Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 06:22, диссертация
В предлагаемом пособии авторами предпринята попытка систематизировать исторические и теоретико-методологические знания о процессе зарождения и развития профессиональной сферы Паблик Рилейшнз, раскрыть особенности и тенденции ее развития, определить наиболее актуальные проблемы функционирования и обозначить возможности и перспективы ее дальнейшего совершенствования. становления
ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………………………………………… 4
Глава 1. Основные факторы и первоистоки зарождения сферы
Паблик Рилейшнз ………………………. .……………………………………………… 7
Глава 2. Происхождение профессиональных моделей и основные направления деятельности Паблик Рилейшнз на различных этапах развития человеческой цивилизации …………………………………………………...…………………………… 16
Глава 3. Становление и развитие профессиональной сферы Паблик Рилейшнз
в США ………………………………………………... ………………………………. 24
Глава 4. Основные функции и профессиональные особенности сферы деятельности ПР-специалистов ……………………………...…………………… 42
Глава 5. Основные модели и актуальные проблемы глобализации Паблик Рилейшнз как сферы профессиональной деятельности в современном мире... 54
Глава 6. Основные тенденции и проблемы становления российского рынка
ПР - услуг …………………………………………………..…………………………… 67
Глава 7. Международные и российские профессиональные объединения и кодексы профессионального поведения специалистов сферы
Паблик Рилейшнз …………………………………………………………………..… 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………. 92
ЛИТЕРАТУРА ……………..……………………………………………………………… 97
Что же такое Паблик Рилейшнз? На сегодняшний день существует около 1000 определений. Обобщив некоторые из них, мы считаем возможным предложить трактовку, данную Шарковым Ф.И.: «Связи с общественностью - наука и искусство, коммуникативная деятельность, направленные на формирование и поддержание гармоничных и доброжелательных отношений между субъектом (личность, организация, учреждение, партия, регион) и общественностью на основе информации».
Важно отметить, что сегодня в ПР-практике мы наблюдаем, что акцент с односторонней коммуникации, главной целью которой является донесение информации до получателя, перемещается на двухстороннюю симметричную коммуникацию, основная задача которой — достижение взаимопонимания между участниками коммуникационного процесса.
Центральным объектом и предметом особо пристального внимания в части исследования исторических корней и тенденций становления профессиональной сферы Паблик Рилейшнз, как со стороны зарубежных, так и российских исследователей – экспертов, как и прежде, остается американский опыт (национальная школа) зарождения и развития профессиональных ПР – коммуникаций. В этой связи, еще раз выделим основные этапы становления национальной системы Паблик Рилейшнз в опоре на опыт США:
В это время происходит становление Паблик Рилейшнз как научной дисциплины. В 1922 г. выходит книга Э. Бернейза «Кристаллизуя общественное мнение», посвященная ПР, а в 1923 г. в Нью-Йоркском университете открывается первая кафедра ПР.
На 30-е г.г. приходится интенсивная профессионализация и институционализация ПР: в 1936 году создается Национальная ассоциация аккредитованных директоров паблисити, в 1938 – Американская ассоциация промышленных руководителей, в 1939 - Американский совет по Паблик Рилейшнз.
Послевоенный период в США (1945-1965) характеризуется переходом ПР в стадию относительной стабильности: образуются новые ассоциации (в том числе PRSA), а также происходит интернационализация практики ПР и ее стандартов, получивших отражение в создании в 1955 г. Международной ассоциации по связям с общественностью (IPRA).
С 1965 г. наступает эпоха
глобального информационного об
По сравнению с США, развитие национальных систем ПР в других странах активизировалось несколько позже. Причем, по мнению многих исследователей, главным стимулом быстрого развития ПР в Великобритании, Германии, Франции и других странах были войны, в частности, Вторая мировая. Хотя развивающаяся в Европе ПР-деятельность находилась под сильным влиянием американских методик, после войны здесь начали постепенно формироваться собственные научные школы «Паблик Рилейшнз».
Безусловно, рынок ПР-услуг развивается не только в Европе и США, но и в других странах. В каждой стране ПР-рынок имеет свои особенности и ориентируются на те сферы, в которых их услуги являются наиболее востребованными.
Становится очевидным, что на фоне происходящих в мире интеграционных процессов и глобализации, происходит трансформация Паблик Рилейшнз, которая характеризуются превращением локального ПР-бизнеса в глобальный, эволюцией от «связей с общественностью» к управлению репутацией и переходом от традиционных ПР к маркетинговым ПР. Все это выразилось в появлении клиента нового типа, который требует от ПР-консультанта осуществления стратегического консультирования, претендует на получение консультации по вопросам глобального процесса, требует от ПР-консультанта узких специализированных знаний в области бизнеса и ожидает от ПР-агентства предоставления разнообразных услуг, качественного обслуживания, высокой культуры взаимоотношений и т.д.
Однако мы наблюдаем, что интегрированные коммуникативные стратегии ПР сегодня встречают немало трудностей на пути глобализации. Это объясняется тем, что главная цель глобальных коммуникаций — предоставлять согласованные услуги, не зависящие от границ между государствами, по единым стандартам качества. При этом тактические решения могут меняться от рынка к рынку, а стратегии и послания должны оставаться неизменными, будучи при этом достаточно универсальными, чтобы преодолеть географические границы и справиться с культурными различиями. Отсюда и главная трудность - сохранение единообразия глобальных коммуникаций.
Содержание профессиональной деятельности ПР-специалиста является одной из актуальных проблем теории и практики связей с общественностью. Без четких представлений о профессиональных особенностях и функциях данной сферы нельзя определить основные направления и конкретные ориентиры в профессиональной подготовке соответствующих специалистов. Рассмотрев некоторые наиболее значимые точки зрения на эту проблему, мы пришли к выводу, что:
— в основе ПР лежит соглашение, согласие, сотрудничество между организацией и общественностью, от которой зависит успех ее деятельности;
— ПР - это идеология и технология управления, влияние на состояние общественного мнения, сознание человека, определенных групп, общества в целом;
— ПР - это специальный вид деятельности, планируемые и продолжительные усилия по сбору, анализу и передаче информации, организации общения;
— деятельность ПР-структур включает разработку рекомендаций для организации и осуществление программ действий, способствующих взаимопониманию с ее общественностью;
— деятельность ПР-структур направлена не только вовне, но и внутрь, для достижения корпоративного взаимопонимания.
Паблик Рилейшнз в России, как и во многих странах мира, заняли ведущее место в управлении социальными процессами. Появление данной области профессиональной деятельности было вызвано объективными условиями развития общественных отношений, институтов гражданского общества, а также социально-экономических, рыночных механизмов. Несмотря на отсутствие такой основательной традиции, как на Западе, недостаточно развитые рыночные отношения и некоторую ограниченность демократических институтов на этапе становления данной сферы, сегодня Паблик Рилейшнз как комплекс социальных наук и практических методик оказался гармонично встроенным и на государственном, и на предпринимательском уровнях.
Показателями активного развития рынка ПР-услуг в России являются образование профессиональных организаций (РАСО, АКОС, РАССО); выход профессиональных ПР-изданий; учреждение различных премий в области связей с общественностью; проведение национальных и региональных конкурсов, выставок; принятие Кодекса профессиональных и этических принципов; интенсивное развитие региональных профессиональных сообществ; развитие взаимодействия с международными профессиональными ассоциациями (CERP, IPRA, ICO) и т. д.
Однако на российском ПР-рынке существует и немало проблем, среди которых одной из наиболее актуальных является проблема сертификации и лицензирования ПР-структур и специалистов. Идея лицензирования вызывает негативную оценку в большей части ПР-сообщества. ПР-специалисты считают, что говорить о лицензировании преждевременно, так как структура российского рынка не отвечает определенным требованиям, а также высказывают сомнения в компетентности чиновников государственных ведомств, и предполагают возможное коррумпирование процесса выдачи лицензий.
Что же касается сертификации профессиональной деятельности, РАСО разработала такую процедуру. Она является добровольной и основана на базе заявительно-регистрационной схемы. Однако отношение к данной процедуре среди ПР-специалистов неоднозначное. К положительным моментам относится достижение большей открытости и структурированности рынка ПР и консалтинга, приобретение репутации в профессиональной и клиентской среде, противодействие оказанию некачественных услуг. Основной же проблемой называют определение критериев оценки деятельности компаний и ПР-практиков, считая их «излишне демократичными», так как они позволяют получить сертификат, даже не имея определенного опыта. Большинство ПР-специалистов сходятся во мнении, что главным критерием профессионализма является все-таки репутация и этические принципы работы претендента на сертификат.
Для того, чтобы понять истинное место и назначение Паблик Рилейшнз в современном обществе, необходимо знать первоистоки данной профессии. С точки зрения теории наибольшую ценность представляет анализ эволюции ПР на различных этапах развития общества, что позволяет выделить определенные закономерности практической деятельности и теории ПР, понять причины изменений в подходах. В практической деятельности изучение истории ПР может иметь весьма положительное значение. Помимо расширения профессионального кругозора, повышения эрудиции специалисты ПР получают в свое распоряжение обширный фактический материал для анализа и проведения аналогий. Становится понятным, что изучение истории Паблик Рилейшнз не сводится к отвлеченному изучению прошлого этой сферы, а достаточно четко соотносится с ее настоящим. Исследование и анализ зарубежного (в частности североамериканского) исторического опыта в сфере ПР позволяет лучше понять и оценить их развитие в России, где данная сфера деятельности проходит те же этапы эволюции, но в гораздо более сжатые сроки. Мы должны принять к сведению методы и технологии, которые использовались в прошлом, естественно, с поправкой на современный уровень развития общества, современные общечеловеческие и культурные ценности. Подобный подход может значительно раздвинуть границы творческих возможностей специалистов в области ПР.
Кроме того, изучение особенностей становления сферы Паблик Рилейшнз в различных странах и регионах позволит сделать определенные выводы для практической работы в сфере межкультурной коммуникации, что является сегодня довольно актуальным.
ЛИТЕРАТУРА
41. Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М.: Дело, 2003. - 496с.
42. Шарков Ф.И. Паблик Рилейшнз: Учеб. пособие / Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и К, 2006. – 316с.
ПРИЛОЖЕНИЕ2.3. Проблема этичности воздействия на общественность
1 Муртазина Г. Пиар-хронограф, или новая парадигма старых … ПР. // http: // www.sp0rt - 12.01.2001
2 Современный словарь иностранных слов / Под ред. Е.А. Гришиной. - М.: Русский язык, 1992. - с. 494.
3 Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением / Г.Г. Почепцов. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Центр, 2003. - с. 306.
4 Краткий словарь по социологии / Авт.-сост. П. Д. Павленок. - М.:Инфра-М, 2000. - с. 159.
5 PR: международная практика: Пер. с англ. / Под ред. С. Блэка. - М.:Довгань, 1997. - с. 92.
2 Пропаганда - распространение каких-либо идей, учений, взглядов, мнений; идейное воздействие на широкие массы. (Современный словарь иностранных слов / Под ред. Е.А. Гришиной. - М.: Русский язык, 1992. - с. 494.)
7 Варакута С.А. Связи с общественностью: Учеб. пособие / С.А Варакута, Ю.Н Егоров Ю.Н - М.: Инфра-М, 2001. - с. 22.
8 Кондратьев Э.В. Связи с общественностью: Учеб. пособие / Э.В. Кондратьев, Р.Н. Абрамов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект, 2007. – с. 42.
9Тучков С.М. Становление политического PR: предпосылки, проблемы и перспективы. // http: // www.pr.philos.msu.ru – 24.03.2004
10 Блэк С. Введение в Паблик Рилейшнз: Пер. с англ. / С. Блэк. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – с. 12.
11 Шарков Ф.И. Паблик Рилейшнз: Учеб. пособие / Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и К, 2006. – с. 13.
Информация о работе Исторические этапы становления журналистики