Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «Фантазия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:45, аттестационная работа

Описание

В концепции непрерывного художественного образования дошкольный период рассматривается как важнейший, базовый период в художественном развитии человека. По мнению отечественного ученого А.М.Леонтьева «это период первоначального фактического складывания личности». На дошкольной ступени развития происходит становление творческого потенциала ребёнка в процессе «вхождения» в мир искусства и его собственно художественно-творческой деятельности. Художественно-творческое развитие дошкольника характеризуется ассоциативностью мышления, развитием воображения и художественно-образных представлений об окружающем мире, эмоционально-ценностным отношением к миру.

Содержание

Пояснительная записка
3

1.1.
Направленность дополнительной образовательной программы
3

1.2.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы
3

1.3.
Цель и задачи программы
4

1.4.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
5

1.5.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы
6

1.6.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
7

1.7.
Принципы дополнительной образовательной программы
7

1.8.
Режим и формы деятельности
8

1.9.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
8

1.10.
Формы подведения итогов реализации программы
8
II.
Проектирование образовательного процесса
10

2.1
Тематический план непосредственно образовательной деятельности
10

2.2
Содержание дополнительной образовательной программы
16

2.2.1
Модуль 1. Освоение комбинированной техники рисования (акварель, восковые мелки)
16

2.2.2
Модуль 2. Освоение комбинированной техники рисования (кляксография, чёрно-белый граттаж, рисование ладошкой, рисование пальчиками)
19

2.2.3
Модуль 3. Освоение комбинированной техники рисования (монотипия, свеча, акварель, печать поролоном по трафарету, сангина)
22

2.2.4
Модуль 4. Освоение комбинированных нетрадиционных техник (монотипия, тиснение, рисование свечой, печатки листьями, акварель, оттиск пробкой, набрызг)
25
III.
Контрольно - диагностический материалы
27
IV.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
29

4.1
Условия реализации программы (кадры, помещение, материально-техническая база)
30

4.2
Пособия по применению нетрадиционных художественно - графических техник рисования
31
V.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

фантазия.docx

— 109.01 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

 

на   первую    категорию

 

Дополнительная  образовательная программа художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста

«Фантазия»

 

Образовательная область  «Художественное творчество»

 

 

Выполнили:

Бахтеева Марина Викторовна,

Степанова Наталья  Федоровна

воспитатели МБДОУ ДС №3 г.Абдулино;

 

Гизатуллина

Чулпан Шамильевна,

воспитатель МБДОУ ДС «Чишма» с. Новосултангулово Асекеевского р-на

 

Шагалеева

Рахима Хайбрахмановна,

Воспитатель МБДОУ  №1, с.Асекеево Асекеевского р-на

Руководитель:

Колисниченко

Татьяна Николаевна,

ст.преподаватель


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург, 2012 
Содержание

 

I

Пояснительная записка

3

 

1.1.

Направленность дополнительной образовательной программы

3

 

1.2.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы

3

 

1.3.

Цель и задачи программы

4

 

1.4.

Отличительные особенности  дополнительной образовательной программы

5

 

1.5.

Возраст детей, участвующих  в реализации дополнительной образовательной программы

6

 

1.6.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

7

 

1.7.

Принципы дополнительной образовательной программы

7

 

1.8.

Режим и формы деятельности

8

 

1.9.

Ожидаемые результаты и способы  их проверки

8

 

1.10.

Формы подведения итогов реализации программы

8

II.

Проектирование  образовательного процесса

10

 

2.1

Тематический план непосредственно  образовательной деятельности

10

 

2.2

Содержание дополнительной образовательной программы

16

 

2.2.1

Модуль 1. Освоение комбинированной техники рисования (акварель, восковые мелки)

16

 

2.2.2

Модуль 2. Освоение комбинированной техники рисования (кляксография, чёрно-белый граттаж, рисование ладошкой, рисование пальчиками)

19

 

2.2.3

Модуль 3.  Освоение комбинированной техники рисования (монотипия, свеча, акварель, печать поролоном по трафарету, сангина)

22

 

2.2.4

Модуль 4. Освоение комбинированных нетрадиционных техник (монотипия, тиснение, рисование свечой, печатки листьями, акварель, оттиск пробкой, набрызг)

25

III.

Контрольно - диагностический материалы

27

IV.

Методическое  обеспечение дополнительной образовательной  программы

29

 

4.1

Условия реализации программы (кадры, помещение, материально-техническая  база)

30

 

4.2

Пособия по применению нетрадиционных художественно - графических техник рисования

31

V.

Список литературы

34

VI.

Приложения

35

 

6.1.

Конспекты непосредственно  образовательной деятельности

36


 

I. Пояснительная записка

В концепции непрерывного художественного образования дошкольный период рассматривается как важнейший, базовый период в художественном развитии человека. По мнению отечественного ученого А.М.Леонтьева «это период первоначального фактического складывания личности». На дошкольной ступени развития происходит становление творческого потенциала ребёнка в процессе «вхождения» в мир искусства и его собственно художественно-творческой деятельности. Художественно-творческое развитие дошкольника характеризуется ассоциативностью мышления, развитием воображения и художественно-образных представлений об окружающем мире, эмоционально-ценностным отношением к миру. В связи с этим целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждая из этих техник рисования – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения, способствует развитию координации движений.

Дополнительная образовательная  программа «Фантазия» имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает развитие у детей старшего дошкольного возраста художественно-творческих способностей в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

       Новизна дополнительной образовательной программы «Фантазия». Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками. Это и отличает данную программу от традиционной программы Т.С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду», которая является основной.

Актуальность программы. Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе. Занимаясь изобразительным искусством, ребёнок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяют кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша.

Введение программы в  образовательный процесс  целесообразно, т.к. способствует формированию целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального богатства. Содержание программы направлено на то, чтобы жизнь ребёнка была насыщена различными проявлениями искусства.

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Задачи:

  • формирование представлений о многообразии нетрадиционных средств рисования;
  • совершенствование изобразительных навыков и умений в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках;
  • формирование навыков и умений замысливания, планирования и реализации творческого замысла, оценивания продукта творческой деятельности (цветовая и линейная организация формата);
  • воспитание ценностно-созидательного отношения к произведениям искусства, окружающей действительности.

Отличительные особенности  дополнительной образовательной программы «Фантазия». В процессе разработки программы были изучены и проанализированы: Программа художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, Программа для дошкольных образовательных учреждений «Первые шаги в мире искусства» Н.А. Горяевой.  Разработанная нами программа отличается от вышеуказанных по цели, содержанию и планируемым результатам.

По цели: дополнительная образовательная программа «Фантазия» направлена на развитие  художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

 программа «Цветные ладошки» ориентирована на формирование художественно-эстетического отношения к миру искусства, специфика методики которой состоит в углублении и уточнении художественного опыта ребёнка через «погружение» в ситуацию;

программа «Первые шаги в мире искусства» ставит основной целью – воспитание художественно-эстетической культуры ребёнка через призму духовно-нравственных ценностей и художественное творчество.

По содержанию: содержанием дополнительной образовательной программы «Фантазия» является овладение нетрадиционными техниками рисования детей 5-6 лет; в программе акцент сделан на формирование у детей 5-6 лет навыков и умений использования разных материалов в рисовании;

содержанием программы «Цветные ладошки» является интеграция познавательной и продуктивной деятельности – довольно сложные явления - природные и социальные, направленные на «открытие» детьми не внешних, а внутренних свойств разных материалов и особенностей эстетических объектов (бытовых, природных);

содержание программы  «Первые шаги в мир искусства» направлено на то, чтобы жизнь ребёнка  была насыщена различными проявлениями искусства и предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие в разных видах художественно-практической деятельности: изобразительной -рисование разными графическими материалами  (тушь, перо, уголь, сангина, карандаш, фломастеры, цветные и  восковые мелки), изображение красками (акварель, гуашь).

 По планируемым результатам:

    • планируемыми результатами реализации дополнительной образовательной программы «Фантазия» являются сформированность интегративных качеств (любознательный активный, эмоционально-отзывчивый, овладевший средствами общения, овладевший средствами общения, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности);
    • планируемыми результатами программы «Цветные ладошки» является развитие у ребёнка: фантазии, творчества, самостоятельности, выразительности образа, сюжетности при выполнении работ;
    • планируемыми результатами программы «Первые шаги в мир искусства» является развитие: наблюдательности, творческого осмысления, восприятия, переживания, эмпатии, умелости руки, способности чувствовать.

Целью всех программ является развитие художественно-творческих способностей у детей. Общее в содержании программ – использование разных материалов в изобразительной деятельности. Планируемые результаты направлены на развитие интегративных качеств в творческой деятельности.

 Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы «Фантазия» - 5-6 лет (старшая группа детского сада). Учитываются интересы детей в художественно-эстетическом творчестве. Возрастные возможности позволяют освоить более трудные методы и техники в рисовании.

Это возраст наиболее активного  рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и  жизненные впечатления детей, и  воображаемые ситуации, иллюстрации  к фильмам и книгам. Рисунки  представляют собой схематичные изображения различных объектов,  но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Дети различают произведения изобразительного искусства (живопись, народное декоративное искусство, графика), выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция), используют разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы. 

Сроки реализации дополнительной образовательной программы. Дополнительная образовательная программа рассчитана на 32 часа (1 год кружковой работы в старшей группе детского сада), из них на освоение первого модуля-240 минут, второго -220 минут, третьего – 240 минут, четвёртого – 200 минут.

Дополнительная  образовательная программа «Фантазия» построена на принципах:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие природных творческих задатков и формирование ценностного отношения ребёнка к миру;
  • принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и может быть реализовано в массовой практике);
  • принцип полноценности, необходимости, достаточности (решение поставленных целей и задач на необходимом и достаточном материале максимально приближёно к разумному «минимуму»);
  • обеспеченность единства воспитательных развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста (формируются умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию у детей художественно-творческих способностей);
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
  • принцип здоровьесбережения, включающий в себя ассоциативное рисование, релаксацию, медитацию, игровые технологии, систему дыхательных упражнений, музыкотерапию.

Режим и формы  организации образовательной деятельности детей. Непосредственно образовательная деятельность детей по дополнительной образовательной программе «Фантазия» организуется 1 раз в неделю продолжительностью 25-30 минут. В процессе организации учитываются гендерные особенности детей дошкольного возраста, осуществляются индивидуализированный и дифференцированный подходы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

          Личностные:  любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, способный к самооценке.

Интеллектуальные: способен самостоятельно находить интересное для себя занятие, заниматься исследовательской деятельностью.

Физические: соблюдает правила осанки, развита мелкая моторика рук.

Информация о работе Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «Фантазия»