Игра как метод социализации младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования: разработать и апробировать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении.
3. Описать типологию игр как средств социализации младших школьников.
4. Разработать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и определить ее эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы игры как метода социализации младших школьников
1.1.Особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении………………………………………….8
1.2. Типология игр как средства социализации младших школьников………………………………………………………………………14
1.3. Программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр………………………………………………………….24
Выводы по главе I………………………………………………………28
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по изучению социализации младших школьников средствами игр
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников……………………………………………………30
2.2. Реализация программы социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и ее эффективность…………………………37
2.3. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы……..46
Выводы по главе II………………………………………………………49
Заключение………………………………………………………………………50
Библиография…………………………………………………………………...52
Приложение……………………………………………………………………...55

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Марины.docx

— 178.75 Кб (Скачать документ)

умение взаимодействовать  со сверстниками; умение сопереживать успехам и неудачам товарищей. На констатирующем этапе исследования с помощью методик мы выявили уровень сформированности коммуникативных умений в контрольном классе ( 62%) и экспериментальном (48%), разница составила 14%. Поэтому данный класс с меньшим показателем стал экспериментальным.

На этапе формирующего эксперимента нами реализована программа  социализации детей младшего школьного  возраста средствами игр, состоящая  из 5 тем («Час доброты», «Мои качества», «Дружба и друзья», «Прогулка  по городу вежливости»,  «Во что  мы играем?»), рассчитанных на 5 часов, продолжительность  каждого занятия 45 минут.

На этапе контрольного среза при повторной  реализации методик были получены следующие  результаты: количество детей с низким уровнем сформированности коммуникативных умений в экспериментальной группе в 4 «А» классе уменьшилось, увеличилось количество учащихся, имевших средний уровень сформированности коммуникативных умений. За счет уменьшения количества низкого уровня сформированности коммуникативных умений увеличилось количество детей, показавших высокий уровень сформированности коммуникативных умений. В целом, это доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для повышения уровня сформированности коммуникативных умений у школьников.

 

 

 

 

 

Библиография

 

  1. Алексеев, А.Н. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография [Текст]/А.Н.Алексеев. - Тюмень: Изд-во ТГУ,   2006 . - 216 с.
  2. Андриевская, В.В. Психологические предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников [Текст]/ В.В.Андриевская // Вопросы психологии . -2005 . - № 4. – С.15-20.
  3. Асадчих, В.Ю. Проблема формирования коммуникативной компетентности младших школьников [Текст]/ В.Ю. Асадчих// Проблемы и перспективы развития профессиональной компетентности организаторов образования: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – М.: Просвещение, 2006. – С. 125–128.
  4. Асмолов, А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека [Текст]/А.Г.Асмолов. -  М.: Смысл, 2007. – 228 с.
  5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование [Текст]/ Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. – 195 с.
  6. Внеклассные мероприятия в начальной школе: игры, викторины, классные часы, праздники, материалы для газет, стендов [Текст]/ авт.-сост. Я.Ю. Мартынова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 207 с.
  7. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст]/В.В.Давыдов. - М.: ИНТЕРО, 2006. – 633 с.
  8. Давыдова, В.П. Через игру к социализации личности [Текст]/ В.П.Давыдова// Воспитание школьника . - 2001.- №9. - С.30 - 32.
  9. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы [Текст]/ Н.И. Дереклеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2008. – 352 с.
  10. Дик, Н.Ф. Развивающие игры на уроках и переменах в 1-2 классах: Необычные игровые приключения для младших школьников [Текст]/ Н.И, Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 315 с.
  11. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: книга для учителя [Текст]/ В.К.Дьяченко. - М: Просвещение, 2006.- 192 с.
  12. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет [Текст]/ О.Н. Истратова . – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 317 с.
  13. Классные часы с психологом. 1-4 классы [Текст]/ авт.-сост. Ю.В. Груздева, Н.А. Богачкина. – М.: Глобус, 2009. – 332 с.
  14. Кобазова, Ю.В. Игровая деятельность в процессе социализации младших школьников [Текст]/ Ю.В.Кобазова, Л.Е.Шарова// Педагогичпеские технологии . – 2010 .  -№2 . - С.45 - 49.
  15. Матис, Т.А. Психологические особенности организации совместной деятельности школьников [Текст]/Т.А.Матис// Психологические проблемы учебной деятельности школьников. – 2004. - №3. - С. 126 -132.
  16. Мостова, О.Н. Развитие коммуникативных и познавательных умений младших школьников [Текст]/ О.Н. Мостова// Нач. шк. плюс до и после. – 2007. - № 6. – С. 52 – 54.
  17. Парошина, Р.А. Формирование коммуникативности у младших школьников [Текст] /Р.А.Парошина . - Красноярск: Академия, 2011. - С.263.
  18. Пастюк, О.В. Социоигровая направленность в воспитании детей младшего школьного возраста [Текст]/ О.В. Пастюк// Педагогическое образование и наука . – 2009 . - №12 . - С.42 - 46.
  19. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 2003. – 943 с.
  20. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие [Текст]/К.Фопель. – М. : Генезис, 2001. – 234с.
  21. Якобсон, С.Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности [Текст]/С.Г.Якобсон// Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания . – 2006 . - №4. - С. 41-59.
  22. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: методическое руководство[Текст]/ Л.А. Ясюкова. - СПб: ИМАТОН, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение1

Тема1

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ  ЗАНЯТИЕ

по Е.Н. Щурковой

Тема:  Час доброты (этический тренинг)

Цель: воспитание этических норм поведения и общей культуры личности младшего школьника.

Задачи: 1). Закрепить имеющиеся у учащихся нравственные представления; формировать нравственные формы поведения;

2). Развивать логическое  мышление, навыки коммуникативного  общения; развивать способность  к объективной оценке самого  себя и других людей;

3). Воспитывать уважение, утверждать ориентиры добра, истины  и любви.

Оборудование: карточки с  «Пушистиками», магнитофон, сборник лучшей музыки для детей, солнышко с лучиками, «дротики» с именами, дартц.

Ход занятия:

Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Сегодня  на нашем занятии я желаю  вам удачи и хочу, чтобы у  вас все получилось. Повернитесь  к своему соседу по парте  и улыбнитесь. Пожелайте ему мысленно  удачи.

- Когда я шла в школу  ярко светило солнце, небо дышало  весенней свежестью. Настроение  у меня от этого бодрое и  жизнерадостное.

- А с каким настроением  вы пришли на занятие? У вас  на столе лежат небольшие белые  листы, переверните их. Перед вами  «Пушистики». У них разное настроение. Раскрасьте «Пушистика», у которого такое же настроение, как у вас.

- Поднимите руку, у кого  замечательное настроение. А у  кого плохое? Кто волнуется?

- Я надеюсь, что тревожность  и волнение у ребят пройдет  к концу занятия.

- Ребята, послушайте небольшой  отрывок песни из хорошо известного  мультфильма и отгадайте, о  чем мы сегодня будем говорить  на занятии.

 

Беседа.

- О чем эта песня? (о  доброте)

- Верно, ребята. И тема  нашего сегодняшнего занятия  «Час доброты».

- Доброта… Что означает  это слово?

- По определению Сергея  Ивановича Ожегова, доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

- Ребята, наверняка в вашей  жизни были случаи, когда вас  обижали. Скажите, какие чувства  вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества,  несправедливости к вам, незащищенность)

- Как вы считаете, справедливо  ли с вами поступали?

- А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?

- А сейчас поставьте  себя мысленно на место обиженного  вами и подумайте: захотели  бы вы, чтобы с вами обошлись  так же?

- В Евангелии от Матфея  сказано: «… во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».  Пусть эти золотые слова определяют  все ваши поступки в жизни.  Каждый ребенок хочет, чтобы  окружающие его любили, заботились  о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.

3. Основная  часть.

- Теперь ребята, ответьте  мне на такой вопрос: что в  общении друг с другом помогает  делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (Уважительное отношение,  доверие, добрые слова и т.д.)

- Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? («Доброго  здоровья!», «счастливого дня!»,  «будьте добры!» и др.)

- Скажите, а как можно  усилить красоту и обаяние  этих слов? (С помощью улыбки, доброжелательного  взгляда)

- Добрые слова – это  цветы человеческой души. И не  скупитесь раздавать эти цветы  окружающим.

Придумано кем-то просто и  мудро -

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро! – солнцу и птицам.

Доброе утро! – улыбчивым  лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

И доброе утро продлится  до вечера.

- дорогие ребята, давайте  мы немного поиграем. Я прочту  стихотворные поговорки, а ваша  задача досказать подходящее  по смыслу доброе слова.

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: …

Мальчик,  вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь …

Растает ледяная глыба

От слова доброго …

Когда нас бранят за шалости,

Говорим: «Прости …

Если больше есть не в  силах,

Скажем маме мы: …

И во Франции, и в Дании

Говорят, прощаясь …

Закрываясь на  ночь очи,

Скажем всем: …

Если в класс входя, спишите,

Вспомни слово: …

Не толкайтесь, не спешите,

Вспомним слово: …

Всем вам с большой  любовью

Желаю …

Подведение итогов:

-Ребята, какие выводы  вы сделали после нашего занятия.

-Ребята, что нового вы  сегодня узнали на занятии?

-Спасибо вам за активность на занятии.

-Занятие окончено, все  свободны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение2

Тема 2

Час общения «Мои качества»

Цель: овладение учащимися деятельностью по самопроектированию, самореализации и рефлексии, навыками коммуникативной деятельности и деятельности по само- и взаимопомощи в обществе.

Главными задачами этого  часа общения является рефлексия  учащихся по поводу личностных качеств  человека.

Методы:

Словесные: рассказ и беседа

Иллюстративный

Использование ТСО

Проблемный

Игровой

Оборудование:

Листы бумаги

Фломастеры 

Цветная бумага

Клей, ножницы

Индивидуальные карточки

Медиапроектор и экран, компьютер

Деревья познания

 

Ход классного  часа.

Дети рассаживаются  по группам 5—7 человек вокруг 4—5 столов. Принцип их работы — индивидуально-групповой.

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу предложить вам порассуждать о человеке и его качествах.

Многие философы и психологи  считают, что именно качества человека делают его неповторимым и не похожим на других людей. Именно благодаря человеческим чувствам, эмоциям, качествам разные люди по-разному поступают в одинаковых условиях. Одни из них смеются, там, где другие грустят, другие сердятся, где остальные улыбаются. Мы с вами попробуем сегодня понять, что же такое человеческие чувства и качества, отчего они зависят у каждого человека, как и когда они проявляются у людей. 

Ведущий: Мы сегодня будем обсуждать многие вопросы. Я хочу напомнить вам о некоторых правилах общего разговора:                                                                                                                                             •   слушай внимательно, не перебивай!

•   говорить не заставляем, но и не запрещаем!

•   не повторяйся в  выступлениях!

•   критикуя, не обижай!

•   говори точно и только по делу!

•   критикуешь — предлагай!

•   говори сначала  о хорошем, а потом критикуй! и  др.

Ну вот, мы с вами договорились о правилах обсуждения, теперь пора поближе познакомиться.

Игра «Ищу друга»

Цель: подготовка  к дискуссии  о наиболее ценных человеческих достоинствах, о значении дружбы и о тех качествах, которые необходимо развивать в  себе, чтобы быть достойным дружбы. 

Ведущий: Любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и такой друг у вас есть. У кого-то – множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого можно было бы гордо назвать другом. А кто-то, возможно, в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признается себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает.

С этого момента я становлюсь редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется "Ищу  друга". Каждый из вас может поместить  в нашу газету объявление о поиске друга. В этом объявлении нет ограничений  на количество слов или размер букв. Принимается любая форма. Вы можете изложить весь список требований к  кандидату в друзья, весь набор  качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет. Можете рассказать о себе. Одним  словом, делайте объявление таким, каким  пожелаете. Следует только помнить, что объявлений о поиске друзей будет  много и вам надо позаботиться, чтобы именно ваше привлекло внимание.

Возьмите листы бумаги, фломастеры – творите! Время на подготовку – десять минут.

По окончанию  работы ведущий предлагает развесить  листы па стенах. Подписывать их не нужно. Участники группы, молча, читают объявления. Каждый имеет право нарисовать красный кружок на том объявлении, которое привлекло его внимание, и он готов связаться с его  автором. Можно ограничить выбор  таких объявлений, например, тремя.

Ведущий: Теперь можно снять листы с объявлениями. Посмотрите, отозвались ли на ваше объявление. Посчитайте количество красных кружков на ваших листах. Пусть каждый по кругу назовет   количество доставшихся вам выборов. Вот теперь и наступит самый важный момент игры.

Ведущий предлагает обсудить вопросы:

-Чем характеризуется  объявление, получившее наибольшее  число заинтересованных ответов? 

-Что помешало вам откликнуться  на другие объявления? (Речь идет  об объявлениях, не получивших  ни одного выбора, – если такие  окажутся.)

Ведущий: Ну вот, теперь мы узнали друг о друге намного больше, узнали о своих качествах. Знаете, раз мы сегодня говорим о человеческих качествах, я предлагаю записывать все, что мы о них узнаем вот на этих пяти деревьях познания. Почему их пять? Ученые считают, что все человеческие качества можно разделить на пять групп-категорий: отношение к людям, к труду, к вещам, характеристики честности и волевые качества (слайд 2).

На каждом дереве мы постараемся найти листочки с такими качествами.

Ведущий: Ребята, я хочу, чтобы вы сейчас внимательно рассмотрели выражение лица вот этих людей (слайд 3). У каждого из них разное выражение лица. И все они выражают разные чувства и качества. Вот этот человек смеется, этот грустит. Давайте попробуем определить по фотографии, какие чувства испытывают эти люди? (Дети называют, ведущий вывешивает на отобранных листочках качества на соответствующее дерево познания.)

Ведущий: Теперь давайте поиграем в одну хорошо вам знакомую детскую игру. Я буду бросать вам мяч, а вы ловите его только тогда, когда я называю положительное качество. Поймав мяч, вам предстоит объяснить, чем хорошо это качество для человека и окружающих.

Ведущий: А теперь я хочу предложить вам пофантазировать. (слайд 4) Мы с вами попробуем придумать название картины, которую сами создадим (Каждая группа пытается в предложенной кляксе увидеть что-то необычное и рассказывает об этом всем ребятам).

Ведущий: Очень хорошо. А какие качества вам помогли, ребята, увидеть в этой обыкновенной кляксе так много удивительного? (Ребята называют, ведущий продолжает вывешивать качества на деревьях).

Информация о работе Игра как метод социализации младших школьников