Влияние народной подвижной игры на духовно-нравственное воспитание детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 12:25, дипломная работа

Описание

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1.Изучить степень разработанность проблемы в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности влияния народных подвижных игр на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

4. Классифицировать народные подвижные игры по принципу их преимущественного их влияния на духовно-нравственное воспитание

Содержание

Введение. С. 3-5
Глава 1. Теоретические предпосылки к изучению проблемы духовно – нравственного воспитания детей. С.6-23
1.1. Понятие духовно-нравственных ценностей в психолого-педагогической литературе. С. 6-20
1.2. Возрастные особенности нравственного развития детей. С.20-23
1.3. Особенности формирования духовно-нравственных ценностей у детей посредством подвижной игры.
Глава 2. Подвижная игра как средство духовно-нравственного воспитания детей. С. 24-53
2.1. Диагностика и результаты духовно-нравственного развития детей. С.24-36
2.2. Специфика использования народных подвижных игр в духовно-нравственном воспитании детей. С.36-41
2.3. Динамика уровня духовно-нравственного воспитания детей. С.51-53
Заключение С.54-55
Список литературы С.56-58

Работа состоит из  1 файл

Влияние игры на нрав..doc

— 432.00 Кб (Скачать документ)

            и в экспериментальной группах после эксперимента, в %

     При анализе социометрических данных младших  школьников в контрольной и экспериментальной группах видно, что в результате эксперимента в экспериментальной группе младших школьников социометрический статус учащихся повысился по сравнению с контрольной, при р<0,05.  Как следствие этого, в экспериментальной группе улучшаются межличностные отношения (происходит уменьшение числа «отверженных», переход их в более высокие по статусу социометрические группы). В контрольной группе достоверных изменений в межличностных отношениях учащихся по сравнению с исходными данными не установлено

       На основании анализа социометрических  данных экспериментальной и контрольной групп можно утверждать о повышении педагогической эффективности занятий с использованием  народных игр по сравнению с традиционным подходом.

    Полученные  в ходе исследования данные позволяют  утверждать, что введение в вариативную часть программы физического воспитания народных игр гуманизирует процесс физического воспитания:   способствует реализации двигательного и познавательного компонентов, основанных на знании народной культуры, и  эмоционального компонента, связанного с сюжетной основой народных игр; социализирует учебно – воспитательный процесс, создает условия для оптимизации межличностного общения младших школьников путем самореализации личности в обществе.

    Планирование  вариативной части программы  физического воспитания с использованием народных игр в виде блоков уроков с учетом дифференцированного подхода и классификационных признаков игр позволило повысить методическую эффективность занятий у младших школьников, что отразилось на повышении их физической подготовленности в скоростных, скоростно-силовых, координационных способностях и выносливости.

     Таким образом, результаты проведенного исследования  доказали выдвинутую нами гипотезу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВЫВОДЫ 

     1. Современная ситуация смены образовательных  приоритетов, повышающихся требований к качеству школьного образования определяет необходимость использования гуманистического аспекта в учебно-воспитательном процессе школы, в том числе и физическом воспитании. Содержательным компонентом гуманизации физического воспитания является использование в вариативной части программы  народных подвижных игр.

     2. При анализе использования  народных игр в процессе физического воспитания школьников определены их следующие классификационные  признаки:

     - национальная особенность;

     - моторная плотность;

     - характер двигательной деятельности;

     - особенности взаимодействия в  игре;

     - возрастные особенности;

     - тип организации игр;

     - преимущественно развиваемые физические  качества,

     - использование игр по частям  урока.

     Систематизация  народных игр по классификационным  признакам позволяет планировать учебный процесс по физическому воспитанию в теоретико-практическом виде блоками в соответствии с базовыми разделами программы.

     3. Для определения эффективности  вариативной части программы  по физическому воспитанию применялись тесты, основанные на элементах движений в  народных  подвижных играх:

     - метание малого мяча на дальность,  м;

     - броски малого мяча на точность (для 1 - 2-го классов), кол-во раз;

     - передача – ловля мяча в  стену за  30 секунд (для 3 - 4-го  классов), кол-во   раз;

     - удары битой по мячу, кол-во  раз;

     - челночный бег (1 класс - 2´15 метров, 2 класс - 2´20 метров,

      3 класс -  2´25 метров, 4 класс - 2´30 метров), с

    4. При использовании народных игр  в учебном процессе у школьников  с первого по четвертый классы  повысились: познавательный интерес  к народной культуре в экспериментальной группе в среднем с 1,9 балла до 3,1 балла (по пятибалльной шкале), деятельностное  с 2,8 балла до 3,9 баллов и эмоциональное с 2,8 балла до 3,6 баллов восприятие  народных игр, при р < 0,05. В контрольной группе достоверных изменений не выявлено.

    5.  Планирование вариативной части программы физического воспитания с использованием  народных игр происходило с учетом дифференцированного подхода, что позволило повысить уровень физической подготовленности младших школьников экспериментальной группы в скоростных способностях в среднем с 6,9 с до 6,1 с, в скоростно-силовых в среднем со 132 см до 147см, координационных в среднем с 10,5 с до 9,5 с  и выносливости в среднем с 752 м до 842 м, при р < 0,05.

    6. Полученные в ходе эксперимента  данные показали, что использование  народных подвижных игр в вариативной части программы физического воспитания влияет на межличностные отношения младших школьников. В экспериментальной группе выявлены следующие изменения социометрических данных, при р < 0,05: из социометрической группы «отверженных», которая составляла 15 % от общей численности учащихся (250 человек), в группу «принятых» перешло  8 %, в группу «предпочитаемых» 4%. В контрольной группе достоверных изменений в межличностных отношениях младших школьников не выявлено, количественный состав социометрической группы «отверженных» остался на уровне 13 %  от общей численности учащихся контрольной группы.

    Еще необходимо отметить, что народные подвижные игры, как важная, составная  воспитательной системы, тесно связанные  с представлениями народа о роли генетической наследственности, влиянием на процессы воспитания среды, об особенностях детской психики.

    В богатейшем фонде народных подвижных  игр концентрируются глубинные  народные знания о сущности человеческой личности и правила ее телсного и духовного воспитания.

    Подвижные игры, как элемент народного творчества, сильные своей беспристрастностью истиной, которая оттачивалась в  процессе наиболее типичного, реального  прожитого. 

ПРАКТИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ 

     1. В качестве гуманистического аспекта учебно-воспитательного процесса школы нами предлагается использовать в вариативной части программы физического воспитания народные подвижные  игры, объединяющие в себе средства народной и физической культур. 

     2. Вариативную часть программы  по физическому воспитанию с использованием народных игр рекомендуется планировать в теоретико-практическом виде блоками в соответствии с базовыми разделами программы. Первый блок – 15 уроков включает теоретические сведения о народных играх, народные состязания, народные танцы, элементы техники народных игр. Второй блок – 19 уроков включает зимние забавы,  традиционные игры на народных праздниках.

     3. При оценке двигательных качеств  в вариативной части использовать  тесты, основанные на элементах  народных игр.

     4. Вариативная часть программы с использованием народных игр, применяемая при трех уроках физической культуры в неделю, может применяться в программе с двумя уроками физической культуры в неделю.

     5. Разработанная вариативная часть  программы физического воспитания с использованием народных игр рекомендована к применению  в школах.

     6. Популярность народных игр должна  использоваться в качестве средства  привлечения школьников к регулярным занятиям физической культурой, способствовать сохранению культурного наследия народа.

     7. Проводить с учителями физической  культуры теоретические и практические семинары по вопросам планирования, организации и проведения вариативной части программы по физическому воспитанию с использованием  народных игр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы.

  1. Артюхова  И.  С.  Ценности  и  воспитание// Педагогика, 1999, №4.;
  2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.  (534)
  3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.
  4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
  5. Болдырев  Н.  И.  Методика  воспитательной  работы  в  школе. – 2-е  изд. – М., 1979;
  6. Болдырев Н. И. “Нравственное воспитание школьников”, Москва, 1979 г.  (216)
  7. Бондаревская  Е.  В.  Нравственное  воспитание  учащихся  в  условиях  реализации  школьной  реформы:  Учеб.  пособие. – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986;
  8. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.
  9. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.
  10. Виноградова  Н.  Д.  Привычка  –  основа  нравственного  воспитания// Педагогика, 1997, №5;
  11. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991
  12. Каиров И. А. “Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания”, Москва, 1979 г.   (277)
  13. Коджаспирова, Галина Михайловна, Коджаспиров, Алексей Юрьевич. Педагогический словарь: Для студентов высш.и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Academia, 2000. - 173, [2] c.
  14. Краткий словарь по философии -М: 1982.
  15. Леонтьев  А.  Н.  Деятельность,  сознание,  личность. – М., 1975;
  16. Леонтьев  А.  Н.  Потребности  и  мотивы  деятельности// Психология/ Под  ред.  А.  А.  Смирнова  и  др. – М.: 1962;
  17. Нравственное  воспитание  личности  школьника/ Под ред.  Колдунова Я.  И. – Калуга, 1969;
  18. Нравственное  развитие  младшего  школьника  в  процессе  воспитания/ Под  ред.  Каирова  И.  А., Богдановой  О.  С. – М.: Педагогика, 1979;
  19. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.
  20. Педагогика  школы/ Под  ред.  Г. И.  Щукиной. – М.: Просвещение, 1977;
  21. Педагогика/ Под  ред.  Бабанского  Ю.  К – М.: Просвещение, 1983;
  22. Педагогика/ Под  ред.  Э.  Т.  Малиночки. – М.: Краснодар, 1992;
  23. Педагогика:  Учеб. пособие для педучилищ/ С.  П.  Баранов,  Л.  Р.  Болотина,  Т.  В.  Воликова,  В.  А.  Сластенин. – М.: Просвещение, 1981;
  24. Подласый  П.  И.  Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996;
  25. Психолого-педагический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Сост В.А. Мижериков. – Ростов н/Д: Феникс, 1986. – 310 с.
  26. Рубинштейн С. Л. “Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников”, Москва, 1981 г. (183)
  27. Сластенин  В.  А.,  Исаев И.  Ф.,  Мищенко А.  И.,  Шиянов  Е.  Н.  Педагогика.  Уч.  пособие для студентов педвузов. – М.: Школа-пресс, 1998;
  28. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
  29. Харламов  И.  Ф.  Нравственное  воспитание  школьников:  Пособие  для  классных  руководителей. – М.: Просвещение, 1983;
  30. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
  31. Эльконин А. Б. ,Вагнер Л. В “Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей”, Москва. 1981 г.  (270)
  32. Янгирова В. М. Теория вопитания
  33. Яновская  М.  Г.  Эмоциональные  аспекты  нравственного  воспитания:  Кн.  для  учителя. – М.: Просвещение, 1986.
 

     ГЛОССАРИЙ

  1. Активность – усиленно деятельное состояние отражения и преобразования действительности, принимающее ведущее участие в развитии человека, становлении его личности.
  2. Актуализация - осуществление, переход из состояния возможности в состояние действительности.
  3. Альтернатива - необходимость выбора между двумя возможностями, обусловленная потребностью решиться на одно из двух.
  4. Аморальное поведение - поведение, противоречащее принятым в обществе нравственным нормам.
  5. Анализ - разложение, расчленение - в логике понятийное, т.е. делающее возможным образование понятий, разложение единства на множество, целого - на его части, сложного - на его компоненты, события - на его отдельные ступени, содержания, сознания - на его признаки (противоположность - синтез). Акт анализа называют анализированием, а способ проведения анализа - аналитическим методом.
  6. Беседа - метод психолого-педагогического исследования. Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер), знаний, убеждений, интересов, предпочтений, установок, отношения к среде, коллективу и др.
  7.   Вербальное внушение - внушение, осуществляемое с помощью слова.
  8.   Внеурочная работа - внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.
  9.   Внешкольная работа - составная часть системы образования и воспитания детей, подростков и учащейся молодежи.
  10.   Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности; процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.
  11.   Воспитание (в узком педагогическом значении) – целенаправленная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
  12.   Воспитанник – человек, являющийся, с одной стороны, объектом воспитательного взаимодействия с определенным лицом (учитель, воспитатель, родитель) и (или) социальным окружением (семья, творческий, трудовой, спортивный и учебный коллектив), с другой стороны, субъектом самовоспитательной деятельности, так как ему принадлежит активная роль в формировании своих личностных качеств.
  13.   Воспитатель – должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в образовательном или ином детском учреждении.
  14.   Воспитательная система - объединяет комплекс воспитательных целей; людей, их реализацию в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенную среду; управление деятельностью по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы.
  15.   Гуманизм – совокупность взглядов, признающих ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей независимо от общественного положения.
  16.   Гуманистические ценности педагога – ценности, которые носят гуманный характер и определяют личность и деятельность педагога. Среди них: осознание самоценности человеческой личности, ее неповторимой индивидуальной и творческой сущности; признание разностороннего развития личности.
  17.   Гуманитаризация образования - система мер, направленных на приоритетные развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых.
  18.   Действие - процесс взаимодействия с каким-либо предметом, в котором достигается определенная, заранее определенная, цель.
  19.   Деятельность педагогическая – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.
  20.   Желание - субъективная характеристика мотивационного процесса, в которой ключевым переживанием субъекта выступает его целеориентированность.           
  21.   Коррекционно-воспитательная работа – система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков воспитания детей и подростков.
  22.   Личностьтаинственный избыток индивидуальности, ее свобода, которая не поддается исчислению, предсказанию, ее чувство ответственности и вины. Личность есть чудо, миф, предмет удивления, восхищения, зависти, ненависти (В.П. Зинченко, 2001; 75).
  23.   Личность – феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием.
  24.   Моральные нормы регулируют внутреннее поведение человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации так, а не иначе. Моральные нормы фиксируются в заповедях и других формах представлений о том, как человеку должно поступать.
  25.   Моральные санкции - меры воздействия, направленные на поддержание этических ценностей общества.
  26.   Мотивация – внешнее или внутреннее побуждение человека, социальной группы к активной деятельности во имя достижения каких-либо целей.
  27.   Мотивация достижения - стремление человека к успехам в различных видах деятельности. В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием тех успехов, которые достигаются индивидом.
  28.    Намерение - мотивационная основа деятельности, связанная с сознательным выбором определенной цели. Формирование намерения происходит на основе использования уже приобретенного опыта непосредственного удовлетворения потребностей и при наличии достаточного личностного контроля. Обычно структура деятельности, в которой реализуется намерение, характеризуется тем, что ее цель достаточно отдалена и непосредственное удовлетворение потребности невозможно, а требуется достижение каких-либо промежуточных целей, которые сами по себе не имеют побудительной силы. Показано, что побуждения, связанные со сформулированным намерением, имеют такие же динамические свойства, что и непосредственные потребности.
  29.   Норма – правило, точное предписание, установленная мера; узаконенное установление, признанный обязательным порядок чего-либо.
  30.   Обучение - процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучающегося формируется система знаний, умений, навыков, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества
  31.   Поведение - совокупность действий и поступков индивида. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Поведение человека побуждается потребностью, в конечном счете, направленной на оптимальное удовлетворение его интересов.
  32.   Потребности - форма проявления интенциональной природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично биологической формой потребности является нужда. На ее восполнение направлены инстинкты, в которых заданы и свойства релевантных потребности предметов, и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения. Для человека характерно то, что даже те его потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей осуществляется за счет общественно обусловленного развития их предметов. Потребности подразделяют по характеру деятельности (оборонительная деятельность, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их реализации - в виде оценочных эмоций.
  33.   Преподавание - деятельность по организации учения, в результате которой обучаемые усваивают содержание образования, и деятельность контроля за ходом и итогами организованного учения  При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. По прагматическому основанию человеческие действия могут быть разделены на управляющие, исполнительные, утилитарно-приспособительные, перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные действия. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.
  34.   Привычка - действие, приобретшее ритуализированный характер или характер принуждения. При формировании привычки при неоднократном выполнения какого-либо действия чрезвычайно важное значение имеет вызываемый самим осуществлением действия приятный эмоциональный тон.
  35.   Самооценка – чувство собственного достоинства, которое проистекает из уверенности в своих силах и способностях; оценка личностью своих качеств, возможностей и места среди других людей.
  36.   Система – с греч. – целое, составленное из частей, соединение. Это упорядоченная целостность, имеющая определенную структуру. Система – целое, состоящее из взаимосвязанных элементов и обладающая главной функцией, которой нет у каждого отдельного элемента.
  37.    Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и ценностно-эмоциональных отношений, усвоение которой субъектом обеспечивает формирование всесторонне развитой личности, готовой к воспроизведению и развитию культуры
  38.   Традиция (От лат.Traditio – передача)- элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, и социальных группах в течение длительного времени. Традиции охватывают:
  39.   Формирование личности – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности.
  40.   Ценностные ориентации личности – разделяемые личностью социальные ценности, которые выступают в качестве целей жизни и основных средств их достижения и в силу этого приобретают функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.
  41.   Ценность - это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала. Ценность - это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценности - это предпочтения (или отвержения) определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения.

Информация о работе Влияние народной подвижной игры на духовно-нравственное воспитание детей