Сфера профилактики
преступлений чрезвычайно широка,
тем более, если иметь в виду
реальные возможности и масштабы общесоциальной
профилактики. Как говорится, профилактика
преступлений и других правонарушений
все больше и больше расширяет свою "территорию",
которую предстоит еще обработать. Значительно
раздвинув рамки своего действия, она
перешагнула границы сферы права. Сегодня
профилактика правонарушений и других
преступлений уже не может оставаться
полем деятельности только юристов. В
целях обеспечения комплексного подхода
к профилактике, к ее практическому осуществлению
должны привлекаться (и привлекаются)
представители почти всех общественных
и некоторых естественных наук. Но, раздвинув
границы своего применения, вторгаясь
в решение многих важнейших социальных
проблем, профилактика преступлений и
других правонарушений и сама становится
предметом пристального изучения философами,
социологами, экономистами, представителями
медицин, многими другими специалистами.
Она выходит за рамки юридических средств
борьбы с правонарушениями и, распространяясь
на более широкие области государственной
и общественной жизни, раздвигает свою
сферу, пределы функционирования.
Несмотря
на сказанное, следует учитывать,
что профилактика преступлений
представляет собой вполне конкретную
деятельность, которая должна быть
ограничена строго необходимыми
пределами, хотя при этом надо решать большой объем задач
с заранее не установленным и меняющимся
содержанием. Это связано с вопросом о
том, кто и как (в каких пределах) должен
осуществлять профилактику преступлений
и при каких обстоятельствах деятельность
считается именно профилактической. Необходимо
ясно представлять себе всю область, которую
затрагивает такая профилактика, видеть
весь спектр возникающих при этом проблем.
Осуществление профилактики преступлений,
управление в данной сфере имеют конкретно
- исторический характер. Границы этого
управления, т.е. сознательного комплексного
профилактического воздействия на соответствующие
объекты, его содержание, цели и принципы,
зависят от господствующих в общественно
общественных отношений, от характера
социально - политического строя. Это и
намечает пределы и сферу функционирования
профилактики .
Здесь речь
не идет о каком-то жестко
очерченном круге своеобразных
регуляторов. По-видимому, целесообразно
говорить не только об огромных
возможностях профилактики в
решении проблем искоренения правонарушений, но и более
отчетливо видеть ее пределы определяемые
кругом общественных отношений. Содержание
таких отношений непосредственно проявляется
в многообразной государственной и общественной
деятельности, направленной как на локализацию,
нейтрализация, постепенную ликвидацию
элементов причинного комплекса преступных
(антиобщественных) проявлений, так и против
самих этих проявлений на их социальном
и индивидуальном уровнях. Следовательно,
пределы социальной профилактики определяются
всей системой организационных, технических,
нравственных, психологических, воспитательных
и иных методов и средств воздействия,
сфера функционирования которых самая
разнообразная. Однако они охватывают
в конечном счете только ту область, в
которой действуют процессы, оказывающие
влияние на правонарушения, преступления.
Раскрыть
с достаточной полнотой содержание
профилактики правонарушений можно
лишь при условии учета и
анализа конкретных форм взаимосвязи
ее с иными сферами общественное
отношений, с явлениями и процессами, находящимися вне
сферы профилактики, но влияющими на нее.
Это особенно важно иметь в виду сейчас,
когда усложняется динамизм общественной
жизни, происходит дифференциация социальных
связей и отношений, что, безусловно, влияет
как на изменение объектов профилактики,
так и на ее методы. В настоящее время профилактика
преступлений и других правонарушений
приобретает свойство своеобразного общесоциального
регулятора общественных отношений. Это
связано с последовательной демократизацией
общественной жизни и возрастанием веса
сознательно принимаемых людьми решений
на основе правильно понятых общественных
и личных интересов. Однако нередко встречаются
такие противоречия между людьми, личностью
и обществом, которые противостоят общественному
развитию. Их преодоление затруднительно
без профилактики. Именно в этой связи
мы и говорим о профилактике как об одной
из форм разрешения противоречий между
личностью и обществом.
Профилактика,
регулируя в специфических формах
взаимосвязи личности и общества, влияет на поведение человека как
во имя его самого, так и во имя общественных
интересов. Эта роль профилактики вытекает
из присущей ей предупредительно-регулятивной
функции: не только препятствовать развитию
одних и благоприятствовать совершенствованию
других общественных отношений, но и, разрешая
возникающие между личностью и обществом
противоречия, содействовать совершенствованию
других общественных отношений, но и, разрешая
возникающие между личностью и обществом
противоречия, содействовать утверждению
гармоничной взаимосвязи между индивидом
и обществом. Такая взаимосвязь означает,
что возникшее противоречие разрешено
в пользу как общества, так и индивида.
Профилактика не допускает перерастания
возникших противоречий в социальные
конфликты преступного характера и тем
самым служит позитивному разрешению
противоречий и направлена на то, чтобы
исключить антиобщественное поведение
и создать тем самым условия для жизни
и деятельности определенных категорий
лиц в соответствии с правовыми и моральными
нормами общества. Поведение членов общества
при этом оценивается с точки зрения общественных
и государственных интересов и требований.
В зависимости от этого общество и государство
реагируют соответствующим образом на
поведение людей, а в конечном счете с
помощью именно профилактики формируется
поведение, приемлемое для общества. Выступая
в указанной форме, профилактика активно
проявляет свою охранительную функцию.
Охраняя (защищая) интересы общества, она
реализует присущие ей возможности не
только убеждения, но и принуждения, прежде
всего по отношению к лицам, нарушающим
установившиеся нормы общежития, вступающим
в конфликт с обществом. С этой точки зрения
допустимо вести речь об особой социальной
ценности профилактики. Ведь она и существует
главным образом для охраны личных и общественных
интересов.
Говоря
о регулятивной и охранительной
роли профилактики правонарушений
нельзя не отметить, что здесь
речь идет, по существу, о ее
функциях, их многообразии. Это -
идеологическая, воспитательная, охранительная,
регулятивная, прогностическая функции,
которые тесно взаимосвязаны друг с другом.
Их единство обеспечивается главным образом
общей целевой направленностью на предупреждение
преступлений, общностью социальных интересов
и задач, которым они служат, имеете с тем
каждая функция профилактики, взаимодействуя
с другими функциями, выполняет свою собственную
роль.
Выполняя
регулятивную функцию, профилактика
правонарушений призвана обеспечить
такое поведение людей, которое
соответствовало бы социальным
требованиям, закрепленным в нормах права и иных
нормативное системах. Ставя поведение
индивидов в определенные рамки, профилактика
активно влияет не только на их поведение,
но и на духовный мир, на внутреннюю систему
контроля и саморегуляции личности, когда
внешние требования правовых и моральных
норм превращаются в ценностные ориентации,
установки, стандарты и мотивы поведения.
Основной
смысл охранительной функции
сводится к тому, чтобы оберегать
(ограждать, охранять, защищать) общественные
интересы и социальные ценности, общество и государство от
преступных и иных посягательств. При
этом данная цель достигается как непосредственной
охраной интересов и ценностей, так и опосредованно,
путем формирования у личности уважения
этих интересов и ценностей, выработки
сдерживающих начал, исключающих возможность
совершения преступных посягательств
на них.
Профилактика
правонарушений в основном сводится
к реализации воспитательной
функции, ибо ее назначение
не в принуждении, а в убеждении,
т.е. не в том, чтобы наказать, а потом исправлять и перевоспитывать,
а в том, чтобы именно воспитывать в целях
недопущения преступного (противоправного)
поведения. Профилактика, предупреждая
правонарушения, воспитывает в человеке
чувство гражданственности, ответственности
за свое поведение перед обществом. Здесь
может быть поставлен вопрос и о функции
самовоспитания, связанной с проблемой
так называемой самопрофилактики. Функция
воспитания "выводит" профилактику
в область этического и эстетического
воспитания, нравственного и правового.
Входя в систему воспитания, эта функция
"образует" в данной системе профилактическую
функцию. Две эти функции тесно взаимосвязаны
друг с другом.
Предсказательная
функция обеспечивает теорию
и практику профилактики правонарушений
необходимой прогностической информацией, способствует определению
перспективных направлений профилактической
деятельности, разработке соответствующих
планов, особенно долгосрочных. Эта функция
помогает увязывать воедино текущие и
перспективные задачи профилактики, помогает
их успешному решению на основе научного
предвидения.
Можно говорить
и о других функциях профилактики.
Каждая из них способствует
успешному осуществлению соответствующей
деятельности. Основные функции
профилактики характеризуют ее
социальное назначение и практическую ценность. Сама же профилактика
есть социальная функция государства
и общества.
Цели профилактики
преступлений конкретизируются
на разных этапах развития
общества в зависимости от
ее направлений, уровней, видов,
форм, методов и т.д.
0сновными целями профилактики правонарушений
являются:
ограничение влияния
негативных социальных факторов, взаимосвязанных
с причинами, условиями и обстоятельствами,
непосредственно способствующими
преступлениям;
воздействие на причины
преступных проявлений, а также на условия, при которых проявляется
действие этихпричин;
влияние на негативные элементы
непосредственного социального
окружения (микросреду) личности, формирующие
антиобщественные установки и мотивацию
преступного поведения индивидов;
воздействие на личность, способную в силу своего
антиобщественного образа жизни совершить
преступление либо продолжать преступную
деятельность.
Нетрудно увидеть специфику
целей профилактики правонарушений
(преступлений). Она помогает отличить
данный вид деятельности от иных направлений, от других средств
борьбы с преступностью. Не полностью
совпадают цели профилактики преступлений
даже с целями предупреждения преступности.
В отличие от целей профилактики целью
предупреждения является полная ликвидация
преступности. Цели профилактики подчинены
целям предупреждения.
Задачи
профилактики вытекают из указанных
целей. Именно цели профилактики
правонарушений определяют пути
решения ее задач, в известной
степени создают также условия
для их реального выполнения.
Задачи, таким образом, способствуют практическому
осуществлению профилактики. Они сводятся
к следующему:
систематическому выявлению
и анализу явлений (процессов, факторов,
причин, условий, обстоятельств), способствующих
преступлениям;
выяснению и изучению
противоречий и конфликтов, которые приводят
к возникновению и реализации преступных
намерений, а также к формированию личности
правонарушителей;
постоянному выявлению
лиц, от которых можно ожидать
совершения преступления, и их изучению,
активному профилактическому воздействию на этих лиц;
устранению или нейтрализации
явлений способствующих антиобщественное
преступному поведению.
Эти общие задачи, как
и общие цели профилактики, конкретизируются
в зависимости от уровней, видов,
форм и направлений профилактической деятельности. В каждом конкретном
случае решаются конкретные задачи. Решение
задач профилактики, собственно, и есть
осуществление комплексного профилактического
воздействия. Поэтому именно от того, как
выполняются задачи, зависит степень объективности
профилактической работы.
Профилактика
представляет собой средство
борьбы с преступностью, с помощью
которого осуществляется предостережение
членов общества от преступлений.
Она исходит из того, что легче
не допустить то или иное
явление, чем допустить его, а потом устранять. Профилактика правонарушений
способствует улучшению "качества жизни
людей", возвращая их в русло общественно
полезной деятельности, очищая непосредственные
условия их жизни от "социальных"
болячек. Все это особенно ярко характеризует
профилактику правонарушений (поступлений)
с точки зрения ее общественного значения.
4. Система
профилактики преступлений и
ее практическая ориентация
Профилактика
преступлений может бить представлена
как сложная, многоуровневая система
органов, организаций и учреждений, осуществляющих
воздействие на социальные объекты в целях
предупреждения возможных нарушений уголовно-правовых
запретов и устранения (локализации, нейтрализации)
факторов, причинно их обусловливающих.
Систему
профилактики преступлений образуют: субъекты и объекты
профилактики, содержание и обеспечение
профилактики. Данная система является,
конечно, социальной. А любая социальная
система, как отмечается в литературе,
проявляет себя, как свою жизнедеятельность
в процессе функционирования и развития.
Профилактика
носит характер предупредительной
деятельности, стержнем которой
является активность. Упреждать
нарушения закона, используя при
этом все предусмотренные законом
средства - вот суть активности
в профилактике преступлений.
Профилактическую
деятельность, рассматриваемую с
точки зрения общегосударственной
значимости, осуществляют не только
государство, но и отдельные
органы и организации, все общество
в целом. Каждое общественное
или государственное звено призвано
внести свой вклад в это общее дело, хотя,
разумеется, не для каждого из них профилактическая
деятельность является ведущей.
Субъектами
профилактики преступлений являются:
в социологическом плане - общество,
коллективы, группы, индивиды; в социально
- политическом плане - государство, государственные
органы и общественные организации, граждане.
Множественность субъектов, различающихся
по характеру, масштабам, формам и методам
деятельности, - одна из существенных особенностей
профилактики правонарушений. К субъектам
профилактики, таким образом, относятся:
государственные органы и учреждения,
общественные организации и формирования,
должностные лица и иные работники - представители
этих органов учреждений, организаций,
формирований, а также отдельные граждане.
Данные субъекты оцениваются в целом как
соответствующая система - система субъектов
профилактики преступлений. Это и есть
их общая оценка. Однако наряду с этим
субъекты профилактики подразделяются
на группы (кроме вышеуказанных). Классифицируются
они по самым различным признакам: