Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:26, курсовая работа
В сегодняшней ситуации значительное большинство отечественных организаций начинают свою деятельность от товара, который они могут добыть. Вместе с тем неожиданно быстро многие интенсивно развивающиеся фирмы начинают уделять все большее внимание проблеме клиента, вплоть до появления соответствующих проработанных маркетинговых программ, построенных в хороших традициях клиент-ориентированного подхода.
ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ФОРМИРОВАНИИ РЕКЛАМНЫХ ОБРАЗОВ
1.1 Когнитивный компонент рекламного воздействия
1.2 Эмоциональный аспект рекламного воздействия
1.3 Поведенческий компонент рекламного воздействия
1.4 Установки и стереотипы в рекламной практике
1.5 Структура потребностей и мотивы с позиций рекламного дела
1.6 Анализ мотивов и его использование в рекламе
2. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ СРЕДСТВ РЕКЛАМЫ
2.1 Психотехнология рекламного текста
2.2 Психология звука. Аудиостиль
2.3 Психология света в рекламе
2.4 Психология цвета
2.5 Психология формы в рекламе
3. СУГГЕСТИВНЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ В РЕКЛАМЕ
3.1 Психоаналитически ориентированные подходы
3.2 Гипнотический подход
3.3 Подход нейролингвистического программирования (NLP)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологи
с помощью специальных
Человек воспринимает рекламу согласно "закону краткости", который является базовым в психологии восприятия. Например, даже неправильная или неполная окружность воспринимается человеком все равно как "окружность", а не последовательность дуг. И этот процесс происходит в мозгу человека автоматически. С точки зрения рекламиста это значит, что если предложить потребителю сильную (логически выдержанную) рекламу (совокупность элементов), то потом достаточно будет представить лишь какой-то ее элемент и потребитель сам вспомнит или додумает остальное. Ведь иногда люди смеются, услышав лишь одну фразу из анекдота, который они знают.
Важнейшим
свойством восприятия выступает
его направленность, которая в
психологии получила название внимания.
Основными способами
Количество рекламной информации и ее противоречивость, вызванная конкуренцией, столь велики, что потребитель просто не в силах воспринимать все подряд и в полном объеме. Исследования показали, что из сотни рекламных объявлений, обрушивающихся ежедневно на человека, он усваивает едва ли не треть, и при этом только десятая часть имеет хоть какой-то шанс повлиять на поведение покупателя. Следовательно, бессознательно человек тщательно отбирает поступающую информацию. На каких же рекламных объявлениях задерживается внимание человека? Он видит и слышит лишь то, что ему правится или что, его пугает, настораживает, или его внимание возрастает по мере того, как он все более вовлекается в процесс выбора.
Память является важным психическим процессом, имеющим прямое отношение к рекламной деятельности вообще и эффективности рекламы в частности. Памятью называют процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения (припоминания или узнавания) того, что человек раньше, воспринимал, переживал или делал.
Исследованиями
установлено, что человек запоминает
быстрее, прочнее то, с чем связана
его дальнейшая деятельность, есть
с будущим, со своими задачами, а
также то, к чему у человека имеется
выраженный интерес. Поэтому наиболее
эффективной оказывается
Видов
памяти множество - двигательная, эмоциональная,
словесно-логическая, сенсорная (зрительная,
слуховая, тактильная, обонятельная, осязательная),
образная, механическая, логическая, кратковременная,
долговременная, произвольная, непроизвольная
и др. Все они, так или иначе,
вовлечены в процесс восприятия
и переработки рекламной
Противоположен запоминанию процесс забывания. Забывание может происходить через некоторое время при отсутствии повторения (угасание), под воздействием новой информации (интерференция), в результате заболевания (амнезия) и в ряде других случаев.
Исследование взаимосвязи долговременной памяти с рекламным сообщением очень важно, ибо от момента восприятия рекламы до момента покупки товара может пройти значительное время.
Считается, что основная проблема, связанная с запоминанием рекламы, состоит в том, что естественный процесс - не запоминание, а, наоборот, забывание.
Существуют
некоторые психологические
Основным и широко используемым способом добиться запоминания является повторение. Чтобы реклама привела к желаемому эффекту, она должна быть воспринята неоднократно.
Этому
способу присуща серьезная
Многолетний опыт работы рекламистов позволяет выделить основные методы стимулирования запоминания рекламы без надоедания:
В зависимости от креативности (уровня творчества) рекламного содержания период запоминаемости колеблется от 1 до 2 недель и до нескольких лет. Считается, что интервал между рекламными обращениями нужно удлинять постепенно, но не более чем до 2 месяцев.
Следующим важным психическим процессом, имеющим непосредственное отношение к восприятию рекламы, является мышление. Мышление - это обобщенное отражение в сознании человека предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях. Основные свойства мышления сводятся к следующему:
Существует множество видов мыслительных операций, таких, как сравнение, абстрагирование (отвлечение), конкретизация, анализ, синтез, обобщение, установление аналогий, ассоциирование, суждение, умозаключение и другие. Все они активно используются в рекламе, особенно ассоциации
Большое влияние на восприятие информации и на покупательское поведение имеет объем или количество информации. Известно, что избыток информации в рекламе, так же как и ее недостаток, отрицательно влияет на приобретение товара.
Таким
образом, активизация познавательной
потребности - мощный психологический
фактор в рекламе. Реклама задает
вопрос, стремясь создать незавершенный
образ, вызвать познавательную потребность.
Тогда предлагаемый ответ всегда
содержит информацию о достоинствах
рекламируемого товара. По данным психологических
исследований, около 80% всех людей испытывают
сильный дискомфорт в случаях
незавершенности возникающего в
их сознании образа.
1.2
Эмоциональный аспект
рекламного воздействия
Аффективный (эмоциональный) компонент рекламного воздействия определяет эмоциональное отношение к объекту рекламной информации: относится ли к нему субъект с симпатией, антипатией, нейтрально или противоречиво.
Исследование психологических аспектов рекламной деятельности предполагает анализ таких ее сторон, которые вызывают у человека эмоционально окрашенное отношение к рекламе и к самому товару, формирующее в конечном счете желание или нежелание купить его.
Эмоциями называют такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое субъективное отражение различные состояния организма человека. Эмоции всегда носят личный, субъективный характер2.
В психологии считается, что многочисленные человеческие эмоции могут быть описаны несколькими базовыми составляющими: любовь, радость, счастье, удивление, печаль, страдание, страх, гнев, ярость, отвращение, презрение, вина и др. Они выражаются во множестве индивидуальных особенностей. Например, проявление ярости или страха у одного происходит совсем иначе, чем у другого. Таким образом, непосредственное переживание действующих на индивида явлений и ситуаций осуществляется в многообразии форм эмоциональных переживаний, которые откладываются в эмоциональной памяти. На эмоциональную память сильное воздействие оказывает яркость впечатлений.
Как
известно, у людей, помимо зрительной,
очень устойчивой, является память
эмоциональная, которая работает по
принципу: приятно - неприятно, понравилось
- не понравилось. Рекламные материалы
неизбежно навевают неосознаваемые
эмоциональные образы. В соответствии
с психосемантическими шкалами
эмоциональный образ фирмы
Установлено,
что эмоциональная память намного
сильнее, чем другие виды памяти, воздействует
на принятие решения, то есть на покупательское
поведение человека. Специалисты
считают, что симпатия к товару пропорциональна
симпатии к рекламной информации.
Все, что человека окружает, вызывает
у него определенные эмоции. Именно
в эмоциональной форме
Эмоции
могут быть положительными и отрицательными.
Положительные эмоции стимулируют
субъект достичь цели, отрицательные
- избегать объектов, вызывающих неприятные
состояния. Нередко рекламные объявления,
которые создаются без учета
эмоциональных реакций
Замечено,
что в ряде случаев рекламное
сообщение строится на смягчении
или подавлении чувства вины, испытываемой
потребителями при покупке
Серьезную работу приходится вести рекламным агентствам по преодолению внутренних эмоциональных антипатий. Нередко это связано с проведением достаточно глубоких психологических исследований.
Так было, например, исследованиями страха перед воздушными катастрофами, установлено, что люди не столько боятся своей смерти, сколько реакции семьи на их гибель. В результате авиакомпании стали изображать на своей рекламе маленькую женщину и текстом рекламы убеждающим, что самолетом ее муж скорее вернется к ней.
Причиной антипатии к готовому (быстрорастворимому) кофе оказалась ассоциация с ленивой хозяйкой, не желающей готовить кофе. Отрицательные эмоции были преодолены, когда вместо таких свойств, как "эффективный", "быстрый", "экономный" и т.п., стали подчеркивать в рекламе свойства кофе как изысканного продукта и показывать, как его подают в романтических обстоятельствах.