Активизация познавательной деятельности учащихся и игра на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание

Цель исследования: обосновать эффективность исследования дидактических игр на уроках русского языка.

Проблема: показать, что в результате систематического использования дидактических игр в учебном процессе у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, активизируется познавательная деятельность.

Содержание

Введение. 4 - 8
Основная часть. 9 - 45
Активизация познавательной деятельности учащихся и игра на уроках русского языка. 9 - 30

1.1.Понятие активности познавательной деятельности учащихся. 9 - 10

1.2.Понятие активизации обучения применительно к урокам русского языка. 11 - 12

1.3. Игра, как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка, ее функции и структура. 13 - 15

1.4. Общая характеристика развивающих игр и упражнений, используемых в учебном процессе. 16 - 18

1.4.1. Игра на уроках русского языка. 19 - 29

2. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. 30 - 45

2.1. Игра со словом на уроках русского языка. 33 - 35

2.2. Дидактические игры на уроках русского языка, направленные на развитие творческих способностей. 36 - 38

2.3. Использование дидактически при изучении фонетики

и графики. 39 - 41

2.4. Использование дидактических игр при изучении

морфологии. 42 - 43

2.5. Изучение дидактических игр при изучении синтаксиса. 44 - 45
Практическая часть. 46 - 50

3. Наблюдение по влиянию игры и игровых приемов на развитие познавательной деятельности детей на уроках русского языка. 46

3.1.Наблюдение за познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка с использованием дидактических игр и игровых приемов при изучении синтаксиса. 47

3.2.Наблюдение за познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка с использованием дидактических игр и игровых приемов при изучении состава слова. 48

3.3. Анализ протоколов наблюдения. 49 - 50

ІѴ. Заключение. 51 - 52

Ѵ. Библиографический список. 53 - 54

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Насти .doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение.                                                                                                             4 - 8
  2. Основная часть.                                                                                                  9 - 45
  1. Активизация познавательной деятельности учащихся и игра на уроках русского языка.                                                                                              9 - 30

    1.1.Понятие активности познавательной деятельности учащихся. 9 - 10

    1.2.Понятие  активизации обучения применительно  к урокам русского языка.                                                                                                              11 - 12

    1.3. Игра, как одно из средств активизации  познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка, ее функции и структура.                                                                                                       13 - 15   

    1.4. Общая  характеристика развивающих игр  и упражнений, используемых в учебном процессе.                                                       16 - 18

    1.4.1. Игра на уроках русского языка.                                                     19 - 29

    2. Дидактическая  игра, как средство активизации  познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.                             30 - 45

      2.1. Игра  со словом на уроках русского  языка.                                   33 - 35

      2.2. Дидактические  игры на уроках русского языка,  направленные на развитие творческих способностей.                                                      36 - 38

      2.3. Использование дидактически при изучении фонетики

      и графики.                                                                                                     39 - 41  

      2.4. Использование дидактических игр при изучении

      морфологии.                                                                                                42 - 43

      2.5. Изучение  дидактических игр при изучении  синтаксиса.         44 - 45

  1. Практическая часть.                                                                                       46 - 50

    3. Наблюдение по влиянию игры и игровых приемов на развитие     познавательной деятельности детей на уроках русского языка.               46

      3.1.Наблюдение за познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка с использованием дидактических игр и игровых приемов при изучении синтаксиса.                                                           47

      3.2.Наблюдение  за познавательной деятельностью  учащихся на уроках русского языка с использованием дидактических игр и игровых приемов при изучении состава слова.                                                       48 

      3.3. Анализ  протоколов наблюдения.                                                   49 - 50

ІѴ.   Заключение.                                                                                                         51 - 52

Ѵ.    Библиографический список.                                                                            53 - 54                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность  темы

      Уроки родного языка… Что может быть, казалось бы, интереснее и увлекательнее  для пытливого детского ума.

      С первых лет своей жизни слышит ребенок живую, родную речь, с каждым днем, обогащается запас слов, все новые  и новые богатства черпает ребенок из общения с окружающими людьми.

      И вот он в школе… первые уроки  в жизни каждого ученика –  это уроки родной речи. Первая буква, первая прочитанное, а затем и написанное слово, первый рассказ. Но вот первое правило и первое исключение из него, первые ошибки, подчеркнутые красными чернилами учителя. Начинается изучение грамматики, интерес к которой у школьника постепенно падает, если учитель не показывает ее практическое назначение. В результате уроки родного языка становятся не интересными с точки зрения довольно многих школьников.

      В чем беда? Где корни этой нелюбви  к урокам грамматики? Конечно, не в  самой грамматике, а в той мертвящей  схеме, к которой сводятся в большинстве случаев уроки родного языка, в отрыве обучения языку от жизни – в изучении грамматики ради грамматики.

      Важнейшим условием пробуждения интереса ученика  к грамматике, условием, которое  прежде всего определяет успех работы учителя русского языка, является разъяснение школьником практической необходимости в занятиях, привлечение их к активной деятельности на урока.  Ученик должен быть на наших уроках активным, инициативным, деятельным, пытливым в овладении знаниями по грамматике. К Этому должен стремиться каждый учитель русского языка.

             Знания, умения и навыки по русскому языку у многих учащихся, к сожалению, ещё невысоки. Учителя и методисты ищут причины неудовлетворённого состояния грамотности в школе. Знания этих причин позволяет улучшить преподавание русского языка. 

      Плохие  результаты работы зависят, как нам  кажется, более всего от неумения преподавателя научно, правильно  организовать учебный процесс, от несоблюдения им основных требований дидактики и  наконец, от применения неэффективных методов обучения. Повышение эффективности уроков русск5ого языка  по-прежнему остается главнейшей педагогической задачей учителя.

     Погружение  в мир знаний должно происходить  при активном участии ребенка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит,  способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготовленным ее судьбой.  Применение активных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос,  объяснение, закрепление и домашнее задание. Активные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, она способствует повышению интеллектуальной активности учащихся; а следовательно, и эффективности урока.

     Я считаю, что одним из средств активизации  познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка является дидактическая игра.

     Игра  – это «дитя труда». Ребенок  наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру.

     Ребенок играет сначала с окружающими  его вещами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающего мира.

     Возникающая потребность действовать и поступать, как взрослый, не всегда удовлетворяется. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка; дети получают возможность для развития как личности в целом, так и отдельных психологических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.

     Игры  в своем развитии эволюционируют от проблемных к ролевым, и от ролевых  к дидактическим. Интерес детей  к дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.

     Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психологические процессы, вызывает у учащихся живой интерес процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у  учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

     Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых  из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы, действия или правила, или то и другое.

     Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и  игры упражнения, включающие только отдельные  элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена ясно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

     Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей как начальных  классов, так и классов среднего звена школы. В ней удается  сконцентрировать внимание даже самых  инертных школьников. Вначале они  проявляют интерес  только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра не возможна. Постепенно учащихся средних классов проявляется интерес и к учебному предмету. Как показывает опыт, дети этого возраста в неигровых условиях обучаются с большим трудом.

     При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному  всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка  должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

     Все выше перечисленное определило и актуальность  выбранной мною темы «Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка».

     Объектная область исследования:  методика преподавания русского языка в начальном звене общеобразовательной школы.

     Предмет исследования: игровая деятельность в процессе обучения основных разделов русского языка.

     Цель  исследования:  обосновать эффективность  исследования дидактических игр  на уроках русского языка.

     Проблема: показать, что в результате систематического использования дидактических игр в учебном процессе у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, активизируется познавательная деятельность.

     Задачи:

  1. Раскрыть понятие «активизация познавательной деятельности учащихся».
  2. Рассмотреть особенности игры, как одного из средств активизации познавательной деятельности учащихся.
  3. Дать общую характеристику развивающих игр и упражнений, используемых в учебном процессе.
  4. Показать особенности дидактических игр в процессе обучения.
  5. Рассмотреть игру со словом на уроках русского языка, направленные на развитие творческих способностей учащихся.
  6. Показать исследования дидактической игры при работе над разными разделами русского языка.

     Гипотеза: дидактическая игра активизирует познавательную деятельность детей, делает процесс обучения привлекательным, доступным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Активизация познавательной деятельности учащихся и игра на уроках русского языка

    1. Понятие активности познавательной деятельности учащихся

       Отношения школьников к учению обычно характеризуется активностью (учения, освоения содержания и т.п.), которая определяет  степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты:

       -готовность  выполнять учебные задания;

       -стремление  к самостоятельной деятельности;

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся и игра на уроках русского языка