Игра как метод социализации младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования: разработать и апробировать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении.
3. Описать типологию игр как средств социализации младших школьников.
4. Разработать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и определить ее эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы игры как метода социализации младших школьников
1.1.Особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении………………………………………….8
1.2. Типология игр как средства социализации младших школьников………………………………………………………………………14
1.3. Программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр………………………………………………………….24
Выводы по главе I………………………………………………………28
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по изучению социализации младших школьников средствами игр
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников……………………………………………………30
2.2. Реализация программы социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и ее эффективность…………………………37
2.3. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы……..46
Выводы по главе II………………………………………………………49
Заключение………………………………………………………………………50
Библиография…………………………………………………………………...52
Приложение……………………………………………………………………...55

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Марины.docx

— 178.75 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«Ишимский  государственный педагогический институт имени П.П.Ершова»

 

 

 

Кафедра социальной педагогики и педагогики детства

(секция начального образования)

 

ИГРА КАК МЕТОД СОЦИОЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Курсовая работа

 

 

Выполнила: студентка

педагогического

факультета, 392группы,3 курса

Семунина Марина Сергеевна

 

 

Научный руководитель: к.п.н. доцент кафедры социальной

педагогии и педагогики

детства Слизкова

Елена Владимировна

 

 

 

 

 

 

Ишим, 2012

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I.  Теоретические основы игры как метода социализации младших школьников

           1.1.Особенности  социализации детей младшего школьного возраста  в        образовательном учреждении………………………………………….8

            1.2. Типология игр как средства социализации младших школьников………………………………………………………………………14

           1.3. Программа социализации детей  младшего школьного возраста  средствами игр………………………………………………………….24

           Выводы по главе I………………………………………………………28

Глава II. Опытно - экспериментальная работа по изучению социализации младших школьников средствами игр

          2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников……………………………………………………30

           2.2. Реализация программы социализации  детей младшего школьного возраста  средствами игр и ее эффективность…………………………37

          2.3. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы……..46

            Выводы по главе II………………………………………………………49

Заключение………………………………………………………………………50

Библиография…………………………………………………………………...52

Приложение……………………………………………………………………...55

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема обеспечения  эмоционального благополучия и социализации ребенка младшего школьного возраста приобретает особую актуальность в  современных условиях социальных отношений  и повышенного темпа жизни. Именно социализация является одной из основных регулирующих систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности  организма как взрослого человека, так и ребенка. Поэтому достаточно успешная социализация придает смысл и значение человеческому существованию. Познавая окружающий мир, ребенок определенным образом относится к тому, что или кого он познает. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому на этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место [10].

Эмоции окрашивают восприятие окружающего мира - от ликующего, светлого, радостного, яркого - к тусклому, угрюмому, серому. Для детей от 1 до 7 лет игра - важный фактор познания окружающего мира, освоения ролевых функций, психического развития личности, ее социализации и подготовки к будущему. Богатство эмоционального мира - великое благо для человека. Чувства и эмоции делают его жизнь полноценной, насыщенной, интересной.

Поэтому на учителе лежит  ответственность не только за усвоение детьми знаний, умений, навыков, но и  за развитие эмоциональной сферы  учащихся.

Психологи заметили, что  школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности  у детей. Более того, некоторый  оптимальный уровень тревоги  активизирует обучение, делает его  эффективнее. Здесь тревога - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности  превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется  от деятельности, либо ставит все для  достижения успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что «проваливается» в других ситуациях. Тревожность как черта личности может стать предвестником развития невроза. Игра же, помогает снять это напряжение.

Игра направлена на ориентировку в предметной и социальной действительности и ее познание. Она является социальной деятельностью и по своему происхождению, и по направленности, и по содержанию.

И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных  детей. А ведь школьная пора основная, основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладения социальными нормами и правилами. Если же предпосылками переживаний школьника оказывается тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями - не в радость, а в тягость. Да и интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательностью. Ведь творческий человек - это человек свободный, рискующий. Тревожные же люди - рабы давно принятых, зачастую устаревших, заново многократно проверенных жизнью вариантов [21].

Как показывает практика, школа  по причине психологической безграмотности учителей зачастую не только не может  помочь ребенку выйти из тупика тревожности, эмоционально неустойчивого состояния, но иногда даже усугубляет этот эмоциональный  дискомфорт, который был создан в  семье, и служащий стимулом, провоцирующим  негативную эмоциональную реакцию.

Учитель, который направляет ход событий в классе, может и должен стать «психотерапевтом» для тревожного ребенка. Ведь у него в руках множество средств: и оценка, которой можно не только карать и награждать, но и «лечить», и общественная жизнь коллектива, и работа на уроках, и внеклассные дела.

 С точки зрения В.А. Сухомлинского чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, должен всегда окружать ребенка до школы и в школе.

Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель  сохранит для него те радости, которые  он имел раньше. Одним из средств  сохранения этой радости является игра, которая не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы.

Использование игр в учебно-воспитательном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает образовательный процесс в начальной школе занимательным для ребенка.

Игра - это один из видов  человеческой деятельности. Как сложное  и интересное жизненное явление, она привлекала и привлекает внимание людей самых разнообразных профессий. Во многих научных трактах на разнообразные  темы, в художественных произведениях  встречаются наблюдения над играми детей и суждения о них.

 Вопреки обычному порядку  в изложении психической жизни  ребенка в течении раннего возраста мы выдвинем на первый план изучение эмоциональной жизни его в это время, исходя из указанного уже принципа, что эмоциональная сфера имеет центральное значение в системе психических сил [5].

Дети повторяют в играх  то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать  и что доступно их пониманию. Уже  потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Анализ имеющихся исследований показал, что данная проблема остается одной из самых малоизученных  в педагогике, психологии. Ее малая  разработанность для первой ступени  обучения вызывает определенные трудности  в работе учителей начальной школы, вынужденных руководствоваться  при выборе методики работы с младшими школьниками преимущество опытом индивидуального  характера. Это для опытного учителя. А если в школы пришел начинающий учитель, не имеющий опыта работы, то проблема налицо.

Противоречие между  необходимостью ребенка социализироваться в обществе и отсутствием в системе образования программ рассчитанных на социализацию детей.

Проблема: каковы возможности игры в процессе социализации. 
          Данная проблема определила тему исследования: «Игра как метод социализации младших школьников».

Цель исследования: разработать и апробировать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр.

Объект исследования: социализация детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр.

Задачи исследования:

1.  Изучить научную литературу по теме исследования.

2. Изучить особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении.

3. Описать типологию игр как средств социализации младших школьников.

4. Разработать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и определить ее эффективность.

Методы исследования:

- Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов по игре как эффективному способу социализации младших школьников;

-  Эмпирические: наблюдение за учебной и внеучебной деятельностью школьников, применение диагностических методик (тестирование,   анкетирование, беседы, наблюдения), предназначенных для определения уровня развития эмоциональной сферы младших школьников;

-  Математические: количественная и качественная обработка данных.

Гипотеза исследования: процесс социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении будет эффективным, при реализации программы, включающей разные типы игр: дидактическую, ролевую, деловую.

База исследования: МАОУ СОШ №5 г. Ишима Тюменской области

Структура курсовой  работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, библиографии и приложений.

Научная значимость исследования: уточнены понятия: «игра», «социализация», «младший школьник», разработана программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр.

Практическая  значимость исследования: апробирована программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр, состоящая из системы занятий включающей разные типы игр: дидактическую, ролевую, деловую, нацеленных на социализацию младших школьников средствами игр. Разработаны методические рекомендации по социализации программы.

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы игры как метода социализации младших школьников

           1.1. Особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении

 Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития [11].

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь  ребёнка. Резко изменяется весь уклад  его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.

 На основе анализа  исследований ряда авторов (М.И.Лисина , Ш.А Амонашвили,  А.С.Валявский, В.С.Мухина )  выделены причины, по которым младший школьный возраст может быть определен как оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций [17]. 

Где, во-первых, с поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. У него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте. Как отмечают Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов [7], ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению [7, с.85]. 

Во-вторых, у младших школьников уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу». Младший школьник приспосабливает себя к стандартным условиям. Помимо усвоения специальных умственных действий ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей [12, с.125]. 

В-третьих, школа предъявляет  к ребенку новые требования в  отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям и это имеет существенное значение для формирования коммуникативных способностей. Ребенок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с учителем и сверстниками [13].  

Информация о работе Игра как метод социализации младших школьников