Активизация познавательной деятельности учащихся и игра на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание

Цель исследования: обосновать эффективность исследования дидактических игр на уроках русского языка.

Проблема: показать, что в результате систематического использования дидактических игр в учебном процессе у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, активизируется познавательная деятельность.

Содержание

Введение. 4 - 8
Основная часть. 9 - 45
Активизация познавательной деятельности учащихся и игра на уроках русского языка. 9 - 30

1.1.Понятие активности познавательной деятельности учащихся. 9 - 10

1.2.Понятие активизации обучения применительно к урокам русского языка. 11 - 12

1.3. Игра, как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка, ее функции и структура. 13 - 15

1.4. Общая характеристика развивающих игр и упражнений, используемых в учебном процессе. 16 - 18

1.4.1. Игра на уроках русского языка. 19 - 29

2. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. 30 - 45

2.1. Игра со словом на уроках русского языка. 33 - 35

2.2. Дидактические игры на уроках русского языка, направленные на развитие творческих способностей. 36 - 38

2.3. Использование дидактически при изучении фонетики

и графики. 39 - 41

2.4. Использование дидактических игр при изучении

морфологии. 42 - 43

2.5. Изучение дидактических игр при изучении синтаксиса. 44 - 45
Практическая часть. 46 - 50

3. Наблюдение по влиянию игры и игровых приемов на развитие познавательной деятельности детей на уроках русского языка. 46

3.1.Наблюдение за познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка с использованием дидактических игр и игровых приемов при изучении синтаксиса. 47

3.2.Наблюдение за познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка с использованием дидактических игр и игровых приемов при изучении состава слова. 48

3.3. Анализ протоколов наблюдения. 49 - 50

ІѴ. Заключение. 51 - 52

Ѵ. Библиографический список. 53 - 54

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Насти .doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)

       -сознательность  выполнения заданий;

       -систематичность  обучения;

       -стремление  повысить свой личный уровень  и др.

       С активностью непосредственно спрягается еще одна важная сторона мотивации учения школьников -  самостоятельность, связанная с определением  объект, средством деятельности, ее осуществление самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность школьников неотделимы: более активные школьники, как правило, и более самостоятельны, недостаточная собственная активность школьника ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

       Управление  активностью школьников называют активизацией. Ее можно определить как постоянно  текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации – формирования активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников.

       Наибольший активизирующий эффект дают ситуации, в которых обучаемые должны:

       -отстаивать  свое мнение;

       -принимать  участие в дискуссиях и обсуждениях;

       -ставить  вопросы своим товарищам и  учителям;

       -рецензировать  ответы товарищей;

       -оценивать  ответы и письменные работы товарищей;

       -заниматься  обучением отстающих;

       -объяснять  более слабым ученикам непонятные  места;

       -самостоятельно  выбирать пассивное задание;

       -находить  несколько вариантов возможного  решения познавательной задачи;

       -создавать  ситуации самопроверки, анализа  личных познавательных и практических действий;

       -решать  познавательные задачи путем  комплексного применения известных  им способов решения.

       И так, все новые технологии обучения имеют в виду прежде всего повышение  активности школьников: истина, добытая  путем собственного напряжения  усилий, имеет огромную познавательную ценность. Большие возможности на этом пути открывает внедрение в учебный процесс нового поколения интерактивных учебных пособий, вынуждающих обучаемых постоянно отвечать на вопросы, поддерживать обратную связь,  специализированных компьютерных программ, мультимедийных обучающих систем, постоянно текущего тестового контроля достижений. 
 
 

    1. Понятие активизации обучения применительно к  урокам русского языка

     Активность  в обучении русскому языку, интенсивность направленности школьника на учебную деятельность – дидактический принцип, требующий постановки процесса обучения, при котором учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность, самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков в развитии мышления,  речи,  памяти, творческого воображения. Активность в обучении обеспечивается применением соответствующих методов и приемов работы, оборудования, пособий. Если до середины 20 века активность в обучении понималась, как осознание учащимися излагаемого учителем материала, проникновение в суть явлений и усвоения закономерностей, то в настоящее время активность в обучении понимается, как «добывание» знаний к5ак исследование самого учащегося. При этом вводится понятие «степень познавательной активности и самостоятельности». Наиболее эффективными, с точки зрения активности, в обучении признаются следующие методы и приемы: разрешение проблемных ситуаций, творческие работы, виды языкового анализа и элементами исследования, построения алгоритмов решения орфографических и грамматических задач, различные текстовые упражнения, работа со словарями и иной справочной литературой, совмещение написанного текста и прочие.

     Степень активности учащихся может быть повышена путем усиления самостоятельности при выполнении обычных упражнений, диктовки, списывания задания, грамматического разбора, орфографического комментирования, конструктивных упражнений и пр., а так же построения таблиц, схем,  моделей, реферирования.

     Так раскрывается понятие активности в обучении русскому языку словарь-справочник по методике русского языка.

     В качестве одного из средств активизации  учения школьников выступает дидактическая  игра, используемая на уроках русского языка. В следующей части своей  работы я хочу остановится на характеристике игровой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Игра, как одно из средств  активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка, ее функции  и структура

       Игра, на ряду с трудом и учением –  один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

       По  определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного  опыта, в котором складывается и  совершенствуется самоуправление поведением.

       В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

       -развлекательную  (это основная функция игры  – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

       -коммуникативную  – освоение диалектики общения;

       -самореализации  в игре, как поле человеческой практики;

       -игротерапевтическую  – выявление и преодоление  различных трудностей, возникающих  в других видах жизнедеятельности;

       -диагностическую  – выявление отношений от нормативного  поведения, самопознание в процессе  игры;

       -функция коррекции -  внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

       -межнациональной  коммуникации – усвоение единых  для всех людей социально-культурных  ценностей;

       -социализации  – включение в систему общественных  отношений, усвоение норм человеческого общежития.

       Большинству игр присущи четыре главные черты:

       -свободная  развивающая деятельность, предпринимаемая  лишь по желанию ребенка, ради  удовольствия от самого процесса  деятельности, а не только от  результата;

       -творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;

       -эмоциональная  приподнятость деятельности, соперничество,  состязательство, конкуренция;

       -наличие  прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую  и временную последовательность  ее развития.

       В структуру игры, как деятельности, органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, а так же анализ результатов, в котором личность полностью реализует себя, как  субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивает ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

       В структуру игры, как процесса входят:

       А) Роли, взятые на себя играющими;

       Б) Игровые действия, как средства реализации этих ролей;

       В) Игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми,  условными;

       Г) Реальные отношения между играющими;

       Д) Сюжет (содержание) – область действительности, условного воспроизводимая в  игре.

       И так, значение игры не возможно исчерпать  и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В этом и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

       В современной школе, делающей ставку на активизацию и  интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

       -в  качестве самостоятельных технологий  для освоения понятия, темы  и даже раздела учебного предмета;

       -как  элементы более обширной технологии;

       -в  качестве урока (занятия) или  его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

       -как  технологии внеклассной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.4. Общая характеристика развивающих игр и упражнений, используемых в учебном процессе

       Понятие «игровые педагогические технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации  педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие игр  вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

       А) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

       Б) познавательные, воспитательные, развивающие;

       В) репродуктивные, продуктивные, творческие;

       Г) коммуникативные, диалистические, профориентационные, психологические и другие.

       Я хочу остановится на развивающих играх. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и тому подобное. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важнейших психологических функций, являющихся в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

       Значимость  указанных выше занятий в общем  учебно-воспитательном процессе обусловлена  прежде всего тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это не парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению, стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют  единственное решение и, как правило, единственный, заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.

       С другой стороны, решение одних, лишь таковых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высока самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу.

       Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений являются повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, развитие которых способствует возрастной норме или же опережает ее, так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы. Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять специфические, развивающие упражнения в учебный процесс – возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей, являющейся основной для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся и игра на уроках русского языка