Семиотика рекламной коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:26, курсовая работа

Описание

В сегодняшней ситуации значительное большинство отечественных организаций начинают свою деятельность от товара, который они могут добыть. Вместе с тем неожиданно быстро многие интенсивно развивающиеся фирмы начинают уделять все большее внимание проблеме клиента, вплоть до появления соответствующих проработанных маркетинговых программ, построенных в хороших традициях клиент-ориентированного подхода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ФОРМИРОВАНИИ РЕКЛАМНЫХ ОБРАЗОВ
1.1 Когнитивный компонент рекламного воздействия
1.2 Эмоциональный аспект рекламного воздействия
1.3 Поведенческий компонент рекламного воздействия
1.4 Установки и стереотипы в рекламной практике
1.5 Структура потребностей и мотивы с позиций рекламного дела
1.6 Анализ мотивов и его использование в рекламе
2. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ СРЕДСТВ РЕКЛАМЫ
2.1 Психотехнология рекламного текста
2.2 Психология звука. Аудиостиль
2.3 Психология света в рекламе
2.4 Психология цвета
2.5 Психология формы в рекламе
3. СУГГЕСТИВНЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ В РЕКЛАМЕ
3.1 Психоаналитически ориентированные подходы
3.2 Гипнотический подход
3.3 Подход нейролингвистического программирования (NLP)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 91.56 Кб (Скачать документ)

 

      2.2 Психология звука.  Аудиостиль 

     "Визитная  карточка" компании, то есть ее  лицо, обращенное к обществу (клиентам, потребителям, партнерам, властям,  критикам т.п.), складывается из  многих составляющих - от графической  концепции фирменного стиля до  запаха дезинфицирующего средства  в туалете. Отнюдь не последнюю  роль в формировании имиджа  компании играет и звуко-музыкальная  сторона. Ее владения простираются  от музыки, запрограммированной  для звучания в телефонной  трубке в режиме "hold", до широкомасштабных  спонсорских акций в области  культуры. Звуковой образ компании, иначе говоря, то, что специалисты  называют аудиостилем10, представляет  собой реально существующее явление,  и рекламные агентства или  отделы крупных компаний так  или иначе вынуждены заниматься  его разработкой. 

     Несмотря  на то, что посредством слуха человек  воспринимает всего около 20% поступающей  к нему информации, звук - это именно тот фактор, воздействия которого человек не может избежать. Так  можно не смотреть на экран телевизора во время рекламной паузы или  вообще уйти в другую комнату, но не возможно при этом не слышать звукового  ряда (текстового или музыкального); либо во время презентации или  коктейля можно за деловой беседой  проигнорировать фигуры из воздушных  шариков на потолке или особенности  сервировки стола, но невозможно избежать "ненавязчивого" музыкального фона. И в том и другом случае звукомузыкальный ряд воздействует на реципиента на подсознательном уровне. Именно поэтому  и заказчик, и разработчик аудиостиля должны достаточно отчетливо представлять себе, что именно должен в той  или иной ситуации услышать реципиент (какой стиль, жанр, какая музыка, в каком характере, с каким  текстом и т.п.).

     Музыка (и звук вообще) является мощным средством  воздействия на сознание и подсознание  человека, на его поведенческие моменты  и, через это, даже на определенные социальные процессы.

     Разработка  аудиостиля компании лежит в точке  пересечения многих дисциплин, главным  образом, музыковедения, психологии и  рекламы. К сожалению, психологический  аспект звука продолжает оставаться "закрытой книгой" для большинства  отечественных рекламистов11, поэтому  даже те немногие из них, кто уже  всерьез задумывается над необходимостью разработки аудиостиля, не могут предложить своим клиентам ничего сложнее концепции "банкирам - классику, торговцам - попсу".

     Аудиостиль  компании состоит из двух основных компонентов - стабильного и мобильного. Стабильный компонент представляет собой совокупность звукомузыкальных единиц, создающих цельный устойчивый звучащий образ компании; мобильный  компонент - это мероприятия и  акции, проводимые компанией.

     Основой стабильного компонента аудиостиля компании может служить определенное музыкальное произведение или специально написанная композиция, непосредственно  ассоциирующаяся с компанией  либо с определенным брендом, торговой маркой, типом продукции, личностью  руководителя и т.п. Эта композиция, в свою очередь, состоит из достаточно самостоятельных элементов, которые  могут быть использованы по отдельности. К ним относятся:

  • общий характер звучания (sound) - тембровые, фактурные, жанровые, стилевые моменты;
  • определенное, хорошо узнаваемое, мелодическое построение ("песенка"), возможно связанное с рекламным слоганом или текстом, либо озвученным названием компании, бренда и т.п.;
  • вычлененный из этого построения краткий мотив, используемый в качестве "позывных" в различных ситуациях (в кратких рекламных роликах на радио и телевидении, для привлечения внимания к объявлениям в магазине, метро и т.п.)

     Построение  музыкального ряда фирменных мероприятий (презентаций, праздников, деловых и  научно-практических конференций, выставок и т.п.) - не менее важная и сложная  задача, чем разработка аудиостиля в целом. К примеру, при необходимости  подчеркнуть стабильность фирмы  и престиж проводимого мероприятия  обычно используется "классическая" музыка, так как классическое искусство  является символом (и синонимом) крепких  традиций, устойчивости, богатства  и блеска. Негромкая динамика и  не привлекающий внимание тип выразительности  используется при необходимости  создания музыкального фона для данного  мероприятия. 

     2.3 Психология света  в рекламе 

     Освещение - это четвертое измерение архитектуры - является сильнейшим инструментом для  создания желаемой атмосферы, и не только ее. Осветительные приборы как  элементы декоративного оформления входят в оборудование всего, что  рекламирует товар. Тип и количество светильников зависят в каждом конкретном случае от площади поверхности, вида и потребностей объекта освещения.

     Каковы  бы ни были сочетания осветительных  элементов (будь то общее освещение, специальное или в виде плотного пучка), на которые падет окончательный  выбор дизайнера, предпочтение должно быть отдано приборам, не вызывающим обесцвечивания и не создающим теневых участков (нейтральным). Только таким образом  можно обеспечить создание так называемых "оазисов" света и тени, которые  способствуют показу товара "в более  выгодном свете" и делают приятным пребывание в помещении.

     Учитывая, что 80% информации, получаемой человеком, воспринимается им при помощи зрения, необходимо обеспечить обильное освещение  объекта.

     Установлено: чем слабее источник света, тем гуще вызываемая им тень, результатом чего является утомление посетителя в  его стараниях рассмотреть светлые  и затемненные стороны рекламируемое  товара.

     Психологическое значение имеют: нужный оттенок освещения, источники освещения, распределение  света в помещении.

     Психологи полагают, что свет бросает вызов, свет призывает к действию. Оттенок  освещения также имеет огромное значение, вызывая у человека различные  настроения,

     В любом случае необходимо руководствоваться  принципом, который заключается  в том, что в расчет принимается  угол зрения покупателя, а не продавца. Освещение должно быть таким, чтобы  покупателю с первого же взгляда  была видна полезность товара, и  становились явными их преимущества по сравнению с конкурентными  товарами. 

     2.4 Психология цвета 

     В разных культурах даже основные цвета  часто наделяются разными смыслами, что значительно усложняет задачу столь желанной унификации цветового  оформления конкретной рекламной продукции. При продвижении товара в различные  регионы, особенно при разработке упаковок, этикеток, необходимо находить компромиссные  решения, адекватно воспринимаемые потребителями и приемлемые в  максимально широком географическом пространстве.

     Оптимизация цветового представления товара - одна из серьезных проблем, возникающих  при разработке, прежде всего, мегабрендов. Особенно остро она встает перед  отечественными производителями, если принять во внимание уникальное многообразие социо-демографических, психографических и культурных различий у населения  России. Отечественному рекламисту приходится находить ответы на целый ряд вопросов. Например, как воздействует цвет на потребителей рекламной информации? Как его воспринимает массовое сознание в отдельных странах, регионах, национальных интеграциях?

     Психологами установлено, что уравновешенная в  цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает  и улучшает общение людей между  собой. Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное  состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека.

     Как показывают специальные исследования, 80% цвета и света "поглощаются" нервной системой и только 20% - зрением.

     Между цветовым решением рекламы и естественным восприятием человека существует определенная зависимость. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные  ассоциации.

     Когда видишь хорошие рекламные фильмы, листаешь буклеты, разглядываешь плакаты, непременно обращаешь внимание на выразительность  цветовых и пространственных решений. Все продумано до мелочей. Все  очень красиво, все работает на цель - привлечь внимание, заинтересовать рекламируемым  товаром. Цвет и форма эмоционально воздействуют на человека.

     Специалисты исследовали влияние цвета на восприятие человека, ассоциации, вызываемые им в национальных средах разных стран. Оказалось, например, что цвет означает или символизирует:

  • красный: в Америке - любовь, в Китае - доброту, праздник, удачу, в России - высокую активность, агрессию, борьбу, в Индии - жизнь;
  • желтый: в Америке - процветание, в России - солнечность и разлуку; в Сирии - траур, смерть, в Индии - великолепие, в Бразилии - отчаяние;
  • зеленый: в Америке - надежду, в Китае - роскошную жизнь, в Индии - мир и надежду;
  • голубой: в Америке - веру, в Индии - правдивость, в Китае - один из траурных цветов;
  • синий: в России - ночной покой;
  • фиолетовый: в Индии - печаль и утешение, в Бразилии - печаль;
  • белый: в Америке - чистоту и мир, в Китае - подлость, опасность, траур: в Европе - молодость;
  • черный: в Америке - символизирует сложную, чрезвычайную ситуацию, в Китае - честность.

     Огромное  внимание влиянию цвета на восприятие человека и его психическое состояние  уделял швейцарский психолог Макс Люшер. Он установил, что определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции. Например, желто-красные тона создают чувство взволнованности, возбуждения. Синие, серые цветовые тона, напротив, действуют успокаивающе.

     Черный  или серый цвет обладает значением  изысканности, культурности. Он как  бы противостоит всей гамме "вульгарных красок"12. Но одновременно все активнее выступает яркий цвет как знак эмансипации, каникул, свободы. Цвет становится важным элементом общего решения  внешнего вида вещи и ее рекламного образа. Краски соотносят друг с  другом и со средой и именно это  имеют в виду, когда говорят  об их "функциональности".

     В ряде европейских стран все более  отчетливо усиливается противостояние табачной и алкогольной рекламе, в том числе и путем ограничения  цветовых решений. Известны случаи, когда  законодательным порядком табачная и алкогольная реклама допускается  исключительно в черно-белом цветовом оформлении.

     В перечислении возможных вариантов  покупательского поведения крупный  шрифт красного или голубого цвета  на белом фоне будет описывать  желательное поведение, а мелкий черный шрифт в том же ряду - нежелательное.

     Сточки  зрения психологической эффективности  наиболее удачны желтый, бирюзовый, сине-фиолетовый и рубиновый цвета.

     Считается, что у всех цветов есть дополнительные свойства, присущие им от природы либо приписываемые образом, в котором  они используются. Ниже приведены  некоторые медицинские, физиологические  и психологические характеристики цвета:

  • красный: теплый и раздражающий, стимулирует мозг, символ опасности и запрета, показывает деятельный настрой. "Уменьшает" поверхность, окрашенную в этот цвет, и создает/чрезмерную напряженность. Красный выбирают люди эмоциональные, влюбчивые, сексуальные. На малых поверхностях может сочетаться с бирюзовым или серым;
  • оранжевый: жизнерадостный, импульсивный, учащает пульс, создает чувство благополучия, свидетельствует о реализме. Его теплота, часто в сочетании с синим как дополнительным цветом, делает его приемлемым на небольших поверхностях, особенно для такой "холодной" по своей природе продукции, как инструменты, машинное оборудование и т.п.;
  • желтый: стимулирует мозг, привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. Желтый, оранжевый цвета выбирают жизнерадостные, импульсивные люди. Яркость этого цвета вызывает нарушение психического равновесия, поэтому его не рекомендуется использовать на больших поверхностях и лучше применять в сочетании с зеленым;
  • зеленый: успокаивает, снимает боль, усталость, уравновешивает, олицетворяет свежесть и естественность. Зеленый выбирают люди способные и уравновешенные. Сам по себе вызывает ощущение "обделенности" и создает вялую атмосферу, поэтому должен использоваться в сочетании с белым или синим;
  • голубой: антисептичен, эффективен при невралгических болях;
  • синий: создает внутреннюю силу и гармонию. Синий выбирают люди меланхоличные и разочарованные. Свежесть этого цвета в сочетании с его успокоительным влиянием помещает его в ряд желательных цветов, поскольку он разряжает стресс;
  • фиолетовый: действует на сердце, легкие, кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани, "примиряет" чувства между собой. Фиолетовый выбирают люди, жизни которых наблюдается период неустойчивости;
  • белый: символизирует чистоту. Для него характерно "самоустранение" его собственной силы, поэтому его лучше использовать в сочетании с синим, красным или зеленым,
  • коричневый; вызывает ощущение стабильности и реалистическое настроение. Коричневый выбирают люди, находящиеся в периоде стабильности, но не желающие ничего менять (консервативные);
  • черный: символизирует изящество;
  • розовый: ощущение слабости, пустоты, а часто и слащавости;
  • светло-зеленый: придает холодность окружающей среде.

Информация о работе Семиотика рекламной коммуникации