Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:20, курс лекций
Криминология происходит от латинского слова crimen - «преступление» и греческого logos -«учение», т.е. учение о преступлении. Термин «криминология», означавший самостоятельную науку, впервые употребил итальянский юрист Рафаэль Гарофало в 1885 г. в работе «Криминология» (представитель позитивистской школы, рассматривающий компенсацию ущерба жертвам преступлений как средство усиления социальной зашиты населения и одновременно как одно из средств ресоциализации преступников). В своем труде он размышляет о том, что предшествует преступлению, т.е. он исследовал причины преступлений. Ранее термин «криминология» использовал в 1879 г. итальянский антрополог Топинар.
Понятие и сущность криминологии,
Предмет криминологии.
Метод криминологии (методология и методика).
Система криминологии, ее взаимодействие с другими науками.
Задачи криминологии в настоящее время.
Определенные обязательства в этой сфере вытекают из конвенций, многосторонних и двухсторонних договоров, которые Россия имеет сегодня со многими государствами.
Конституция РФ содержит основные принципы, которым должна соответствовать деятельность по противодействию преступности. В целом, их можно свести к двум положениям: государство несет обязанность по защите прав и свобод граждан, в том числе и от преступных посягательств; при осуществлении деятельности по предупреждению преступности должны соблюдаться права и свободы граждан, а необходимые случаи ограничения возможны только в соответствии с Федеральным законом.
Предупреждение преступности регламентируется всеми отраслями права, среди которых, конечно, главную роль играют специализированные - уголовное, уголовно-процессуальное, оперативно-розыскное, уголовно-исполнительное. Однако нормы, имеющие значение для предупреждения преступлений, есть в конституционном, административном, трудовом, финансовом, семейном и гражданском праве.
Более 25 лет в России обсуждаются предложения о принятии специального нормативного акта, который регулировал бы деятельность по предупреждению преступлений. В СССР первый проект подобного закона назывался Закон СССР «О профилактике правонарушений». На наш взгляд, у подобного закона больше минусов, чем плюсов. Как уже отмечалось, предупреждение преступлений осуществляется многочисленными субъектами социальной профилактики, юридической ответственности и безопасности. Регламентация их деятельности в едином нормативном акте сложна не только с точки зрения законодательной техники, но и с точки зрения правоприменителя. Общие принципы, общие начала предупредительной деятельности можно было изложить в Основах предупреждения преступлений. В современной России существует проект Федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений»111.
Планирование может быть двух видов:
а) стратегическое (которое еще называют программированием), включающее в себя концептуальные положения развития, формулировку приоритетов, целей и основных задач;
б) текущее, которое содержит перечень мероприятий, сроков, исполнителей и источников финансирования. Оба вида могут сочетаться в различных формах.
Например, Постановление
главы администрации
В настоящее время в России действует «Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы»112. Это уже третья федеральная программа. Приоритетными направлениями этой программы являются: преодоление криминализации экономики, защита всех форм собственности, борьба с коррупцией; противодействие организованной преступности; меры по борьбе с терроризмом; повышение эффективности раскрытия и расследования тяжких преступлений; обеспечение общественного порядка, профилактика и предотвращение правонарушений; реформирование уголовно-исполнительной системы; реформирование правоохранительной системы; развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью; совершенствование правовой базы правоохранительной деятельности а сфере борьбы с преступностью.
Кроме того, в Российской Федерации и в регионах принимают специализированные программы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, содействия трудовой занятости осужденных, профилактики правонарушений несовершеннолетних и др. (В качестве примера можно назвать Указы Президента РФ: «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 6 сентября 1993 г. № 1338, «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» от 7 марта 1996 г. № 338 и др.)
Своеобразие «текущего момента» состоит в том, что планы и программы в сфере борьбы с преступностью составляют грамотно и, можно даже сказать, красиво, но, они, как правило, не реализуются. Основная причина - недостатки финансирования. В этих условиях исполнительная власть финансирует планируемые мероприятия избирательно, а, следовательно, приоритеты определяют чиновники. Все это делает программирование бессмысленным. Пусть программы будут скромными, но зато реальными. Важнейшие программы должны иметь статус закона.
Важнейшим разделом таких программ должно стать виктимологическое просвещение. Чтобы знакомить население с формами и видами самозащиты от преступных посягательств, можно использовать все возможные средства.
9.4.
Классификация мер
Классификация - это систематизированное распределение объектов и явлений на определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия по одному или нескольким признакам.
Познавательная ценность классификаций заключается в том, что их знание позволяет глубже понять и изучить различные грани процесса предупреждения преступлений.
Меры предупреждения преступности могут классифицироваться по различным основаниям (признакам). Когда в основе классификации лежит совокупность (сочетание) признаков, образующих некий социальный тип или обособляющих одно социальное явление от других, речь идет о типологии. Типология - это более сложный вид классификации.
1. По методу предупредительного воздействия:
а) меры стимулирования (целенаправленное включение объекта в общественно полезные связи-отношения);
б) меры ограничения (воспрепятствование объекту вступать в криминогенные отношения). Это - две взаимосвязанные стороны предупредительной деятельности.
2. По механизму воздействия:
а) меры стимулирования (поощрения - предоставление различных благ за определенные общественно полезные действия);
б) меры наказания (ответственности - принудительное лишение определенных благ соразмерно совершенному правонарушению, а также причинение лишений и страданий правонарушителю с достижением целей общего и специального предупреждения);
в) меры восстановления (компенсации - заглаживание вреда, возмещение ущерба, восстановление социальной справедливости);
г) меры безопасности (меры защиты, - т.е. принудительного ограничения поведения физических и деятельности юридических лиц, применяемые при наличии указанных в законе оснований и имеющие цель предотвращения вредоносного воздействия источника опасности).
Они отличаются друг от друга по методу, непосредственным целям, основаниям, содержанию, субъектам и срокам применения.
3. По объему меры профилактики делятся на общие, особенные и индивидуальные:
а) общие профилактические меры направлены на устранение причин и условий преступности в целом (страна, регион, город, административный участок и т.д.);
б) особенные меры предупреждения адресованы тем или иным группам преступлений (например, совершаемые несовершеннолетними, рецидивистами, насильственные, корыстные);
в) индивидуальные меры профилактики направлены на устранение либо блокирование причин и условий конкретного преступления.
а) дозволительные меры предупреждения («разрешено все, что не запрещено» - меры социальной профилактики);
б) разрешительные (лицензирование, разрешительный порядок, предъявляются специальные требования к субъекту - соответствующая квалификация, специальная подготовка, сертификация);
в) запретительные (нельзя, например, охранять свой сад при помощи провода, к которому подключен электроток высокого напряжения).
а) меры ранней профилактики, так называемые меры предкриминального контроля (например, постановка на учет в отделах профилактики несовершеннолетних, которые еще не нарушили уголовный закон, но уже совершили ряд административных правонарушений);
б) меры предупреждения рецидива (меры посткриминального контроля меры пенитенциарного предупреждения, когда предупредительное воздействие связано с лишением свободы, и меры постпенитенциарного предупреждения (контроля), когда предупредительные мероприятия осуществляют после освобождения из исправительного учреждения).
9.5.
Система мер предупреждения
Виды предупредительного воздействия на преступность:
Меры общего предупреждения преступлений, рассчитаны на неопределенный круг субъектов (например относящихся к группе социального риска), а равно воздействие на криминогенные процессы, явления, обстоятельства, ситуации социального, демографического, экономического, психологического, правового, организационного и иного характера. (Мониторинг, правовое воспитание, криминологическая экспертиза, минимальные стандарты безопасности, а также порядок координации деятельности по предупреждению преступности, ее программное и научное обеспечение.)
Меры
индивидуального
Кому оказывается индивидуальное профилактическое воздействие:
9.6.
Объекты предупреждения
Объект предупреждения преступности (преступления) - представляет собой систему общественных отношений и связей, на которые воздействует субъект с целью предупреждения преступности (преступления).
В этом смысле прав В.Н. Бурлаков, указывая, что «поскольку личность есть совокупность общественных отношений, постольку оказать на нее воздействие можно не иначе, как преобразуя эти отношения»113.
Объектами предупреждения выступают:
9.7.Субъекты предупреждения преступности