Игра как метод социализации младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования: разработать и апробировать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении.
3. Описать типологию игр как средств социализации младших школьников.
4. Разработать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и определить ее эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы игры как метода социализации младших школьников
1.1.Особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении………………………………………….8
1.2. Типология игр как средства социализации младших школьников………………………………………………………………………14
1.3. Программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр………………………………………………………….24
Выводы по главе I………………………………………………………28
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по изучению социализации младших школьников средствами игр
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников……………………………………………………30
2.2. Реализация программы социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и ее эффективность…………………………37
2.3. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы……..46
Выводы по главе II………………………………………………………49
Заключение………………………………………………………………………50
Библиография…………………………………………………………………...52
Приложение……………………………………………………………………...55

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Марины.docx

— 178.75 Кб (Скачать документ)

Итог занятия:

-Ребята, что нового вы  сегодня узнали на занятии?

-Как вы считаете, нужно  ли соблюдать правила честного  ведения игры.

-Всем спасибо за работу  на занятии.

-Все свободны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 6

Методика 1. Определение темперамента. ( А. Белов)

Цель: определить тип темперамента ребенка.

Процедура исследования: наблюдая за поведением и реакцией детей, ответить на вопросы теста, отметив определенные буквы.

Тест

  1. Как ребенок ведет себя, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать?
    1. Включается легко, без ярких эмоций.
    1. Включается активно, эмоционально.
    2. Включается неторопливо.
    3. Включается робко, осторожно.
  1. Как ребенок реагирует на замечания взрослого?
    1. Говорит, что больше не будет, но позже поступает точно так же.
    2. Не слушает и поступает по-своему, проявляет бурную реакции.
    3. Молчит, принимает к сведению, обдумывает.
    4. Обижается, молчит, долго переживает, плачет.
  1. Как ребенок разговаривает с товарищами в значимых для него ситуациях?
    1. Быстро, прислушиваясь к высказываниям других.
    2. Стремительно, страстно, никого не слушая.
    3. Спокойно и уверенно.
    4. С сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других.
  1. Как ребенок ведет себя в непривычной для него обстановке (в кабинете директора или завуча, в медкабинете, на экскурсии)?
    1. Легко ориентируется, проявляет любопытство, активность.
    2. Возбужден, иногда излишне беспокоен.
    3. Внимательно рассматривает все вокруг.
    4. Слушается взрослых, ведет себя застенчиво.

Анализ результатов: Если реакция чаще всего проявляется по типу «а», можно считать: преобладают сангвинические черты темперамента; по типу «б» - холерические; по типу «в» - флегматические; по типу «г» - меланхолические.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

Методика 2:  «  Какой у нас коллектив» (автор: А.Н.Лутошкин).

Цель исследования: Изучить  мнение ребят о классном коллективе.

         Проведение  исследования: Ученикам  были выданы бланки с шестью  утверждениями. Детям было дано  задание : обвести 2 номера тех утверждений, которые более всего совпадают с мнением учащихся.

В бланках присутствовали следующие утверждения:

1. Наш класс очень дружелюбный  и сплоченный

2.Наш класс дружный.

3.В нашем классе нет  ссор, но каждый существует сам  по себе.

4. В нашем классе изредка  бывают ссоры, но конфликтным  его назвать нельзя.

5. Наш класс недружный,  возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный,  трудно учиться в таком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Методика 3. Оценка контактности

(Источник: Изучение личности младших школьников по программе психологической диагностики / сост. П.П. Кучегаш. – Волгоград: Перемена, 1995. – С. 6 – 9.)

Цель: Определить уровень контактности младших школьников.

Контактность – это способность личности устанавливать дружеские связи по собственной инициативе, переживать удовлетворение от общения, взаимопонимания, переживания.

Процедура исследования: Учащимся класса предлагается ответить на тест, состоящий из трех серий (частей).

Серия 1

Из названных качеств  надо выбрать ДВА таких, которые  тебе больше всего нравятся:

  1. Правдивый.
  2. Хороший друг.
  3. Красивый.
  4. Умный.
  5. Скромный.
  6. Весёлый.
  7. Придумывает интересные истории, игры.

Серия 2

Скажи, куда тебе хочется, чтобы  шарик скатился: вправо или влево?

 

Серия 3

Прочти следующие 10 вопросов. Свой положительный ответ отметь крестиком (+) или ДА; отрицательный – черточкой (-) или НЕТ.

1.Ссорилсяли ты когда-нибудь  со своим товарищем?

2.Можешь ли ты сказать,  когда мама (папа, бабушка) сердится, а когда ей весело?

3. Любишь ли ты путешествовать?

4. Любишь ли ты ходить  в гости?

5. Можешь ли ты первым  подойти к незнакомому взрослому  человеку и спросить название улицы или который час?

6. Можешь ли ты первым  подойти к незнакомой девочке  (мальчику) и познакомиться?

7.Если ты нечаянно упал, поможет ли тебе кто-нибудь?

8. Если друг ничем с  тобой не делится (конфетами,  фломастерами), будешь ли ты с  ним дружить?

9. Любишь  ли ты игры, когда много ребят и весело?

10. Считаешь ли ты, что  чем больше друзей, тем лучше?

 

Анализ  результатов:

Серия 1. За каждое свойство начисляется определенное количество баллов: первое – 25 баллов; второе –20баллов; третье – 6 баллов; четвертое – 8 баллов; пятое – 15 баллов; шестое – 5 баллов; седьмое -10 баллов. Сосчитайте, сколько получил ребенок баллов за два выбранных свойства.

Серия 2. Если ребенок считает, что шарик должен покатиться налево, то запишите 5 баллов, если вправо – 20 баллов.

Серия 3. Положительный и отрицательный ответы на каждый вопрос оцениваются в баллах.

 

 

 

 

Вопрос

Ответ

+

-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5

20

12

15

12

15

12

20

20

5

20

2

4

8

6

6

3

1

6

10


 

Интерпретация результатов:

До 140 баллов – малоконтактный, замкнутый, с трудом устанавливает отношения с детьми;

141 – 160 – контактный по потребности;

181 и выше – контактный, легко устанавливает дружеские связи со сверстниками по собственной инициативе, переживает удовлетворение от общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Методика 4. Социометрия (методика разработана Дж. Морено)

Цель: продиагностировать эмоциональные связи и

- выявить соотносительного  авторитета членов группы по  признакам симпатии – антипатии  (лидеры, звезды, отвергнутые);

- выявить внутригрупповые  сплоченные образования.

Процедура проведения:

Учащимся класса предлагается ответить на три вопросы, которые  записаны на доске или на листе  бумаги. Учащиеся должны назвать трех своих одноклассников (с учетом отсутствующих) при ответе на каждый вопрос.

Вопросы следующего характера:

  1. Если ты не знаешь, что вам задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания?
  2. Кого бы из класса ты пригласил на свой день рождения?
  3. С кем из твоих одноклассников ты пошёл бы в многодневный туристический поход?

Обработка данных и интерпретация результатов

  1. Составление социоматрицы – таблицы, в которую вносятся результаты опроса.

Взаимные выборы обводятся  кружком или полукругом (если взаимность неполная). Количество полученных выборов (79) – социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11 х 9) =99.

  1. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы – «мишени».

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

Внутренний  круг – это так называемая «зона звезд» (от 11 до 17 выборов), и в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов. Дети-«звезды» пользуются популярностью в классе, многие хотят с ними общаться. У них высоко развиты коммуникабельность и коммуникативные умения.

Второй круг – «зона предпочитаемых», в которую входят лица, набравшие от 4 до 10 выборов. В эту «зону» входят дети, которые не являются всеобщими любимцами, однако вниманием со стороны одноклассников не обделены и не испытывают дефицита общения. Коммуникативные умения хорошо развиты.

Третий круг – «зона пренебрегаемых», в которую вошли лица, набравшие от 3 до 1 выборов. Как правило, это дети, не пользующиеся популярностью у одноклассников. У них мало друзей, общаются они неохотно, коммуникативные умения развиты слабо.

Четвертый круг – «зона изолированных», это те дети, которые не получили ни одного выбора. Среди одноклассников они не имеют друзей, на них никто не обращает внимание. Это необщительные, замкнутые дети. Необходимо развивать у них умение общаться.

 

 

 


Информация о работе Игра как метод социализации младших школьников