Оптимизация материального потока на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание

В курсовой работе раскрывается вопрос о роли логистики для предприятий с целью улучшения его финансовых результатов.
В первом разделе изложен вопрос о теоретических основах транспортной логистики.
Во втором разделе приведены расчеты затрат на предприятии – ОАО «ДОМ», в логистической цепочке «Снабжение – Производство – Сбыт».
В третьем разделе рассмотрена оптимизация материального потока

Содержание

Введение
1.Актуальные вопросы и тенденции развития логистики 7
1.1 Актуальность логистики в условиях экономики России 7
1.2. Основные факторы развития логистики 8
1.3 Размещение транспортного комплекса России 9
1.3.1 Работа транспортного комплекса России в 2008 году 10
1.3.2 Железнодорожный транспорт 11
1.3.3 Автомобильный транспорт 12
1.3.4 Водный транспорт 12
2 Определение затрат в логистической цепочке «Снабжение-Производство-Сбыт» 15
2.1 Определение затрат в логистическом звене «Снабжение» 15
2.2 Оценка затрат в логистическом звене «Производство» 26
2.3 Определение затрат в логистическом звене «Сбыт» 29
3. Оптимизация материального потока 40
3.1 Определение оптимальной месячной партии выпуска продукции 40
3.2 Оценка возможного увеличения объемов производства 46
3.3 Выбор поставщиков 49
3.4 Оценка и использование отходов 53
Заключение 57
Список используемых источников 60
Приложение А. Исходные данные 61

Работа состоит из  1 файл

по Логистике - копия.doc

— 1.20 Мб (Скачать документ)

       Отразим полученные результаты с помощью  диаграмм (рисунок 23-24)

       Рисунок 23 – Структура полной себестоимости при прогнозируемом объёме выпуска продукции

       Рисунок 24 – Сравнение основных показателей при оптимальном и прогнозируемых (пессимистическом и оптимистическом) объемах выпуска

       Таким образом, анализ производственных возможностей показал, что в случае организации  второй смены предприятие может  производить в среднем в месяц  холодильников до 3000 штук или 36000 штук в год.

       Произведен  расчёт полной себестоимости на единицу и на весь выпуск продукции, рассчитана выручка от реализации, прибыль и рентабельность выпуска продукции при оптимальном объёме выпуска. В результате получили, что с увеличением производства до 3000 шт. в месяц (оптимистический вариант) полная себестоимость продукции увеличивается за счет затрат на сбыт, стоимость покупных изделий и сырья, материалов и за счёт снижения затрат на производство. Но в то же время это ведет к росту прибыли. Рентабельность составляет 42%.

       3.3 Выбор поставщиков

 

       Выберем наиболее оптимальный вариант закупки компрессоров. Для этого при определённой ранее оптимальной партии выпуска продукции оценим экономические потери из-за нарушения ритма поставок.

       Дополнительная  информация для проведения расчетов в данном разделе:

  • Исследования показали, что на предприятии имеются потери из-за недовыпуска продукции, который в основном объясняется неритмичностью поставок компрессоров для холодильников «Ока-8А».
  • Поставщики компрессоров в рассматриваемом годе приведены в исходных данных (таблица 3).
  • Анализ рынков компрессоров для холодильников показал, что в будущем году есть возможность заключить договора с новыми поставщиками. Основная особенность поставщиков заключается в том, что предлагая одинаковые по качеству компрессоры, свою цену они назначают в зависимости от точности поставки (чем точнее соблюдение сроков поставки, тем выше цена). Поэтому к выбору поставщика необходимо подойти с позиций – что выгоднее, закупать более дорогие компрессоры (что уменьшит прибыль) и сократить простои или закупать дешевые компрессоры у поставщиков, имеющих самые большие срывы поставок.
 
 

       Таблица 13 –Экономическая оценка возможных  вариантов закупки компрессоров у различных поставщиков

Показатели Алгоритм Идеальный вариант(1) Базовый вариант (Тула-Ярославль) (2) Орел (3) Орел-Тула (4) Орел -Тула-Финляндия (5) Орел-Финляндия (6)
1 2 3 4 5 6 7 8
1.Плановое  число рабочих дней в году, дни ИД 264 264 264 264 264 264
2.Число  дней простоя, дни ИД 0 11 24 17 11 12
3.Фактическое число отработанных дней, дни п.1-п.2 264 253 240 247 253 252
4.Годовой  плановый объем выпуска продукции, шт. Т.1(п.3,сумма) 19100 19100 19100 19100 19100 19100
5.Средний  дневной объем выпуска продукции, шт/день п.4/п.1 72 72 72 72 72 72
6.Объем  недовыпуска продукции за дни простоя, шт. п.5*п.2 0 796 1736 1230 820 868
7.Фактический  годовой объем выпуска, шт. п.4-п.6 19100 18304 17364 17870 18280 18232
8.Стоимость  компрессора, руб/шт* ИД - 355 410 383 447 493
9.Себестоимость  холодильника, руб/шт** Т.11-п.6 2180 1384 1439 1412 2582 2657
10.Себестоимость  на выпуск, руб п.9*п.7 41638000 25336017 24989167 25226590 47192997 48432825
11.Выручка  на выпуск, руб. ИД*п.7 59802100 57310346 54365545 55951207 57234838 57083823
12.Прибыль  на выпуск, руб п.11-п.10 18164100 31974328 29376379 30724617 10041841 8650998
13.Прибыль  на единицу, руб/шт ИД-п.9 845 1641 1586 1613 443 369
14.Недополученная  прибыль, руб. п.13*п.6 0 1305830 2753583 1984278 363511 319925

       В таблице 13 мы рассчитали различные варианты по закупке компрессоров у поставщиков. Для наглядности можно отобразить полученные результаты в виде линейной диаграммы (рисунок 25)

     

    Рисунок 25 – Основные параметры, характеризующие закупку компрессоров у различных поставщиков для ОАО «ДОМ»

В результате табличных расчётов и из графика, можно сделать вывод, что оптимальным поставщиком для ОАО «ДОМ» является старый вариант, то есть Тула - Ярославль. Так как при этом варианте итоговая прибыль предприятия максимальна (31974328), а недополученная прибыль - 1305830. Однако, у поставщика Орел - Финляндия, недополученная прибыль минимальна и составляет 319925 руб./год, но и прибыль меньше - 8650998 руб./год. Разница в прибылях составит: 23323331 руб./год и 985905 руб./год.

       В таблице была посчитана также  прибыль на единицу продукции при различном сочетании поставщиков, которая также принимает наибольшее значение при поставке компрессоров из Тулы и Ярославля. Потери из-за простоя при данном варианте ниже, чем у других поставщиков. К тому же высокая цена комплектующих и существенное увеличение транспортных издержек при поставке от других поставщиков, делают такие поставки нерентабельными.

       Для окончательного выбора поставщика проведем расчет его рейтинга. Главным критерием  при выборе будет служить надежность поставки, чтобы не прерывался производственный процесс. Также не менее важной будет цена компрессора, так как при одинаковом качестве выгоднее покупать товар по низкой цене.

       Расчет  рейтинга представлен в таблице 14.

       Таблица 14 – Расчет рейтинга поставщиков

Критерий  выбора поставки Удельный вес  критерия Оценка значения критерия по 10-балльной шкале Произведение  удельного веса на оценку
1.Надежность  поставки (простои) 0,3    
1)Тула - Ярославль 7 2,1
2)Орел 5 1,5
3)Финляндия 10 3
2.Цена  компрессора 0,3    
1)Тула - Ярославль 9 2,7
2)Орел 8 2,4
3)Финляндия 5 1,5
3.Ритмичность  поставок 0,15    
1)Тула - Ярославль 7 1,05
2)Орел 7 1,05
3)Финляндия 8 1,2
4.Объем  поставок 0,15    
1)Тула - Ярославль 8 1,2
2)Орел 8 1,2
3)Финляндия 6 0,9
5.Удаленность  поставщика 0,1    
1)Тула - Ярославль 8 0,8
2)Орел 8 0,8
3)Финляндия 5 0,5
ИТОГО 1 Рейтинг  
1)Тула - Ярославль 7,85
2)Орел 6,95
3)Финляндия 7,1

       Таким образом, в данном разделе «Выбор поставщиков» мы провели экономическую  оценку перехода предприятия на поставку компрессоров из других источников, просчитали шесть возможных вариантов и пришли к выводу, что наиболее выгодным для ОАО «ДОМ» является сотрудничество с прежними поставщиками (из Тулы и Ярославля). Мы сделали такой вывод после оценки и сравнения возможной себестоимости, выручки и прибыли при различных вариантах поставки. То есть, даже, несмотря на неритмичность поставок и простои, для нашего предприятия выгоднее закупать компрессоры того же качества, но по более низкой цене и с наименьшими транспортными издержками, что и подтвердил расчет рейтинга.

       3.4 Оценка и использование отходов

       Задача  данного раздела определить целесообразность перехода на другую технологию при  изготовлении дверцы холодильника. При  этом, в базовой и предлагаемой технологиях по-разному используются отходы.

       Дополнительная  информация для проведения расчетов:

  • Для производства передней дверцы холодильника «ОКА-11» в настоящее время используются стальные листы, но дверцы можно изготавливать и из стальной ленты.
  • При этом:
    • из отходов, получаемых при использовании стального листа, у предприятия иметься возможность изготавливать детали «А»;
    • из отходов, получаемых при использовании стальной ленты, изготавливать детали «В».

       Результаты  расчетов оформим в виде таблицы. 
 
 
 

       Таблица 15– Результаты использования отходов

Показатели Ед. измерения Формулы Значение  показателя (стальной лист) Значение показателя (стальная лента)
1. Количество деталей, изготовленных  из отходов металла (в расчете  на 1 дверцу холодильника) шт. ИД* 16 20
2. Масса одной детали кг ИД* 0,25 0,15
3. Себестоимость одной детали руб./шт. ИД* 2,1 1,4
4. Цена одной детали руб./шт. ИД* 2,6 1,8
5. Прибыль от одной детали руб./шт. п.4 - п.3 0,5 0,4
6. Прибыль от всего объема деталей,  изготовленных из отходов металла руб. п.5*п.1 8 8
7. Масса отходов в металлолом  при изготовлении деталей (в  расчете на 1 дверцу) кг ИД* 0,15 0,1
8. Стоимость отходов руб./кг ИД* 0,42 0,42
9. Стоимость отходов, реализованных  в металлолом (в расчете на 1 заготовку) руб. п.7*п.8 0,063 0,042
10. Прибыль от реализации деталей и от отходов в металлолом (из металла, идущего на 1 заготовку дверцы руб. п.6+п.9 8,063 8,042
11. Годовой объем выпуска холодильников тыс.шт. ИД* 19,1 19,1
12. Прибыль от реализации деталей  и от отходов в металлолом  в расчете на годовой объем выпуска тыс.руб. п.10*п.11 154,00 153,60

       По  результатам расчетов можно сделать  вывод, что использовать стальной лист для ОАО «ДОМ» выгоднее, чем  стальную ленту в среднем на 0,021 руб. на одну заготовку дверцы. То есть в настоящий момент предприятие использует оптимальную для себя программу использования отходов.

       Таким образом, в разделе «Оценка использования  различных материалов» мы оценили  два варианта использования отходов  на ОАО «ДОМ» и пришли к выводу, что применяемый в настоящий  момент вариант использования отходов наиболее оптимален и выгоден для предприятия. При этом варианте для производства передней дверцы холодильника используются стальные листы, из отходов которых предприятие имеет возможность изготавливать также детали А. В этом случае итоговая прибыль предприятия больше на 0,021 руб. с каждой дверцы или на 150000 руб. на всю программу выпуска (при фактическом варианте).

       То  есть переход на выпуск дверец холодильников  из стальных листов, которое может  осуществить предприятие, в настоящий момент не целесообразен.

       В третьей главе были рассчитаны суммарные  затраты в цепочке «Снабжение – производство - сбыт» на весь выпуск продукции и на единицу продукции, определена оптимальная месячная партию выпуска продукции (25200 холодильников в месяц), прибыль на единицу продукции при оптимальном  и фактическом производстве и структура полной себестоимости при оптимальном и фактическом выпуске продукции. При анализе затрат на единицу продукции можно заметить, что с ростом объема производства затраты на единицу продукции не снижаются.

       Далее мы определили целесообразность увеличения объёма выпуска продукции сверх  оптимальной величины. В результате получили, что с увеличением производства до 3000 шт. в месяц (оптимистический  вариант) полная себестоимость продукции увеличивается за счет затрат на сбыт, стоимость покупных изделий и сырья, материалов и за счёт снижения затрат на производство. Но в то же время это ведет к росту прибыли. Рентабельность составляет 42%.

       В разделе «Выбор поставщиков» мы провели экономическую оценку перехода предприятия на поставку компрессоров из других источников, просчитали шесть возможных вариантов и пришли к выводу, что наиболее выгодным для ОАО «ДОМ» является сотрудничество с прежними поставщиками (из Тулы и Ярославля). Мы сделали такой вывод после оценки и сравнения возможной себестоимости, выручки и прибыли при различных вариантах поставки. То есть, даже, несмотря на неритмичность поставок и простои, для нашего предприятия выгоднее закупать компрессоры того же качества, но по более низкой цене и с наименьшими транспортными издержками, что и подтвердил расчет рейтинга.

Информация о работе Оптимизация материального потока на предприятии