органы и организации,
которые руководят, направляют, координируют
профилактическую деятельность;
органы, организации и
учреждения, выполняющие непосредственно
профилактические функции, организующие
профилактические мероприятия;
субъекты, отличающиеся
друг от друга в зависимости от
масштабов осуществляемой ими профилактики
- в пределах страны в целом, республики,
края, области и т.д.
Но при общей оценке
субъектов профилактики, особенно при
их классификации, необходимо учитывать
и другие обстоятельства, позволяющие
свести те или иные органы или организации
в однородные групп. Здесь надо учитывать
следующее.
Во-первых,
все субъекты профилактики отличаются
друг от друга. Но функционируют
они, разумеется, не изолированно,
а во взаимосвязи друг с другом, причем существует
их своеобразная иерархия.
Во-вторых,
каждый субъект наделен определёнными
полномочиями. Он является носителем
конкретных прав и обязанностей.
Иначе не может быть субъекта
профилактики. Любой субъект должен
иметь правовой статус, что и обусловливает
необходимость особой классификации субъектов
профилактики преступлений. Основаниями
классификации могут быть признаки, характеризующие
тех, кто руководит профилактикой и кто
ее непосредственно осуществляет, а также
объем и содержание их прав и обязанностей.
Последняя
группа показателей имеет особое
значение, ибо они позволяют ответить
на главный вопрос: кто имеет
право и что обязан делать
в связи с осуществлением профилактики.
Решение именно этого вопроса
поможет определить применительно к любому
звену систем субъектов профилактики
правильное соотношение функций, прав,
обязанностей (ответственности), стимулирования.
Нечеткость или смешение различных по
содержанию функций, несоответствие прав
и обязанностей - это препятствие для осуществления
профилактической деятельности.
Наряду
с рассмотренными вполне допустимо
также выделять общие (или неспециализированные)
и специальные (или специализированы
те) функции профилактики. Последние
отражают именно профилактическую специфику отдельных сфер, отраслей,
участков соответствующей общественной
и государственной деятельности. Из этого
и следует исходить как при общей оценке,
так и при классификации субъектов профилактики
антиобщественного поведения.
К числу
субъектов, осуществляющих профилактические
функции в процессе общевоспитательной
работы, могут быть отнесены, например,
семья и школа, различные воспитательные
учреждения, профессионально-технические
училища, высшие и средние учебные заведения,
спортивные организации и т.д. Конечно
же отнесение их к субъектам профилактики
должно быть оговорено: профилактическая
функция является для них частной, а осуществление
ее может носить эпизодический характер
и, по существу, представлять собой лишь
один из аспектов воспитательной работы.
Однако о них нельзя не упомянуть потому,
что антиобщественные проявления и их
детерминанты сохраняются еще в самых
различных сферах социальной жизни, на
различных уровнях общественных связей
и отношений, управляемых многообразными
субъектами, в том числе и теми, о которых
шла речь выше. Поэтому все эти субъекты
наряду с выполнением своих основных функций
должны осуществлять те или иные профилактические
мероприятия либо участвовать в их проведении.
Специализированными
же субъектами профилактики являются государственные и общественные
правотворческие и правоохранительные
органы и организации, деятельность которых
профессионально или в порядке выполнения
общественных обязанностей направлена
непосредственно на борьбу с антиобщественными
проявлениями, преступностью. К их числу
относятся органы внутренних дел, прокуратуры,
суда, юстиции, добровольные народные
дружины, общественные пункты охраны порядка,
советы профилактики трудовых коллективов,
товарищеские суды и т.д. Это - наиболее
активные звенья в системе субъектов профилактики,
ибо находятся на самом переднем крае
борьбы с правонарушениями и преступлениями,
обладав для этого специальными методами
и средствами. Эти органы и организации
призваны обеспечить проведение в жизнь
многообразных профилактических мероприятий,
выступая при этом как их непосредственные
организаторы и исполнители. Профилактика
правонарушений (преступлений) одна из
основных их функций.
Система
субъектов профилактики характеризуется
высоким динамизмом, который предполагает изменение или коррекцию объема и
пределов профилактической деятельности,
ее конкретные целей и задач как текущих,
так и перспективных. Все зависит от состояния
общественного порядка, преступности,
от самых различных изменений, происходящих
в обществе.
Система
субъектов профилактики для того,
чтобы эффективно выполнять свои
функции, должна постоянно совершенствоваться,
отражая изменяющиеся условия
борьбы с преступностью и новые
требования к осуществлению ее
профилактики.
Динамизм
системы субъектов профилактики может реализовываться
в создании новых специализированных
органов и организаций. Он проявляется
и в изменении или детализации компетенции
и правомочий, ныне входящих в систему
органов и организаций, в том числе в нормативном
и организационном выделении профилактических
задач как составной части общей или отраслевой
компетенции. Следовательно, неотъемлемым
элементом системной характеристики субъектов
профилактической деятельности является
сочетание их специализации с включенностью
в общую систему социального управления.
Здесь речь идет главным образом об организационном
совершенствовании системы профилактики.
Для этого имеется много условий. Однако
главным является то, что данная система
должна постоянно приспосабливать свою
деятельность к новым задачам, возникающим
в области профилактики различных форм
антиобщественного поведения, в частности,
в борьбе с преступностью.
Правоохранительные
органы как специализированные
субъекты профилактики - это органы
прокуратуры, внутренних дел,
суда и юстиции, государственной безопасности
и арбитраж.
Криминологи,
как и представители других
уголовно-правовых наук, часто ведут
речь о том, в какой степени
уровень преступности и эффективность
профилактической деятельности
зависят от работы прокуратуры, органов внутренних дел, народных судов
и органов юстиции. Зависимость здесь
весьма значительная. Собственно, в деятельности
правоохранительных органов ярко проявляется
сущность профилактики как своеобразного
средства регулирования поведения граждан
и предупреждения с их стороны преступлении
(правонарушений). Одна из основных функций
этих органов, действующих в присущих
каждому из них формах, - именно профилактика
правонарушений (преступлений). Они охраняют
и укрепляют законность и правопорядок,
борются с преступностью, реализуют мероприятия
по ее предупреждению, раскрывают преступления,
осуществляют розыск преступников и т.д.
Однако, если говорить о профилактике
правонарушений, то ее проблемы не менее
сложны и объемны, чем, скажем, проблемы
раскрытия и расследования преступлений.
Здесь также нужны особые знания, специальная
профессиональная подготовка.
Каждый
из правоохранительных органов
осуществляет профилактику в
пределах своей компетенции. Отсюда
значение конкретизации целей
и задач, которые поставлены перед тем или иным органом. Их достижение
и решение осуществляется с помощью форм,
средств и методов профилактики, характерных
именно для каждого из правоохранительных
органов. Этим определяются и особенности
их профилактической деятельности по
направлениям - по линии прокуратуры или,
например, органов внутренних дел.
Органы
внутренних дел играют особенны
большую, роль в профилактике
преступлений и других правонарушений.
Их профилактическая деятельность
представляет собой подсистему
профилактики антиобщественного поведения вообще и
рассматривается в системе профилактики
в целом. Именно в области профилактики
преступного и иного антиобщественного
поведения с наибольшей полнотой раскрываются
социальные функции органов внутренних
дел, их активное участие в решении общесоциальной
задачи - очищения общества от различных
негативных явлений. На органы внутренних
дел возложены ответственные функции,
выполнение которых невозможно без широкого
государственного подхода к вопросам
социальной жизни. Профилактическую деятельность
этих органов нельзя, таким образом, рассматривать
в отрыве от целенаправленной деятельности
государства по предупреждению преступности
как явления. Здесь надо учитывать и другое
обстоятельство. Со временем в борьбе
с правонарушениями все возрастающую
роль станут играть меры общественного
воздействия, общественное мнение. Данные
процессы неразрывно связаны с целенаправленной
деятельностью общества и государства
по предупреждению преступлений. И органы
внутренних дел обязаны внести свой вклад
в это общее дело. Отсюда - основные направления
их работы. Главным же направлением является
именно профилактика. Подробнее деятельность
органов внутренних дел по профилактике
преступлений рассматривается в следующих
главах.
Прокуратуре
отводится особое место среди правоохранительных органов,
осуществляющих деятельность по профилактике
нарушений законов, по борьбе с преступлениями
и искоренению ее причин и условий. Специальное
назначение прокуратуры состоит в охране
единой законности от каких бы то ни было
посягательств. А к числу наиболее действенных
гарантий законности относится прокурорский
надзор. Здесь следует исходить из того,
что в борьбе с нарушениями закона органы
прокуратуры не могут ограничиваться
лишь устранением уже совершенных правонарушений
и привлечением виновных к предусмотренной
законом ответственности. Важнейшую задачу
прокуратуры составляет своевременное
принятие мер по предупреждению правонарушений.
Выполнению этой задачи, ее практическому
решению и подчинены все отрасли прокурорского
надзора.
Конституцией
на прокуратуру возложен высший
надзор за точным исполнением
законов всеми министерствами, ведомствами
и подчиненными им учреждениями,
а также должностными лицами
и гражданами. Уже сам этот
факт имеет профилактическое
значение. Кроме того, органы прокуратуры осуществляют
профилактику (в основном индивидуальную)
в процессе расследования уголовных дел.
Задачам общей профилактики служит осуществляемая
ими правовая пропаганда. Но какие бы профилактические
мероприятия ни проводились прокуратурой,
их специфика всегда связана с осуществлением
прокурорского надзора.
Одним из
основных направлений деятельности
прокуратуры является разработка
совместно с другими государственными
органами мер предупреждения
преступлений и иных правонарушений. Именно в этой связи представляется
актуальной "задача теоретического
обоснования и внедрения в практику органов
прокуратуры стройной системы мер предупреждения
правонарушений методами общего надзора"
[Полозов Г.Ф. Эффективность деятельности
прокуратуры. - Советское государство
и право, 1983, №12, С.9.].
Судебные
органы осуществляют профилактику
правонарушений в тесной связи
с их правоохранительной деятельностью.
Профилактика, проводимая этими
органами, определяется особыми
задачами и функциями суда как органа, осуществляющего правосудие.
Формы профилактической и деятельности
судебных органов разнообразны: выездные
заседания суда; привлечение представителей
общественности к рассмотрению судебных
дел; индивидуальная работа с участниками
судебного процесса; частные определения
(постановления); контроль за исполнением
решений, приговоров и определений; выступления
работников суда и печати, по радио и телевидению;
условно-досрочное и досрочное освобождение;
снятие судимости и т.д. Вся эта деятельность
суда (как и многие другие проводимые им
мероприятия) имеет определенный профилактический
эффект.
Органы
юстиции осуществляют организационное
руководство судами, а также контрольно-ревизионные
функции по отношений к судам
и таким образом имеют возможность влиять на качество их работы по профилактики
правонарушений. 0сновным направлением
профилактической деятельности этих органов
является правовая пропаганда, тесно связанная
с правовым воспитанием граждан. Среди
органов, входящих в систему юстиции, проводит
профилактическую работу и адвокатура.
Она затрагивает главным образом такие
аспекты профилактики, которые связаны
с индивидуальной работой с подзащитным.
Органы юстиции проводят также и консультативную
работу с гражданами, что помогает им лучше
познавать и, следовательно, соблюдать
законодательство.
Общественные
организации. Любая социальная
деятельность направлена на достижение
определенных общественных целей,
а это требует решения вопроса
о более эффективном использовании
сил не только государственных органов, но и общественности, граждан.
Для осуществления такой деятельности,
как профилактика правонарушений (преступлений),
также необходимо активное участие общественности.
Деятельность государства по борьбе с
правонарушениями целиком совпадает с
интересами самых широких масс трудящихся.
Поэтому реальное участие граждан в профилактике
антиобщественного поведения за последние
годы расширяется и активизируется. Используя
конституционное право на объединение
в общественные организации, граждане
образуют формирования, которые содействуют
решению задач предупреждения право нарушений.
Это помогает полнее реализовать такие,
например, конституционные обязанности
граждан, как непримиримость к антиобщественным
поступкам и всемерное содействие охране
общественного порядка. Однако участие
граждан в осуществлении профилактики
правонарушений, других форм антиобщественного
поведения следует рассматривать не только
как исполнение ими своих обязанностей,
но и как реализацию ими своих прав на
участие в управлении государственными
и общественными делами. Такое сочетание
прав и обязанностей граждан способствует
расширению возможностей и росту активности
общественных организаций. Это - одно из
направлений развития политической системы
социализма.
Общественные
организации, участвующие в решении задач профилактики
правонарушений, располагают значительной
самостоятельностью. Общественность участвует
в проведении профилактических мероприятий
как через государственные органы, так
и через свои организации. Профилактическая
деятельность этих организаций осуществляется
в масштабах всей страны, региона, на конкретных
объектах, а также в отношении конкретного
лица или группы лиц. Их представители
участвуют в самых различных профилактических
мероприятиях.