Влияние народной подвижной игры на духовно-нравственное воспитание детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 12:25, дипломная работа

Описание

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1.Изучить степень разработанность проблемы в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности влияния народных подвижных игр на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

4. Классифицировать народные подвижные игры по принципу их преимущественного их влияния на духовно-нравственное воспитание

Содержание

Введение. С. 3-5
Глава 1. Теоретические предпосылки к изучению проблемы духовно – нравственного воспитания детей. С.6-23
1.1. Понятие духовно-нравственных ценностей в психолого-педагогической литературе. С. 6-20
1.2. Возрастные особенности нравственного развития детей. С.20-23
1.3. Особенности формирования духовно-нравственных ценностей у детей посредством подвижной игры.
Глава 2. Подвижная игра как средство духовно-нравственного воспитания детей. С. 24-53
2.1. Диагностика и результаты духовно-нравственного развития детей. С.24-36
2.2. Специфика использования народных подвижных игр в духовно-нравственном воспитании детей. С.36-41
2.3. Динамика уровня духовно-нравственного воспитания детей. С.51-53
Заключение С.54-55
Список литературы С.56-58

Работа состоит из  1 файл

Влияние игры на нрав..doc

— 432.00 Кб (Скачать документ)

     В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

      В формировании  личности младшего школьника, с точки зрения С.Л.Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.

     Нравственное  воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.

     Педагогика  зафиксировала, что в различные  возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного  воспитания. Ребенок, подросток и  юноша, например, по-разному относятся  к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост.

      В разные возрастные периоды личного  развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности,  различны. В процессе развития  личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. В   дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации. С развитием новых коммуникационных технологий и  ростом количества средств массовых коммуникаций, а также относительная свобода в выборе и подаче материала увеличило роль этого фактора социализации.

      Начиная с подросткового возраста, большую  роль  в развитии личности играет общение со сверстниками, друзьями, среди  которых ребенок проводит большую часть своего времени.

      По  мере взросления роль семьи  в развитии ребенка постепенно уменьшается  и  увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на личность ребенка.

    Н.И.Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени, его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. 

      Формирование  морального облика протекает в процессе  многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. 

    С точки зрения педагогической теории процесс нравственного воспитания в школе представляет собой  совокупность целенаправленных и последовательных действий ученического и педагогического коллективов, (педагогический словарь). Под понятием “педагогические действия” подразумеваются влияния, организуемые и получаемые учеником и коллективом в процессе учебно-воспитательной работы. Все эти влияния, а также их результаты, отражающиеся во взглядах и поведении, взаимосвязаны и выступают в совокупности, обеспечивающей, как и непосредственное, так и опосредованное воздействие на личность школьника. Поэтому важнейшими компонентами структуры процесса воспитания, как указывает А.Н.Леонтьев, являются процессы, идущие как бы навстречу друг другу. “Один из них, - подчеркивает он, - есть процесс воздействия объекта на живую систему, другой – активность самой системы по отношению к воздействующему объекту”.

    Качественная  сторона педагогических действий в процессе нравственного воспитания выражается в их силе и стойкости, а качественная сторона изменений в облике и характере личности проявляется в степени ее убежденности, которая реализуется в различных видах деятельности, формах отношения и поведения.

    Существенным  признаком процесса нравственного  воспитания является его концентрическое  построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного  уровня и заканчивается более  высоким. Для достижения целей, как  правило, используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

    Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно  вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Эффективность  процесса воспитания, как говорила Н.К.Крупская, “зависит от знания каждым преподавателем того живого материала, с которым он имеет дело; он должен знать, что ему необходимо внимательно изучать этого ученика и знать его близко”.

    Все факторы, обуславливающие нравственное становление, и развитие личности школьника, можно разделить на три группы: природные (или биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными воспитательными влияниями школьник социализируются, приобретают необходимый опыт нравственного поведения.

    Однако, несмотря на то, что на нравственное формирование личности оказывают воздействие  многие социальные условия и биологические  факторы, следует отметить, что решающую роль в этом процессе играют педагогические, так как они наиболее управляемые. Такое значение педагогического влияния придается еще и потому, что они более целенаправленно на выработку определенного рода отношений.

    Таким образом, анализ психолого – педагогической литературы позволил определить сущность нравственно воспитанной личности, которая состоит не только в усвоенных ее знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности. При организации процесса нравственного воспитания следует отдать предпочтение объективным отношениям,  в которые включаются учащиеся в различных видах деятельности и общения. Эти отношения составляют истинный объект педагогической деятельности. 
 

    1.2. Возрастные особенности  нравственного развития  детей.

 

    В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить и о сензитивных периодах нравственного  развития ребенка.

     Как отмечал Л. С. Выгодский, «нет и не может быть  другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возрастов, кроме тех новообразований, которые характеризуют сущность каждого возраста. Под  возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психологические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».

      Проблемой нравственного формирования личности и проблемой возрастной характеристики психологического развития детей на отдельные возрастные этапы необходимо считать те качества новообразования, которые возникают в процессе развития в сфере нравственного сознания, потребностей и нравственной воли ребенка и которые в самом основном определяют ту или иную степень его готовности к нравственному саморегулированию.

      Отечественный психолог А.В.Зосимовский разработал  периодизацию нравственного развития детей.

      Первый  этап охватывает младенчество и раннее детство — этап приспособительно реактивного поведения. Процесс первоначальной социализации малыша. Поскольку в поведении  младенца господствует непроизвольность, а осознанный нравственный выбор не представлен даже в зачаточном виде, рассматриваемый этап характеризуется как время преднравственного развития. В этот период ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, а затем обобщенно-вербальному) на простейшие внешние регулирующие воздействия.

      Посредством разумно организованной «поведенческой» практики, ребенок подготавливается к переходу на следующий, принципиально новый этап своего духовного становления.

      Второй  этап характеризуется в целом формированием у детей первоначальной готовности добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить "надо" выше "хочу" причем недостаточная осознанность  нравственных действий проявляется у ребенка на данной ступени развития главным образом в том, что их направляют не собственные его убеждения, а некритически усвоенные им нравственные представления окружающих. Этот этап охватывает дошкольный и младший школьный возраст.

      С дошкольным периодом (от 3—4 до 6—7 лет) связаны истоки нравственного развития детей, когда у них на фоне непосредственно мотивируемой деятельности впервые возникают ростки произвольного положительного направленного поведения.

      В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное  выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной.

      Вместе  с тем даже самым высоким уровнем  нравственного развития младшего школьника  присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще  полагается на  авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию.

      Третий  этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст и представлен как этап нравственной самодеятельности воспитанника, под которой понимается вполне  сознаваемое,  и добровольное, подчинение человеком своего  поведения нравственным принципам.

      Подростковый  период отличен от младшего школьного тем, что у  воспитанников в эти годы  формируются собственные нравственные взгляды и убеждения.

      У подростка формируется понятийное мышление. Ему доступно понимание  связей между конкретным поступком  и качествами личности, на основе его  возникает потребность в самосовершенствовании.

      Осознавая свои возросшие умственные и физические силы, учащиеся средних классов стремятся  к самостоятельности и взрослости. Возросший уровень нравственного  сознания позволяет им сменить некритическое  усвоение поведенческих норм, характерное для дошкольников и младших учащихся, критическим, а отдельные  осознанные и внутренне принятые им моральные требования становятся его  убеждениями.

      Мораль  подростка в ее развитых формах качественно  очень близка морали взрослого человека, но все же имеет ряд отличий, главное среди них составляет фрагментарность нравственной убежденности подростка, обуславливающая избирательность его нравственной самодеятельности.

      Но, несмотря на развитость нравственных установок и воли подростка, он еще сохраняет черты существа увлекающегося, повышенно-впечатлительного и при определенных условиях склонного сравнительно легко попадать под чужое влияние, менять свои нравственные идеалы и устремления.

      Юношеский период морального становления воспитанника его нравственная сфера постепенно утрачивает черты "детскости", приобретая основные качества, свойственные высоконравственному взрослому человеку.

      Учащиеся  старшего возраста способны уже иметь  четкое научное представление о  морали, об истинности или ложности различных нравственных норм. Все это приводит юношеский период к преодолению фрагментарности, увеличению автономности нравственных убеждений и отражающего их нравственного поведения воспитанника. 

      У старшеклассников резко усиливается  возникающий еще в подростковый период этический критицизм, позволяющий уже очень немногое принимать на веру. В этом возрасте возникает потребность критической переоценки и переосмысливания когда-то бездумно воспринятого.

Информация о работе Влияние народной подвижной игры на духовно-нравственное воспитание детей