Лекции по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:20, курс лекций

Описание

Криминология происходит от латинского слова crimen - «преступление» и греческого logos -«учение», т.е. учение о преступлении. Термин «криминология», означавший самостоятельную науку, впервые употребил итальянский юрист Рафаэль Гарофало в 1885 г. в работе «Криминология» (представитель позитивистской школы, рассматривающий компенсацию ущерба жертвам преступлений как средство усиления социальной зашиты населения и одновременно как одно из средств ресоциализации преступников). В своем труде он размышляет о том, что предшествует преступлению, т.е. он исследовал причины преступлений. Ранее термин «криминология» использовал в 1879 г. итальянский антрополог Топинар.

Содержание

Понятие и сущность криминологии,
Предмет криминологии.
Метод криминологии (методология и методика).
Система криминологии, ее взаимодействие с другими науками.
Задачи криминологии в настоящее время.

Работа состоит из  1 файл

лекции.doc

— 1.30 Мб (Скачать документ)

По УК РСФСР 1960 г. уголовной ответственности  подлежат несовершеннолетние, которым ко времени совершения преступления исполнилось 16 лет, а за некоторые преступления, перечисленные в законе, она возможны начиная с 14 лет133.

Возраст привлечения к уголовной ответственности  по УК зарубежных государств. Минимальная граница возраста уголовной ответственности во многих странах установлена с 14 лет. Например, УК ФРГ в ст. 19 устанавливает, что невменяем тот, кто при совершении деяния еще не достиг 14 лет. При этом УК Японии ст. 41, УК Республики Корея ст. 9, УК КНДР ст. 11 указывают лишь, что лица, не достигшие 14 лет, не привлекаются к уголовной ответственности. Тогда как УК КНР уточняет, что в возрасте от 14 до 16 лет виновное лицо может быть наказано лишь за определенные виды особо тяжких преступлений (например, умышленное убийство, умышленное причинение вреда человеку, повлекшее тяжкое последствие или смерть, изнасилование, ограбление и др. - ст. 17 УК КНР), в иных случаях общий возраст привлечения к уголовной ответственности составляет 16 лет. Кроме того УК КНДР еще уточняет, что к лицам совершившим преступления в возрасте 14-17 лет применяются меры воспитательного характера (ст. 11), а также то, что в отношении лиц моложе 17 лет смертная казнь не применяется (ст. 23). УК КНР отодвигает эту планку чуть дальше - до 18 лет (ст. 49).

По УК Нидерландов  возраст привлечения к уголовной  ответственности ниже, чем во многих европейских государствах. Так, ст. 77 а самостоятельного раздела 8 а «Особые положения в отношении несовершеннолетних», устанавливает применение данного раздела к лицам, которые достигли возраста 12 лет, но которым еще не исполнилось 18 лет в то время, когда было совершено уголовное правонарушение.

В настоящее  время низкие возрастные границы  привлечения к уголовной ответственности  установлены в Египте, Ираке, Ливане, Йемене, Ирландии - 7 лет.

За совершение подростками преступлений, представляющих повышенную общественную опасность в ряде стран (Франция, Узбекистан, некоторые штаты в США) минимальный возраст уголовной ответственности установлен с 13 лет, с 14 лет (в Болгарии, КНДР, Норвегии, Румынии, ФРГ, Японии, странах СНГ)134. Вместе с тем в Дании, Финляндии, Швеции возраст уголовной ответственности предусмотрен с 15 лет135.

10.3. Причины преступности несовершеннолетних

Причины и  условия преступности несовершеннолетних представляют собой систему негативных для общества и экономического строя России социальных явлений, детерминирующих преступность несовершеннолетних как свое следствие.

Круг мотивов, по которым  несовершеннолетние совершают преступления ограничен, нежели у взрослых преступников. В ряде случаев в мотивации наблюдаются признаки инфантилизма.

Специфичные черты мотивации несовершеннолетних, совершающих преступления: самоутверждение в группе; псевдоромантизм; престижно-потребительские интересы; «запретный плод»; враждебность к другим людям (проявление данных черт прежде всего связано с низкой культурой досуга и эмоций).

Детская мотивация характеризуется озорством, легкомыслием, побуждениями, неправильным осознанием понятий «взрослый», «смелый». Такая мотивация преступного поведения характерна далеко не для всех преступлений несовершеннолетних. Чем тяжелее преступление, т.е. чем больше степень общественной опасности совершенного деяния несовершеннолетним, тем менее наблюдается влияние такой мотивации. Так, при совершении тяжких насильственных преступлений, разбоев, повторных грабежей и квартирных краж, детская мотивация встречается не чаще 1/10 из совершенных таких преступлений.

Эгоистически-потребительская  мотивация является причиной более половины всех регистрируемых преступлений несовершеннолетних, включая кражи, грабежи, разбои, вымогательство.

Насильственно-хулиганская  мотивация наблюдается при совершении несовершеннолетними преступлений, происходящих вследствие групповой конфликтности, участия в пьяных компаниях, распространения циничных взглядов на взаимоотношения полов. Так, каждое третье изнасилование, совершаемое лицом до 18 лет, происходит в обстановке групповых пьянок, в которых участвовали те, кто оказывались впоследствии потерпевшими.

Для формирования мотивации преступлений, совершаемых несовершеннолетними, значительную роль играют следующие криминогенные обстоятельства:

  • отрицательное влияние в семье: так, каждая десятая семья, воспитывающая детей, считается криминогенно неблагополучной (передача преступного опыта старшими). В 30-40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено интенсивное отрицательное влияние примера со стороны родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, грубость и жестокость, образ жизни, заведомо не соответствующий легальным доходам). Низкая культура родителей и престижно потребительские установки обусловливают неправильное поведение иных родителей и неправильную воспитательную позицию в отношении детей. Ежегодно около 500 детей остаются с одним родителем;
  • отсутствие у родителей в кризисной ситуации возможности обеспечивать минимально необходимые потребности детей: в таких семьях порождаются настроения безнадежности, социальной зависти и озлобленности из-за тяжелого материального положения, при отсутствии социальной помощи эти обстоятельства формируют мотивацию преступлений - краж, хулиганства;
  • отрицательное влияние в ближайшем окружении - бытовом, учебном, со стороны сверстников или взрослых. Включаясь в обособленные группы, для совместного времяпрепровождения и дорожа пребыванием в такой группе, подростки стремятся подражать лидерам и быть на них похожими по внешнему виду и поведению. Разлагающее воздействие на него оказывают пьяницы, тунеядцы, хулиганы; наблюдение действий и ситуаций, порождающих у него неправленое представление о «допустимости» и безнаказанности преступных действий;
  • подстрекательство со стороны взрослых преступников (не менее 30% совершенных несовершеннолетними преступлений). Нередко такому преступлению предшествуют: вовлечение в пьянство, азартные игры, пропаганда «преимуществ» жизни преступников; распространение (не без помощи СМИ) получает уголовный жаргон; целенаправленное вовлечение в спортивные секции, контролируемые преступниками. Совместное совершение  преступлений за последние пять лет выросло на 80%, а вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность 170%;
  • длительное отсутствие определенных занятий у несовершеннолетних, оставивших учебу, также обусловливает возникновение антиобщественных взглядов и привычек, могущих реализоваться в ситуационных преступлениях или повлечь вторжение в преступную группу;
  • установление стандартов повседневного поведения, несовместимых с ценностными ориентациями общества (культа силы, жестокости, наркотиков, как якобы нормы современного подростка).

Также формированию криминогенной мотивации и ее проявлению в преступности несовершеннолетних способствуют следующие условия: безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи и образовательных учреждений за поведением, связями, времяпрепровождением несовершеннолетних (4/5); безнадзорность будущих несовершеннолетних потерпевших (20-25% преступлений против личности, совершаемые несовершеннолетними, предшествовало негативное поведение потерпевшего). Неразборчивость в знакомствах, совместные выпивки, использование для встреч чердаков, сараев, подвалов, развязное поведение, агрессивность; непризнание ими традиционных духовных и культурных ценностей, ориентации, которые носят общепризнанный характер; в этой связи возникает опасность воздействия на детей и подростков социально негативной информации; низкий уровень работы образовательных учреждений (формализм, нечестность, непрофессионализм, отказ от индивидуального подхода); распад системы трудоустройства подростков и воспитание в трудовых коллективах.

В настоящее  время в России необходимо формирование нравственности у ее молодого поколения, данный процесс предлагает воспитание сознательного понимания задач, стоящих перед обществом, реальную оценку своих жизненных целей, возможностей и долга.

10.4. Особенности предупреждения преступности  несовершеннолетних. Международно-правовые  документы по предупреждению  преступности несовершеннолетних

Каждый год  в сферу профилактического воздействия  правоохранительных органов попадает свыше 600 тыс. подростков-правонарушителей и более 100 тыс. родителей, отрицательно влияющих на воспитание и поведение детей.

Предметом предупреждения преступлений несовершеннолетних является комплекс общественных (правовых) отношений, направленных на профилактику (превенцию) преступлений, совершаемых несовершеннолетними и при их участии.

Важным этапом на пути решения профилактических задач  преступности несовершеннолетних явилось принятие Указа Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»136. В данном указе предусматривается создание государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. В настоящее время правовую основу профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних составляет Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних»137.

Систему органов  государственной власти в области  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляют: комиссии по делам несовершеннолетних и зашите их прав; органы управления социальной защитой населения; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел.

Объекты специально-криминологического предупреждения преступности несовершеннолетних: причины, условия и факторы преступности несовершеннолетних; личность несовершеннолетнего преступника; причины и условия конкретного преступления; группы несовершеннолетних с антиобщественным образом жизни; преступные группировки.

В отношении  кого может проводиться индивидуальная профилактика?

безнадзорного, который является несовершеннолетним, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорного, который является безнадзорным, не имеющим места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством или  попрошайничеством;

содержащихся  в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества;

совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

обвиняемых  или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10) условно-досрочно  освобожденных от отбывания наказания,  освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

освобожденных из  учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

осужденных за совершение преступления небольшой или средней  тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

осужденных  условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

В отношении  родителей или законных представителей несовершеннолетних проводится профилактическая работа, если они не исполняют своих обязанностей по воспитанию обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

С согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних может проводиться индивидуальная профилактическая работа с лицами, неуказанными выше, в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы являются обстоятельства, предусмотренные выше, если они зафиксированы в следующих документах:

  1. заявление несовершеннолетнего либо его родителей или законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  2. приговор, определение или постановление суда;
  3. постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
  4. документы, определенные как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  5. заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам  проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Сроки проведения индивидуальной профилактической работы. Индивидуальная профилактическая работа проводится в следующие сроки: необходимые для оказания социальной и I помощи несовершеннолетним; либо до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних; или до достижения ими возраста 18 лет; или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, имеют право на:

Информация о работе Лекции по "Криминологии"