Игра как метод социализации младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования: разработать и апробировать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Изучить особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении.
3. Описать типологию игр как средств социализации младших школьников.
4. Разработать программу социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и определить ее эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы игры как метода социализации младших школьников
1.1.Особенности социализации детей младшего школьного возраста в образовательном учреждении………………………………………….8
1.2. Типология игр как средства социализации младших школьников………………………………………………………………………14
1.3. Программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр………………………………………………………….24
Выводы по главе I………………………………………………………28
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по изучению социализации младших школьников средствами игр
2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников……………………………………………………30
2.2. Реализация программы социализации детей младшего школьного возраста средствами игр и ее эффективность…………………………37
2.3. Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы……..46
Выводы по главе II………………………………………………………49
Заключение………………………………………………………………………50
Библиография…………………………………………………………………...52
Приложение……………………………………………………………………...55

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Марины.docx

— 178.75 Кб (Скачать документ)

Ведущий: А теперь попробуем сыграть в другую игру. Каждый из вас получит маленькую роль. Вам предстоит подобрать качества, характерные для этой роли (Ведущий раздает различные противоположные социальные роли: заботливый сын — невнимательный сын, прилежный ученик – ленивый ученик, вежливый пассажир — грубый пассажир, верный друг — ненадежный друг, ответственный гражданин — беззаботный гражданин).                                      

Ведущий: А теперь мы должны с вами заполнить по три карточки: 3 синего цвета и 3 белого. На белых напишите, пожалуйста, свои хорошие качества, а на синих — свои отрицательные, от которых вы хотели бы избавиться. А теперь подумаем, можно ли как-то избавиться от плохих качеств. (Ребята выступают с предложениями).

Ведущий:  И в конце нашего часа общения я хочу рассказать вам одну историю.

Когда-то на землю прилетели  волшебные птицы (слайд 5). Они принесли с собой человеческие желания и потребности, как волшебные семена они были посеяны по всему миру (слайд 6).

И выросли из них цветы  — человеческие души (слайд 7). Некоторые из них были прекрасными — ведь из добрых желаний вырастают красивые качества, а из некоторых выросли только сорняки и крапива (слайд 8). Ведь злые помыслы рождают только злые поступки. А какие цветы вырастут из ваших семян? (слайд 9). (Ведущий предлагает сделать всем вместе большую аппликацию из цветов, где каждый участник игры в виде цветка должен отобразить свои мечты, идеалы, и желания, свои качества и главные характеристики. Можно использовать возможности предмета «Технология»)

В конце классного часа карточки с положительными качествами участники  сдают ведущему. Над  отрицательными качествами им предлагается поразмышлять в течение нескольких дней (можно предложить «поговорить» со своим качеством, узнать, почему оно живет в человеке, хорошо ли человеку с этим качеством и др.?).

 

Через несколько дней проводится итоговое мероприятие «Ярмарка качеств» в форме КТД.

Возможны 2 пути его развития:

1.  В течение нескольких  дней участники стараются «избавиться от своих качеств», совершая добрые и полезные поступки в классе, дома, на улице. В конце дня ребята оценивают свои поступки, думают, стало ли в них отрицательного меньше, и имеют право обменять карточку с отрицательным качеством на карточку с качеством положительным.

2.  Каждый класс (или  группа ребят) получает задание  подготовить «торговую площадку»  для Ярмарки качеств, на которой,  совершив какой-то хороший поступок, решив морально-этическую задачу, можно поменять свое отрицательное качество. Задания на «торговых площадках» могут быть самые разные — творческие, трудовые, игровые, морально-этические. При этом Ярмарку можно выдержать в русском или в средневековом стиле.

В условленное время все  участники игры собираются вместе. На большой карте Ярмарки нарисованы места обмена и качества, которые можно на них получить.

Участники приносят с собой  карточки со своими отрицательными качествами. Их задание — поменять их на положительные.

Рефлексия:

-Ребята, что нового вы  сегодня узнали на занятии?

-Какие положительные   и отрицательные личностные качества  вы у себя выявили?

-Как будете бороться  с отрицательными качествами?

 

Примерные варианты мест обмена

 

Поляна  Правды и Кривды

Класс оформлен, как поляна. Разыгрывается сценка.

Ведущая: Жили-были Кривда и Правда. И поспорили они, без чего на свете жить нельзя. Правда говорит — что без правды, а Кривда — что без кривды. Поспорили и предложила Кривда пойти к писарю, чтоб он их рассудил.

—  Пойдем, — отвечает Правда.

Вот пришли они к писарю, и просят, чтобы он их спор рассудил.

Писарь спрашивает:

— О чем бьетесь?

— О ста рублях!

— Ну так ты, Правда проспорила — в наше время лучше жить кривдою.

Правда вынула из кармана  сто рублей и отдала Кривде, а  сама все стоит на своем, что лучше  жить правдою. Кривда и говорит:

— Пойдем тогда к судье  — пусть он нас рассудит. Коли по-твоему выйдет — я плачу 1000 рублей, а коли по-моему — ты мне должна оба глаза отдать.

— Хорошо, пойдем, — согласилась  Правда.

Пришли они к судье, стали спрашивать: чем лучше жить — кривдою или правдою?

Судья сказал то же самое:         

—  В наше время лучше жить кривдою.

Отдала Правда свои глаза  Кривде, упала наземь и поползла прочь.

Ведущая: Ребята, чтобы вернуть глаза Правде, вы должны взять на столике менялы карточку с вопросом и попробовать ответить на него.

Вопросы на карточках:

•     Какой поступок в своей жизни ты считаешь постыдным?

•    Когда в жизни  ты поступил справедливо по отношению к своему товарищу?

•    Всегда ли искренне ты рассказываешь своим родителям о своих успехах в школе?

•    Расскажи о своем  поступке, где, на твой взгляд, проявилась твоя честность.

•    Почему так говорят:

 «От худой правды  хороших семян не будет».

 «Сам прямой, а душа кривая».

 «На язык — масло, а язык шершавый».

 «Смирная собака исподтишка кусает».

 «Обманешь друга, сам обманешься».

•    Объясни выражения:

«Мягко стелет, да жестко спать»,

«Мечта кажется лучше, чем сама правда»,

«Лживый человек правды боится»,

«Вчера обманул, сегодня  не поверят»,

«Правда лучше солнца»,

«Не та собака кусает, что  лает, а та, что хвостом виляет»,

«Один раз обманул, на весь век обманщиком останешься»,

«Мир только правдою держится»,

«Правда глаза колет»,

«Один раз солжешь —  до смерти лжецом останешься»,

«Ложь — смертный грех».

•    Многие люди говорят: «Не хочешь, не лги, но и правду не говори». Ты согласен с этим утверждением?

•    Почему горькая правда лучше, чем сладкая ложь?

 

 

Трактир трех гномов

Разыгрывается пантомима  — сценка спора между 3 гномами, которые не могут поделить между собой волшебные вещи, оставленные им в наследство: Шапка Мудрости, Жезл Честности, Латы Смелости, Сапоги Ловкости, Флейта Знаний, Напиток Находчивости, Маска Обаяния, Кольцо Силы, Амулет Везения и др. Каждая из волшебных вещей дает своему обладателю определенные возможности. Но каждый может владеть только 2 вещами. Задача ребят помочь гномам подобрать наиболее «удачный» комплект «вещей и обосновать, что такой «комплект» даст хозяину.

 

Дом странника

Разыгрывается библейская притча «О бедном самаритянине», в которой рассказывается о том, что некий странник попался разбойникам. Они напали на него, ограбили, избили и оставили на дороге. Мимо по очереди проходили сначала священник, затем воин. Но никто не помог бедному человеку. А потом шел бедный самаритянин. Он сжалился над человеком, перевязал его раны, привел в гостиницу, напоил, накормил и дал немного денег, чтобы несчастный мог поправить свое здоровье.

Ребятам предлагается обсудить ситуацию, объяснить, почему по-настоящему добрый поступок совершил самаритянин, почему именно его поступок можно назвать добрым (самаритянин поделился своими последними деньгами с прохожим). Затем ведущий предлагает ребятам рассказать о своих добрых поступках (за участие в обсуждении ребятам вручаются карточки с положительными качествами).

 

Лавка мудрости

Ребята попадают к волшебнику - прорицателю. Им предоставляется возможность задать любые вопросы. Волшебник, в свою очередь, задает вопросы ребятам, пытаясь выяснить, почему так важны для человека знания и мудрость.

 

Казино  тролля

Ребятам предлагается «сыграть»  на свои положительные качества в  карты или рулетку. Возможна «подсадная»  игра, где специально подготовленный игрок будет проигрывать свои положительные качества и доказывать, что они ему совсем не нужны.

 

Пещера  эльфа

В комнате, оформленной как  пещера, ребята видят привязанного к дереву эльфа. Он просит о помощи и рассказывает, что его привязал к дереву злой колдун. На груди эльфа прикреплена записка, в которой написано, что этот эльф — врун и обманщик. И все, что он говорит, - неправда. Объясняется, что колдун действительно привязал его к дереву за то, что он собирался заколдовать всех лесных жителей и. заставить их собирать для него золото.

Ребятам придется решить серьезную  морально-этическую проблему: помочь живому существу, которое вот-вот  погибнет в плену, или освободить злодея?

 

Замок дракона

Ведущий - человек в черном. Он выступает от имени дракона (по сказке Шварца «Убить дракона») и предлагает сразиться с драконом, чтобы освободить от его власти некую волшебную страну, где процветают ложь, чинопоклонение, жадность, зависть и др. Для этого всем желающим нужно вступить в поединок с драконом: на каждое отрицательное качество, которое провозглашает дракон и которое, по его убеждению, делает человека счастливым (жадность приносит богатство, лесть дает возможность занять высокие чины и др.), дети должны назвать положительные качества, и то, что они человеку приносят. В конце игры, в случае победы над драконом, победителю предлагается выпить бокал за здоровье «нового дракона» — и вновь дети встанут перед проблемой — стать драконом или оставить все как есть.

 

Колодец честности

Класс оформлен в виде места  у колодца. Ведущий встречает всех ребят и рассказывает о том, что это необычный колодец. Заглянув в него, каждый может «увидеть себя в подлинном виде». Однако для этого нужно сначала выпить глоток воды из колодца. Но зачерпнуть воду из колодца можно только тогда, когда вы признаетесь в совершенном когда-либо нечестном поступке. Ребятам предлагается проанализировать, так ли уж необходима была эта ложь, помогла ли она им, чувствуют ли они себя виноватыми в этой нечестности.

Заглянув в колодец, участники  игры увидят слова: «Ты таков, каким  тебя делают твои поступки».

 

Озеро Золотой рыбки

Ребятам предлагается задать Золотой рыбке 3 своих самых сокровенных желания. Но потом оказывается, что рыбка не всегда сможет их выполнить. Задача всех ребят — найти пути выполнения желаний друг друга самостоятельно. 

Кроме того, старшеклассники  могут подготовить несколько «свободных» менял с конкурсами, во время которых тоже можно «заработать» положительные качества;

• Мальчик-с-пальчик предлагает сыграть в «камушки» на внимательность и ловкость.

• Золушка предлагает собрать мозаику-пазлы, проверяя аккуратность и трудолюбие.

• Василиса Прекрасная задает шарады и загадки, тренируя ум и сообразительность.

•Иван Царевич предлагает «расстрелять» излука отрицательные качества, попадая в специально нарисованную мишень.

• Красная шапочка предлагает пришить пуговицу для бабушки, прививая трудолюбие и заботу.

•Карлсон предлагает рассмешить Царевну Несмеяну, стремясь развить у ребят чувство юмора.

•Фея вместе с ребятами делает поделки из бумаги и предлагает подарить их всем друзьям, проверяя трудолюбие и доброту ребят.

•Пятачок играет с ребятами в «палочки», рассказывая о важности сообразительности и терпеливости.

• Баба Яга просит о помощи при погрузке в ступу своих вещей.

• Мальвина предлагает ребятам вспомнить правила вежливости и этикета и др.

 

Итогом игры может быть «задушевный» разговор по классам, где ребята анализируют свои попытки «обмена качеств». Особого внимания требуют ребята, у которых остались «на руках» отрицательные качества. Можно предложить ребятам самостоятельно, вместе с друзьями, с родителями проанализировать, действительно ли так трудно избавиться от этих качеств.

Можно также предложить начать ребятам вести «Дневник роста качества», где они будут отмечать рост своих качеств, анализировать, что способствует росту этих качеств (как положительных, так и отрицательных), и др.

 

Индивидуальная  карточка личностных качеств человека

 

Положительные качества

Отрицательные качества

Отношение к труду

Добросовестный, усердный, работящий, трудолюбивый

Лежебока, бездельник, лентяй

Отношение к людям

Самоотверженный, сердечный, рыцарский, душевный, внимательный, добросердечный, сочувственный, внимательный, добрый, чуткий, преданный, благожелательный, доброжелательный, великодушный, деликатный, благожелательный, отзывчивый, милосердный, тактичный, благосклонный

Холодный, недоброжелательный, жестокий, жестокосердный, нечуткий, злобный, лютый, самолюбивый, безжалостный, себялюбивый, черствый, неотзывчивый, бесчеловечный, бессердечный

Отношение к вещам

Рачительный, бережливый, аккуратный, педантичный

Прижимистый, ненасытный, скупой, алчный, жадный, скупердяй

Волевые качества

Храбрый, неустрашимый, мужественный, безбоязненный, бесстрашный, отважный, правдивый, выдержанный, стойкий, надежный

Свирепый, недобрый, боязливый, беспощадный, робкий, трусливый

Характеристики  честности

Верный, искренний, неподдельный, вежливый, беспорочный, непритворный, благородный, порядочный, справедливый, честный, правдивый

Подлый, двуличный, неискренний, лживый

Информация о работе Игра как метод социализации младших школьников