных Сил в целом, призванных защищать страну от  возможного нападения, включая атомную агрессию, но и отдельных видов: военно-воздушных сил, мотострелковых войск, ракетных, противовоздушной обороны и т.д., а овладение конкретной воинской специальностью возможно только с помощью средств и методов физической культуры. Основная цель физической подготовки в Вооруженных силах – достижение высокого уровня готовности личного состава в короткий срок и с наибольшей эффективностью решение боевой задачи. 
 
 

64

Решение всего  многообразия стоящих перед физическим воспитанием задач требует создания определенной системы взаимосвязанных  форм организации занятий. В эту  систему входят занятия, проводимые по твердому расписанию с постоянным контингентом учащихся, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, внеклассная и внешкольная работа по физическому воспитанию.

Как основная, обязательная для всех учащихся организационная  форма физического воспитания урок физкультуры обеспечивает тот минимум  двигательных знаний, умений и навыков, который предусмотрен учебной программой и составляет основу обшей физической подготовленности школьников. В целях разностороннего воздействия уроков физкультуры на организм учащихся используются в различных сочетаниях практически все основные средства физического воспитания — физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Развивающий и оздоровительный эффект урока физической культуры достигается тщательным подбором гимнастических и легкоатлетических упражнений, подвижных и спортивных игр, умелой их дозировкой, разумным чередованием, а также соблюдением гигиенических условий. Не менее важно обеспечить единство двигательных ощущений, интеллектуальных действий, эмоций и чувств. Объем физических упражнений, выполняемых учащимися, зависит от их возраста. Так, младшие школьники нуждаются в более частой смене движений, поэтому с ними в пределах урока проводится 3—4 упражнения. От учащихся средних и особенно старших классов требуется более точное выполнение движений. На их разучивание и освоение выделяется больше времени, но уменьшается общее количество упражнений.К построению урока физической культуры предъявляются как общедидактические, так и специфические требования. Удовлетворение этих требований предполагает, чтобы увеличение физической нагрузки на организм ученика осуществлялось по нарастающей, достигая максимума во второй половине урока, а затем постепенно снижаясь до исходного состояния. Для подготовки учащихся к выполнению основных двигательных действий проводятся гимнастические построения и перестроения, ходьба, бег, общеразвиваюшие упражнения (на внимание, осанку, ловкость, координацию движений, чувство ритма). Своего пика физиологическая кривая достигает в основной части урока, когда решается его центральная педагогическая задача. На этом этапе учащиеся разучивают и совершенствуют все подлежащие усвоению упражнения, им сообщают соответствующие программе теоретические сведения. Чтобы снять естественное возбуждение, привести организм ученика в относительно спокойное состояние, в заключительной части урока рекомендуется применять не требующие большого физического напряжения игры, строевые ритмические, дыхательные и другие несложные упражнения.К урокам физкультуры примыкают занятия, проводимые в группах обшей физической подготовки. Организуемые на добровольных началах, они являются переходной формой от урока к спортивной секции. Группы общей физической подготовки имеют многоцелевое назначение. Они помогают отстающим в усвоении учебной программы и повышении уровня их физической подготовленности; приобщают учащихся к систематическим занятиям и содействуют последующему выбору спортивной специализации; готовят занимающихся к предстоящим внутришкольным соревнованиям по учебной программе или сдаче нормативов комплекса ГТО.Для наиболее физически подготовленных школьников предназначаются спортивные секции. Содержание занятий в этих секциях зависит от культивируемого вида спорта и определяется программами для коллективов физической культуры восьмилетних и средних школ. Школьников с отклонениями в состоянии здоровья и физическом развитии привлекают к занятиям по лечебной физкультуре. Для комплектования групп лечебной физкультуры тщательно изучают и учитывают функциональные возможности организма, данные медицинского осмотра, результаты педагогических наблюдений и контрольных испытаний, самочувствие занимающихся. Отбор упражнений, их нормирование и общая величина физической нагрузки регламентируются инструктивными материалами органов здравоохранения. 
 

65 

Олимпийское образование, цель которого – приобщение детей и молодежи к  идеалам и ценностям олимпизма, занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Во многих странах реализуются программы олимпийского образования для школьников, студентов, других групп детей и молодежи. В 1994 г. при поддержке  президента МОК создан Руководящий комитет проекта всемирной кампании «Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов через образование». Приобщение детей и молодежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно важно в современных условиях нашей страны - с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к  духовным ценностям. Из связи олимпийского движения со спортом, и особенно спортом высших достижений, вытекает далее, что педагогическая деятельность в рамках этого движения должна быть направлена на то, чтобы сформировать у детей и молодежи интерес к спорту, потребность в систематических занятиях спортом, стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты и качества практики олимпийского движения), которые способствуют достижению именно этих результатов. Для обозначения этого направления педагогической деятельности в рамках системы олимпийского образования используется термин “спортивно- рекордистское”. Оно занимает важное место в  работе тренеров олимпийских команд, руководящих деятелей национальных олимпийских комитетов и т.д. Учитывая важную роль и значение спортивно-рекордистского направления  олимпийского образования, ошибочно сводить к этому все его содержание, что, к сожалению, наблюдается довольно часто. Ошибочно потому, что современноеолимпийское движение имеет (по крайней мере по замыслу его основателя Пьера де Кубертена) ярко выраженную гуманистическую ориентацию, призвано содействовать реализации гуманистических идеалов и ценностей. Поэтому целью педагогической деятельности в рамках олимпийского движения должно быть  гуманистическое воздействие на личность специфическими средствами, обусловленными природой этого движения, его связью со спортом. Следовательно, она должна носить “спортивно-гуманистический” характер, будучи направлена на формирование у человека знаний о тех гуманистических идеалах и ценностях, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта, интереса к ним, стремления (и даже  отребности) их реализовать, тех умений и  навыков, которые действительно позволяют это делать, а также тех эмоциональных  реакций, которые этому способствуют. 
 
 

 

Информация о работе Шпаргалка по "Физической культуре"