Влияние народной подвижной игры на духовно-нравственное воспитание детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 12:25, дипломная работа

Описание

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1.Изучить степень разработанность проблемы в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности влияния народных подвижных игр на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

4. Классифицировать народные подвижные игры по принципу их преимущественного их влияния на духовно-нравственное воспитание

Содержание

Введение. С. 3-5
Глава 1. Теоретические предпосылки к изучению проблемы духовно – нравственного воспитания детей. С.6-23
1.1. Понятие духовно-нравственных ценностей в психолого-педагогической литературе. С. 6-20
1.2. Возрастные особенности нравственного развития детей. С.20-23
1.3. Особенности формирования духовно-нравственных ценностей у детей посредством подвижной игры.
Глава 2. Подвижная игра как средство духовно-нравственного воспитания детей. С. 24-53
2.1. Диагностика и результаты духовно-нравственного развития детей. С.24-36
2.2. Специфика использования народных подвижных игр в духовно-нравственном воспитании детей. С.36-41
2.3. Динамика уровня духовно-нравственного воспитания детей. С.51-53
Заключение С.54-55
Список литературы С.56-58

Работа состоит из  1 файл

Влияние игры на нрав..doc

— 432.00 Кб (Скачать документ)

Игра, как  объект информации о предстоящей  работе, не представляет для человека неопределённости.

Лесгафт подчёркивал, что игра, в отличие  от строго регламентированных движений (например, гимнастики), всегда связана  с инициативными моментами решения  физических задач. Игра является потребностью для восстановления как физических, так и духовных сил. Подвижные игры помогают не только в решении ряда специальных задач, но и (имея в виду природу игровой деятельности) всегда встречает хороший приём у занимающихся, новый интерес к тренировочным занятиям. Игра является толчком к спорту. Провести игру или эстафету, т.е. включить “эмоциональный” рычаг у занимающихся продолжать тренировку с желанием и интересом. В спорте широко используются игры, основным содержанием которых является содействие развитию силы, быстроты, ловкости и др. качеств. При подборе и проведении игр (как вспомогательные средства) усиливается избирательное направление, их воздействие на развитие специальных навыков и качеств, необходимых спортсмену. Игра является также лучшим активным отдыхом после тренировок. Игра – морально волевое воспитание. Подвижные игры помогают подвести спортсменов к достижению в нужный момент наилучшей спортивной формы. Игры служат дополнением к обычному учебно-тренировочному процессу.

2.4 Воспитание, образовательное  и оздоровительное  значение подвижных  игр.

Воспитание моральных качеств, целеустремлённости, стремлению к победе через преодоление трудностей тесно связано с выбором игр. Нужно подбирать игры, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы.

Разнообразные движения и действия, обычно выполняемые  на свежем воздухе, т.е. в благоприятных гигиенических условиях, оказывают на играющих оздоровительное воздействие. Они способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека и служит полезным средством активного отдыха для многих трудящихся, особенно для тех из них, которые заняты напряженной умственной деятельностью. Известно, что чем разнообразнее и интенсивнее движения, тем значительнее и активнее изменения, вызываемые ими в функциях органов и систем организма. Это многостороннее влияние спортивных игр на организм человека весьма существенно. У занимающихся в зависимости от интенсивности игровой деятельности потребление тканями кислорода увеличивается примерно в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя. При этом у тренированных игроков работа сердечно сосудистой системы и органов дыхания становится более экономной, лучше обеспечивается запрос организма в кислороде и питательных веществах. Занятия спортивными играми положительно сказываются на развитии зрительного, вестибулярного, мышечного и других анализаторов. Под влиянием систематических занятий играми увеличивается поле зрения играющих, их организм лучше переносит быстрые перемены в положении тела, у них развивается точность движений.

Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта (спортивным играм, лёгкой атлетике, гимнастике, борьбе, плаванию и др.).  Такие игры направлены на закрепление и совершенствование разученных предварительно технических и тактических приёмов и навыков того или другого вида спорта. Образовательная сторона игры будет стоять на должной высоте, если педагог, воспитатель будут обращать на это должное внимание.  

Итак, спортивные игры имеют воспитательные оздоровительные и образовательное значение. Однако занятия ими недостаточно для полноценного, гармонического развития организма. Чтобы успешно содействовать укреплению здоровья и всестороннему физическому развитию, игрокам необходимо заниматься гимнастикой и другими видами спорта.

.

2.8 Особенности организации  и методики проведения  подвижных игр  с детьми младшего  школьного возраста.

Дети  младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр  нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восстанавливаются. Поэтому игры не должны быть слишком длинными; обязательно нужно делать паузы для отдыха.Дети 7-9 лет (учащиеся 1-3-х классов) владеют всеми видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание) ещё не достаточно совершенно, поэтому подвижные игры, связанны с естественными движениями, должны занимать у них большое место. Надо помнить, что овладение навыками и умениями в этом возрасте более эффективно проводить на уровне непроизвольного запоминания (в частности в игре), чем произвольно. Кроме того, надо учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей этого возраста. У них наблюдается большая податливость организма различным влияниям окружающей среды и быстрой утомляемости. Это связанно с тем, что сердце, лёгкие и сосудистая система у детей этого возраста отстают в развитии, а мускулатура ещё слаба, особенно мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата также ещё не велика, а, следовательно, возможность его повреждения повышена (слабость мускулатуры, повышенная растяжимость связок увеличивают возможность нарушения осанки). Наиболее подходящими играми для детей этого возраста являются игры - перебежки, например, "Октябрята", "Волк во рву" в которых дети после краткой перебежки имеют возможность отдохнуть, или игры с поочерёдным участием играющих в движении как, например "К своим флажкам", "Пустое место". В этот период детям ещё трудно изолировать отдельные движения и точно регулировать их отдельные параметры. Дети быстро устают, так же быстро восстанавливают готовность к движениям. Особенно их утомляют однообразные движения. Внимание детей в младшем школьном возрасте не достаточно устойчиво в связи с этим подвижные игры не должны требовать от них долгого сосредоточенного внимания. Воля и тормозные функции у детей развиты слабо. Им трудно долго и внимательно слушать объяснения игры, не дослушав часто объяснение до конца, предлагают свои услуги на ту или иную роль в игре. В первые 2 года обучения в школе в связи с образным мышлением у детей большое место занимают игры сюжетные, которые способствуют удовлетворению творческого воображения детей, их выдумке и творчества. Надо учесть, что дети этого возраста уже умеют читать и писать, что значительно расширяет их умственный кругозор. Например, игры, "Гуси-лебеди", "Два мороза", "Совушка". В этот период в играх воспитывается основа поведения, умения выполнять правила общественного порядка. В коллективных играх воспитывается простейшее представления о нормах поведения. Подвижные игры должны занимать большое место в жизни детей младшего школьного возраста, так как это соответствует их возрастным особенностям. Некоторые уроки в 1-3 классах могут полностью состоять из подвижных игр урок, состоящий из игр, требует от участника владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. Такой урок включает в себя 2-3 игры, знакомые детям, и 1-2 новые. Игровые уроки рекомендуется проводить в конце каждой четверти перед каникулами (в основном в первом классе), чтобы установить, на сколько учащиеся освоили основные движения, пройденные в четверти, проверить их общую организованность и дисциплину в игре, определить, как они освоили пройденные игры, и посоветовать самостоятельно проводить их.

2.9 Теоретические и  методические подходы  к использованию

народных  игр на уроках физического  воспитания 

     Основываясь на теории и методике физического  воспитания, с учетом подходов Л.В.Былеевой, В.М.Григорьева (1985) к организации и проведению подвижных игр, мы определили содержание, форму и методические особенности народных игр.

     Содержание  народной игры составили: сюжеты, в  них дети знакомятся с отношением человека к природе, бытом  народа, играми и развлечениями  детей разных национальностей, живших в древности,  народными состязаниями; правила, которые дифференцированы в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности учащихся; двигательные действия, входящие в игру, освоение которых необходимо для достижения цели.

     Форма  народных игр была определена в зависимости  от организации действий учащихся: по сложности, способу проведения игр, их моторной плотности и использованию в структуре урока.

     При разработке методических особенностей народных игр учитывалось управление развитием физических качеств младших школьников.

     Вариативная часть программы по физическому  воспитанию с использованием  народных игр составлялась с учетом социокультурного развития ребенка: познавательного, деятельностного, эмоционального и социального.

     Познавательное  развитие заключалось в знакомстве с историческим аспектом народных игр и формировании представлений о народной культуре, народных праздниках, обычаях, традициях, особенностях одежды  народа, правилах народных игр,  народных танцах.

     Деятельностное  развитие выражалось в самостоятельном, творческом подходе при организации  и проведении  народных игр, навыках  изготовления простейшего инвентаря для проведения игр, технико-тактической подготовке в  народных играх, развитии физических качеств.

     Эмоциональное развитие определялось участием в уроках – праздниках, которые проводились в соответствии с определенным временем года (масленица, встреча зимы, осенины, равноденствия и мн.др).

     Социальное  развитие вырабатывало нравственный аспект поведения в  народных играх с целью социального становления личности школьников.

       В вариативной части программы  физического воспитания предлагалось использование  народных игр блоками, что позволило привести в соответствие вариативную и базовую части программы с сохранением общей структуры учебного материала. Первый блок – 5 уроков  включал теоретические сведения о народных играх, народные состязания,  народные танцы, элементы техники народных игр. Второй блок – 19 уроков (с 72 по 90) включал зимние забавы,  традиционные игры во время  народных праздников, элементы тактики  народных игр.

     Народные  игры, используемые в вариативной  части, служили средством решения  образовательных, воспитательных и  оздоровительных задач, были систематизированы нами по разделам программы и представлены в виде поурочного распределения учебного материала в вариативной части программы физического воспитания для младших школьников.

     Распределение  народных игр происходило по возрастным категориям. т.е. по классам обучения. Так, в первом классе учащиеся знакомились с народными играми, отражающими отношение людей к окружающей природе; во втором – с играми, отражающими быт  народа изучаемой игры; в третьем классе дети знакомились с играми  детей той национальности, которой принадлежит игра; в четвертом – изучали состязания  народа.

     В соответствии с возрастным развитием  дифференцировались требования к проведению уроков с использованием  народных игр (правила игр, технические приемы и тактические взаимодействия, инвентарь).

     Объем теоретических знаний увеличивался на протяжении обучения. Так, в первом классе дети знакомились с  народными праздниками. Во втором классе на основе усвоенных знаний о народных праздниках происходило знакомство с народными обычаями. В третьем классе школьники получали информацию о традициях  народа, в четвертом – дети знакомились с культурами других национальностей.

     Материал  по народным танцам дифференцирован  в зависимости от возрастных особенностей. В первом классе преобладали групповые танцы, выполняемые с проговорами в шаге (хороводы). Во втором и третьем классах основное внимание уделялось индивидуальному выполнению элементов танцевальных движений (танцевальные шаги, повороты, коленца и др.). В четвертом классе происходило осмысленное выполнение танцевальных движений в парах, группах.

    Личностно-ориентированный  подход рассматривался как необходимое  условие и фактор личностного  развития ребенка, преобразующего его  из объекта педагогического воздействия  в активного субъекта образовательной  деятельности. При этом развитие личности осуществлялось с учетом субъектного опыта и возможностей обучающегося; диагностика и стимулирование развития осуществлялись на основе продолжительного наблюдения за деятельностью обучаемого. Основными направлениями деятельности по педагогическому сопровождению являлись выработка общих взглядов на процесс физического воспитания детей, создание благоприятных условий для его подкрепления во вне учебное время. При этом сам процесс физического воспитания рассматривался как процесс, направленный на достижение осознанных, положительно мотивированных занятий физическими упражнениями, гигиеническими и закаливающими процедурами с целью физического, интеллектуального и духовного совершенствования личности, на формирование у личности активного интереса к физической культуре.

     Опора образовательного процесса на систему  целевых духовно-нравственных ориентиров выступает здесь важным педагогическим условием эффективного становления формируемых ценностных отношений. Высокие духовные ценности (самоценность человеческой личности, приоритет духовного над материальным, забота о ближнем, духовно и физически здоровая семья) и нравственные (чувство ответственности в решении личных и общественно значимых жизненных задач) ценности в области физической культуры являются той базисной основой становления представлений о здоровом образе жизни, которая создает у младших школьников образцы ценностных отношений к физической культуре человека. Соответственно складываются относительно устойчивые образцы поведения при использовании средств физической культуры для собственного физического совершенствования. Наличие образа (образца) является важнейшим условием эффективности дальнейших воспитательных воздействий по формированию у детей ценностных отношений к физической культуре (См. рис.).

Познавая  историю великих героических  спортивных побед соотечественников, знакомясь с персоналиями-носителями физической культуры, дети младшего школьного  возраста начинают воспринимать физическую культуру не только как средство обеспечения  своего физического развития, но и как общечеловеческую ценность, определяющую жизнь человека во всех ее проявлениях. Все это является действенным фактором формирования ценностных отношений личности к физической культуре. 

Рис.1  Формирование в сознании человека образа физической культуры в виде духовно-нравственных ориентиров  
 
 

       
 
 
 
 
 

Глава 2. Подвижная игра как средство духовно-нравственного воспитания детей.

     Педагогический  контроль в вариативной части программы

     физического воспитания  с  использованием  народных игр 

     При анализе двигательных действий, применяемых  в  народных играх, нами выделены наиболее часто используемые (ловля, передачи, броски мяча, удары битой по мячу, челночный бег). На их основе составлены тесты для оценки физической подготовленности младших школьников по трехступенчатой градации: низкий уровень (от - σ и ниже), средний уровень (от - σ до + σ), высокий уровень (от + σ и выше).

<

Информация о работе Влияние народной подвижной игры на духовно-нравственное воспитание детей