Организация закупок материально-технических ресурсов в условиях функционирования системы KANBAN

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 20:38, курсовая работа

Описание

Главной целью курсовой работы является изучение логистических систем, а также рассмотрение системы функционирования различных карточек «канбан» в системе «точно в срок»

Содержание

Введение 3
1.Сущность, цели и задачи закупочной логистики 4
2. Механизм функционирования закупочной логистики 7
2.1 Традиционная система снабжения. 7
2.2 Системы оперативного снабжения. 8
3. Система «канбан» - в организации производства по принципу «точно вовремя» 10
3.1. Традиционная система производства и система «точно в срок» 24
3.2 Насколько окупается внедрение системы «точно в срок» 26
4. Проектная часть 28
Заключение 43
Литература 44
Приложение 45

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Канбан. Ильязова(лит неправ).docx

— 335.84 Кб (Скачать документ)

     

     Рис.3.3. Сигнальные карточки «канбан»

     Для описания партий изделий, поступающих, например, из литейного, кузнечного или  прессового цехов, используются сигнальные карточки «канбан». Сигнальная карточка прикрепляется к контейнеру с  партией изделий. Если детали из контейнера взяты до уровня, обозначенного прикрепленной  карточкой, то начинает действовать  заказ на их пополнение.

     Существует  два типа сигнальных карточек: треугольная  и прямоугольная. Треугольная карточка на рис. 3.3 означает заказ на изготовление панелей для 500 левых дверей на прессе № 10 после того, как все панели кроме лежащих на двух нижних лотках контейнеров, к которым прикреплены карточки, будут использованы.

     Иными словами, заказ возобновляется, когда  остается два нижних лотка или 200 панелей. Треугольные карточки изготавливаются  из листового металла, и поэтому  достаточно тяжелые.

     Прямоугольная сигнальная карточка «канбан» называется «карточкой-требованием на отпуск материала». В прямоугольной карточке указано, что для штамповки панелей  левых дверей со склада № 25 должно быть отобрано 500 листовых заготовок после  того, как панели дверей в двух контейнерах  поступят на сборочный конвейер. В  данном случае заказ возобновляется, когда в контейнере остается три  лотка с панелями.

     На  рис. 3.4 приводится классификация основных видов карточек «канбан».

     

     Рис.3.4. Классификация основных видов карточек «канбан» 

 

     

     КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ КАРТОЧЕК «КАНБАН»

     На  рис. 3.5 показано, как применяются карточки отбора и заказа.

     

     Рис. 3.5.Этапы движения двух типов карточек «канбан»

     Проследим все этапы движения карточек «канбан».

     • 1. Водитель автопогрузчика с вилочным захватом прибывает к месту складирования  деталей (складу А) на предшествующем участке. У него имеется необходимое количество карточек отбора и пустые контейнеры. Он направляется к складу А только в том случае, если на его пункте отбора скопилось установленное  количество присланных через диспетчера карточек или наступило установленное  время поездки.

     2. Когда водитель последующего  участка забирает детали в  месте складирования А, он снимает  карточки заказа, которые были  прикреплены к контейнерам (причем  к каждому контейнеру или ящику  прикрепляется отдельная карточка  «канбан»), и оставляет их на  приемном пункте сбора карточек  данного производственного участка.  Привезенные с собой пустые  контейнеры водитель оставляет  в том месте, которое укажут  ему работающие на данном участке.

     3. На место каждой снятой с  контейнера карточки заказа он  прикрепляет привезенную с собой  карточку отбора. При этом он  внимательно сравнивает обе карточки.

     4. Когда начинается обработка доставленных  с предыдущего участка изделий,  карточки отбора с освобождающихся  контейнеров должны быть доставлены  на пункт сбора карточек отбора  этого участка.

     5. На предшествующем участке привезенные  водителем карточки заказа забираются  с приемного пункта сбора карточек  «канбан» в строго определенное  время (или же когда произведено  строго определенное количество  деталей) и оставляются на пункте  сбора карточек производственного заказа этого участка в той же последовательности, в какой их снимал водитель с контейнеров с готовыми изделиями на месте складирования А.

     

     Рис.3.6. Кругооборот карточек «канбан» и изделий

     6. Производство деталей на предыдущем  участке ведется в соответствии  с последовательностью получения  этих карточек заказа.

     7. Карточки «канбан» сопровождают  изготовляемые на предыдущем  участке изделия на всех технологических  стадиях этого участка.

     8. Когда изделие, деталь или узел  готовы, их вместе с карточками  заказа помещают на месте складирования  А, чтобы водители погрузчика  с последующего участка могли  вновь забрать их в любое  время.

     Такое движение двух карточек «канбан» должно быть непрерывным на всех стадиях. В  результате каждый производственный участок  будет получать все необходимые  детали и узлы в нужное время и  в требуемом количестве, и таким  образом будет воплощен идеальный  вариант системы «точно вовремя». Цепочка движущихся таким образом  карточек «канбан» будет способствовать сбалансированности производственных процессов на всех технологических  стадиях изготовления продукции  в соответствии со штучным временем выпуска (рис. 2.6) изделий на сборочной  линии.

     ДВА МЕТОДА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  КАРТОЧЕК ЗАКАЗА

     Первый  метод использования карточек заказа «канбан» показан на рис. 3.7. Этот метод предусматривает движение нескольких карточек заказа, каждая из которых соответствует емкости контейнера. Производственный процесс начинается со снятия карточек с контейнера. Когда производятся разнообразные узлы и изделия, карточки заказа циркулируют так, как показано на рис.3.7. Здесь также показаны картотеки на пункте сбора карточек заказа «канбан» и маркировочные ярлыки на складе готовой продукции.

     Другим  методом является использование  единой сигнальной карточки (см. рис. 3.3) для всех типов контейнеров. Например, в прессовом цехе количество штамповок огромно и скорость их обработки так велика, что целесообразно использовать по одной сигнальной карточке «канбан» на все типы контейнеров или стеллажей.

     Сигнальные  карточки прикрепляются к краю контейнера. В местах складирования он ставится на место, означающее необходимость  возобновления заказа. Когда на складе кончаются заготовки и пустые контейнеры увозят, сигнальная карточка перемещается на диспетчерский пункт  по возобновлению заказов, а когда  она попадает к диспетчеру, участок  приступает к исполнению заказа. В  соответствии с системой управления производством при помощи заказов, когда время возобновления заказа и размер партии продукции задаются сборочным конвейером, отпадает необходимость  в ежедневных производственных заданиях и контроле за их выполнением. Единственное, что надо контролировать, — это  время прохождения заказов. Время  рассчитывается автоматически при  использовании треугольной карточки, по которой заказываются детали, и  четырехугольной, по которой делается заявка на материалы.

     Если  на каком-то участке производится несколько  деталей, по треугольным карточкам  «канбан» можно определить, какая  деталь должна изготовляться первой.

     У некоторых субподрядных компаний и  на фирме «Тоёта» треугольные  карточки используются в качестве вспомогательных  к обычным четырехугольным карточкам  заказа. В этом случае к каждому  ящику с деталями полагается своя карточка заказа, и одновременно треугольные  карточки размещаются в ячейках  на пункте возобновления заказов.

     ПРАВИЛА «КАНБАН»

     Для реализации принципа «точно вовремя» с помощью карточек «канбан» необходимо соблюдать ряд правил.

     Правило 1. Последующий технологический этап должен «вытягивать» необходимые изделия  с предшествующего этапа в  необходимом количестве, в нужном месте и строго в установленное  время.

     Если  один руководитель, ответственный за производство, захочет в одиночку внедрить систему «канбан» на предприятии, его положение будет настолько  шатким, что он не сможет в одиночку реализовать даже правило 1. Чтобы  применить это правило, администрация  фирмы должна убедить в необходимости  его неукоснительного соблюдения всех рабочих и перестроить всю  цепочку производства, транспортировки  и материальных потоков. Это решение, возможно, будет встречено большим сопротивлением, так как правило 1 требует полной перестройки традиционной системы производства.

     Правило 1 имеет следующие дополнения:

     - любое перемещение изделий без  карточек «канбан» запрещается;

     - любой отбор, превышающий количество  карточек «канбан», запрещается;

     - количество карточек «канбан»  должно всегда строго соответствовать  количеству продукции.

     Следует отметить, что для внедрения системы  «канбан» в производство должны быть созданы следующие предпосылки: сбалансированность производства, новая  организация технологических процессов  и их стадий и нормирование работ.

     Сбалансированность  производства, или слабоколеблющаяся  дневная выработка продукции, является необходимым условием снабжения  всех технологических этапов небольшими партиями комплектующих изделий  и материалов. Это является наиболее важным обстоятельством при реализации правила 1. Например, если система «канбан» будет применяться только для  получения продукции от поставщиков  при отсутствии сбалансированности на собственных производственных линиях, «канбан» превратится в весьма опасное  средство и его первоначальная цель утратит свое значение. Фирмам-поставщикам  придется иметь большие запасы продукции, а следовательно, и дополнительное оборудование и «свободную» рабочую  силу, чтобы удовлетворить постоянно  меняющийся спрос со стороны фирм - потребителей их продукции. Однако, даже применяя правило 1, безукоризненного действия системы «точно вовремя» добиться нелегко, потому что «канбан» сама по себе представляет лишь средство оперативного управления информационными и материальными  потоками на предприятии. Поэтому, прежде чем приступить к оперативному управлению производством с помощью карточек «канбан» на всем предприятии, необходимо заранее ввести сквозное планирование процессов производства. Для этого  на фирме «Тоёта» ежемесячно доводится  до сведения каждого цеха и каждого  поставщика производственный план на следующий месяц по номенклатуре и количеству изделий, чтобы они  в свою очередь могли заранее  рассчитать свое штучное время, потребности  в рабочей силе, материальных запасах, а также внести необходимые изменения  в производственные процессы и т.п. На основе подобных всеобъемлющих планов по всем производственным процессам  на предприятии можно начать применять  правило 1.

     В связи с методами отбора деталей  по системе «канбан» следует упомянуть  о двух ее особенностях. На фирме  «Тоёта» существуют две системы  заказа продукций с предшествующих стадий и участков: с постоянным объемом партии, но с разной периодичностью поставки, и с постоянной периодичностью поставки, но с разными объемами партии. Сейчас рассмотрим два примера  отбора: метод отбора и поставки партии из различных деталей постоянного  количества и метод поставки через  регулярные отрезки времени по замкнутому маршруту со смешанной загрузкой.

     Автопогрузчик - «Юла». Водяной жук — насекомое, крутящееся юлой по водной поверхности. Водителя автопогрузчика на заводе «Тоёта»  также зовут «водяным жуком», так  как он все время курсирует  между участками. Например, когда  необходимо забрать детали, нужные для сборки небольшой партии приводов подачи топлива (5 шт. составляют партию), водитель объезжает различные складские  помещения на производственных участках механической обработки и берет  детали, требуемые для производства партии приводов. Транспортирование  деталей автопогрузчиком-«Юлой» представляет собой пример отбора постоянных по объему партии деталей.

     Система снабжения с постоянной периодичностью поставок по замкнутому маршруту со смешанной  загрузкой. Этим методом пользуются внешние поставщики фирмы. Поскольку  речь идет о получении деталей  от фирм-поставщиков, доставка осуществляется самими этими фирмами. Соблюдение сроков поставки деталей особенно важно, поскольку  продукция комплектуется небольшими партиями, которые поступают через  небольшие промежутки времени.

     Например, четыре поставщика комплектующих изделий  фирмы А, В, С и D, расположенные  в одном районе, должны доставлять свою продукцию иа фирму «Тоёта»  малыми партиями четыре раза в день. Хотя такие частые поставки могут  существенно снизить уровень  материальных запасов у поставщика, это практически неосуществимо  для каждого отдельно взятого  изготовителя из-за высоких транспортных издержек.

     Поэтому первая доставка деталей - к 9 ч утра может быть выполнена поставщиком  А, который на своем транспорте одновременно доставит и детали фирм В, С и D. Аналогично может поступить и фирма, которая  обеспечивает доставку продукции к 11 ч утра своей продукции и  продукции фирм А, С и D. Третью доставку продукции всех четырех поставщиков  осуществит фирма С к 14 ч. В этом и заключается идея снабжения  с постоянной периодичностью поставки по круговому маршруту со смешанной  загрузкой транспорта.

Информация о работе Организация закупок материально-технических ресурсов в условиях функционирования системы KANBAN