Активизация познавательной деятельности учащихся и игра на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание

Цель исследования: обосновать эффективность исследования дидактических игр на уроках русского языка.

Проблема: показать, что в результате систематического использования дидактических игр в учебном процессе у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, активизируется познавательная деятельность.

Содержание

Введение. 4 - 8
Основная часть. 9 - 45
Активизация познавательной деятельности учащихся и игра на уроках русского языка. 9 - 30

1.1.Понятие активности познавательной деятельности учащихся. 9 - 10

1.2.Понятие активизации обучения применительно к урокам русского языка. 11 - 12

1.3. Игра, как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка, ее функции и структура. 13 - 15

1.4. Общая характеристика развивающих игр и упражнений, используемых в учебном процессе. 16 - 18

1.4.1. Игра на уроках русского языка. 19 - 29

2. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. 30 - 45

2.1. Игра со словом на уроках русского языка. 33 - 35

2.2. Дидактические игры на уроках русского языка, направленные на развитие творческих способностей. 36 - 38

2.3. Использование дидактически при изучении фонетики

и графики. 39 - 41

2.4. Использование дидактических игр при изучении

морфологии. 42 - 43

2.5. Изучение дидактических игр при изучении синтаксиса. 44 - 45
Практическая часть. 46 - 50

3. Наблюдение по влиянию игры и игровых приемов на развитие познавательной деятельности детей на уроках русского языка. 46

3.1.Наблюдение за познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка с использованием дидактических игр и игровых приемов при изучении синтаксиса. 47

3.2.Наблюдение за познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка с использованием дидактических игр и игровых приемов при изучении состава слова. 48

3.3. Анализ протоколов наблюдения. 49 - 50

ІѴ. Заключение. 51 - 52

Ѵ. Библиографический список. 53 - 54

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Насти .doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)

     -Вот  ведь какая незадача, - подумал  я, отложил карандаш и взялся  за книгу. Мне надо было выучить  басню Крылова, в которой говорится  о том, как плохо получается, когда в совместной работе нет ладу. Я раскрыл книгу, отыскал басню, но… не узнал героев. Один из них ЛЕБЕДЬ – превратился в сорное растение, другой РАК – в огородное растение с крупными яркими цветами, третий ЩУКА – в действующее лицо из пьесы М.Горького «На дне».

     Тут мое терпение лопнуло. Я швырнул  портфель и подошел к окну. Улица  была белая, нарядная, весело кружились в воздухе снежинки. Пойду погуляю, покатаюсь на лыжах, а потом позанимаюсь. Но прогулка моя не состоялась. Моих ЛЫЖ, которые обычно стояли в коридоре,  не оказалось, а вместо них я увидел…

     -Да  что же это на самом деле? – воскликнул я. – Не могли же лыжи растаять! Однако, похоже было, что лыжи действительно растаяли. Во всяком случае, мне пришлось вооружиться тряпкой и заняться уборкой. С тех пор я стал внимательнее: я понял, что и одна буква может иметь силу!

     ( Ответы: сода, белка, сыч, чад, черника, сорока, синус, лебеда, мак, Лука, лужи). 
 
 
 

     2.4. Использование дидактических игр при изучении морфологии

     Как научить детей морфологии светло, радостно, без принуждения и  надрыва? Возможно ли это? Ведь еще древние  римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучить с улыбкой? Бондаренко В.А. отмечает, что если интересно построить урок корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит [4]

     Возможны  ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Только шум, безразличие  и постоянные «одергивания» учителя. Удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глазах учеников, когда ручонки так и тянутся вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что ты такой умный, сообразительный.

     Каждый  учитель знает, что приходится иногда по многу раз повторять с учащимися  один и тот же материал по грамматике, и все же он остается не усвоенным.

     Почему  бы не использовать на уроках, при изучении морфологии, рифмованные упражнения, грамматические сказки? Ведь дети так чутки к слову, к образу. Им все интересно, почему бы не проводить устный или наглядный этимологический анализ слов? Иногда сведения из истории слова помогают учителю объяснить и лексическое значение изучаемых слов. Вообще при изучении слов, хорошо использовать и слух, и зрение, и руки (т.е. письмо). Надо только найти золотую середину: не усложнять -  дети не поймут – и не упрощать, облегчая учение,- дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудится и не преодолевать…

     Вот я и хочу показать, как на уроках изучения частей речи могут быть использованы грамматические сказки, рифмованные упражнения, лингвистические задания, веселые стихи. Например, начиная во 2 классе изучение частей речи, можно использовать грамматическую сказку «Как МОРФОЛОГИЯ порядок навела» (см.  приложение № 2). Прослушав эту сказку, дети смогут легче выделить части речи по их признакам.

     Изучая  род имени существительного можно  использовать рифмованные упражнения:

     Род мужской, конечно, мой:

     Мой сад, мой брат, стул мой.

     Женский род, помню я,

     То, по чего скажу- моя:

     Моя ручка, моя тучка, и тетрадь моя.

     Средний род – оно мое:

     Мое окно,  село мое.

     Заучив  эти стихи, дети легче могут определить род существительных. При изучении темы «Глаголы», используются лингвистические задания под названием «Перепутаница» (см. приложение № 3).

     Изучая  сложные случаи употребления глаголов, можно использовать лексическую  беседу (см. приложение № 4). Ответив  на вопросы такой беседы,  дети научатся правильно употреблять глаголы  «одеть» и «надеть». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.5.Изучение дидактический игр при изучении синтаксиса

     Формирование  у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих  мыслей – одна из важнейших задач уроков русского языка в начальных классах школы.

     Научить младших школьников сознательно  пользоваться предложением – значит развить у них умение делить поток  речи на законченные структурно-смысловые  единицы, вычленять предмет мысли, оформлять мысли. Работа над предложением занимает в обучении языку центральное место еще и потому, что на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Изучение этого сложного материала может стать легче, если мы будем использовать на уроках дидактические игры и задания. Например, при изучении однородных членов предложения можно использовать рифмованные упражнения. Например, такие:

     Если  стоя однородные члены,

     Их  запятой раздели непременно:

     Дети  рисуют, играют, сидят,

     Спорят, смеются, поют, говорят.

     При изучении знаков препинания можно использовать веселые стихи (см. приложение № 6) и  грамматические сказки (см. приложение № 7).

     Я хочу показать, как можно использовать при изучении синтаксиса различные  виды дидактических игр и заданий при ознакомлении с темой «Предложение» в 1 классе. 
 
 
 
 
 
 

     Вывод по второй главе

     И так, с помощью дидактических  игр решаются разные учебные задачи. Дидактическая игра оказывает большое  влияние на познавательную деятельность учащихся. В результате систематического ее использования в учебном процессе у детей развиваются основные процессы  мышления: сравнение, анализ, умозаключение и т. д. дидактические игры и занимательные упражнения способствуют формированию такого важного качества ума, как его подвижность и гибкость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Наблюдение по влиянию игры и игровых приемов на развитие познавательной деятельности детей на уроках русского языка

     Тема  наблюдения: активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка в зависимости от использования дидактических игр и игровых приемов.

     Цель: выявить степень активизации  познавательной деятельности младших  школьников на уроках русского языка  в зависимости использования  дидактических игр и игровых  приемов.

     Объект наблюдения: 2 класс (1-4) школа №4 города Галича.

     Задачи  наблюдения:

     - фиксация познавательной активности  детей на уроках русского языка  с использованием дидактических  игр и игровых приемов;

     - установление причинно-следственных  связей и отношений;

     - объяснение полученных связей;

     - выявление активизации познавательной  деятельности детей начальных  классов на уроках русского  языка в зависимости от использования  дидактических игр и игровых  приемов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.1. Наблюдение за познавательной деятельностью на уроках русского языка с использованием дидактических игр и игровых приемов при изучении синтаксиса

     Находясь  на практике пробных уроков я провела  урок во 2 классе по теме «Предложение»  с использованием оптимального количества дидактических игр. По ходу роботы заполнялся протокол по следующим пунктам:

     - номер урока по порядку;

     - тема и цель урока;

     - этапы урока;

     - активность детей (внимания, эмоциональное  восприятие, количество поднятых  рук, количество ответов). (Конспект  урока см. приложение № 8) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2. Наблюдение за познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка с использованием дидактических игр и игровых приемов при изучении состава слова

     По  ходу роботы заполнялся протокол по следующим  пунктам:

     - номер урока по порядку;

     - тема и цель урока;

     - этапы урока;

     - активность детей (внимание, эмоциональное  восприятие, количество поднятых  рук, количество ответов).(Конспект урока см. приложение № 9 ) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.3. Анализ протоколов наблюдения.

     Рассматривая  протоколы наблюдения, можем сделать  вывод: на уроках русского языка с  использованием дидактических игр  и игровых упражнений, количество поднятых рук увеличивается, ответы становятся более точными.

     Дидактическая игра помогает достичь цели, если количество игр на уроке разумно. На уроке русского языка все этапы с использованием игры проходили в очень интересных формах, чем на уроке, где дидактических игр было минимальное количество.

     Таким образом, детально продуктивный и хорошо спланированный урок, где присутствуют дидактические игры и игровые упражнения имеет явные преимущества:

  1. Повышается плотность урока.
  2. Снижается утомляемость за счет смены видов деятельности.
  3. Вырабатываются наиболее прочные навыки, повышается познавательный интерес.
  4. Активизируется познавательная деятельность.

     Значит, моя гипотеза, что дидактическая  игра активизирует познавательную деятельность детей, делает процесс обучения привлекательным, доступным для детей, подтверждена.

     И так, в игре создаются такие условия, в которых ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, приобретая собственный опыт, получает знания. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального  положительного отношения к заданию.

     С помощью дидактических игр решаются разные учебные задачи. Дидактическая  игра оказывает большое влияние  на познавательную деятельность учащихся. В результате системного ее использования  в учебном процессе у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение и т.д. Дидактические игры и занимательные упражнения способствуют формированию такого важного качества ума, как его подвижность и гибкость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     И так, мы доказали, что дидактическая  игра представляет собой многоплановое. Сложное педагогическое явление: она  является методом обучения детей  младшего школьного возраста, и формой обучения, и средством всестороннего развития и воспитания личности ребенка.

     В игре сам процесс мышления протекает  активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. С помощью игр  воспитывается желание заниматься умственным трудом.

     Таким образом, усвоение программного материала  зависит от правильного выбора методов обучения. Поэтому необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, могут заинтересовать каждого ребенка. Педагогу необходимо создать эмоционально положительные отношения к предлагаемой деятельности. Этой цели и может служить игра в процессе обучения русскому языку.

     Игра  – это одна из форм обучающего воздействия  на ребенка. В то же время она является одним из важнейших видов деятельности в этом возрасте. Одна из них –  обучающая, которую планирует педагог, другая – игровая, ради которой действуют учащиеся.

     Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся и игра на уроках русского языка