Лекции по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:20, курс лекций

Описание

Криминология происходит от латинского слова crimen - «преступление» и греческого logos -«учение», т.е. учение о преступлении. Термин «криминология», означавший самостоятельную науку, впервые употребил итальянский юрист Рафаэль Гарофало в 1885 г. в работе «Криминология» (представитель позитивистской школы, рассматривающий компенсацию ущерба жертвам преступлений как средство усиления социальной зашиты населения и одновременно как одно из средств ресоциализации преступников). В своем труде он размышляет о том, что предшествует преступлению, т.е. он исследовал причины преступлений. Ранее термин «криминология» использовал в 1879 г. итальянский антрополог Топинар.

Содержание

Понятие и сущность криминологии,
Предмет криминологии.
Метод криминологии (методология и методика).
Система криминологии, ее взаимодействие с другими науками.
Задачи криминологии в настоящее время.

Работа состоит из  1 файл

лекции.doc

— 1.30 Мб (Скачать документ)

Определенные  обязательства в этой сфере вытекают из конвенций, многосторонних и двухсторонних договоров, которые Россия имеет сегодня со многими государствами.

Конституция РФ содержит основные принципы, которым  должна соответствовать деятельность по противодействию преступности. В целом, их можно свести к двум положениям: государство несет обязанность по защите прав и свобод граждан, в том числе и от преступных посягательств; при осуществлении деятельности по предупреждению преступности должны соблюдаться права и свободы граждан, а необходимые случаи ограничения возможны только в соответствии с Федеральным законом.

Предупреждение  преступности регламентируется всеми  отраслями права, среди которых, конечно, главную роль играют специализированные - уголовное, уголовно-процессуальное, оперативно-розыскное, уголовно-исполнительное. Однако нормы, имеющие значение для предупреждения преступлений, есть в конституционном, административном, трудовом, финансовом, семейном и гражданском праве.

Более 25 лет  в России обсуждаются предложения  о принятии специального нормативного акта, который регулировал бы деятельность по предупреждению преступлений. В СССР первый проект подобного закона назывался Закон СССР «О профилактике правонарушений». На наш взгляд, у подобного закона больше минусов, чем плюсов. Как уже отмечалось, предупреждение преступлений осуществляется многочисленными субъектами социальной профилактики, юридической ответственности и безопасности. Регламентация их деятельности в едином нормативном акте сложна не только с точки зрения законодательной техники, но и с точки зрения правоприменителя. Общие принципы, общие начала предупредительной деятельности можно было изложить в Основах предупреждения преступлений. В современной России существует проект Федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений»111.

Планирование  может быть двух видов:

а) стратегическое (которое еще называют программированием), включающее в себя концептуальные положения развития, формулировку приоритетов, целей и основных задач;

б) текущее, которое содержит перечень мероприятий, сроков, исполнителей и источников финансирования. Оба вида могут сочетаться в различных формах.

Например, Постановление  главы администрации Новосибирской  области от 1 ноября 2000 г. № 960 «О первоочередных мерах по усилению борьбы с преступностью  и укреплению правопорядка на территории Новосибирской области в 2001 году».

В настоящее  время в России действует «Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы»112. Это уже третья федеральная программа. Приоритетными направлениями этой программы являются: преодоление криминализации экономики, защита всех форм собственности, борьба с коррупцией; противодействие организованной преступности; меры по борьбе с терроризмом; повышение эффективности раскрытия и расследования тяжких преступлений; обеспечение общественного порядка, профилактика и предотвращение правонарушений; реформирование уголовно-исполнительной системы; реформирование правоохранительной системы; развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью; совершенствование правовой базы правоохранительной деятельности а сфере борьбы с преступностью.

Кроме того, в Российской Федерации и в регионах принимают  специализированные программы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, содействия трудовой занятости осужденных, профилактики правонарушений несовершеннолетних и др. (В качестве примера можно назвать Указы Президента РФ: «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 6 сентября 1993 г. № 1338, «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» от 7 марта 1996 г. № 338 и др.)

Своеобразие «текущего момента» состоит в том, что планы и программы в сфере борьбы с преступностью составляют грамотно и, можно даже сказать, красиво, но, они, как правило, не реализуются. Основная причина - недостатки финансирования. В этих условиях исполнительная власть финансирует планируемые мероприятия избирательно, а, следовательно, приоритеты определяют чиновники. Все это делает программирование бессмысленным. Пусть программы будут скромными, но зато реальными. Важнейшие программы должны иметь статус закона.

Важнейшим разделом таких программ должно стать виктимологическое просвещение. Чтобы знакомить население с формами и видами самозащиты от преступных посягательств, можно использовать все возможные средства.

9.4. Классификация мер профилактики  преступности

Классификация - это систематизированное распределение объектов и явлений на определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия по одному или нескольким признакам.

Познавательная  ценность классификаций заключается  в том, что их знание позволяет глубже понять и изучить различные грани процесса предупреждения преступлений.

Меры предупреждения преступности могут классифицироваться по различным основаниям (признакам). Когда в основе классификации лежит совокупность (сочетание) признаков, образующих некий социальный тип или обособляющих одно социальное явление от других, речь идет о типологии. Типология - это более сложный вид классификации.

1. По методу предупредительного воздействия:

а) меры стимулирования (целенаправленное включение объекта в общественно полезные связи-отношения);

б) меры ограничения (воспрепятствование объекту вступать в криминогенные отношения). Это - две взаимосвязанные стороны предупредительной деятельности.

2. По механизму воздействия:

а) меры стимулирования (поощрения - предоставление различных благ за определенные общественно полезные действия);

б) меры наказания (ответственности - принудительное лишение определенных  благ соразмерно совершенному правонарушению, а также причинение лишений и страданий правонарушителю с достижением целей общего и специального предупреждения);

в) меры восстановления (компенсации - заглаживание вреда, возмещение ущерба, восстановление социальной справедливости);

г) меры безопасности (меры защиты, - т.е. принудительного ограничения поведения физических и деятельности юридических лиц, применяемые при наличии указанных в законе оснований и имеющие цель предотвращения вредоносного воздействия источника опасности).

Они отличаются друг от друга по методу, непосредственным целям, основаниям, содержанию, субъектам и срокам применения.

3. По объему меры профилактики делятся на общие, особенные и индивидуальные:

а) общие профилактические меры направлены на устранение причин и условий преступности в целом (страна, регион, город, административный участок и т.д.);

б) особенные меры предупреждения адресованы тем или иным группам преступлений (например, совершаемые несовершеннолетними, рецидивистами, насильственные, корыстные);

в) индивидуальные меры профилактики направлены на устранение либо блокирование причин и условий конкретного преступления.

  1. По уровню профилактического воздействия меры предупреждения реализуются на: общем; специализированном; индивидуальном уровнях.
  2. По масштабу меры предупреждения делятся на применяемые: на территории Российской Федерации; субъекта Федерации; города, района, микрорайона, предприятия, административного участка.
  3. В зависимости от степени дозволенности:

а) дозволительные меры предупреждения («разрешено все, что не запрещено» - меры социальной профилактики);

б) разрешительные (лицензирование, разрешительный порядок, предъявляются специальные требования к субъекту - соответствующая квалификация, специальная подготовка, сертификация);

в) запретительные (нельзя, например, охранять свой сад при помощи провода, к которому подключен электроток высокого напряжения).

  1. По отрасли законодательства, в рамках которой регламентируются меры предупреждения, их можно подразделить: на конституционно-, административно-, гражданско-, уголовно-правовые, а также гражданско-, административно-, уголовно-процессуальные.
  2. По содержанию: экономические; социально-политические; идеологические; культурно-воспитательные; правовые; организационно-управленческие и технические меры.
  3. В зависимости от типа преступного поведения или особенностей объекта предупредительного воздействия выделяются меры предупреждения различных видов преступности (корыстной, насильственной, экономической, профессиональной, организованной преступности, преступности несовершеннолетних и т.д.).
  4. В зависимости от момента применения профилактического воздействия меры можно подразделить на:

а) меры ранней профилактики, так называемые меры предкриминального контроля (например, постановка на учет в отделах профилактики несовершеннолетних, которые еще не нарушили уголовный закон, но уже совершили ряд административных правонарушений);

б) меры предупреждения рецидива (меры посткриминального контроля меры пенитенциарного предупреждения, когда предупредительное воздействие связано с лишением свободы, и меры постпенитенциарного предупреждения (контроля), когда предупредительные мероприятия осуществляют после освобождения из исправительного учреждения).

  1. По профилактической направленности меры предупреждения можно подразделить на меры, направленные на устранение: общественной опасности личности; криминогенных ситуаций; условий формирования криминогенных установок личности; меры, направленные на личность потенциальной жертвы (потерпевшего) или меры виктимологической профилактики.
  2. По субъектам применения: государственными органами и их должностными лицами; общественными организациями и гражданами.

9.5. Система мер предупреждения преступности (общесоциальное, специально-криминологическое, индивидуальное). Содержание, виды и этапы предупреждения преступности

Виды предупредительного воздействия на преступность:

  1. Ранняя профилактика - объектом ранней профилактики выступают факторы неблагоприятного формирования личности. И такие формы антиобщественной направленности и жизненной ситуации, которые ведут к совершению аморальных поступков, дисциплинарных, административных и гражданских правонарушений, могущих перейти в преступное поведение.
  2. Непосредственная профилактика - направлена на лиц, находящихся на грани совершения преступления. К этой категории близко примыкают те лица, которые совершили деяния, содержащие признаки преступления, но освобожденные от уголовной ответственности и наказания. Непосредственная профилактика занимает значительное место в деятельности ОВД, по выборочным данным она осуществляется в отношении свыше 60% лиц, состоящих на учете.
  3. Предупреждение рецидива - пенитенциарное предупреждение (предупреждение преступлений, осуществляемое в процессе исполнения уголовного наказания, в том числе при условном осуждении и отсрочке исполнения приговора), а также постпенитенциарное предупреждение, осуществляется после отбытия наказания.

Меры  общего предупреждения преступлений, рассчитаны на неопределенный круг субъектов (например относящихся к группе социального риска), а равно воздействие на криминогенные процессы, явления, обстоятельства, ситуации социального, демографического, экономического, психологического, правового, организационного и иного характера. (Мониторинг, правовое воспитание, криминологическая экспертиза, минимальные стандарты безопасности, а также порядок координации деятельности по предупреждению преступности, ее программное и научное обеспечение.)

Меры  индивидуального предупреждения: постановка на профилактический учет; проведение профилактической беседы; официальное предостережение; профилактическая помощь; применение мер гражданско-правового характера, административно-правового, уголовно-правового.

Кому оказывается  индивидуальное профилактическое воздействие:

  1. лицам, совершившим преступление: освобожденным из мест лишения свободы; осужденным к лишению свободы; осужденным к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора; освобожденным от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного или административного воздействия; осужденным к мерам наказаний, не связанным с лишением свободы; совершившим общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности; обвиняемым в совершении преступлений, но не заключенные под стражу в период следствия;
  2. лицам, совершившим административные проступки, ведущим антиобщественный образ жизни: вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений; совершившим правонарушения, влекущие меры общественного воздействия либо административного взыскания; систематически употребляющим спиртные напитки; допускающим немедицинское употребление наркотиков или других средств, влекущих одурманивание; систематически самовольно уходящим из семьи в возрасте до 16 лет; самовольно уходящим из специальных учебно-воспитательных учреждений; злостно уклоняющимся от учебы; ведущим иной антиобщественный образ жизни.

9.6. Объекты предупреждения преступности

Объект предупреждения преступности (преступления) - представляет собой систему общественных отношений и связей, на которые воздействует субъект с целью предупреждения преступности (преступления).

В этом смысле прав В.Н. Бурлаков, указывая, что «поскольку личность есть совокупность общественных отношений, постольку оказать на нее воздействие можно не иначе, как преобразуя эти отношения»113.

Объектами предупреждения выступают:

  1. личность профилактируемого114 (А.И. Алексеев);
  2. преступные группы, а также места концентрации лиц с преступным поведением, территории городов или даже государственные образования, социально-криминогенное пространство115 (Л.М. Прозументов, А.В. Шеспер). Криминогенность территории составляют не ее природный ландшафт, а сложившиеся общественные отношения;
  3. отклоняющееся поведение (А.М. Яковлев)116.

9.7.Субъекты  предупреждения преступности

Информация о работе Лекции по "Криминологии"