Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «Фантазия»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:45, аттестационная работа

Описание

В концепции непрерывного художественного образования дошкольный период рассматривается как важнейший, базовый период в художественном развитии человека. По мнению отечественного ученого А.М.Леонтьева «это период первоначального фактического складывания личности». На дошкольной ступени развития происходит становление творческого потенциала ребёнка в процессе «вхождения» в мир искусства и его собственно художественно-творческой деятельности. Художественно-творческое развитие дошкольника характеризуется ассоциативностью мышления, развитием воображения и художественно-образных представлений об окружающем мире, эмоционально-ценностным отношением к миру.

Содержание

Пояснительная записка
3

1.1.
Направленность дополнительной образовательной программы
3

1.2.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы
3

1.3.
Цель и задачи программы
4

1.4.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
5

1.5.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы
6

1.6.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
7

1.7.
Принципы дополнительной образовательной программы
7

1.8.
Режим и формы деятельности
8

1.9.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
8

1.10.
Формы подведения итогов реализации программы
8
II.
Проектирование образовательного процесса
10

2.1
Тематический план непосредственно образовательной деятельности
10

2.2
Содержание дополнительной образовательной программы
16

2.2.1
Модуль 1. Освоение комбинированной техники рисования (акварель, восковые мелки)
16

2.2.2
Модуль 2. Освоение комбинированной техники рисования (кляксография, чёрно-белый граттаж, рисование ладошкой, рисование пальчиками)
19

2.2.3
Модуль 3. Освоение комбинированной техники рисования (монотипия, свеча, акварель, печать поролоном по трафарету, сангина)
22

2.2.4
Модуль 4. Освоение комбинированных нетрадиционных техник (монотипия, тиснение, рисование свечой, печатки листьями, акварель, оттиск пробкой, набрызг)
25
III.
Контрольно - диагностический материалы
27
IV.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
29

4.1
Условия реализации программы (кадры, помещение, материально-техническая база)
30

4.2
Пособия по применению нетрадиционных художественно - графических техник рисования
31
V.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

фантазия.docx

— 109.01 Кб (Скачать документ)

 

Художественное  творчество

Нетрадиционная  техника рисования

Да

Нет

1.Рисунок: создаёт обобщённый образ и детализирует его с помощью кисти, гелевой ручки, заострённой палочки, фломастера (тонко)

1 балл

0

баллов

2. Создаёт сюжет по  оттиску, трафарету. граттаж. пейзажная кляксография, пальчиком, ладошкой, свечой, восковыми мелками

1 балл

0

баллов

3.Широко использует цвет (минор, мажор и т. д.)

1 балл

0

баллов

Сумма баллов

3 балла

2 балла

1 - 0 баллов

Уровневый показатель

Высокий

Средний

Низкий

Присваиваемый балл

2 балла

1 балл

0 баллов


 

 

    1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Фантазия»

В процессе разработки программы  мы ориентировались на содержание  нормативно-правового обеспечения современного дошкольного образования. Нормативная база представлена следующими документами:

  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655,
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008 г. N 666,
  • СанПиН 2.4.1.2660- 10.
  • СанПиН для ДОУ от 04.02.2011

Дополнительная образовательная  программа «Фантазия» реализуется  педагогическим коллективом: воспитатели, руководитель изостудии, музыкальный руководитель. Непосредственно образовательная деятельность организуется руководителем изобразительной деятельностью в детском саду в специально оборудованном помещении - в изостудии. Воспитатели обеспечивают предварительную подготовку детей с целью организации дальнейшей изобразительной деятельности у педагога по изобразительной деятельности.

Музыкальный руководитель: обеспечивает эмоциональный анализ музыкальных пьес через интеграцию с произведениями изобразительного искусства.

В групповой комнате имеется центр развития художественно-творческой деятельности детей, в котором каждый ребенок имеет возможность самостоятельно использовать художественные материалы, средства художественной выразительности для реализации своего замысла.

  Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей старшего дошкольного возраста осуществляются через:

  1. Уголок художественного творчества в группе «Волшебная кисточка»;
  2. Вернисаж « Мир глазами детей».     

Технические средства обучения.

  1. Магнитофон;
  2. CD и аудио материал

  Дидактические игры, направленные:

  • на целенаправленное развитие восприятия цвета;
  • на восприятие формы;
  • на восприятие качеств величины;
  • на количество предметов;
  • на развитие речи, мышления;
  • на развитие первоначальных представлений о природе.

 

                    Наглядно – образный материал

  1. Иллюстрации и репродукции, открытки для рассматривания (ПРИРОДА: Времена года; Дикие и домашние животные; Насекомые; Птицы; Растения; Репродукции картин: Васнецова, Шишкина, Левитана, Куинджи);
  2. Наглядно-дидактический материал (трафарети, Игрушки народно прикладного промысла: семёновская матрёшка, филимоновские игрушки, коргопльские игрушки; посуда: жостовская, гжель, хохлома);
  3. Игровые атрибуты (маски, костюмы);
  4. Художественная литература: сборники стихов, загадок, сказок, произведения известных русских писателей.

Пособия, используемые в работе по ознакомлению дошкольников с нетрадиционными техниками рисования:

  • А.В.Никитина. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.  В пособии предлагается нетрадиционные художественно-графические техники, которые доступны детям (монотипия, тиснение, рисование свечой, печатки листьями, акварель, оттиск пробкой, набрызг и т.д.).
  • Рисование с детьми дошкольного возраста. Под редакцией Р.Г.Казаковой. авторами проанализировано влияние различных художественных техник на особенности развития детского изобразительного творчества.
  • Р.Туфкрео, М.Кудейко. Коллекция идей. В книге рассмотрены различные способы рисования и моделирования, предусматривающие использование нетрадиционных материалов, которые позволяют расширить выбор техники изображения при выполнении детьми творческих работ.

Художественно-творческая деятельность детей представлена следующими формами работы:

        1. Непосредственно образовательная деятельность – это последовательность технологических шагов с использованием образовательных средств, направленных на достижение определённого результата.

2.Организация образовательной деятельности детей в режимных моментах - это деятельность, направленная на непосредственное общение с окружающим миром, отражающееся в работах детей (после прогулки дети воплощают своё отношение к природе в своих рисунках).

3. Экскурсии на выставки, в музей помогают обогатить  духовный мир ребёнка  посредством восприятия работ известных художников, художников родного края (Н.Калинина «Поделки из природного материала»),  традиций своего этноса (русские, татары, мордва, чуваши и т.д.).

4. Посещение библиотеки  – встречи с художниками и  поэтами родного края для интеллектуального  богатства.

5. Участие в городских,  районных и областных конкурсах  по изобразительной деятельности , которые отражают творческую индивидуальность в художественно-творческой деятельности (ребёнок-художник: призовые места в районном конкурсе народно-прикладного искусства «Пасхальный перезвон», диплом первой степени за участие в областном конкурсе рисунков «Пусть всегда будет солнце», номинация «педагог-дети»). 

Виды нетрадиционной техники рисования:

  • Кляксогрфия обычная – пластиковой ложечкой выливается гуашь на бумагу, получается пятно в произвольном порядке; накрывается другим листом и прижимается; снимается верхний лист, определяется на что похоже, дорисовка.
  • Монотипия пейзажная – складывание листа пополам, на верхней стороне листа выполняется пейзаж (быстро), нижняя часть листа протирается влажной губкой, делается оттиск, исходный рисунок оживляется красками.
  • Отпечатки листьев – покрытие листьев дерева красками разных цветов, прикладывание окрашенной стороной, получение отпечатка.
  • Рисунки из ладошки – прикладывание ладошки с растопыреннными пальчиками к листу бумаги, обвести простым карандашом, дорисовка необходимого рисунка, раскрашивание.
  • Свеча, акварель – рисование свечой изображения, закрашивание акварелью всего листа. Рисунок свечой остаётся белым.
  • Восковые мелки, акварель - рисование восковым мелком изображения, закрашивание акварелью всего листа. Рисунок восковым мелком остаётся белым.
  • Рисование пальчиками - ребёнок опускает пальчик в краску и рисует задуманное изображение.    

В основе работы с дошкольниками  по реализации данной программы лежит принцип здоровьесбережения, включающий в себя ассоциативное рисование, релаксацию, медитацию, игровые технологии, систему дыхательных упражнений, музыкотерапию. Перспективный план работы  в   старшей   группе  включает несколько блоков, который обеспечивает постепенность развития изобразительных навыков и умений, освоения техники нового вида деятельности.

Для реализации здоровьесберегающего  принципа предлагается:

   - ориентироваться  на позу как выразительную  характеристику положения тела в пространстве посредством игровых упражнений;

    - осваивать навыки  рационального дыхания, отрабатывать  глазоручную координацию, концентрацию внимания  и усидчивость, подготовку руки к письму;

    -   использование  рисунков в оформлении к праздникам, развлечениям.

    - музыкотерапия  (образовательная область «Музыка») – прослушивание звуков окружающего мира; музыкальных сказок и импровизаций на различные темы; рисование с прослушиванием произведений известных композиторов в соответствии с тематикой занятия;

     - использование  на занятиях художественного  слова; развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей (образовательная область «Коммуникация»);

       -  расширение  кругозора в процессе рассматривания  картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим миром (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов (образовательная область «Познание»).

 

                           V. Список литературы

1. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Приказ МО РФ от 12 сентября 2008 г. N 666.

2. СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2010.

4. Комарова, Т.С.  Изобразительная  деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации /Т.С. Комарова. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.

5. Никитина, А.В.  Нетрадиционные  техники рисования в детском  саду. Планирование, конспекты занятий:  Пособие для воспитателей и  заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО,2008.

6.Горяева, Н.А. Первые  шаги в мире искусства: Программа  для дошкольных образовательных учреждений/Б.М. Неменского.-М.:Просвещение,2011.

7.Туфкрео, Р.А., Кудейко, М.В. Коллекция идей.-М.:Линка-Пресс,2004

8. Третьякова, Н.Г. Обучение  детей рисованию в детском  саду. Учебно-тематический план, формы  и методы образования, конспекты  занятий/Н.Г.Третьякова;  худож.  В.Н.Куров. - Ярославль, Академия развития,2009.

9.Рисование с детьми  дошкольного возраста: Нетрадиционные  техники, планирование, конспекты  занятий/Р.Г. Казаковой - М.:ТЦ Сфера,2005. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

непосредственно образовательной  деятельности

детей старшей группы

Образовательная область  «Художественное творчество»

Тема: «По страницам русской народной сказка «Гуси-лебеди» (Волшебная яблоня)».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Формировать у детей уверенность в себе и своих возможностях при создании изображения простых предметов, доступными им средствами выразительности.

Задачи:

- учить тонировать бумагу широкой кистью;

- развивать у детей способность самостоятельно выбирать способ изображения круглые и овальные формы, прямые и наклонные линии;

- упражнять в заполнении пространства на общем листе при помощи печаток из листьев и пробки;

- воспитывать сопереживание, умение объединяться для общего  дела; интерес к русским народным сказкам.

Материалы:  макет яблони без листьев, печатки в виде листьев, пробки;  гуашь разведенная разного цвета в стаканчиках; листы белой бумаги А4 формата с нарисованными свечкой предметами для сюрприза; мел разного цвета; большие кисти; домик с волшебным сундуком.

Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди», знакомство с широкой кистью.

Ход.

1 часть. Вводная  часть.  Введение в тему: Приглашение в сказку.

Воспитатель. Дети! Посмотрите на иллюстрацию. Как называется эта сказка?

Воспитатель. А кто украл брата девочки? (Ответы детей)  

Воспитатель. Правильно, это гуси-лебеди. Давайте поможем сестре найти братца.

2 часть. Основная.

 

а) Дети вместе с воспитателем отправляются в сказку, идут по группе выполняя, движения соответственно словам.

 «Дети в лес идут»

А там деревья растут

На дереве-птичка

А под деревом - лисичка 

На дереве - листочки” 

А под деревом - грибочки  (обычная ходьба

руки вверх, пальцы раздвинуты

изображаем пальцами птицу

присели на корточки

руки вверх, эмитируем  листву

присели на корточки

  Воспитатель. Ой, дети, посмотрите, что это? (Это дерево, но без листьев).

Воспитатель. Правильно, это же яблонька! Давайте у неё спросим, может она знает, где нам гусей-лебедей искать?

Информация о работе Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «Фантазия»