Влияние народной подвижной игры на духовно-нравственное воспитание детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 12:25, дипломная работа

Описание

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1.Изучить степень разработанность проблемы в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности влияния народных подвижных игр на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

4. Классифицировать народные подвижные игры по принципу их преимущественного их влияния на духовно-нравственное воспитание

Содержание

Введение. С. 3-5
Глава 1. Теоретические предпосылки к изучению проблемы духовно – нравственного воспитания детей. С.6-23
1.1. Понятие духовно-нравственных ценностей в психолого-педагогической литературе. С. 6-20
1.2. Возрастные особенности нравственного развития детей. С.20-23
1.3. Особенности формирования духовно-нравственных ценностей у детей посредством подвижной игры.
Глава 2. Подвижная игра как средство духовно-нравственного воспитания детей. С. 24-53
2.1. Диагностика и результаты духовно-нравственного развития детей. С.24-36
2.2. Специфика использования народных подвижных игр в духовно-нравственном воспитании детей. С.36-41
2.3. Динамика уровня духовно-нравственного воспитания детей. С.51-53
Заключение С.54-55
Список литературы С.56-58

Работа состоит из  1 файл

Влияние игры на нрав..doc

— 432.00 Кб (Скачать документ)
p align="justify">     Тесты вариативной части программы  с использованием  народных игр:

     1. Метание малого мяча на дальность  с разбега, м;

     2. Метание малого мяча на точность  в цель, кол-во раз; 

     3. Челночный бег, с; 

     4. Удар битой по мячу на дальность, м;

     5. Передачи мяча в стену за 30 секунд, кол-во раз.

     Тестирование  двигательных действий, преимущественно  используемых в  народных играх, направлялось на выявление уровня развития кондиционных и координационных способностей, оценку качества физической и технической подготовленности. Сроки тестирования согласовывались со школьной программой, предусматривающей двухразовое тестирование – в начале и конце учебного года. В экспериментальной группе тестирование проводилось и после двух блоков уроков вариативной части программы.  По окончании педагогического эксперимента нами были получены следующие результаты. 

     ФОРМИРУЮЩИЙ ЭСПЕРИМЕНТ

    В формирующем эксперименте были задействованы  дети младшего школьного возраста (62 человека).

    В экспериментальной группе (31 чел.) работа с детьми проводилась по плану студентки, предусматривающей целенаправленное формирование у обучаемых ценностных отношений к физической культуре в процессе спортивно-оздоровительных занятий. В контрольной группе (31 чел.) дети занимались по типовой образовательной программе «Общая физическая подготовка».

    С целью диагностики у младших  школьников уровня сформированности ценностных отношений к физической  культуре были использованы следующие методы: анкетирование детей, опрос родителей, педагогическое наблюдение, собеседование с детьми, анкетирование педагога, тест Люшера, тест по определению двигательной памяти, тестирование физических способностей, самооценка методом Дембо-Рубинштейна. Результаты обследования каждого ребенка переведены в баллы в соответствии с методиками обработки получаемых в ходе исследования данных. В исследовании была использована 5-бальная система оценки уровня сформированности отношений детей к ценностям физической культуры. Высокий уровень сформированности ценностных отношений к физической культуре оценивался 5-ю баллами и отражал потребность личности в освоении ценностей физической культуры, систему знаний и убеждений, организующих и направляющих познавательную и практическую деятельность личности. Низкий уровень ценностных отношений к физической  культуре оценивался 1 (одним) баллом. В этом случае в целом отсутствовало положительное отношение к освоению ценностей физической культуры, не было стремления к ее познанию и целенаправленному использованию, отмечался недостаточный объем знаний в области физической культуры.

    Уровни  сформированности ценностных отношений  младших школьников к  физической культуре характеризовались балльной оценкой, полученной в результате анализа  показателей компонентов: аксиологического (духовно-нравственные ценности), эмоционального (положительные и отрицательные эмоции), интеллектуального (знания значимости физической культуры), деятельностного (активность в использовании средств физической культуры). В таблице 2 представлены данные динамики формирования ценностных отношений к физической культуре у учащихся контрольной и экспериментальной групп.

Таблица1.

Динамика  формирования компонентов  ценностных отношений  у младших школьников к физической культуре в образовательном  процессе

Компоненты  ценностных отношений  личности к физической культуре Уровни  сформированности компонентов ценностных отношений  к физической культуре у детей (в баллах)
контрольная группа экспериментальная группа
ОФП №1* ОФП №2* СОГ №1* СОГ №2*
До  эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
Аксиологичес-кий  компонент 3,2 3,3 3,4 3,6 3,6 4,1 3,3 3,7
Эмоциональ-ный  компонент 3,9 3,7 3,5 3,7 3,6 3,6 3,8 3,7
Интеллектуальный компонент 3,1 3,2 3,4 3,4 3,2 4,3 3,1 4,0
Деятельност-ный  компонент 3,5 3,6 3,4 3,5 3,6 4,6 3,4 4,3

   * ОФП – группа общей физической  подготовки;

      СОГ – спортивно-оздоровительная  группа;

    Результаты  проведенного исследования свидетельствуют о значительном повышении уровня сформированности ценностных отношений к физической культуре у обучаемых экспериментальной группы, по сравнению с контрольной группой, вследствие организации образовательного процесса, выстроенного в соответствии с гипотезой исследования. Так, в экспериментальной группе СОГ№1 интеллектуальный компонент исследуемых отношений вырос с 3,2 баллов до 4,3 баллов, а в контрольной группе: объединении ОФП№1 рост был незначительным (с 3,1 до 3,2) и в ОФП№2 изменений не произошло. Аналогичная динамика прослеживается и в изменениях уровней других компонентов изучаемых отношений: учащиеся спортивно-оздоровительных групп  стали активнее участвовать в событиях, связанных с физкультурной жизнью, они продемонстрировали понимание важности ценностей физической культуры, которые веками создавало человечество, они стали лучше представлять свой идеал в данной области, показали высокий уровень знаний по истории физической культуры и спорта.

    Все это свидетельствует о том, что  формирование ценностных отношений младших школьников к физической культуре в процессе спортивно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции. Физическое образование в спортивно-оздоровительных группах является эффективным средством воздействия не только на морфофункциональные показатели организма, но и на личностные качества детей. Физическая культура стала действенным фактором становления личности воспитанников спортивно-оздоровительной группы, поскольку она приобрела для ученика личностную ценность.

    Таким образом, апробированные в ходе педагогического  эксперимента педагогические условия  показали возможность целенаправленно  формировать ценностные отношения  к физической культуре у детей  младшего школьного возраста. Сформированные ценностные отношения личности к физической культуре обеспечивают устойчивость личности, определенность и последовательность поведения, выступают важнейшим фактором мотивации ее поведения в области физической культуры.

     Существуют определенные трудности оценки гуманистической позиции при использовании народных игр в социально-педагогической системе работы с детьми. Игры, по мнению В.И. Столярова, являются элементом социализации, механизм которой не всегда учитывается в процессе обучения. Народные подвижные игры как средство физического воспитания младших школьников  прежде всего решают задачу побуждения к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей ребенка в познавательной, двигательной и эмоциональной сферах. Мотивами обращения к  народным играм являются: двигательная потребность младшего школьника в подвижных играх; освобождение от психологических нагрузок, вызванных перегруженностью учебного процесса; восстановление организма после длительного перерыва в занятиях; потребность в улучшении двигательных и коммуникативных способностей; общение в игровой обстановке, связанное с желанием повысить социальный статус.

     Для оценки культурологической основы процесса физического воспитания  нами использовалась методика А.Д. Солдатенкова, О.В. Лебедевой (1993), где компоненты восприятия младшими школьниками народной культуры (познавательный, деятельностный и эмоциональный) рассматривались в контексте физической культуры. Познавательный компонент определял уровень знаний младших школьников о  народных играх, традициях, обычаях; деятельный компонент - опосредованное восприятие школьниками  народных игр; эмоциональный компонент - непосредственное  восприятие ребенком народной культуры. В соответствии с этими компонентами проводилось анкетирование. Уровни восприятия младшими школьниками  народной культуры определялись количеством набранных баллов, так: с 0,1 до 1,0 баллов - низкий уровень; с 1,1 до 2,0 баллов – ниже среднего; с 2,1 до 3,0 баллов – средний; с 3,1 до 4,0 баллов – выше среднего; с 4,1 до 5,0 баллов – высокий уровень. 

Результаты  исследования

     В ходе исследования нами рассматривалась  динамика восприятия школьниками  народной культуры, в частности, познавательного, деятельностного и эмоционального компонентов. Исходные данные познавательного компонента у школьников младших классов были ниже среднего - 1,9 балла, деятельностного и эмоционального средними - 2,8 балла. После эксперимента (рис. 2) видно, что показатели познавательного компонента у учащихся экспериментальной группы выросли до 3,1 балла,  при р<0,05.

      Рис.2. Показатели познавательного компонента младших  школьников

до и  после эксперимента, в баллах

В контрольной  группе показатели познавательного  компонента достигли 2  баллов, при  р>0,05.

     

Рис. 3. Показатели деятельностного компонента младших  школьников

до и  после эксперимента, в баллах

     На  рисунке 3 видно, что показатели деятельностного  компонента младших школьников экспериментальной группы выросли с 2,8 до 3,9 баллов, при р<0,05.

     Показатели деятельностного компонента контрольной группы увеличились с 2,8 до 2,9 баллов, при р>0,05.

     Показатели  эмоционального компонента (рис. 4) учащихся экспериментальной группы увеличились с 2,8 баллов до 3,6 баллов при р<0,05. В контрольной группе показатели эмоционального компонента изменились с 2,8 до 2,9 баллов при р > 0,05.  При сравнительном анализе показателей экспериментальной и контрольной групп видно, что изменения, происходящие с показателями восприятия  народной культуры учащимися экспериментальной группы в познавательном, деятельностном, эмоциональном компонентах превосходят показатели контрольной группы на статистически достоверном уровне (р<0,05).

     

Рис. 4. Показатели эмоционального компонента младших  школьников

до и после эксперимента, в баллах

     Таким образом, у младших школьников экспериментальной  группы в ходе эксперимента доказано достоверное действие экспериментального фактора  - использования народных игр на познавательные (рис.2), деятельностные (рис.3) и эмоциональные  (рис.4) показатели восприятия  народной культуры.

     Проанализировав динамику физической подготовленности младших школьников контрольной и экспериментальной групп в период обучения их с 1-ого по 4-ый классы (рис. 5), сравнив приросты показателей развития скоростных, скоростно-силовых, силовых способностей, выносливости и координации, выявив достоверные изменения показателей, можно отметить, что в экспериментальной группе приросты показателей физической подготовленности после эксперимента составили в проявлении скоростных способностей 12 %, координационных способностей 10 %, скоростно-силовых – 10 % и выносливости 11%,  при р<0,05, гибкости 6 % и силовых способностей 4 %.  В контрольной группе прирост этих показателей составил, соответственно 4%, 5%, 4%, 4% , 6%  и 4 %, при р>0,05.

      Рис. 5.  Прирост  физических способностей младших школьников за время  эксперимента в %

     Примечание. Физические способности: 1-скоростные; 2-координационные; 3-скоростно-силовые; 4-выносливость; 5-гибкость; 6-силовые.

     При анализе показателей гибкости и  силовых способностей достоверных изменений между контрольной и экспериментальной группами не выявлено.

     Анализ  физической подготовленности учащихся контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента показывает, что приросты в развитии физических способностей учащихся экспериментальной группы, при р<0,05 обусловлены экспериментальным фактором – использованием  народных игр в вариативной части программы по физическому воспитанию.

     Анализ  социометрических данных младших школьников в контрольной и экспериментальной группах отражен на рисунке 6.

              Контрольная группа                            Экспериментальная группа 

        

Рис. 6  Социометрические данные младших школьников  в  контрольной 

Информация о работе Влияние народной подвижной игры на духовно-нравственное воспитание детей