Игра как метод социализации младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования: разработать и апробировать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении.
3. Описать типологию игр как средств социализации младших школьников.
4. Разработать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и определить ее эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы игры как метода социализации младших школьников
1.1.Особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении………………………………………….8
1.2. Типология игр как средства социализации младших школьников………………………………………………………………………14
1.3. Программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр………………………………………………………….24
Выводы по главе I………………………………………………………28
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по изучению социализации младших школьников средствами игр
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников……………………………………………………30
2.2. Реализация программы социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и ее эффективность…………………………37
2.3. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы……..46
Выводы по главе II………………………………………………………49
Заключение………………………………………………………………………50
Библиография…………………………………………………………………...52
Приложение……………………………………………………………………...55

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Марины.docx

— 178.75 Кб (Скачать документ)

Дидактическая игра, как  и каждая игра, представляет собой  самостоятельную деятельность, которой  занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной [10].

А.И.Сорокина выделяет следующие  виды дидактических игр: игры - путешествия, игры - поручения, игры - предположения, игры- загадки, игры - беседы.

Игры-путешествия признаны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей [16].

Игры-поручения по содержанию проще, а продолжительности -короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками словесные поручения.

Игры-предположения. Перед  детьми ставится задача и создаётся  ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они  учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает  способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы [19].

Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных  и мыслительных процессов. Она воспитывает  умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать  суждения. Познавательный материал для  проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объёме, чтобы  вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием  игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать  возможностям усвоения интереса детей  и свёртывания игровых действий.

Выделяют также такие  типы игр:

Ролевая игра - игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.

Ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов. Их можно разделить по мере возрастания и сложности на три группы:

Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального  действия;

Ситуационные, связанные  с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

Условные, посвящённые разрешению например, учебных конфликтов и т.д [20].

Разделение по территориальному признаку

1.Настольные ролевые  игры.  Это наиболее простые  по техническим требованиям игры. Игроку необходимы только бумага и ручка, а так же разработанная система правил и информационных карточек. Большинство игр предусматривает наличие подготовленного ведущего, но существуют игры, в которые можно играть без него. Предварительная подготовка игроков не обязательна.

2.Павильонные ролевые  игры. К павильонным относятся игры, которые проводятся в помещении и в которых возможно моделирование значительных по протяженности территорий и процессов. Желательно наличие антуража и соответствующего снаряжения. Для этих игр необходимо присутствие ведущих, регулирующих ход игры. Подготовка участников зависит от уровня сложности данной игры. Возможно включение элементов настольных игр.

3.Ролевые игры  на местности. Это наиболее  сложные по техническим требованиям  игры, особенно когда они проводятся  в течении нескольких дней и требуют решения транспортных и бытовых проблем. Как правило, для проведения ролевой игры на местности необходимы элементы антуража, костюмы для участников, игровое и туристское снаряжение. Для проведения масштабных ролевых игр необходимо присутствие подготовленных игротехников и административной группы, которые заранее готовятся к проведению мероприятия и курируют подготовку участников.

Разделение по уровням  сложности. Исходя из опыта развития ролевых игр в России, можно  определить, что разделение игр по уровням сложности зачастую совпадает  с тематическим делением игр, которое  дало толчок образованию соответствующей  терминологии в кругах любителей  ролевых игр.

1. Военные игры.

Это игры типа «Зарница». Проработка биографических и командных легенд и моделирование экономики, политики и культурной сферы, как правило, сводятся к минимуму. Обязанностью организаторов является создание образа игрового мира, условий и законов его существования, а так же контроль за соблюдением правил в ходе игры, когда решение всех игровых вопросов производится, в основном, силой оружия.

2. Сказочные игры.

Это военные игры, в которых присутствуют сказочные  персонажи и магия. Как правило, разработка легенд, картины мира и  правил игры усложняется. Необходимо повышение  уровня игроков и ответственности организаторов.

3. Историко-этнографические игры.

Могут проводиться  по мотивам как исторических событий, так и литературных произведений, или по собственным разработкам организаторов. Проведение исторических и, особенно, историко-этнографических игр требует детальной разработки легенд, моделирования политики, экономики, духовной сферы, элементов материальной культуры и прочих областей жизни выбранного для игры периода. Это способствует детальному знакомству участников с условиями жизни моделируемого исторического периода или региона.

4. Информационные игры.

Это наиболее спокойный  класс игр, потому что их участники  весьма ограничены в выборе активных игровых действий. Второе название таких игр - интеллектуальные, потому что игровые вопросы решаются при помощи политических, экономических  и магических рычагов воздействия. Военные действия в таких играх сведены к минимуму или отсутствуют. При подготовке интеллектуальных игр необходима разносторонняя подготовка участников (теоретическая, театральная, психологическая) и игротехников. Элементы информационной игры могут присутствовать в играх любого класса, но для определенного круга игроков интеллектуальная игра представляет большой интерес и в чистом виде.

Разделение по методу создания:

1. Базовые игры

В основе этих игр  лежит настрой на идею исторического  или литературного первоисточника. Берутся базовые факты, законы и  условия существования выбранного мира. Проверяются ситуации, которые  могут возникнуть при изменении этих условий

2. Условные игры

Все условия и  законы существования игрового мира разрабатываются создателями игры самостоятельно. Вплоть до физических, биологических и исторических.

Разделение по целевому признаку или по протяженности:

1. Целевые игры

В сценарии игр этого  класса изначально заложено, что при  достижении группой игроков (или  отдельным игроком) определенной цели, они (или он) объявляются победителями, и на этом игра заканчивается.

2. Игры с открытым  концом.

Сценарий игры этого  класса имеет ограничение по времени  проведения игры. Необходима тщательная проработка сценария, предполагающая возможные направления хода игры. Каждый игрок имеет свою, как минимум - одну, цель. Ее выполнение не является для него концом игры. Возможно появление  новых, более глобальных целей. Основным критерием подготовки участника  игры является его способность вжиться  в игровой образ и провести его до конца, поддерживая концепции данного мира.

3. Нон-стоп (Игры без остановки).

Сценарий игры этого  класса создается с таким расчетом, чтобы игроки имели возможность  продолжить игру с того места, где  она кончилась вчера - и так  до бесконечности. Моделируемый мир  совершенствуется и развивается, с  ним совершенствуются и игроки.

Уровни участия  в игре. Участие в ролевых играх можно классифицировать по «глубине погружения». Уровень участия повышается в зависимости от подготовленности игрока и его опыта.

1. Пассивное участие («Экскурсант»). На этом этапе участники не принимают активных действий, а только наблюдают за развитием сюжета, разыгрываемого группой игротехников или более опытными игроками. В промежутках между игровыми событиями они могут свободно перемещаться по игровой территории и задавать вопросы. Желательно наличие игровой одежды.

2. Ограниченное участие («Ведомый»). Участники непосредственно включены в игру. Они одеты в игровую одежду, разделены на команды или имеют индивидуальные роли, но их инициатива ограничена ведущими. Группа игротехников, согласно гибкому сценарию, в котором заранее расписаны ключевые моменты, разыгрывает театрализованные фрагменты, с помощью которых разъясняется сложившаяся ситуация и дается толчок дальнейшему ходу игры.

3.Свободное участие  («Игрок»). Для проведения таких игр необходимо наличие опыта у участников и четкая работа ведущих. Игроки самостоятельно определяют свои действия в игре. Они сами разрабатывают личные и командные легенды на основе мастерских установок. Игровые костюмы, оружие и другие атрибуты изготавливаются игроками или предоставляются ведущими. В игре могут иметь место и театрализованные моменты, но в основном ход игры зависит и от самих участников. В таких играх ведущие следят за соблюдением правил и регулируют ход игры [22].

Деловые игры – хорошая форма коллективного познания. Они моделируют реальную производственную деятельность. Учащиеся разбиваются на группы, которые получают своё задание [18].

Возможные варианты структуры  деловой игры на уроке: знакомство с реальной ситуацией; построение её имитационной модели; написание сценария; подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку; уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов; разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.

Любая деловая игра включает следующие этапы:

I - ориентировочный;

II - исполнительный;

III - итогово-оценочный.

Принято различать два  основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого  типа являются большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие  интеллектуальные, музыкальные, игры - забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила  в них существуют неявно. Они - в  нормах поведения воспроизводимых  героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика [9].

Таким образом, можно сказать, что игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать большое место. Освоение  учебной деятельности идёт достаточно медленно, и в наиболее полном, сложившемся виде она формируется  лишь к концу обучения в начальной  школе. Представленные типологии игр  наиболее ярко отражают деятельность младшего школьника в процессе учения.

Мы считаем, что успешная социализация детей младшего школьного возраста возможна в том случае, если  правильно использовать программу, которая представлена в параграфе 1.3.

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр

Пояснительная записка:

Проблема обеспечения  эмоционального благополучия и социализации ребенка младшего школьного возраста приобретает особую актуальность в  современных условиях социальных отношений  и повышенного темпа жизни. Именно социализация является одной из основных регулирующих систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности  организма как взрослого человека, так и ребенка. Поэтому достаточно успешная социализация придает смысл и значение человеческому существованию. Познавая окружающий мир, ребенок определенным образом относится к тому, что или кого он познает. Благодаря игре, ребенок сможет лучше познать окружающий мир,  наладить общение со сверстниками.

Трудно точно  припомнить с каких времен люди начали играть. Игра – естественное состояние  человека. Детство каждого происходит в мире ролевых игр, помогающих ему  освоить правила и законы взрослых.

Детские игры подобны  импровизационным театральным постановкам, где кукла, как и реальный человек, имеет свою одежду, свои игрушки  и свои вещи. Ребенок становится и постановщиком, и режиссером, и  актером. Он руководит своим маленьким  кукольным миром, копируя то, как  делают это взрослые. Но каждый ребенок  играет по-своему: кому-то нравится строить, а кому-то воевать. По тому, как и  в какие игры играют наши дети, судить о том, как будет в будущем выглядеть мир, когда они станут взрослыми.

Актуальность предлагаемой программы «Социализация детей младшего школьного возраста средствами игр» заключается в деятельном подходе к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами игр.

Цель программы: с помощью различных игр, помочь детям развить свои творческие способности, научить правильно общаться со сверстниками, быть внимательными, терпимыми, добрыми.

 Задачи программы:

-реализация творческого потенциала личности воспитанников;

Информация о работе Игра как метод социализации младших школьников