Активизация познавательной деятельности учащихся и игра на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание

Цель исследования: обосновать эффективность исследования дидактических игр на уроках русского языка.

Проблема: показать, что в результате систематического использования дидактических игр в учебном процессе у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, активизируется познавательная деятельность.

Содержание

Введение. 4 - 8
Основная часть. 9 - 45
Активизация познавательной деятельности учащихся и игра на уроках русского языка. 9 - 30

1.1.Понятие активности познавательной деятельности учащихся. 9 - 10

1.2.Понятие активизации обучения применительно к урокам русского языка. 11 - 12

1.3. Игра, как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка, ее функции и структура. 13 - 15

1.4. Общая характеристика развивающих игр и упражнений, используемых в учебном процессе. 16 - 18

1.4.1. Игра на уроках русского языка. 19 - 29

2. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. 30 - 45

2.1. Игра со словом на уроках русского языка. 33 - 35

2.2. Дидактические игры на уроках русского языка, направленные на развитие творческих способностей. 36 - 38

2.3. Использование дидактически при изучении фонетики

и графики. 39 - 41

2.4. Использование дидактических игр при изучении

морфологии. 42 - 43

2.5. Изучение дидактических игр при изучении синтаксиса. 44 - 45
Практическая часть. 46 - 50

3. Наблюдение по влиянию игры и игровых приемов на развитие познавательной деятельности детей на уроках русского языка. 46

3.1.Наблюдение за познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка с использованием дидактических игр и игровых приемов при изучении синтаксиса. 47

3.2.Наблюдение за познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка с использованием дидактических игр и игровых приемов при изучении состава слова. 48

3.3. Анализ протоколов наблюдения. 49 - 50

ІѴ. Заключение. 51 - 52

Ѵ. Библиографический список. 53 - 54

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Насти .doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)

       Возможность такого непрерывного мониторинга  обусловлено  тем, что развивающие игры и упражнения базируются в большинстве своем  на различных психодиагностических методиках, и, таким образом, показателем выполнения учащимися тех или иных заданий предоставляют школьным психологам непосредственную информацию о текущем уровне развития детей.

       В развивающих играх – в этом и заключается их главная особенность  – удалось объединить одним из основных принципов обучения – от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно по способностям – когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

       -развивающие  игры могут дать «пищу» для  развития творческих способностей  с самого раннего возраста;

       -их  задания – ступеньки всегда  создают условия, опережающие  развитие способностей;

       -подн6имаясь  каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

       -развивающие  игры могут быть разнообразны  по своему содержанию и, кроме  того, как и любые игры, они  не терпят принуждения и создают  атмосферу свободного и радостного  творчества.

       Развивающие игры делятся на деловые, дидактические и ролевые. В своей дипломной работе я подробно остановлюсь на дидактических играх на уроках русского языка. 
 
 
 
 

       1.4.1. Игра на уроках русского языка

     В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр на уроке следует иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям, они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решают.

      Игра  и учеба — две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы» [2]'. В качестве таковых и выступают дидактические игры. «Игра должна быть организована так, чтобы в ней чувствовался будущий урок» [3].

     В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка... Для него игра — это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [8]. Педагог также отмечал, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» [9].

     Давно доказано, что участие младших  школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

     Цель  игр, проводимых на уроках русского языка, — пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Дидактическая по своему назначению игра — это одно из действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку.

     Функции игр как метода изучения русского языка в школе. «Первая, простейшая функция — облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и пр.

     Вторая  функция — «театрализация» учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей <...> Артистические приемы используются в ролевых диалогах и полилогах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, сказок, в составлении силами самих учащихся различных упражнений, задач и даже в составлении страниц предполагаемого учебника.

     Третья  функция — соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству <...>, от простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к литературному творчеству, к соревнованию в качестве и глубине знаний.

     Названные три функции игры представляют собой ступени от игры-забавы к игре — увлечению познанием. Это высшая ступень — от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ» [7].

     Дидактическая игра в школе — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Понятно, что непосильное задание отбивает интерес к игре; очень простое — воспринимается как развлечение. Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжения внимания, памяти.

      Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения:

— дидактическая  задача;

— игровые действия;

— правила игры;

— результат.

     Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она определяется педагогом и отображает его обучающую деятельность.

     Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача реализуется через игровую задачу, которая решается учащимися. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

     Игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

     В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

     Организация и проведение игры. Перед тем как начать игру, учитель сообщает, на каком материале она будет проводиться, предупреждает о возможных затруднениях, с помощью вопросов выясняет понимание школьниками материала, на котором построена игра. Далее он сообщает задачу, объясняет правила игры, показывает образец игрового действия. Нельзя начинать игру, не убедившись, что ученики поняли, что надо делать и что от них требуется. В процессе игры учитель помогает при затруднениях, иногда подсказывает наводящими вопросами решение, направляет действия играющих.

  Перечислим  основные правила проведения игры.

  1. Учитель следит за соблюдением правил игры, старается не допускать нарушений, подбадривает детей, побуждает к поискам ответов на вопрос.

  2. Отличительной особенностью игры является ее добровольность, поэтому творческие задания не должны быть обязательными для всех.

  3. Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры: быстрый вызывает отставание большинства учащихся, медленный порождает потерю интереса.

  4. Во время игры учитель должен проявлять максимум внимания, такта, доброжелательности к учащимся, чтобы неуместным замечанием не повлиять на активность и инициативу детей. Если ответ не верен, следует тактично поправить ученика. Не нужно стремиться во что бы то ни стало довести до сознания ребенка допущенную ошибку, так как это нарушает темп игры и отрицательно действует на играющего.

  5. Нежелательно во время игры делать дисциплинарные замечания. В игре младшие школьники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности.

  6. Дидактические игры можно проводить как соревнования команд, групп и т.д. В этом случае избираются капитаны команд. Они осуществляют контроль за правильностью ответов, решений и устанавливают порядок, очередность ответов. На первых порах роль контролера учитель берет на себя. В последующих играх учитель следит только за правильностью действий капитанов. Желательно, чтобы учащиеся по очереди становились капитанами команд.

  7. В каждую команду лучше включать школьников с различной подготовкой. Желательно, чтобы не выигрывала одна и та же команда. Проигрывающим один раз при повторной игре нужно дать возможность выиграть, почувствовать себя победителями.

  8. Для проведения некоторых игр необходимо выбрать водящего. Это один из учеников, которому в процессе игры приходится что-то отгадывать, находить спрятанные предметы, отвечать на вопросы других учащихся и т.п., можно выбирать водящего с помощью считалок.

  9. Подведение итогов игры. Для игры на уроке отводится примерно 5-8 минут. Затем подводятся итоги, объявляются победители. Учитель напоминает, какой материал надо повторить, чтобы в следующий раз одержать победу. В подведении итогов принимает участие весь класс вместе с учителем. Это необходимо для выработки навыков самоконтроля, самооценки. В некоторых играх результаты оцениваются учителем совместно с капитанами и ведущими. При подведении итогов учитель отмечает похвалой как тех, кто закончил работу первым, так и тех, кто выполнил ее последним, но успешно справился с заданием. Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость, особенно в младших классах.

     Игра  может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры — организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер.

     Основные  виды игр, которые используются в начальной школе на уроках русского языка, определены в методической литературе [4-6, 8]. Это загадки (в их привычном виде), шарады, логогрифы, анаграммы, метаграммы, ребусы и кроссворды. Некоторые относят к ним омонимы и омографы. Все названные виды игр можно использовать на уроках обучения грамоте, уроках русского языка уже с I класса. Наиболее часто на уроках используются загадки, ребусы и кроссворды.

     Шарада  — это загадка, составленная в стихах, где задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, каждая из которых представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное (пар + ус, фа + соль). Разгадав каждую часть шарады и сложив их вместе, получается заданное слово.

Первое слово  над чайником тает,

Второе —  у папы растет над губой.

А целое  — ветер морской надувает

И в плаванье нас приглашает с тобой.

                                     (Парус)

Первое —  нота, Второе — то же.

А в целом  — На горох похоже.

(Фасоль)

Предлог стоит  в моем начале,

В конце  же — загородный дом.

 А целое мы все решали

И у доски, и за столом.

(Задача)

Начало —  нота,

Потом —  оленя украшенье.

А вместе —  место 

Оживленного движенья.

(Дорога)

  Не  всегда слово можно разделить  на законченные самостоятельные части (слова), тогда в задании указываются дополнительные условия.

  Анаграмма — это игровое задание, в котором при перестановке слогов и букв или при чтении справа налево получается другое слово (кот-ток, соль-лось).

Под тенью  у меня

Вы летом  отдыхаете,

Но коль согласные 

Местами поменяете,

Превращусь  в один момент

 Я в столярный инструмент.

(липа пила)

Задачу ты решишь свободно:

 Я — небольшая часть лица.

Но прочитай меня с конца — 

Во сне  увидишь что угодно.

(нос — сон)

Воздух в  шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если слоги  мы смешаем,

Буду деревом  в лесу.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся и игра на уроках русского языка