Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «Фантазия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:45, аттестационная работа

Описание

В концепции непрерывного художественного образования дошкольный период рассматривается как важнейший, базовый период в художественном развитии человека. По мнению отечественного ученого А.М.Леонтьева «это период первоначального фактического складывания личности». На дошкольной ступени развития происходит становление творческого потенциала ребёнка в процессе «вхождения» в мир искусства и его собственно художественно-творческой деятельности. Художественно-творческое развитие дошкольника характеризуется ассоциативностью мышления, развитием воображения и художественно-образных представлений об окружающем мире, эмоционально-ценностным отношением к миру.

Содержание

Пояснительная записка
3

1.1.
Направленность дополнительной образовательной программы
3

1.2.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы
3

1.3.
Цель и задачи программы
4

1.4.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
5

1.5.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы
6

1.6.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
7

1.7.
Принципы дополнительной образовательной программы
7

1.8.
Режим и формы деятельности
8

1.9.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
8

1.10.
Формы подведения итогов реализации программы
8
II.
Проектирование образовательного процесса
10

2.1
Тематический план непосредственно образовательной деятельности
10

2.2
Содержание дополнительной образовательной программы
16

2.2.1
Модуль 1. Освоение комбинированной техники рисования (акварель, восковые мелки)
16

2.2.2
Модуль 2. Освоение комбинированной техники рисования (кляксография, чёрно-белый граттаж, рисование ладошкой, рисование пальчиками)
19

2.2.3
Модуль 3. Освоение комбинированной техники рисования (монотипия, свеча, акварель, печать поролоном по трафарету, сангина)
22

2.2.4
Модуль 4. Освоение комбинированных нетрадиционных техник (монотипия, тиснение, рисование свечой, печатки листьями, акварель, оттиск пробкой, набрызг)
25
III.
Контрольно - диагностический материалы
27
IV.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
29

4.1
Условия реализации программы (кадры, помещение, материально-техническая база)
30

4.2
Пособия по применению нетрадиционных художественно - графических техник рисования
31
V.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

фантазия.docx

— 109.01 Кб (Скачать документ)

Качество освоения содержания программы изучается и анализируется по продуктам художественно-творческой деятельности детей, по результатам наблюдения особенностей процесса художественно-творческой деятельности детей, используются тесты и задания системы мониторинга художественно-творческой деятельности детей, рекомендованные Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Успех».

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной  программы. По окончании образовательной деятельности каждого модуля программы в детском саду организуется выставка детских работ, предназначенная для родителей детей, посещающих детский сад, детей младших возрастных групп, сотрудников детского сада. На выставке детских работ проводятся экскурсии, экскурсоводами являются авторы рисунков. Дети детского сада принимают участие в творческих конкурсах района и области.

 

    1. Проектирование образовательного процесса
    1. Тематический план непосредственно образовательной деятельности
 

Модуль/Тема

Объем

Интегративные

качества

ЦОР, ЭОР, пособия

I

Путешествие в страну рисования. Освоение комбинированных техник рисования (акварель, восковые мелки; набрызг; печать по трафарету; печать листьями, кляксография)

 

 

240 мин

Любознательный, активный (проявляет  интерес к различным техникам рисования, к экспериментированию);

эмоциональная отзывчивость (выражает через цвет эмоциональное состояние персонажа и собственное ощущение);

знает понятие пейзаж;

владеет разными видами нетрадиционных техник рисования

А.В.Никитина. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Р.Г. Казакова. Рисование с детьми дошкольного возраста.

Музыкальный ряд:

П.И.Чайковский. Времена года. Осень, Э.Григ,С.Рахманинов.

Литературный  ряд:

А.С.Пушкин.Осень, А.Лядов Петушок, загадки разной тематики,  З.Фёдоровская. Осень, поэтические образы природы в произведениях Пришвина, Ю.Капустина. В золотой карете; Н.Некрасов. Заунывный ветер ходит.

Зрительный ряд:

«Мир в картинках». Природа. И.Левитан. Золотая осень

1.1

Краски рассказывают о  многоцветии природы

30 мин

1.2

Летний луг

30 мин

1.3

Бабочки, которых я видел  летом

30 мин

1.4

Осенние цветы. Астры

30 мин

1.5

Золотая осень

25 мин

1.6

Моё любимое дерево осенью

35 мин

1.7

 Ветка рябины

25 мин

1.8

Коллективная работа. Дары осени

35 мин

 

 

Модуль/Тема

Объем

Интегративные качества

ЦОР, ЭОР, пособия

II

Зимушка-зима Освоение комбинированных  нетрадиционных техник (клясография, черно-белый граттаж, рисование ладошками, рисование пальчиками).

 

 

220 мин

 Любознательный, активный (проявляет интерес к различным техникам рисования);

эмоциональная отзывчивость (выражает через цвет эмоциональное состояние и собственное ощущение);

знает понятие пейзаж; овладевает разными видами техники

А.В.Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Казакова Р.Г. Рисование  с детьми дошкольного возраста.

Зрительный ряд: изображение снежинок, иллюстрации сказочных животных, изображения сказочных птиц в иллюстрациях к детским книгам, репродукции портретов. эскизы, иллюстрации подводного мира.

Литературный  ряд: Суриков И. Белый снег пушистый…, стихи о холодных красках зимы, Е.Блохина. Стихи о ёлке. К. Бальмонт. Снежинка. стихотворение Г.Гладков, Картины, загадки о морских обитателях.

Музыкальный ряд: Чайковский П.И. Вальс снежинок, Н. Ребиков. Ёлка П. Чайковский. Вальс снежинок (из балета «Щелкунчик»).

 

 

2.1

Животные, которых я сам  придумал

30 мин

2.2

Зимняя ночь

30 мин

2.3

Ёлочка нарядная

25 мин

2.4

Мои любимые снежинки

30 мин

2.5

Птицы волшебного сада

25 мин

2.6

Мой портрет

25 мин

2.7-2.8

Я в подводном мире

50 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль/Тема

Объем

Интегративные качества

ЦОР, ЭОР, пособия

III

Весеннее настроение. Освоение комбинированных нетрадиционных техник (монотипия, свеча, акварель, печать поролоном по трафарету, сангина)

240 мин

Любознательный, активный (проявляет интерес к различным техникам рисования);

эмоциональная отзывчивость (выражает через цвет эмоциональное состояние и собственное ощущение);

знает понятие пейзаж; овладевает разными видами техники

Никитина А.В.Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Казакова Р.Г. Рисование  с детьми дошкольного возраста.

Зрительный ряд: Иллюстрации с изображением солнца, берёзы, вербы, репродукции картин о весне, изображения берёзы. Иллюстрации звёздного неба. Открытки с изображением цветов. Изображения весенних сценок из жизни птиц.

Литературный  ряд: Есенин С. Белая берёза, загадка о весне. И.Токмакова. Весна. Загадки о небе, звёздах. М.Родина. Мамины руки. Г. Ладонщиков. Возвращаются птицы. В апрельском лесу.

Музыкальный ряд: Чайковский П.И. Мама: П.И.Чайковский. Времена года. Весна П. Чайковский. Вальс (из балета «Лебединое озеро»). С.Рахманинов. Прелюдия соль мажор. Ф. Шопен. Прелюдия№7. П.Чайковский. Мама (из «Детского альбома») Э. Григ. Птичка. Щебет птиц, звуки природы (фонозапись).

 .

3.1

Солнышко улыбается (очеловеченный образ, пропорции частей лица, цветовая гамма)

30 мин

3.2

Пейзаж. Ранняя весна

30 мин

3.3

Рисование с натуры. Ветка  с первыми листьями

30 мин

3.4

Пейзаж. Берёзовая роща.

30 мин

3.5

Дизайн. Звёздное небо

30 мин

3.6

Подарок маме

30 мин

3.7

Зарисовки. Птичьи дома

30 мин

3.8

Зарисовка.Весенняя сказка о семечке-крошке

30 мин


 

 

 

 

Модуль/Тема

Объем

Интегративные качества

ЦОР, ЭОР, пособия

IV

Народное творчество. Освоение комбинированных нетрадиционных техник ( рисование свечой, печатки листьями, гуашь, оттиск пробкой)

200 мин

Овладевший способами взаимодействия со сверстниками, высказывает согласие или несогласие с действием товарища, эмоционально тонко чувствует переживания персонажей сказок, проявляет умение работать коллективно.

Никитина А.В.Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Казакова Р.Г. Рисование  с детьми дошкольного возраста.

Литературный  ряд: Дидактические сказки. Отрывок из русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Зрительный ряд: «Мир в картинках».Народные промыслы.

Музыкальный ряд: Русские народные мелодии.

4.1-4.2

Дымковская игрушка. Конь. Козлик

40 мин

4.3

По страницам сказки «Гуси-лебеди» (волшебная яблоня)

30 мин

4.4-4.5

Городецкая роспись. Узор на тарелочке

50мин

4.6-4.7

Семёновские матрёшки

25 мин

4.7

По замыслу. Весёлые человечки

30 мин


 

 

 

    1. Содержание непосредственно образовательной деятельности

Модуль 1. Путешествие в страну рисования.

Тема 1.1. Краски рассказывают о многоцветии природы. Рисование красочного петуха.

Ознакомление со свойствами гуашевых красок, с технологией смешения основных цветов (создание дополнительных цветов и оттенков) в процессе экспериментальной деятельности.  Характеристика  техники рисования характерных деталей: пышный хвост похож на разноцветные струи, брызги фонтанчика; гребень – корона. 

          Материалы: бумага А4, гуашь синего, жёлтого, красного цвета, кисти №5.

Зрительный ряд: изображение красочных петухов с ярким разноцветным хвостом.

Литературный  ряд: Б.Бойко. Петух.

Музыкальный ряд: А.Лядов. Петушок.

Интеграция с  областями: музыка, коммуникация, художественная литература, познание.

Тема 1.2.Летний луг.

 Закрепить ранее усвоенные  умения и навыки в техниках: восковые мелки, акварель, печать по трафарету. Развитие эмоционального отношения к чуду природы – нежным, светлым цветам.

Материалы: бумага А3, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь, поролоновые тампоны, кисти№3.

Зрительный ряд: иллюстрации на тему «Лето».

Литературный  ряд: загадки, стихи из опыта детей.

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года».

Интеграция с  областями: музыка, коммуникация, художественная литература, познание.

Тема 1.3. Бабочки, которых я видел летом.

Познакомить с техникой акварель и печать листьями, развивать пространственное мышление. Учить создавать декоративную композицию, располагая изображение по всей поверхности листа.

 Материалы: бумага А4, акварель, листья, кисти№3.

Зрительный ряд: силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрациях бабочек.

Литературный  ряд: загадка про бабочку.

Музыкальный ряд: Э.Григ. Утро.

Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественная литература, познание, физическая культура, социализация.

Тема 1.4. Осенние цветы. Астры.

Учить анализировать натуру (форму, величину лепестков). Знакомить  с техникой акварель, восковые мелки. Развивать чувство композиции. Учить  подбирать цвета в соответствии с натурой.

 Материалы: бумагаА4, акварель, кисти№3, восковые мелки.

Зрительный ряд: букет осенних цветов.

Литературный  ряд: В.Берестов. Цветы и дети.

Музыкальный ряд: С. Рахманинов. Прелюдия соль мажор.

Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественная литература.

Тема 1.5. Золотая осень.

Познакомить с техникой печатание  листьями. Закрепить умение работать техникой печать по трафарету. Развивать  цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

 Материалы: бумага А3, гуашь, поролоновые тампоны, трафареты, кисти№3.

Зрительный ряд: И.Левитан. Золотая осень.

Литературный  ряд: З.Фёдоровская. Осень, поэтические образы природы в произведениях Пришвина.

Музыкальный ряд: спокойная созерцательная музыка.

Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественная литература.

Тема 1.6. Моё любимое дерево осенью.

Научить отражать особенности  отображения дерева (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками), используя различные нетрадиционные изобразительные техники. Учить соотносить количество листьев и цвет (в сентябре – много, они желто-зелёные, ноябрь – листьев мало, зелёных нет). Развивать чувство композиции.

 Материалы: бумагаА4, сангина, кисть, гуашь, печатки, трафарет.

Зрительный ряд: изображение деревьев осенью.

Литературный  ряд: Ю.Капустина. В золотой карете; Н.Некрасов. Заунывный ветер ходит.

Музыкальный ряд: спокойная нежная музыка; тревожная музыка.

 Интеграция  областей: музыка, коммуникация, художественная литература.

Тема 1.7. Ветка рябины (с натуры).

Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятия.

Материалы: бумага А4.

Зрительный ряд: ветка рябины.

Литературный  ряд: И. Бунин. «Лес, точно терем расписной…».

Музыкальный ряд: солнечная жизнерадостная музыка.

Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественная литература, познание.

Тема 1.8.Коллективная работа. Дары осени.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании  с материалами необходимыми для  работы в нетрадиционных изобразительных  техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику по теме. 

 Материалы: бумага А3 в форме круга, материалы для различных техник рисования.

Музыкальный ряд: спокойная, лирическая.

Интеграция областей: музыка, коммуникация, безопасность.

Модуль II. Зимушка-зима.

Тема 2.1. Животные, которых я сам придумал.

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой предметная кляксография. Развивать воображение, чувство цвета.

Материалы: листы бумаги (20Х20), черная цветная и тушь, гуашь, простой карандаш, пластмассовая ложка.

Зрительный ряд: сказочные скульптурные образы С.Котёнкова.

Литературный  ряд: дидактическая сказка о заколдованных животных и о  добром художнике и детях, которые помогают их расколдовать.

Музыкальный ряд: М.Мусоргский. Баба-Яга (фрагмент).

Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественная литература.

Тема 2.2. Зимняя ночь.

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно-белого граттажа. Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

 Материалы: лист полукартона или плотной бумаги, свеча, тушь, жидкое мыло, кисти№5, заостренная палочка.

Зрительный ряд: эскизы, иллюстрации.

Литературный  ряд: стихи о холодных красках зимы.

Музыкальный ряд: А.Лядов. Музыкальная шкатулка.

Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественная литература, безопасность.

Тема.2.3. Ёлочка нарядная (коллективная работа).

Учить изготовлять плоскостные  ёлочные игрушки (в технике акварель восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная  обрыванием) Закрепить умение украшать различные геометрические фигуры узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками.

 Материалы: различные вырезанные из бумаги фигуры, фигура ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь, кисти№3.

Зрительный ряд: готовые игрушки для ёлки.

Литературный  ряд: Е.Блохина. Стихи о ёлке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе.

Музыкальный ряд: Н. Ребиков. Ёлка.

 Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественна литература.

Тема 2.4. Мои любимые снежинки.

Совершенствовать умение в нетрадиционной технике (восковые мелки, акварель). Учить создавать  различные формы. Развивать фантазию. Формировать интерес к красоте природных форм.

 Материалы: бумага белого цвета, акварель, восковые мелки, гуашь.

Информация о работе Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «Фантазия»