Влияние народной подвижной игры на духовно-нравственное воспитание детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 12:25, дипломная работа

Описание

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1.Изучить степень разработанность проблемы в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности влияния народных подвижных игр на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

4. Классифицировать народные подвижные игры по принципу их преимущественного их влияния на духовно-нравственное воспитание

Содержание

Введение. С. 3-5
Глава 1. Теоретические предпосылки к изучению проблемы духовно – нравственного воспитания детей. С.6-23
1.1. Понятие духовно-нравственных ценностей в психолого-педагогической литературе. С. 6-20
1.2. Возрастные особенности нравственного развития детей. С.20-23
1.3. Особенности формирования духовно-нравственных ценностей у детей посредством подвижной игры.
Глава 2. Подвижная игра как средство духовно-нравственного воспитания детей. С. 24-53
2.1. Диагностика и результаты духовно-нравственного развития детей. С.24-36
2.2. Специфика использования народных подвижных игр в духовно-нравственном воспитании детей. С.36-41
2.3. Динамика уровня духовно-нравственного воспитания детей. С.51-53
Заключение С.54-55
Список литературы С.56-58

Работа состоит из  1 файл

Влияние игры на нрав..doc

— 432.00 Кб (Скачать документ)

      Убеждение  в  воспитательном  процессе  достигается  при  использовании  различных  приемов  и  методов:  чтение  и  анализ  притч,  басен,  назидательных  рассказов;  этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример.

      Каждый  из  методов  имеет  свою  специфику  и  область  применения.  Несмотря  на  кажущуюся  простоту,  все  без  исключения  методы  этой  группы  требуют  высокой  педагогической  квалификации. Рассмотрим  наиболее  сложные  по содержанию  и  применению  методы  словесно-эмоционального  воздействия:  рассказ,  разъяснение,  этическую  беседу  и  метод  наглядно-практического  воздействия  –  пример.

      В  младших  классах  часто  используется рассказ на  этическую тему.  Это яркое эмоциональное изложение  конкретных  фактов и  событий,  имеющих  нравственное  содержание.  Воздействуя  на  чувства,  рассказ  помогает  воспитанникам  понять  и  усвоить  смысл  моральных  оценок  и  норм  поведения.  Хороший  рассказ не  только  раскрывает  содержание  нравственных  понятий,  но  и  вызывает  у  школьников  положительное  отношение  к  поступкам,  соответствующим  нравственным  нормам,  влияет  на  поведение.

      У  рассказа  на  этическую  тему  несколько функций:

  1. служить  источником  знаний,
  2. обогащать  нравственный  опыт  личности  опытом  других  людей,
  3. служить  способом  использования  положительного  примера  в  воспитании.

      К  условиям  эффективности  этического  рассказа  относятся  следующие:

      1. Рассказ  должен  соответствовать   социальному  опыту  школьников.  В  младших  классах  он  краток,  эмоционален,  доступен,  соответствует  переживаниям  детей.

  1. Рассказ  сопровождается  иллюстрациями,  которыми  могут  стать  произведения  живописи,  художественные  фотографии,  изделия  народных  умельцев.  Усиливает  его  восприятие  хорошо  подобранное  музыкальное  сопровождение.
  2. Обстановка  имеет  большое  значение  для  восприятия  этического  рассказа.  Эмоциональное  воздействие  окружающей  обстановки  должно  соответствовать  замыслу  и  содержанию  рассказа.
  3. Рассказ  производит  должное  впечатление  только  тогда,  когда  выполняется  профессионально.  Неумелый,  косноязычный  рассказчик  не  может  рассчитывать  на  успех.
  4. Рассказ  обязательно  должен  переживаться  слушателями.  Нужно  позаботиться,  чтобы  впечатления  от  него  сохранялись  как  можно  дольше.  Нередко воспитательное  значение  этического  рассказа  сильно  снижается  только  из-за  того,  что  сразу  после  него  дети  переходят  к  делу,  совершенно  отличному  и  по содержанию,  и по  настроению,  например  к спортивному соревнованию.

      Разъяснение – метод эмоционально-словесного  воздействия на  воспитанников.  Важная  черта,  отличающая  разъяснение от  объяснения  и рассказа, – ориентированность воздействия на  данную группу  или отдельную личность.  Применение  этого метода  основывается  на  знании  особенностей  класса  и личностных  качеств членов  коллектива.  Для младших школьников  применяются элементарные  приемы  и средства  разъяснения:  «Поступать  нужно  так»,  «Все  так  делают»  и  т. п.

      Разъяснение  применяется  только  там  и  только  тогда,  когда  воспитаннику действительно  необходимо  что-то  объяснить,  сообщить  о  новых  нравственных положениях,  так  или  иначе  повлиять  на  его  сознание  и  чувства.  Но  разъяснения  не  нужны  там,  где  речь  идет  о  простых  и  очевидных  нормах  поведения  в  школе  и  обществе:  нельзя  резать  и  разрисовывать  парту,  грубить,  плевать  и  т. д.  Здесь  необходимы  категорические  требования.  Разъяснение  применяется:

      а) чтобы  сформировать  или  закрепить  новое  моральное  качество  или  форму  поведения;

      б) для  выработки  правильного  отношения  воспитанников  к  определенному  поступку,  который  уже  совершен.

     В  практике  школьного  воспитания  разъяснение  опирается  на  внушение.  Для него  характерно  некритическое восприятие  школьником  педагогического воздействия.  Внушение,  проникая  незаметно в психику,  действует на  личность  в целом,  создавая  установки и мотивы поведения.  Младшие  школьники  особенно  внушаемы.  Педагог,  опираясь  на  эту  специфику  психики,  должен  использовать  внушение  в  тех  случаях,  когда  воспитанник  должен  принять  определенные  установки.  Внушение  используется  для усиления  воздействия  других  методов  воспитания.

     Необходимо  отметить,  что  при  неквалифицированном  применении  рассказ,  разъяснение,  внушение  могут  принимать  форму  нотации.  Она,  как  известно,  никогда  не  достигает  цели,  а  скорее  вызывает  противодействие  у  воспитанников,  желание  действовать  вопреки.  Нотация  не  становится  формой  убеждения.

     В  работе  с  учащимися  различных  возрастных  групп  широко  применяется  этическая  беседа.  В педагогической  литературе  она рассматривается и как метод привлечения учащихся  для обсуждения,  анализа поступков и выработки нравственных  оценок,  и как форма разъяснения школьникам  принципов нравственности  и их  осмысления,  и как средство  формирования  системы моральных представлений  и  понятий,  которые  в свою  очередь  выступают  в  качестве  основы  для  формирования  нравственных  взглядов  и  убеждений.

     Этическая  беседа  –  метод  систематического  и  последовательного  обсуждения  знаний,  предполагающий  участие  обеих  сторон  –  воспитателя  и  воспитанников.  Воспитатель  выслушивает  и  учитывает  мнения,  точки  зрения  своих  собеседников,  строит  свои  отношения  с  ними  на  принципах  равноправия  и  сотрудничества.  Этической  беседа  называется  потому,  что  ее  предметом чаще  всего становятся  нравственные,  моральные,  этические проблемы.  Цель  этической беседы  – углубление,  упрочение нравственных  понятий,  обобщение и закрепление знаний,  формирование  системы нравственных  взглядов  и убеждений.

      Этическая  беседа  –  метод  привлечения  воспитанников  к  выработке  правильных  оценок  и  суждений  по  всем  волнующим  их  вопросам.  Обсуждая  ситуации,  конкретные  поступки,  ребята  легче  постигают  их  сущность  и  значение.

Особенность  проведения  этических  бесед  в  начальных  классах  в  том,  что  в  них  можно  включать  инсценировки,  чтение  отрывков  из  художественных  произведений,  декламацию,  но  при  этом  нельзя  забывать,  что  в  этической  беседе  должен  преобладать  живой  обмен  мнениями,  диалог.  После  ее  проведения  классному  руководителю  необходимо  провести  работу  по  углублению  выявленных  нравственных  понятий,  норм  поведения,  организуя  практическую  деятельность  детей.

      Эффективность  этической  беседы  зависит  от  соблюдения  ряда  важных  условий:

  1. Беседа  должна  носить  проблемный   характер.  Воспитатель  должен  стимулировать  нестандартные  вопросы,  помогать  школьникам  самим  находить  на  них  ответы.
  2. Нельзя  допускать,  чтобы  этическая  беседа  развивалась  по  заранее  составленному  сценарию  с  заучиванием  готовых  или  подсказанных  взрослыми  ответов.  Нужно  детей  с  уважением  относиться  к  мнениям  других,  терпеливо  и  аргументировано  вырабатывать  правильную  точку  зрения.
  3. Нельзя  допускать  также,  чтобы  беседа  превращалась  в  лекцию:  воспитатель говорит,  воспитанники  слушают.  Лишь  откровенно  высказанные  мнения  и  сомнения  позволяют  воспитателю  направить  беседу  так,  чтобы  ребята  сами  пришли  к  правильному  пониманию  сущности  обсуждаемого  вопроса.  Успех  зависит  от  того,  насколько  теплым  будет  характер  беседы,  раскроют  ли  в  ней  воспитанники  свою  душу.
  4. Материал  для  беседы  должен  быть  близок  эмоциональному  опыту  воспитанников.  Только  при  опоре  на  реальный  опыт  беседы  на  отвлеченные  темы  могут  быть  успешными.
  5. В  ходе  беседы  важно  выявить  и  сопоставить  все  точки  зрения.  Ничье  мнение  не  может  быть  проигнорировано,  это  важно  со  всех  точек  зрения  –  объективности,  справедливости,  культуры  общения.
  6. Правильное  руководство  этической  беседой  заключается  в  том,  чтобы  помочь  воспитанникам  самостоятельно  прийти  к  правильному  выводу.  Для  этого воспитателю  нужно  уметь  смотреть  на  события  или  поступки  глазами  воспитанника,  понимать  его  позицию  и  связанные  с  ней  чувства.

      В  начальной  школе  этическая  беседа  имеет  простую  структуру.  Здесь  предпочтителен  индуктивный  путь:  от  анализа  конкретных  фактов,  их  оценки до  обобщения  и  самостоятельного  вывода.

      Пример  – воспитательный  метод исключительной  силы.  Его воздействие основывается  на  известной закономерности:  явления,  воспринимаемые  зрением, быстро  и без труда запечатлеваются в сознании,  потому  что  не  требуют  ни  раскодирования,  ни  перекодирования,  в  котором  нуждается  любое  речевое  воздействие.  Пример  действует  на  уровне  первой  сигнальной  системы,  а  слово  –  второй.  Пример  дает  конкретные  образцы  для  подражания  и  тем  самым  активно  формирует  сознание,  чувства,  убеждения,  активизирует  деятельность.  Когда  говорят  о  примере,  подразумевают,  прежде  всего,  пример  живых  конкретных  людей  –  родителей,  воспитателей,  друзей.  Но  большую  воспитательную  силу имеет и пример  героев  книг,  фильмов,  исторических  деятелей,  выдающихся ученых.

      Психологической  основой  примера  служит  подражательность.  Благодаря ей  люди  овладевают  социальным  и нравственным  опытом.  Не  всегда  подражательность  имеет  непосредственный  характер,  часто мы  ее  наблюдаем в опосредованной  форме – это не  механический  процесс,  не  автоматическое  перенесение черт,  качеств,  опыта определенной  личности,  не  простое повторение  и отражение.  Подражательность  –  деятельность  индивида.  Иногда  очень  трудно  определить  черту,  где  заканчивается  подражание  и  где  начинается  творчество.  Часто творчество  и  проявляется  в  особенном,  своеобразном  подражании.

     Младшие  школьники  подражают  тем,  кто  оказывает  на  них  наиболее сильное  впечатление.  Согласно  данным  психологов,  неизменную  симпатию  младших  школьников  вызывают  люди  смелые,  волевые,  находчивые,  обладающие  большой  физической  силой,  стройной  фигурой,  приятной  манерой  общаться,  правильными  чертами  лица.  При  выборе  моральных  примеров,  учитывая  эти  закономерности  восприятия  личности,  следует  добиваться  того,  чтобы  носители  добрых  начал  были  приятны  и  симпатичны,  а  носители  пороков  вызывали  неприязнь.  При  отсутствии  такого  соответствия  нужны  специальные  меры  по  их  обеспечению.  Высоконравственный,  но  малосимпатичный  персонаж  уместно  при  случае  наделить  характеристиками  и  оценками,  ослабляющими  вызываемое  им  чувство  неприязни,  а  порочного,  но  полюбившегося  детям  «героя»  суметь  доходчиво  и  доказательно  развенчать.  Столь  же  важно  предупреждать  возможные  случаи  появления  пассивно-созерцательных  идеалов.  Они  служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной  мечтательности.

      Жизнь  дает  не  только  положительные,  но  и  отрицательные  примеры. Обращать  внимание  школьников  на  негативное  в  жизни  и  поведении  людей, анализировать  последствия  неправильных  поступков,  извлекать  правильные  выводы  не  только  желательно,  но  и  необходимо.  Вовремя  к  месту  приведенный негативный  пример  помогает  удержать  воспитанника  от  неправильного  поступка,  формирует  понятие  о  безнравственном.  Естественно,  что  воспитание  зависит  и  от  личного  примера  воспитателя,  его  поведения,  отношения  к  воспитанникам,  мировоззрения,  деловых  качеств,  авторитета.  Известно,  что  для  большинства  младших  школьников  авторитет  учителя  абсолютен,  они  готовы  подражать  ему  во  всем.  Но  сила  положительного  примера  наставника  увеличивается,  когда  он  своей  личностью,  своим  авторитетом  действует  систематически  и  последовательно.  Кроме  того,  сила  положительного  воздействия  педагога  будет  возрастать  и  тогда,  когда  воспитанники  убедятся,  что  между  его  словом  и  делом  нет  расхождений,  ко  всем  он  относится  ровно  и  доброжелательно.

      В  педагогической  литературе  описывается  и  такой  метод  формирования  сознания  личности,  как  диспут.  Он  представляет  собой живой горячий спор  на  какую-то  тему,  волнующую воспитанников.  Диспуты ценны тем,  что убеждения,  мотивы  вырабатываются  при столкновении  и сопоставлении различных точек зрения.  Этот  метод сложный,  используется  в  основном  в  средних  и  старших  классах.  В  начальной  школе  его  можно  использовать  как  прием,  например,  в  этической  беседе. Нужно  отметить,  что  в  реальных  условиях  педагогического  процесса  методы  воспитания  выступают  в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных»  средств,  а гармонично  организованная  их  система. Разумеется,  на  каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться  в  более  или  менее  изолированном  виде.  Но  без  соответственного  подкрепления  другими  методами,  без  взаимодействия  с  ними  он  утрачивает  свое  назначение,  замедляет  движение  воспитательного  процесса  к  намеченной  цели.

2.1 Подвижные игры в физическом воспитании    

      Любая игра – это наука побеждать. В  игре вырабатываются такие жизненно-важные качества, как внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. 

Информация о работе Влияние народной подвижной игры на духовно-нравственное воспитание детей