Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:26, курсовая работа
В сегодняшней ситуации значительное большинство отечественных организаций начинают свою деятельность от товара, который они могут добыть. Вместе с тем неожиданно быстро многие интенсивно развивающиеся фирмы начинают уделять все большее внимание проблеме клиента, вплоть до появления соответствующих проработанных маркетинговых программ, построенных в хороших традициях клиент-ориентированного подхода.
ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ФОРМИРОВАНИИ РЕКЛАМНЫХ ОБРАЗОВ
1.1 Когнитивный компонент рекламного воздействия
1.2 Эмоциональный аспект рекламного воздействия
1.3 Поведенческий компонент рекламного воздействия
1.4 Установки и стереотипы в рекламной практике
1.5 Структура потребностей и мотивы с позиций рекламного дела
1.6 Анализ мотивов и его использование в рекламе
2. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ СРЕДСТВ РЕКЛАМЫ
2.1 Психотехнология рекламного текста
2.2 Психология звука. Аудиостиль
2.3 Психология света в рекламе
2.4 Психология цвета
2.5 Психология формы в рекламе
3. СУГГЕСТИВНЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ В РЕКЛАМЕ
3.1 Психоаналитически ориентированные подходы
3.2 Гипнотический подход
3.3 Подход нейролингвистического программирования (NLP)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенно часто негативные эмоции вызывает многократно, слово в слово повторяющаяся реклама на радио или телевидении (особенно на радио). Психологически очень тяжело постоянно слышать одно и то же. Однообразие надоедает, возникает желание переключиться на другую волну или вообще выключить радиоприемник.
Весьма неприятный эмоциональный эффект получается от рекламы, рассчитанной на непонятливого человека.
Безусловно,
положительные эмоции вызывает юмор.
Чувство юмора - одно из наиболее специфических
чувств, которые способен переживать
человек. Однако применение юмора в
рекламе - дело весьма тонкое, нередко
деликатное. Пользоваться юмором в
рекламе рекомендуется
Для проверки эмоциональной эффективности рекламного сообщения нужно представить себе это сообщение и определить, как к нему будут относиться люди с различными психологическими характеристиками, будет ли он им приятен. В психологии хорошо известно явление, называемое проекцией, когда люди приписывают окружающим свое собственное отношение к чему-либо. Сказанное особенно характерно для творческих личностей, которыми, безусловно, являются рекламисты-креаторы.
Создавая нечто оригинальное, креатор часто переживает состояние эмоционального подъема, восхищения удачной находкой. При этом он не всегда осознает, что результат его творческой деятельности многим людям может просто не понравиться.
Решение
проблемы современная психология видит
в том, что индивидуальное творчество
в рекламе не должно противоречить
задаче расширения рынка потребителей.
Это означает, что реклама эмоционально
должна привлекать людей, а не отталкивать.
Сегодня во многих западных странах
наблюдается тенденция
Что касается рекламных кампаний в России, то проведенные исследования дают основания предположить, что рекламисты и СМИ не всегда учитывают психологическую структуру восприятия рекламы российскими потребителями, и прежде всего эмоциональную сферу. Информационная среда перенасыщена повторяющейся однообразной рекламой, что вызывает у потребителя закономерное желание избегать ее воздействия, ее навязчивого проникновения в индивидуальное информационное пространство человека.
Между когнитивным и эмоциональным компонентами может возникать противоречие, которого быть не должно. В противном случае реклама окажется психологически неэффективной. Например, иногда встречаются рекламные плакаты, а также рисунки в газетах, на которых изображается надкушенный многослойный шоколад. С точки зрения когнитивного компонента рекламного воздействия, расчет авторов верен, - это позволит потребителям увидеть начинку товара (то есть получить более полную информацию) и убедиться в преимуществах данного товара. Однако, практика опросов потребителей показала, что вид шоколада со следами зубов не вызывает приятных эмоций и не способствует желанию попробовать данный товар.
Этот
пример показывает, что экспериментально-
1.3 Поведенческий
компонент рекламного
воздействия
Исследование данного механизма предполагает анализ поступков человека, определяемых его покупательским поведением под воздействием рекламы. Поведенческий компонент включает в себя как осознанное поведение, так и поведение на бессознательном, неосознаваемом уровне. На осознаваемом уровне в покупательском поведении проявляются, отражаются мотивации, потребности, воля человека. На неосознаваемом уровне - установки и интуиция человека.
Интересно,
что потребители, как правило, не
хотят признавать, что их действия
в рамках покупательского поведения
- это результат воздействия
Когда говорят, что реклама не способна создавать потребности, что она лишь информирует о товарах, которые могут удовлетворить имеющиеся желания, что право выбора всегда остается за потребителем, это не совсем так.
Несомненно,
однако, что, купив товар и воспользовавшись
им, потребитель поймет, выиграл
он или проиграл. В конечном счете,
товары приобретаются с учетом требований
человека. Однако на определенных этапах
чаще всего это происходит ситуативно,
реклама может сделать многое.
Она действительно способна не только
давать новые потребности в товарах,
но может формировать куда более
сложные психические
Сам по себе вопрос о том, как осуществляется поведение, - в результате сознательного выбора или воздействия извне или сознательного выбора под воздействием извне, этот вопрос довольно сложен, исчерпывающего ответа на него нет. Почему человек приобретает товар: в силу изначальной потребности или под воздействием рекламы? Если в силу изначальной потребности, тогда реклама - всего лишь информационный компас в мире товаров. Если товар приобретается под воздействием рекламы, тогда она создает потребность в товаре, которого человек ранее не видел.
В самом деле, существует ли такая вещь, как "шоколадная потребность" или наличие на рынке такого продукта, как шоколад, есть и условие и причина его потребления. Но если последнее верно, то как люди начинают, производить что-либо, например, шоколад, если в этом нет изначальной потребности?
Проблема действительно сложна. Но несомненно и то, что большинство людей не может, знать, какие виды продукции разрабатываются в настоящее время и появятся на рынке через несколько лет. Это знают только авторы: инженеры-изобретатели, разработчики, художники, дизайнеры и т.д. Правильно было бы сказать, что потребности в конкретных товарах формируются и в процессе восприятия рекламы тоже.
Изначально у людей существуют, будучи даже неосознанными, лишь потребности в общем, неконкретизированном виде (витальные потребности, социальные, потребности в развлечениях, отдыхе и т.д.). Конкретизируются, выражаются они, лишь пройдя через призму сознания, причем варианты возможной "конкретизации", воплощения этих потребностей в желания сильно ограничены тем объемом информации, которым обладает индивид на данный момент времени. Вот эти-то объемы и должна пополнять и расширять реклама, создавая новые "варианты" осознания изначальных потребностей.
Существуют разные взгляды на природу различных способов поведения людей.
С
позиций психоаналитического
Понимание
покупательского поведения с
точки зрения З. Фрейда облегчается
обращением к бессознательному человека
- самой сильной части
Психоаналитическая
модель акцентирует внимание на отношении
людей к вещам и соответственно
рекомендует влиять на это отношение
или изменять его таким образом,
чтобы мотивировать приобретение товара
или услуги. То есть, рекламная кампания
какого-нибудь товара организуется так,
чтобы рекламируемый товар
Отличительной чертой большинства психоаналитических подходов является то, что за основу поведения человека принимается какая-то одна неосознаваемая базовая потребность. У А. Адлера - это компенсация недостатков (не только сексуальных), у К. Хорни - потребность избегать чувства страха, достичь безопасности и т.д.
Управление покупательским поведением, по Д. Скиннеру, также означает влияние на поведение потенциального покупателя.
Метод
Д. Скиннера опирается на сознательное
в психологической природе
Эффективная
реклама должна быть направлен сразу
и на бессознательное, и на сознательное,
то есть и на мысли, и на чувства,
и на отношения, и на поведение
человека. Такой подход изменяет отношение,
видоизменяя поведение. Он воздействует
на покупателя со всех сторон - убеждает,
заставляет, привлекает, вынуждает, увивается,
приказывает исполнять
Наибольшее управление покупательским поведением происходит, когда рекламой занимаются известные дикторы центрального телевидения. Рядовой телезритель воспринимает произносимые им призывы что-либо купить чуть ли не как постановление правительства. Подобного рода выступления не носят характера условности, образ таких людей воспринимается по ассоциации с психологическими установками, которые получал советский человек от партии, правительства через средства массовой информации. Такое явление очень хорошо закрепляется в мозгу на уровне рефлекса.
Общаясь друг с другом, люди ведут себя по-разному. Один держится с достоинством, по всему видно, что он начальник. Невольно хочется уступить ему, согласиться с ним. Другой человек суетится, извиняется, боится, чтобы его не посчитали невежливым, не воспитанным. Первый обладает над вторым властью. Он сильнее, надежнее. Он выглядит так, даже если за ним никого и ничего нет. Второй психологически слабее, уступчивее, его легко переубедить. Первый программирует психику второго. Ведь он уверен в том, что говорит. Он, в принципе, говорит очевидные, само собой разумеющиеся вещи и как бы предлагает другому сделать то же самое. Второго можно легко переубедить, если быть более самоуверенным.
Люди всегда программируют друг друга. Психологически сильный человек подавляет волю психологически более слабого. Особенно сильно это проявляется в политике и в рекламе. Реклама обращается к нам и с нами так же, как это делает человек, уверенный в своих возможностях.
Реклама в целом - это вовсе не только информация, как это может показаться сначала. Реклама - это именно психологическое программирование людей. Так к ней и нужно относиться. В противном случае всегда будет оставаться опасность, что рано или поздно реклама начнет управлять людьми не только в экономической сфере.
Ведь в конечном итоге люди должны купить товар, а не просто узнать о его существовании. Никто не станет тратить огромные деньги только на то, чтобы сообщить о появлении нового товара, надеясь, что его обязательно купят.
Попытки
превратить рекламу из воздействующей
в информирующую в целом
Покупательское
поведение существенно зависит
от целей деятельности потребителя.
По большому счету, реклама будет
способна определять выбор товаров
в той мере, в какой ее содержание
совпадает с целями деятельности
потребителей.
1.4
Установки и стереотипы
в рекламной практике
Как
известно, любая информация, воздействуя
на человека, может создавать у
него социально-психологическую
Действительно,
психологи считают, что любое
воздействие на человека можно рассматривать
с точки зрения теории установки.
Когда оно имеет социальную природу,
то говорят о социально-