Игра как метод социализации младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования: разработать и апробировать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении.
3. Описать типологию игр как средств социализации младших школьников.
4. Разработать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и определить ее эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы игры как метода социализации младших школьников
1.1.Особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении………………………………………….8
1.2. Типология игр как средства социализации младших школьников………………………………………………………………………14
1.3. Программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр………………………………………………………….24
Выводы по главе I………………………………………………………28
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по изучению социализации младших школьников средствами игр
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников……………………………………………………30
2.2. Реализация программы социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и ее эффективность…………………………37
2.3. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы……..46
Выводы по главе II………………………………………………………49
Заключение………………………………………………………………………50
Библиография…………………………………………………………………...52
Приложение……………………………………………………………………...55

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Марины.docx

— 178.75 Кб (Скачать документ)

Явными лидерами в экспериментальном классе являются: Александра З, Андрей Г, Дарья В. Контрольном классе явными лидерами являются: Вика Б,  Катя В,  Кирилл Д,  Ваня Е,  Денис П,  Настя Р,  Илья С. Они вошли в так называемую «зону звезд». Эти учащиеся очень активны, легко идут на контакт, отличаются общительностью, имеют много друзей, всегда готовы прийти на помощь, дать совет. В целом занимают активную жизненную позицию, стремятся достигнуть наивысших результатов в учебе, в общественной работе, в отношениях с одноклассниками.

В «зону предпочитаемых» вошли 7 ребят из экспериментального класса:  Леонид Е, Полина Л, Анна К, Анатолий Ч, Анна К, Артем С, Елизавета Н. И 6 ребят из контрольного класса: Настя Г, Илья К, Юля К, Давуд Н, Катя Н, Ярослав, Эти дети, как правило, спокойные, несколько застенчивые,  в отличие от лидеров, менее активны, общительны, на контакт идут несмело. Дефицита общения со стороны одноклассников не испытывают.

В «зону пренебрегаемых» вошли 7 учащихся из экспериментального  класса: Елизавета Б, Екатерина Б, Егор К, Милена М, Тимофей П, Егор С, Каролина Э. Из контрольного класса 7 ребят: Дима А, Даша Д, Дима Ж, Влад К, Саша Н, Лиза П, Вика Ш. В классе у этих детей мало друзей, со сверстниками общаются неохотно, несмело, застенчивы.

 В «зону  изолированных» вошли 8 учеников экспериментального класса: Семен Б, Вячеслав И, Кристина К, Эдуард К, Леонид К, Игорь К, Данила П, Дмитрий П. В контрольном классе «изолированных» нет.Это те дети, которые не получили ни одного выбора. Среди одноклассников они не имеют друзей, на них никто не обращает внимание. Это необщительные, замкнутые дети.

После обработки данных, полученных на первом этапе исследования, и их обобщения мы получили информацию об уровни сформированности коммуникативных умений у школьников 4а и 4б класса.

Уровень  сформированности коммуникативных умений учащихся экспериментального и контрольного класса наглядно представлен на таблице 3 .

            Таблица 3

Уровень сформированности коммуникативных умений, (%)

Группа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

контрольная

62%

30%

3%

экспериментальная

48%

34%

18%


       

Полученные результаты показали, 62% учащихся контрольной группы 4 «Б»  и 48% учащихся экспериментальной группы 4 «А» показали низкий результат сформированности коммуникативных умений. Учащиеся на данном уровне   нарушают правила поведения в играх, наиболее выражены конфликтные отношения со сверстниками, трудности в общении. К контактам равнодушны, не умеют поддерживать общий разговор.

30% учащихся контрольной  группы и 34% учащихся экспериментальной  группы показали средний уровень  сформированности коммуникативных умений. Это в основном дети с недостаточно устойчивыми положительными взаимоотношениями, но в общем доброжелательные, общительные. Они не умеют самостоятельно распределять роли в играх, организаторские навыки развиты недостаточно. Дети помогают педагогу или товарищам только по их просьбе. Не всегда честны и справедливы, не выполняют обещаний.

Высокий уровень сформированности коммуникативных умений показали 3% учащихся контрольной группы и 18% учащихся экспериментальной группы. дети с наиболее высоким уровнем развития коммуникативных умений. Это общительные, не конфликтные и не застенчивые дети. Они знают правила общения, принятые в обществе и применяют их на практике. Проявляют интерес к своим товарищам, отзывчивы. Умеют поддерживать общий разговор.

Итак, на первом (констатирующем) этапе исследования с помощью методик мы выявили уровень сформированности коммуникативных умений учащихся 4 «А» и 4 «Б» класса. Далее в соответствии с поставленными нами задачами мы реализуем программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и проверим ее эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Реализация  программы социализации детей  младшего школьного возраста  средствами игр и ее эффективность

В главе 1.3. представлена программа , которая рассчитана на 5часов, охватывающая 5 тем.

На этапе формирующего эксперимента  программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр представлена  в полном объеме, в содержании мы посчитали необходимым предложить  наиболее эффективно организованное нами занятие по теме: « Во что мы играем?», где игра является методом социализации младших школьников.

Этическая беседа: «Во что  мы играем?»

Цель: Развить у детей  способность общаться друг с другом в коллективе.

Задачи: 
1.Способствовать формированию у детей правильного поведения в игре. 
2.Способствовать развитию речи, творческого мышления. 
3.Воспитывать социально-одобряемые стереотипы поведения в игре: дружелюбие, способность оказания помощи друг другу.

Ход занятия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность 

учащихся

Примечание

Орг.момент

-Ребята, кто из вас любит играть?

- Почему вам нравиться это занятие?

 

 

 

 

-Во время игры мы отдыхаем, развлекаемся, соревнуемся друг с другом.

 

Изучение нового материала

-Сегодня мы с вами поговорим о том, во что мы играем. 
-Отгадайте загадки: 
Льётся речка - мы лежим, 
Лёд на речке - мы бежим.

- Совсем не нужен ей водитель, 
Ключом её вы заводите! 
Колёсики начнут крутиться, 
Поставьте и она помчится.

- Не обижен, а надут, 
Его по полю ведут, 
А ударят – нипочём, 
Не угнаться за …

- Мы всех - и взрослых, и детей- 
В часы досуга развлекаем, 
Но если нам приставить Т, 
Мы их ужасно испугаем.

- Этот конь не ест овса, 
Вместо ног два колеса, 
Сядь верхом и мчись на нём 
Только лучше правь рулём.

- За хвост привязанный, за нами летает он под облаками.

- Под вражеским обстрелом стоят солдаты смело. А если их собьют, они опять встают.

- О чём эти загадки? 
- В какие игры вы играете, приведите примеры.

 

 

 

 

-На какие группы вы их смогли бы разделить? 

- А какую пользу приносят игры?

 

 

 

-Все ли игры полезны?

 

 

 

 

- какие это игры?

 

- А когда нам бывает интереснее играть?

- А ещё когда?

 

 

 

 

- Сейчас, ребята, я вам прочитаю рассказ Е. Пермяка «Бумажный змей». Вы внимательно послушайте, а после чтения скажите: «Какие чувства вы испытали, слушая его». 
Е. Пермяк «Бумажный змей». 
Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота! 
Задумал Боря свой змей сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он настрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают. А у Семы большой моток ниток. Ему есть на чем змей пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы свой змей запустил. 
Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками. 
У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает. 
Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет. 
Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змей запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота! 
Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились - вот в чем беда.

- Ребята, как называется рассказ, который я вам прочитала? 
- Какое чувство вы испытали, слушая рассказ?

- А сейчас я попрошу вас нарисовать грусть.

- Почему вы ее так нарисовали?

 

 

- Ребята, послушайте два музыкальных произведения и скажите, какая музыка подходит к этому рассказу?

- Какая музыка подходит к рассказу?

- Почему?

 

- Ребята, как вы понимаете слово «грусть»?

- Какие еще слова можно использовать, чтобы охарактеризовать это слово?

- Представьте такую ситуацию. Каждый из вас превращается в доброго волшебника, который всегда помогает дружным ребятам, и вдруг он однажды видит, как мальчики сидят на пригорке и горюют. 
- Как бы вы поступили на месте волшебника с ребятами, которые не умеют дружно играть? Что бы им сказали? Что вы можете посоветовать таким ребятам, которые не умеют дружно играть?

-Какие чувства у вас вызывают поступки ребят, описанные в этом рассказе?

- Как вы можете охарактеризовать свое отношение к дружным ребятам, запустившим змея?

- Что может произойти с недружными ребятами, если они увидят красивого, высоко летящего в небе змея и радостных, дружных ребят?

-Ребята, а как бы вы могли помочь детям, которые делали вместе 
воздушного змея, но у них не получалось?

 

- Кто из вас ребята делал воздушного змея?

- Кто не делал, попробуйте сделать вместе с друзьями воздушного змея и запустите его. 
А через две недели мы вернемся к нашему разговору, и вы поделитесь, кому из вас удалось запустить бумажного змея вместе со своими друзьями. 
Учитель: итак, ребята, вы любите играть в различные игры. А чтобы игра была интересной, вы всегда должны соблюдать правила честного ведения игры: 
1. Только честная игра на равных, иначе победа не интересна. 
2. Конечно, обидно, но нельзя злиться на того, по чьей вине, может, и произошло поражение. 
3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают. 
4. Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что сам умеешь. 
5. Не унывай при неудачах. Учись у других. Если что-то не получается, будь терпелив и добьешься успеха. 
А главное, в каждой игре вы должны быть доброжелательными по отношению друг к другу, т.е. быть дружными. 
Дружба- это теплый ветер, 
Дружба- это светлый мир, 
Дружба- солнце на рассвете, 
Для души веселый пир, 
Дружба- это только счастье, 
Дружба - у людей одна. 
С дружбой не страшны ненастья, 
С дружбой - жизнь весной полна. 
Друг разделит боль и радость, 
Друг поддержит и спасет. 
С другом - даже злая слабость 
В миг растает и уйдет. 
Верь, храни, цени же дружбу, 
Это высший идеал. 
Тебе она сослужит службу, 
Ведь дружба – это ценный дар.

 

 

 

 

-Коньки

 

 

 

- заводная машинка

 

 

 

 

 

 

- мяч

 

 

 

 

- игра- тигр

 

 

 

 

 

 

 

- велосипед

 

 

 

 

 

 

 

- воздушный змей

 

 

 

- городки

 

 

 

 

- о различных играх.

- Жмурки, городки, догонялки, крестики- нолики, шашки, шахматы, карты, компьютер.

- Настольные, спортивные, познавательные, интеллектуальные.

- они развивают силу, ловкость, выносливость, мышление, узнаём информацию. 
- Нет, не все. Игры, от которых болит голова, зрение падает, усиливается азарт, возникают драки.

- компьютер, карты, и др.

- Когда играем с товарищем, в группе, классом.

- Когда мы играем по правилам, дружно, сообща.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Рассказ Е. Пермяка «Бумажный змей».

 

- Чувство грусти.

 

 

 

 

 

- Ученики обосновывают свой ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

-«Лакримоза».

 

 

- Она передает чувство грусти.

- безнадежная печаль.

 

- Уныние, гнетущая скука

 

 

 

 

высказывают свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают.

 

 

 

 

Ученики отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- если они ссорились… если им не хватало деталей для сборки… 
если они спешили, сделали некачественно...

Дети поднимают руку.

Используются игры- загадки( вид дидактической игры)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

использование игры- предположения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рисуют.

 

 

 

 

 

 

(Звучит музыка В.А.  Моцарт «Маленькая ночная серенада. 4 часть; В.А. Моцарт «Лакримоза»  что в переводе означает «Слезная»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог занятия

-Ребята, что нового вы  сегодня узнали на занятии?

-Как вы считаете, нужно  ли соблюдать правила честного  ведения игры.

-Всем спасибо за работу  на занятии.

-Все свободны.

Дети отвечают на вопросы

 

 

 

 

Таким образом нами была составлена и апробирована программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр. При реализации программы акцент делается  на то, что учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы и потребности.

Для проверки эффективности  проведенных мероприятий по сформированности коммуникативных умений младших школьников в совместной деятельности были проведены повторные диагностические мероприятия по методикам констатирующего этапа

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ и  результаты опытно-экспериментальной работы

 Для проверки эффективности  формирующего этапа эксперимента  работы, было проведено контрольное  обследование учащихся 4 класса. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности коммуникативных умений детей младшего школьного возраста. Данные контрольного этапа эксперимента по проведенной диагностике в экспериментальной и контрольной группах приведены в таблице 4.  Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня сформированности коммуникативных умений младших  школьников.

Таблица 4

Показатели уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников на контрольном этапе эксперимента

 

Этапы эксперимента

Уровень сформированности коммуникативных умений

группа

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Начало эксперимента

Контрольная

62%

30%

3%

Эксперимент.

48%

34%

18%

Конец эксперимента

контрольная

62%

30%

3%

Эксперимент.

7%

32%

61%


 

Из таблицы видно, что количество учащихся с высоким уровнем сформированности коммуникативных умений к концу эксперимента возросло на 43%, учащихся с низким уровнем сформированности коммуникативных умений сократилось на 41%.

Для наглядности представим данные контрольного этапа в экспериментальной  группе на рисунке 1.

 

Рис.1 Результаты изучения уровня коммуникативных умений учащихся экспериментальной  группы на констатирующем и контрольном  этапах

62% младших школьников  на контрольном этапе эксперимента  показали высокий уровень сформированности коммуникативных умений. Они показали владение широким спектром  корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения; находить выход из конфликтной ситуации; взаимодействовать со сверстниками; сопереживать успехам и неудачам товарищей; считаться с мнением окружающих, справедливо разрешать споры; поддерживать разговор на различные темы;  выступать перед классом; применять правила общения в играх и в совместной деятельности; правильно оценивать собственное поведение и поведение товарищей, их поступки; выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствия друг другу; правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения.

Сравнение данных констатирующего  этапа с данными, полученными на контрольном этапе показывает, что количество детей с низким уровнем сформированности коммуникативных умений в экспериментальной группе в 4 «А» классе уменьшилось, увеличилось количество учащихся, имевших средний уровень сформированности коммуникативных умений. За счет уменьшения количества низкого уровня сформированности коммуникативных умений увеличилось количество детей, показавших высокий уровень сформированности коммуникативных умений. В целом, это доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для повышения уровня сформированности коммуникативных умений у школьников.

 Таким образом, занятия,  которые проводились в ходе  экспериментального исследования, помогли значительно повысить  уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе II

На этапе  диагностики  уровня сформированности  коммуникативных умений младших школьников, нами были определены такие критерии: (умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения; умение находить выход из конфликтной ситуации;

умение взаимодействовать  со сверстниками; умение сопереживать успехам и неудачам товарищей). А также уровни организации детей младшего школьного возраста средствами игр: дидактическая, ролевая, деловая. На констатирующем этапе исследования с помощью методик мы выявили уровень сформированности коммуникативных умений в контрольном классе( 62%) и экспериментальном (48%), разница составила 14%. Поэтому данный класс с меньшим показателем стал экспериментальным.

На этапе формирующего эксперимента нами реализована программа  социализации детей младшего школьного  возраста средствами игр, состоящая  из 5 тем («Час доброты», «Мои качества», «Дружба и друзья», «Прогулка  по городу вежливости»,  «Во что  мы играем?»), рассчитанных на 5 часов, продолжительность  каждого занятия 45 минут.

На этапе контрольного среза при повторной  реализации методик были получены следующие результаты: количество детей с низким уровнем сформированности коммуникативных умений в экспериментальной группе в 4 «А» классе уменьшилось, увеличилось количество учащихся, имевших средний уровень сформированности коммуникативных умений. За счет уменьшения количества низкого уровня сформированности коммуникативных умений увеличилось количество детей, показавших высокий уровень сформированности коммуникативных умений. В целом, это доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для повышения уровня сформированности коммуникативных умений у школьников.

 

 

Заключение

Особенностью социализации детей младшего школьного возраста является процесс формирования коммуникативных способностей учащихся в образовательном учреждении. Вообще поведение  детей психологически не готовых к школе, как правило, характеризуется неорганизованностью: они или излишне, беспорядочно активны или, напротив, чрезвычайно медлительны, безынициативны, замкнуты. Такие дети плохо осознают специфику ситуаций общения и поэтому часто неадекватно себя ведут. В играх они нарушают правила, конфликтуют. Такие дети безответственны: легко забывают о поручениях, не волнуются по поводу того, что не выполнили обещанного. Отсутствие или непредрасположенность к формированию необходимых качеств личности затрудняют процесс формирования коммуникативных способностей, а, следовательно, и социализации младших школьников.  

 Начало обучения в  школе позволяет ребенку занять  новую жизненную позицию и  перейти к выполнению общественно  значимой учебной деятельности. Тогда же у большинства детей младшего школьного возраста складываются предпосылки формирования важных социальных качеств, способствующих успешной социальной адаптации. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебной деятельности во многом определяют решение социальных проблем, что на сегодняшний день является весьма актуальной задачей в работе учителя начальных классов.

Нами разработана программа  социализации детей младшего школьного  возраста средствами игр, в совокупности которой представлены такие типы игр как: дидактическая, ролевая, деловая.

Вторая глава нашей  работы посвящена описанию экспериментального исследования по изучению социализации младших школьников средствами игр. На этапе  диагностики уровня сформированности  коммуникативных умений младших школьников, нами были определены такие критерии: (умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников акта общения; умение находить выход из конфликтной ситуации;

Информация о работе Игра как метод социализации младших школьников