Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «Фантазия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:45, аттестационная работа

Описание

В концепции непрерывного художественного образования дошкольный период рассматривается как важнейший, базовый период в художественном развитии человека. По мнению отечественного ученого А.М.Леонтьева «это период первоначального фактического складывания личности». На дошкольной ступени развития происходит становление творческого потенциала ребёнка в процессе «вхождения» в мир искусства и его собственно художественно-творческой деятельности. Художественно-творческое развитие дошкольника характеризуется ассоциативностью мышления, развитием воображения и художественно-образных представлений об окружающем мире, эмоционально-ценностным отношением к миру.

Содержание

Пояснительная записка
3

1.1.
Направленность дополнительной образовательной программы
3

1.2.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы
3

1.3.
Цель и задачи программы
4

1.4.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
5

1.5.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы
6

1.6.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
7

1.7.
Принципы дополнительной образовательной программы
7

1.8.
Режим и формы деятельности
8

1.9.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
8

1.10.
Формы подведения итогов реализации программы
8
II.
Проектирование образовательного процесса
10

2.1
Тематический план непосредственно образовательной деятельности
10

2.2
Содержание дополнительной образовательной программы
16

2.2.1
Модуль 1. Освоение комбинированной техники рисования (акварель, восковые мелки)
16

2.2.2
Модуль 2. Освоение комбинированной техники рисования (кляксография, чёрно-белый граттаж, рисование ладошкой, рисование пальчиками)
19

2.2.3
Модуль 3. Освоение комбинированной техники рисования (монотипия, свеча, акварель, печать поролоном по трафарету, сангина)
22

2.2.4
Модуль 4. Освоение комбинированных нетрадиционных техник (монотипия, тиснение, рисование свечой, печатки листьями, акварель, оттиск пробкой, набрызг)
25
III.
Контрольно - диагностический материалы
27
IV.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
29

4.1
Условия реализации программы (кадры, помещение, материально-техническая база)
30

4.2
Пособия по применению нетрадиционных художественно - графических техник рисования
31
V.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

фантазия.docx

— 109.01 Кб (Скачать документ)

Зрительный ряд: изображения снежинок разной формы.

Литературный  ряд: К. Бальмонт. Снежинка.

Музыкальный ряд: П. Чайковский. Вальс снежинок (из балета «Щелкунчик»).

Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественная литература, познание.

Тема 2.5. Птицы волшебного сада.

Учить рисовать птицу из волшебного сада (техника рисование  ладошкой и акварель восковые мелки). Развивать чувство композиции. Соотносить цветовую гамму.

 Материалы: бумага А4, гуашь, клей ПВА, акварель, восковые мелки.

Зрительный ряд: изображения сказочных птиц в иллюстрациях к детским книгам.

Литературный  ряд: П. Ершов. Конёк-горбунок.

Музыкальный ряд: сказочная таинственная музыка.

Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественная литература.

Тема 2.6. Мой портрет.

Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет  человека. Учить отображать в рисунке  своё настроение, особенности внешности. Совершенствовать умения в нетрадиционных изобразительных техниках: чёрно-белый  граттаж, акварель, восковые мелки. Развивать чувство композиции.

Материалы: бумага А3, акварель, восковые мелки, тушь чёрная, жидкое мыло, свеча, палочка для процарапывания, кисти№5, зеркало.

Зрительный ряд: репродукции портретов.

Литературный  ряд: стихотворение Г.Гладков, Картины.

Музыкальный ряд: спокойная лирическая музыка.я

Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественна литература, безопасность.

Тема 2.7.-2.8. Я в подводном мире.

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной  технике восковые мелки, акварель, отпечатки  ладошкой. Учить превращать отпечатки  ладоней в рыб и медуз. Рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство  композиции.

 Материалы: голубой или белый лист А3, восковые мелки, акварель, кисти№3, салфетки.

Зрительный ряд: эскизы, иллюстрации подводного мира.

Литературный  ряд: загадки о морских обитателях.

Музыкальный ряд: спокойная неторопливая музыка в качестве фона.

Интеграция областей: музыка, коммуникация,  художественная литература, познание, труд.

Модуль III. Дворец солнца.

Тема 3.1. Солнышко улыбается.

Формировать у детей представление  о важной «работе» солнца - приносить тепло, свет земле и людям, как по-разному его изображают художники и народные мастера. Развивать фантазию, воображение.

 Материалы: бумага А4, гуашь, акварель, свеча, кисти №3, салфетка.

Зрительный ряд: очеловеченное изображение солнца в иллюстрациях к детским книгам и в народном календаре.

Литературный  ряд: славянские легенды о солнце, Н.Горяева. Целый день в работе Солнышко.

Музыкальный ряд: В.Солманов. Утро.

Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественная литература, познание.

Тема 3.2. Ранняя весна.

Воспитывать эстетическое восприятие природы и её изображение в пейзаже; учить рисовать состояние погоды (мокрый снег, лужи, туман, ветер). Совершенствовать цветовосприятие отбором оттенков холодного печального колорита ранней весны, используя технику монотипии пейзажной.

 Материалы: бумага А4, акварель, кисти №3, губка для смачивания листа

Зрительный ряд: репродукции картин о весне.

Литературный  ряд: загадка о весне.

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский. Времена года. Весна.

Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественная литература, познание, безопасность, труд.

Тема 3.3. Ветка с первыми листьями.

Совершенствовать нетрадиционную технику оттиск печатками. Углублять знания о временах года, уточнить признаки весны. Воспитывать любовь к родному краю.

 Материалы: бумага А4, гуашь, кисти №3, печатки с силуэтом листа, салфетки.

Зрительный ряд: веточка с полураскрывшимися листьями в вазе, эскизы.

Литературный  ряд: И. Токмакова. Весна.

Музыкальный ряд: С. Рахманинов. Прелюдия соль мажор.

Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественная литература, познание.

Тема 3.4. Пейзаж. Берёзовая роща.

Закреплять умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ берёзовой рощи. Развивать чувство композиции.

Материалы: бумага А4, свеча, акварель, кисти №3, простой карандаш.

Зрительный ряд: изображения берёзы.

Литературный  ряд: дидактическая сказка о деревьях.

Музыкальный ряд: П. Чайковский. Вальс (из балета «Лебединое озеро»).

Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественная литература, познание.

Тема 3.5. Звёздное небо.

Учить создавать образ  звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. Воспитывать эстетическое восприятие природы и её изображение нетрадиционными художественными техниками.

Материалы: бумага А3, кисти №5, гуашь, трафареты, поролоновый тампон, жёсткая кисть, картонка для набрызга, салфетки.

Зрительный ряд: иллюстрации звёздного неба.

Литературный  ряд: загадки о небе, звёздах.

Музыкальный ряд: Ф. Шопен. Прелюдия №7.

Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественная литература, познание.

Тема 3.6. Подарок маме.

Учить украшать цветами и  рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображение на листе по-разному. Воспитывать в детях желание делать подарки родным и близким.

Материалы: бумага А3 согнутая пополам, гуашь, кисти №3,трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки.

Зрительный ряд: открытки с изображением цветов.

Литературный  ряд: М.Родина. Мамины руки.

Музыкальный ряд: П.Чайковский. Мама (из «Детского альбома»)

  Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественная литература, познание, труд.

Тема 3.7. Птичьи дома.

Воспитывать любовь к природе  и интерес к жизни птиц. Обучение использованию разнообразным приёмам работы с графическими материалами(концом, плашмя) в процессе выполнения сюжета рисунка.

Материалы: бумага А4, уголь, сангина, салфетки.

Зрительный ряд: изображения весенних сценок из жизни птиц.

Литературный  ряд: Г. Ладонщиков. Возвращаются птицы. В апрельском лесу.

Музыкальный ряд: Э. Григ. Птичка; щебет птиц, звуки природы (фонозапись).

  Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественная литература, познание, труд.

Тема 3.8. Весенняя сказка о семечке-крошке.

Обучать видению неприметной, скромной красоты в растительном мире (травинки, пылинки). Учить детей  передавать в рисунке пластики растительных форм с помощью выразительной  линии. Воспитывать бережное отношение  к природе.

Материалы: Бумага А4, тушь, палочка или фломастер чёрного цвета.

Зрительный ряд: изображение растений разной формы.

Литературный  ряд: сказка о семечке-крошке.

Музыкальный ряд: спокойная, лирическая музыка.

Интеграция областей: музыка, коммуникация, безопасность, труд, художественная литература.

 

Модуль IV. Народное творчество.

Тема 4.1.- 4.2. Дымковская игрушка. Конь. Козлик.

Познакомить детей с дымковской игрушкой, воспитывать эстетическое восприятии изделий народных мастеров. Учить пользоваться нужными печатками самостоятельно выбирая узор, применять ватные палочки (для мелких элементов узора).

Материалы: силуэт коня, козлика, печатки с узорами, гуашь, ватные палочки.

Зрительный ряд: иллюстрации дымковских игрушек.

Литературный  ряд: дидактическая сказка.

Музыкальный ряд: русские народные мелодии.

  Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественная литература, познание, труд.

Тема 4.3. По страницам сказки «Гуси-лебеди» (волшебная яблоня) .

Учить тонировать бумагу широкой кистью. Развивать у детей способность самостоятельно выбирать способ изображения круглые и овальные формы, прямые и наклонные линии. Упражнять в заполнении пространства на общем листе при помощи печаток. Воспитывать сопереживание, умение объединяться для общего  дела; интерес к русским народным сказкам.

Материалы: бумага А4, печатки из пробки, из листьев, поролоновая подушечка пропитанная гуашью, салфетки, кисти №3, гуашь.

Зрительный ряд: иллюстрации из русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Литературный  ряд: отрывок из русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественная литература, познание, труд.

Тема.4.4.-4.5.Городецкая роспись. Узор на тарелочке.

Познакомить детей с городецкой росписью, её колоритом, основными элементами узора. Учить составлять узор на тарелочке  нетрадиционной техникой оттиск печатками. Развивать художественный вкус.

 Материалы: бумага в форме тарелочки, гуашь, кисти №3, салфетки, печатки с узорами.

Зрительный ряд: иллюстрации городецкой росписи

Литературный  ряд: дидактическая сказка.

Музыкальный ряд: русские народные мелодии.

Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественная литература, познание, труд.

Тема 4.6.Семёновские матрёшки.

Познакомить с народным промыслом - семёновскими изделиями показать характерные элементы: орнаменты  с ягодами земляники, рябины, крыжовника, малины, используя нетрадиционную технику  рисования - оттиск печатками.

 Материалы: силуэты матрёшек, печатки с элементами узоров, гуашь, ватные палочки, кисти.

Зрительный ряд: иллюстрации  семёновских матрёшек.

Литературный  ряд: загадка про матрёшку.

Музыкальный ряд: русские народные мелодии.

Интеграция областей: музыка, коммуникация, художественная литература, познание, труд.

Тема 4.7.-4.8.  По замыслу. Весёлые человечки.

Учить детей складывать верёвочку  точно по образцу. Знакомить со строением  человека, определять все части тела. Учить нетрадиционной технике волшебная  верёвочка.

 Материалы: лист картона с контурами человеческого тела, верёвочка разного размера и цвета.

Музыкальный ряд: русская плясовая.

Интеграция областей: музыка, коммуникация, безопасность, труд.

    1. Контрольно-диагностические материалы

В процессе контрольно - диагностической  деятельности исследуются интегративные качества характеризующие развитие интеллектуальной и личностной сферы дошкольника.

Контрольно-диагностическая  деятельность проводится воспитателем группы совместно с педагогом по изобразительной деятельности, с использованием диагностических заданий и наблюдение за художественной деятельностью воспитанников. Данные наблюдения, анализ продуктов художественной деятельности лежат в основе заполнения карт развития каждого ребёнка.

Характеристики  интегративных качеств

Частота проявления

Часто

Иногда

Крайне редко

Любознательный, активный

1.

 Проявляет интерес к новым незнакомым предметам, пытается самостоятельно обнаружить их устройство, возможные способы их использования.

2 балла

1 балл

0   

баллов

2.

Проявляет интерес к организованной взрослой исследовательской деятельности, направленной на выявление причинно-следственных связей предметов и явлений.

2 балла

1 балл

0

баллов

3.

С интересом слушает информацию взрослого.

2 балла

1 балл

0

баллов

Сумма баллов

 

Уровневый показатель

 

Эмоционально  отзывчивый

1.

На поведение ребёнка  влияет рассказ об эмоциональном состоянии взрослого или сверстника  с использованием различных выразительных средств.

2 балла

1 балл

0

баллов

2.

Адекватно эмоционально реагирует  на успех(не успех) действий сверстников.

2 балла

1 балл

0

баллов

3.

Эмоционально переживает содержание художественного произведение, особенно когда взрослый использует выразительные средства для передачи эмоциональных состояний.

2 балла

1 балл

0

баллов

 Сумма баллов 

 

Уровневый показатель

 

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

1.

В общении и взаимодействии с взрослыми и детьми соблюдает элементарные нормы и правила поведения

2 балла

1 балл

0 балл

2.

Способен согласовывать свои действия с действиями других детей в различных видах деятельности

2 балла

1 балла

0 балл

3.

Способен оказывать помощь сверстнику в освоенных видах детского труда

2 балла

1 балла

0 балл

Сумма баллов

 

Уровневый показатель

 

Способный  решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту

1.

Самостоятельно организовывает игровую или продуктивную деятельность (индивидуальную или коллективную), с тем чтобы применить усвоенную информацию, способы выполнения действий

2 балла

1 балл

0 балл

2.

Творчески подходит к выполнению различных видов деятельности

2 балла

1 балл

0 балл

3.

При поддержки и помощи взрослого может достигать цели в познавательной, продуктивной и иных видах деятельности, независимо от их привлекательности

2 балла

1 балл

0 балл

Сумма баллов

 

Уровневый показатель

 

 Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

 

 

Да

Нет

1.

Способен действовать самостоятельно по простому правилу или образцу, заданному взрослым

1 балл

0

баллов

2.

Способен удерживать в памяти правила, заданное взрослым, при необходимости действовать по нему без напоминания

1 балл

0

баллов

Сумма баллов

 

Уровневый показатель

 

Сумма уровневых  показателей всех интегративных  качеств

 

Уровень овладения  ребёнком основными интегративными качествами (5 из 9)

 

Информация о работе Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «Фантазия»