7. ОСНОВА
ТЕХНИКИ - это совокупность движений,
необходимых для решения двигательной
задачи. ДЕТАЛИ ТЕХНИКИ - второстепенные
особенности движения, не нарушающие основ
техники, но способствующие более полной
реализации индивидуальных возможностей
при решении двигательной задачи. Эффект
физических упражнений существенно зависит
от биомеханических характеристик отдельных
движений. Различают кинематические характеристики
(пространственные, временные, пространственно-временные),
динамические характеристики (внутренние
и внешние силы), ритмические и обобщенные
(качественные) характеристики.
Пространственные характеристики. Включают
положение тела, траекторию (путь) движения.
Положение тела. Какое бы двигательной
действие ни совершал человек, он должен
придать своему телу определенное положение
в пространстве. Различают исходные, промежуточные,
конечные положения тела. К временным
характеристикам движений относятся длительность
и темп движения. Длительность движения
– это время, затраченное на выполнение
движения. В технике физических упражнений
большое значение имеет длительность
отдельных его частей (старт, поворот,
финиширование в плавании), фаз (замах,
удар в волейболе), циклов (скользящих
шагов в беге на коньках), элементов движений.
Продолжительность каждой выше перечисленной
составляющей упражнения, может изменить
и определить результат. Темп движений
– это частота относительно равномерного
повторения каких-либо движений (циклов).
При однократных движениях прыжке, метании)
темп, естественно не наблюдается. Темп
движений находится в обратно пропорциональной
зависимости от их длительности: чем длительность
меньше, тем темп выше. Например, уменьшение
длительности шага в беге на коньках на
определенной дистанции ведет к повышению
частоты шагов. Пространственно-временные
характеристики. Скорость движения –
Это отношение длины пути, пройденного
телом (или какой-то
частью тела), к затраченному на этот
путь времени. Если скорость движений
постоянна, то такое движение называют
равномерным, а если она изменяется
– неравномерным. Силовые характеристики.
Сила движения – Это мера физического
воздействия движущейся части тела (или
всего тела) на какие-либо материальные
объекты, например, почву (при беге, прыжках
и др.), какие-либо предметы (при поднимании,
метании и др.). Сила движения человека
представляет собой результат совокупного
взаимодействия внутренних и внешних
сил. Ритмическая характеристика.
Одной из интегральных характеристик
техники движений является ритм. РИТМ
– соразмерность элементов движения по
усилиям, во времени и в пространстве.
Обобщенные (качественные) характеристики
Наряду с характеристиками, имеющими достаточно
точную количественную меру, при анализе
техники используют качественные характеристики.
При выполнении двигательного действия
качественные характеристики отражают
не один какой-либо признак, а их комплекс.
8. Основным методическим
направлением в процессе физического
воспитания является строгая
регламентация упражнений. Сущность
методов строго регламентированного
упражнения заключается в том,
что каждое упражнение выполняется
в строго заданной форме и с точно обусловленной
нагрузкой. Методы строго регламентированного
упражнения обладают большими педагогическими
возможностями. Они позволяют: 1) осуществлять
двигательную деятельность занимающихся
по твердо предписанной программе (по
подбору упражнений, их связкам, комбинациям,
очередности выполнения и т.д.); 2) строго
регламентировать нагрузку по объему
и интенсивности, а также управлять ее
динамикой в зависимости психофизического
состояния занимающихся и решаемых задач;
3) точно дозировать интервалы отдыха между
частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать
физические качества; 5) использовать физические
упражнения в занятиях с любым возрастным
контингентом; 6) эффективно осваивать
технику физических упражнений и т.д.
9. Игровой метод.
В системе физического воспитания
игра используется для решения
образовательных, оздоровительных
и воспитательных задач. Сущность
игрового метода заключается
в том, что двигательная деятельность
занимающихся организуется на
основе содержания, условий и правил
игры. Основными методическими особенностями
игрового метода являются: игровой метод
обеспечивает всестороннее, комплексное
развитие физических качеств и совершенствование
двигательных умений и навыков, так как
в процессе игры они проявляются не изолированно,
а в тесном взаимодействии; в случае же
педагогической необходимости с помощью
игрового метода можно избирательно развивать
определенные физические качества (подбирая
соответствующие игры);наличие в игре
элементов соперничества требует от занимающихся
значительных физических усилий, что делает
ее эффективным методом воспитания физических
способностей; широкий выбор разнообразных
способов достижения цели, импровизационный
характер действий в игре способствуют
формированию у человека самостоятельности,
инициативы, творчества, целеустремленности
и других ценных личностных качеств; соблюдение
условий и правил игры в условиях противоборства
дает возможность педагогу целенаправленно
формировать у занимающихся нравственные
качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества,
сознательную дисциплинированность, волю,
коллективизм и т.д.; присущий игровому
методу фактор удовольствия, эмоциональности
и привлекательности способствует формированию
у занимающихся (особенно у детей) устойчивого
положительного интереса и деятельного
мотива к физкультурным занятиям.К недостатку
игрового метода можно отнести его ограниченные
возможности при разучивании новых движений,
а также при дозировании нагрузки на организм.
10. НАГРУЗКА - это
определенная величина воздействия
физических упражнений на организм занимающихся,
которая сопровождается повышенным, относительно
состояния покоя, уровнем функционирования
организма. Различают внешнюю и внутреннюю
стороны нагрузки. К внешней стороне нагрузки
относятся интенсивность, с которой выполняется
физической упражнений и объем. Внутренняя
сторона физической нагрузки определяется
теми функциональными изменениями, которые
происходят в организме вследствие влияния
внешних сторон. Интенсивность нагрузки
– это сила воздействия физической работы
на организм человека в данный момент,
ее напряженность и степень концентрации
объема нагрузки во времени.между предельными
показателями объема и интенсивности
нагрузки существует обратно пропорциональная
зависимость: чем выше сила воздействия
на организм упражнения высокой интенсивности,
тем скорее человек устанет и вынужден
будет прекратить его выполнение. УТОМЛЕНИЕ
– это физиологическое состояние организма,
наступающее вследствие напряженной или
длительной работы, проявляющееся в дискоординации
функций и временном снижении работоспособности
организма. Нагрузка может иметь непрерывный
и прерывный характер. В первом случае
при выполнении упражнения отсутствуют
интервалы отдыха, во втором - между повторениями
упражнения имеются интервалы отдыха,
обеспечивающие восстановление уровня
работоспособности человека. В зависимости
от того, в какой фазе восстановления работоспособности
осуществляется очередное выполнение
упражнения, различают следующие виды
интервалов отдыха: ⇒ ординарный – гарантирует
полное восстановление работоспособности
к моменту воздействия очередной нагрузки;
⇒ жесткий – ведет к тому, что очередная
нагрузка падает на фон недовосстановления
работоспособности. ⇒ экстремальный –
очередная нагрузка совпадает с фазой
повышенной работоспособности (фазой
суперкомпенсации). Эффект, достигаемый
с помощью интервалов отдыха непостоянен.
Он меняется по мере увеличения суммарной
нагрузки. Поэтому для
достижения постоянного
эффекта необходимо увеличивать
интервалы,иначе экстремальный интервал
отдыха превращается в ординарный, а затем
в жесткий. По своему характеру отдых может
быть: активным – переключение на какую
либо деятельность, отличную от той, которая
вызвала утомление (в беге переход на ходьбу
и др.); пассивным – относительный покой,
отсутствие активной деятельности (определенная
поза, «аутогенный отдых», сон и др.); комбинированным
– объединение в одной паузе отдыха активной
и пассивной его организации. При применении
активного или комбинированного отдыха
эффект восстановления оперативной работоспособности
увеличивается, хотя в условиях значительного
нарастающего утомления эффективность
их может снижаться, а роль пассивного
отдыха возрастать.
11. ПРИНЦИП ФИЗКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ – есть определяющее
требование, регулирующее процесс
целенаправленного формирования физического
совершенства. Различают социальные, общепедагогические
и специфические принципы Основными социальными
принципами отечественной системы физической
культуры являются:1. Принцип оздоровительной
направленности. Этот принцип предполагает:
а) при выборе средств и методов физической
культуры руководствоваться прежде всего
их оздоровительной ценностью; б) соответствие
физических нагрузок возможностям занимающихся;
в) осуществление систематического врачебно-педагогического
контроля. 2. Принцип всестороннего гармонического
развития личности. Данный принцип предполагает:
а) связь физического воспитания с другими
видами воспитания (умственным, трудовым,
нравственным и т.п.); б) согласованное
и соразмерное развитие физических способностей,
формирование разносторонних двигательных
умений и навыков и освоение специальных
знаний. 3. Принцип связи с практической
общественно значимой деятельностью.
Этот принцип предполагает: а) нацеленность
на первоочередное формирование жизненно
важных двигательных умений и навыков;
б) формирование способностей действовать
полезно и эффективно в условиях трудовой
и военной деятельности. общие социальные
принципы воспитательной стратегии общества.
Они предусматривают использование социальных
факторов (культуры, воспитания, образования)
для обеспечения направленного всестороннего
гармонического развития человека и органическую
связь воспитания с практической жизнью
общества.
12.В физическом
воспитании различают две специфические
стороны, или : обучение движениям
(двигательным действиям) и воспитание
физических качеств (способностей). Обучение
движениям имеет своим основным содержанием
физическое образование, т. е. системное
освоение челоиеком в проиессе специального
обучения рациональных способов управления
своими движениячи, приобретение таким
путем необходимого в жизнц фонда двигательных
умений, навыков и связанных с ними знаний.
Образовательная сторона физического
воспитания имеет первостепенное значение
для рационального использования человеком
своих двигательных возможностей в жизненной
практике. Другая не менee существенная
сторона физического воспитания -- целенаправленное
воздействие на комплекс естественных
свойств организма, относящихся к физическим
качествам человека: стимулирование и
peгулирование их развития посредством
нормированных функциональных нагрузок,
связанных с двигательной деятельностью.
Эту сторону физического воспитания называют
воспитанием физических качеств (или физическим
воспитанием в узком смысле).
13. Метод воспитания
- это путь достижения заданной цели
воспитания. Применительно к школьной
практике можно сказать также, что методы
- это способы воздействия на сознание,
волю, чувства, поведение воспитанников
с целью выработки у них заданных целью'
воспитания качеств. Распространенной
является классификация
методов обучения по источнику
получения знаний. В соответствии с таким
подходом выделяют: а) словесные методы
(источником знания является устное или
печатное слово); б) наглядные
методы (источником знаний
являются наблюдаемые предметы,
явления, наглядные пособия); в) практические
методы (учащиеся получают знания
и вырабатывают умения, выполняя практические
действия). Словесные методы
подразделяются на следующие
виды: рассказ, объяснение, беседа,
дискуссия, лекция, работа с книгой. Рассказ.
Метод рассказа предполагает
устное повествовательное изложение
содержания учебного материала. Под объяснением
следует понимать словесное истолкование
закономерностей, существенных
свойств изучаемого объекта,
отдельных понятий, явлений. Беседа.
Беседа ( диалогический метод обучения,
при котором учитель путем постановки
тщательно продуманной системы вопросов
подводит учеников к пониманию нового
материала или проверяет усвоение ими
уже изученного. Одной из разновидностей
беседы является собеседование.
Оно может проводиться как с классом
в целом, так и с отдельными группами
учеников. Дискуссия как метод обучения
основан на обмене взглядами по определенной
проблеме, причем эти взгляды отражают
собственное мнение участников или опираются
на мнения других лиц. Лекция монологический
способ изложения объемного
материала. Под наглядными методами обучения
понимаются такие методы, при которых
усвоение учебного материала находится
в существенной зависимости от
применяемых в процессе обучения
наглядного пособия и технических
средств. метод иллюстраций предполагает
показ ученикам иллюстративных
пособий: плакатов, таблиц, картин, карт,
зарисовок на доске и пр. Метод демонстраций
обычно связан с демонстрацией приборов,
опытов, технических установок, кинофильмов,
диафильмов и др.Практические методы
обучения основаны на практической
деятельности учащихся. Этими методами
формируют практические умения и навыки.
К практическим методам относятся упражнения,
лабораторные и практические работы.Под
упражнениями понимают повторное
(многократное) выполнение умственного
или практического действия с целью овладения
им или повышения его качества.
Упражнения по своему характеру подразделяются
на устные, письменные,